Познавательная самостоятельность и творческая активность учащегося как средство повышения эффективности учебной деятельности
статья на тему

Кравчук Ирина Станиславовна

Познавательная активность в её конкретном проявлении сугубо индивидуальна и эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с учителем деятельностью в ходе учебного процесса через целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых, творческое сотрудничество учителей и обучаемых, обширное внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии, индивидуализацию работы по развитию познавательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кравчук Ирина Станиславовна,

Директор МБОУ «Кольцовской средней школы» Сакский район Республика Крым

Познавательная самостоятельность и творческая активность учащегося как средство повышения эффективности учебной деятельности

Актуальность. Активизация познавательной деятельности учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Чертой данной позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и рвение к проблемному обучению, к ведению диалога с учащимся, рвение к обоснованию собственных взглядов, способность к самооценке собственной преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на базе проблемного обучения с учетом личных особенностей каждого учащегося. Учебно-познавательная деятельность - многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования различных систем: теоретических и методических. В особенности продуктивной может быть совместная деятельность учитель – ученик, учение – ученик, учитель - учитель.

Целью статьи является рассмотрение способов развития познавательной активности обучаемых на уроках.

Данная цель  привела к рассмотрению следующих задач:

-рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучаемых;

-определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучаемых;

-выделение способов, используемых для роста познавательной активности обучаемых;

- методическая разработка уроков с внедрением активных способов по дисциплине экономическая теория

Объектом  является познавательная активность обучаемых и активные способы обучения.

Предметом  является методика внедрения активных способов для роста познавательной активности обучаемых.

Воспитание самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, А. Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский. Проблему анализа сформированности у детей активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения рассматривали Л.П.Аристова, Е.Я. Голант, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, П.И. Пидкасистый, И.С Якиманский и др. Познавательная самостоятельность различными исследователями определяется как характеристика личности (Д.Б.Богоявленская, Л.Г.Вяткин, З.И.Калмыкова, М.Н. Махмутов и др.). В педагогической литературе познавательная самостоятельность рассматривается как процесс и результат специально организованного усвоения учебной информации. Исследование путей формирования познавательной самостоятельности учащихся проводили В.К.Буряк, Е.Я. Голант, Б.П.Есипов, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, А.В.Усова и др.

Формирование познавательной самостоятельности и творческой активности учащегося возможно только при смене приоритетов в образовании — с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.

Одним из важных факторов развития познавательной активности и самостоятельности школьника является интерес. Для формирования интереса необходимо не просто пробуждать любопытство, но и приучать их к творческому овладению знаниями, умениями, навыками (В.Б. Бондаревский, В.Б.Щукина, Г.И. Андреев, К. Роджерс).

Познавательную самостоятельность школьника часто связывают с его учебно-творческой деятельностью (М.И. Махмутов, А.И.Матюшкин, Т.В.Кудрявцев, В.Г.Разумовский, Д.Пойа, Ю.Н. Кулюткин)

Теоретическая и практическая значимость исследований определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и воплощения уроков активного обучения.

Основной текст. В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Неувязка активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества остается одной из актуальных задач педагогики.

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения. Познавательный процесс является результатом функционирования всех частей дидактической системы, и его эффективность определяется качеством этих частей. Поэтому огромное значение придается не лишь количественной оценки эффективности, но и основным образом общему анализу способов воспитания и познавательной деятельности обучаемых, которая является одним из эффективных путей повышения свойства профессиональной подготовки профессионалов. Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. Её следует разглядывать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания.

Различают познавательную активность двух типов: - направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивидума пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность) - создание совсем нового, для чего в личном и публичном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность). Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно- подражательный, поисково- исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификации способов обучения.

И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в базу образ деяния.

Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется рвением учащегося понять, уяснить, воспроизвести полученные знания, овладеть методами выполнения действий по эталону.

Интерпретирующий уровень предполагает желание понять смысл изучаемого, применить знания и освоенные методы деятельности в новейших учебных условиях.

Творческий же уровень предугадывает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей меж предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения задач.

Организуя и осуществляя последовательность дидактических ситуаций в учебном процессе, необходимо в рамках каждой из них реализовывать два этапа познавательной деятельности учащихся.

Первый этап - восприятие учебной информации, её переработка на базе узнаваемых алгоритмов действий, а также её преобразование и запоминание.

Второй этап - применение знаний на практике. В данной связи отметим, что В.А. Крутецкий смог выделить и обосновать специфику групп упражнений, способствующих решению этих задач. Для первого этапа протекания познавательной деятельности такие упражнения обязаны включать: - вопросы-задания, приводящие к необходимости воспроизведения отдельных частей знаний для решения тех либо других конкретных типовых задач.  Задания, приводящие к осознанию необходимости внедрения приобретаемых знаний для выполнения различных по психологической природе и трудности систем практических действий; -задания, приводящие к осознанию необходимости выработки тех либо других умений по обобщению и автоматизации усваиваемых знаний и способов деятельности.

Для второго этапа протекания познавательной деятельности нужна система упражнений, в которой метод выполнения еще одного задания не постоянно совпадает со методом выполнения предшествующего. При этом принципиально, чтоб с первого момента формирования умений и навыков при исследовании хоть какого учебного материала задания чередовались с теми, которые давались при исследовании предшествующего учебного материала (реализовывался принцип непрерывного повторения).

В эту систему упражнений целесообразно включать и задания, требующие многократного повторения одной и той же операции. Этим создаются для обучаемых более трудные условия для переключения с одной операции на другую. Реализация принципа непрерывного повторения в данной системе упражнений обязана обеспечиваться и заданиями с недостающими либо противоречивыми данными. В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он обязан усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем либо иным источником знаний. Традиционно это происходит при использовании лекции-монолога, демонстрации, чтения литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких- или проблемных, поисковых заданий. При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Выделяются следующие критерии познавательной активности обучаемых:

1. Наличие познавательного энтузиазма, о котором можно судить по следующим показателям: степень роли в обсуждаемых на упражнениях проблемах; полнота ответов; самостоятельность суждений; вопросы к преподавателю, их характер и направленность; отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т.Д.); Рвение к роли в научной работе; направленность использования свободного времени и т.д.

2. Сформированность приемов познавательной деятельности (обладают полностью, частично, не обладают).

 3. Определенный уровень самостоятельности в исследовании наук.

4. Достижение довольно высокого уровня познавательного общения меж обучаемыми и преподавателями.

5. Высокое качество знаний и их соответствие требованиям программ.

Создание учебной потребности может быть за счет построения направленного затруднения либо затруднения в действии. Преодоление, которого просит дополнительного деяния, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности либо деятельности, которую он не мог удачно осуществлять из-за отсутствия способности  к ней.  

Эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых на упражнениях по экономическим дисциплинам, обеспечивается их совместной с преподавателем деятельностью в ходе учебного процесса по следующим фронтам:

 1. Целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых.

 2. Творческое сотрудничество преподавателей и обучаемых на упражнениях.

 3.Обширное внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии.

 4.Индивидуализация работы по развитию познавательной активности.

Активизация учебной деятельности, в том числе и коммуникативная активность подразумевает активное роль всех обучающихся в учебной деятельности, для чего эта последняя обязана быть мотивированной и довольно увлекательной. Принципиально, чтоб вся учебная деятельность учащихся протекала в обстановке непосредственного общения.

Групповое взаимодействие обучающихся, направленное на решение стоящей учебной задачки, в которое каждый ученик вносит свой вклад, провоцирует его активность, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого в итоге деятельности. В данной связи приоритетными обязаны быть творческие виды работы, требующие совместного поиска решения поставленной задачки.

Важно отметить, что принципиальным условием активизации учащегося является присвоение ему определенной роли в процессе использования разных игровых форм обучения, в первую очередь ролевых игр. Игра раскрепощает учащегося, провоцирует его фантазию, раскрывает его творческие способности, характеристики его личности. Игры превращают урок в живое увлекательное занятие. Внедрение игровых форм обучения, и в первую очередь ролевых игр, является отличительной особенностью интенсивных способов. Активизация деятельности учащихся в значимой мере зависит от преподавателя, который создает обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, что способствует реализации возможных возможностей каждого ученика. Являясь участником общения, преподаватель служит прототипом речевого и неречевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации.

Принцип коллективного взаимодействия выражается в том, что учащиеся одного учебного коллектива координируют свои усилия и вместе, сообща решают разнообразные учебные задачки и трудности настоящей жизни. С данной целью учащиеся объединяются в пары, группы либо работают все совместно. В данной связи очень существенную роль играются различия в уровне информированности по тому либо иному вопросу, различия во взорах и вкусах. Конкретно эти различия делают общение мотивированным и увлекательным для всех участников. Фурор коллективного взаимодействия в значимой мере определяется состоянием психологического удобства, раскованностью, которые обязаны быть сделаны на занятии. Это обеспечит непринуждённость в общении, свободу обмена мнениями.

Ведущим принципом активизации познавательной деятельности учащихся является положение о двуплановости процесса обучения, сформулированное. Г. Лозановым. В его понимании двуплановость - это, до этого всего, одновременная опора на сознательное и подсознательное владение навыками речи, наибольшая опора на эмоциональные и остальные процессы, взаимодействующие с действиями усвоения, облегчающие их протекание. Важнейшая задачка - организовать учебную деятельность так, чтоб материал запоминался тогда, когда учащийся занят конкретно материалом, а не специально запоминанием этого материала. Второй принцип способа активизации сводится к глобальному использованию всех средств действия на психику учащегося. Тут имеется в виду не лишь опора на слуховое и зрительное восприятие, но и, к примеру, создание у учащегося эмоционального состояния, способствующего оптимизации хоть какой его деятельности, положительно влияющего на эффективность усвоения. Создание на упражнениях благоприятного эмоционального климата и эмоциональная активизация учащихся также являются средством действия на личность обучаемого и играются положительную воспитательную роль.

На базе принятой системы обучения можно выделить следующие главные направления развития мотивации обучаемых:

1.Наличие эффективной системы контроля за успеваемостью с зависящей от нее системой поощрения (льготы, стипендии, послевузовское распределение и др.);

2.Оптимизация структурно-логической схемы учебного процесса (взаимосвязь и очередность изучаемых дисциплин);

3.Организация способности выбора вида и метода подготовки, индивидуализация обучения;

4. Внедрение способов активного обучения;

5.Высокий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса;

6.Организация современной инфраструктуры университета;

7.Простота и удобство получения и использования учебного и научного инвентаря, специальной литературы, консультаций и т.п. Таковым образом, активизация познавательной деятельности является комплексным действием, включающим ряд взаимосвязанных мероприятий.

Отсюда главные направления активизации познавательной деятельности обучаемых можно свести в три группы.

Первая группа: формирование у обучаемых мотивов и потребностей к учебе, овладению знаниями, навыками и умениями по собственной будущей специальности; формирование у обучаемых приемов, навыков и умений учебной работы.

Вторая группа: обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитывающей задач процесса обучения; улучшение форм и способов обучения учащихся; педагогически правильное внедрение преподавателями принципов дидактики в учебной работе; повышение эффективности и обеспечения регулярности контроля и оценки знаний навыков и умений; рациональная организация практической подготовки обучаемых.

Третья группа: вовлечение обучаемых в активное участи во вне учебных мероприятиях; выработка и правильное внедрение системы педагогических и психологических стимулов учебной деятельности обучаемых; установление тесных межпредметных связей в преподавании; неизменное улучшение педагогического мастерства преподавателей.

Реализация на практике этих направлений дозволит повысить качество знаний обучаемых, вооружить их способами научного подхода к анализу разных явлений и действий, выработать у них нужные профессиональные свойства.

Мастерство преподавателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание собственного предмета богатым, глубочайшим, привлекательным, а методы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными, а так же существенно увеличивает способности педагогов по развитию познавательной активности творческое сотрудничество преподавателя с обучаемыми на занятии:

а). Воплощение творческого сотрудничества в процессе преподавания экономических дисциплин достигается созданием в каждом занятии атмосферы творчества, поддержкой, помощью обучаемым в преодолении познавательных проблем, совместным исследованием изучаемых вопросов.

б). Широкие способности сотворения творческой атмосферы на упражнениях по экономическим дисциплинам представляют сочетание фундаментальности и профессиональной направленности обучения в высшей школе.

в). Способствуют осуществлению творческого сотрудничества на упражнениях совместное исследование учебных вопросов и заморочек преподавателем и обучаемыми.

г). Создание на упражнениях атмосферы творчества достигается в том случае, если преподавателю удается привлечь обучаемых к открытию новейших для них знаний, когда огромную либо меньшую часть пути к новым знаниям обучаемый проходит сам.

д). Творческое обучение может быть тогда, когда определено, что конкретно нового для обучаемых будет дано в материалах занятия, и когда удается выбрать путь к этому знанию, позволяющий обучаемым самим сделать открытие.

е). воплощение творческого сотрудничества на упражнениях достигается поддержкой обучаемых в преодолении познавательных проблем, воодушевлением их, помощью в проявлении познавательной активности.

ж). провоцирует сотрудничество с обучаемыми на упражнениях обращение преподавателя к применению средств наглядности.

з). Одно из направлений сотворения на упражнениях по экономическим дисциплинам атмосферы творческого сотрудничества - всесторонний учет личных свойств, особенности обучаемых.

Познавательная активность как качество личности развивается у обучаемых и в ходе диалогов и дискуссий при исследовании разных дисциплин. Плюрализм мнений, расширение гласности подняли значение умения полемизировать, культуры дискуссий на новенькую высоту. На семинарских упражнениях, в ходе самостоятельной работы, во время дискуссий, как планируемых заблаговременно, так и возникающих спонтанно, во время "круглых столов", пресс-конференций, в дискуссионных клубах преподаватели помогают обучаемым преодолевать трудности в подтверждении собственной точки зрения, в подборе аргументов в пользу правильности собственных утверждений, в соблюдении правил полемики.

Вывод. Таким образом, познавательная активность в её конкретном проявлении сугубо индивидуальна и эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с учителем деятельностью в ходе учебного процесса через целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых, творческое сотрудничество учителей и обучаемых на упражнениях, обширное внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии, индивидуализацию работы по развитию познавательной активности.

Список использованных источников:

  1. Дереклеева Н.И.  Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. «Вако» Москва 2004
  2. Кульневич С.В., Лаконценина Т.П.  Современный урок. Часть 1.Научно – практическое пособие. Издательство «Учитель» 2006
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.  Современный урок. Часть 2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки. Издательство «Учитель» 2005
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки. Издательство «Учитель» 2006
  5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.- 149 с.
  6. Щукина Г. И. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение, 1996. - 151 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности учеников

Эффективность обучения зависит от качества активности учащегося как субъекта.В виду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос. как организовать учебную работу так, чтобы она активизи...

Интегрированные уроки как средство повышения мотивации учебной деятельности учащихся

Интеграции предметов гуманитарного цикла способствует развитию  у ребёнка эмоциональной сферы, его чувств, души. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого ...

Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщая личный опыт работы учителем географии, можно отметить следующее: в своей педагогической деятельности наблюдается широкое использование технологии проектной деятельности, которое дает школьника...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...