Повышение эффективности творческой деятельности при помощи формирующего оценивания
статья по литературе (7 класс) на тему

Алексеева Юлия Викторовна

В данной статье расматриваются современные подходы к оцениванию работ обучающихся, в том числе творческих. Требования ФГОС нового поколения к оцениванию на уроке и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie_pri_napisanii_sochineniya.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение эффективности творческой деятельности при помощи формирующего оценивания.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Пять принципов формирующего оценивания

  1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
  4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
  5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал
  • определить, сформирован ли тот или иной практический навык
  • сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Как разрабатывать систему критериальной оценки:

  • критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);
  • работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
  • критерии известны учащимся заранее;
  • создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
  • критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей 
  • оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.
  • Источники: Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Лебедева М.Б. Материалы тренинга по формирующему оцениванию

Перед Вами умения и навыки, проверяемые сочинением творческого характера «Былина на школьную тему», которое завершает изучение темы «Устное народное творчество»:

  1. Понимание темы и умение строить высказывание, соответствующее заданной теме – 1 балл
  2. Умение создавать текст-повествование с завершенным сюжетом – 2 балла
  3. Осознание важности совершаемого героем, то есть можно ли назвать совершаемое им подвигом (с какой-либо из точек зрения). Можно ли назвать подвигом то, что совершается ежедневно, или это только исключительное деяние? (по итогам изучения былины о Микуле Селяниновиче) – 1 балл
  4. Осознание композиционных особенностей жанра былины (наличие в сочинении-стилизации зачина, повторов, концовки) – 3 балла
  5. Осознание стилистических особенностей жанра былины: важности ритма, напевности (былинный строй речи), постоянных эпитетов, гипербол – 3 балла.

Знакомство с данными критериями проводится постепенно на уроках изучения нового материала, когда анализируются былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», и как обобщение материала на этапе подготовки к сочинению, чтобы в процессе написания работы ребята уже могли анализировать свои успехи, находить ошибки.

Работа над сочинением может проводиться как индивидуально, так и в малых группах (2-3 человека) по выбору учащегося. Время на написание сочинения ограничено (45 мин. в классе).  При написании работы данные критерии выводятся на экран, возможно использование учебника или текстов былин не в электронном варианте как справочного материала.

Алексеева Юлия Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы 630 Приморского района г. Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач"

Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подх...

Познавательная самостоятельность и творческая активность учащегося как средство повышения эффективности учебной деятельности

Познавательная активность в её конкретном проявлении сугубо индивидуальна и эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с учителем деятельностью ...

Участие в деятельности ресурсного методического центра "Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОО" г. Нижневартовск

Организовала и провела мастер-класс "Использование нестандартного игрового оборудования для профилактики нарушений и коррекции опорно-двигательной системы".Дополнительные материалы по ссылке...

Эффективное использование информационной инфраструктуры ОУ, сетевых и интернет технологий с целью повышения эффективности педагогической деятельности.

На сегодняшний день все более актуальным становится вопросы повышения качества образования посредством совершенствования оснащенности материально-технической базы ОУ; необходимости вывода оснащенности...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...