Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности учеников
статья по алгебре на тему

Эффективность обучения зависит от качества активности учащегося как субъекта.

В виду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос. как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося.Решение этого вопроса и является одной из основных задач индивидуализации учебной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности учеников.

Эффективность обучения зависит от качества активности учащегося как субъекта.

В виду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос. как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося.Решение этого вопроса и является одной из основных задач индивидуализации учебной работы.

Формы индивидуализации:

Внешняя

Группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и программам.

Группы созданные на базе специальных способностей , интересов, профессиональных намерений (профильные, с углубленным изучением предмета)

Группы , сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья

Внутренняя

Внутриклассная   индивидуализация учебной работы

Групповые способы обучения, использование  игровых методик, метод проектов

Индивидуализация может проходить во всех трех формах классной работы: фронтальной, групповой и индивидуальной.

Фронтальная

Подходят следующие приемы

Использование различных уровней рассказа, в устном изложении учителя, применение учебной беседы, в ходе которой учеников провоцируют на выдвижение проблем и демонстрацию своих дополнительных внепрограммных знаний, учет индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии.

Групповая

Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации.

Принципы групповой работы:

  1. Класс разбивается на группы, лучше по 4 человека.
  2. Каждая группа получает свое задание, которые могут быть одинаковыми или дифференцированными
  3. Внутри группы распределяются роли
  4. Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями
  5. Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
  6. Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения..
  7. Принципы группового обучения прослеживаются  на различных этапах

Актуализация

Посредством совместных практических действий связать прежние знания с предстоящим новым

Этап изучение нового материала

Основная цель работы заключается в обосновании и теоретическом доказательстве тех эмпирических формул, которые группа обнаружила на предыдущем этапе.

Учитель предлагает лист эвристических заданий, которые призваны дать ориентиры и опорные точки в поиске обоснований и доказательства формул.

Этап применения изученного материала

Группа сама распределяет задания между членами группы. В процессе проверки каждый член группы должен знать решение всех заданий.

Трудности-сильные по уровню обученности доминируют в обсуждениях, игнорируя мнения слабых или  же отказываются помогать им.

Отбор учебного материала

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить , какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения заданий ( понятия, факты, законы). Надо помнить что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются по крайней мере два требования: Первые- по своей структуре задание должно быть таким , что бы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения.

Комплектование групп

Учитывается характер межличностных отношений и уровень учебных успехов.

Функции учителя

Организатор

  1. Объяснить цели
  2. Разбить на группы
  3. Раздача заданий
  4. Контроль за ходом работы
  5. Делать выводы
  6. Оценивать

Индивидуальная самостоятельная работа

Проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Учащимся дают неодинаковые задания, а задания которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"

Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии....

Познавательная самостоятельность и творческая активность учащегося как средство повышения эффективности учебной деятельности

Познавательная активность в её конкретном проявлении сугубо индивидуальна и эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с учителем деятельностью ...

Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщая личный опыт работы учителем географии, можно отметить следующее: в своей педагогической деятельности наблюдается широкое использование технологии проектной деятельности, которое дает школьника...

Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики

Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к реш...

Презентация Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики

Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.Цель этих задач &ndash...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...