Главные вкладки

    Методы, приемы , средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературе в современной школе
    материал на тему

    Фатихов Шамиль Миннешаехович

    Выступление на конференции

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема выступления : «Методы, приемы , средства  повышения эффективности  образовательной  деятельности при обучении русскому языку и литературе в современной школе».

    ФИО:Фатихов Шамиль Миннешаехович.

    РТ,Сармановский муниципальный район, , МБОУ «Кавзияковская ООШ».

                                    Выступление на конференции

         Образование-это то, что остается, когда  все выученное забыто.

    Я вспоминаю это  древнее изречение  всякий раз, когда  задумываюсь о смысле и назначении нашего  педагогического труда….

    Чему учить и как учить- это главные вопросы  для педагога. Они становятся особенно актуальными  именно в наше время – время глобальной «переоценки» ценностей»….

    Какое место  в новой  системе  образования  занимает учитель? Какие  идеи  и представления становятся основополагающими в его деятельности?.

       Я считаю , что учитель русского языка и литературы  должен стать  одной из ключевых  фигур  в обновлении  современной  школы , поскольку именно на наших уроках  подрастающий  человек учится  владеть  главным инструментом  человеческой мысли- словом , которое , как известно , начало всех начал.  

    Но как приучить  личность современного ребенка   к кропотливому труду: чтению ,письму и работу над текстом? Реализация  стандартов второго поколения  требует особого  внимания именно  к этим  видам деятельности. Жизнь не стоит на одном месте: происходят изменения в области экономики, культуры, а также и в образовании. Обучение в традиционной форме никогда не устаревает, но есть и новые технологии, методы и приемы в  процессе образования и обучения, при воспитании современной личности.

    1.Информационные технологии. Их преимущества  в том ,что данные технологии индивидуализируют  образовательный процесс .Дети используют компьютерные технологии в образовательных целях, создают проекты, свободно пользуются  (через Интернет ) любой библиотекой, музеем, периодическими изданиями всего мира, осуществляют дистанционное образование.

    В своей работе  использую  компьютерные  программы серии «Кирилл и  Мефодий»,программы для подготовки к ЕГЭ. По опыту работы я убедилась, что эти программы  удобны  для организации  индивидуальной и дифференцированной  работы  как с отстающими , так   с одаренными учащимися.          

      На уроке  же удобнее использовать презентации, подготовленные самостоятельно по определенной теме к конкретному уроку или  циклу занятий. Презентации  помогают поддерживать темп   урока, вести урок  более динамично, четко структурировать его содержание ,придают эмоциональную окраску, позволяют вести  пошаговое  объяснение  материала в динамичном режиме  с помощью схем, диаграмм, графиков.

    Во многих школах  сегодня появились интерактивные  доски- ценный инструмент  для обучения всего класса .Это визуальный ресурс , который  помогает  учителю излагать  новый материал  очень живо и увлекательно. Интерактивная доска  упрощает  объяснение  схем теоретического  материала по русскому языку  и литературе и помогает  разобраться  в сложной проблеме ,  так как позволяет  учащимся взаимодействовать  с новым материалом: на ней  можно  легко  изменять  информацию или передвигать объекты , создавая  новые связи. Учитель может  рассуждать  вслух, комментируя  свои действия , постепенно  вовлекая  учащихся и побуждая их  записывать  идеи на доске. На  интерактивной доске  можно легко  передвигать , удалять  и вставлять надписи , добавлять  комментарии к текстам, иллюстрациям , выделять  ключевые  области  и добавлять  цвета. Это широко используется  при комплексном  анализе текста, что особенно  актуально  для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.  К тому же тексты  или иллюстрации  можно скрыть, а затем  показать в ключевые моменты урока. Подобные методики  привлекают к активному участию  в уроке каждого ученика. Все, что  учащиеся делают на доске , сохраняется и используется на последующих уроках. Страницы  размещаются сбоку экрана ,как эскизы , и учитель всегда иметь  возможность вернуться к предыдущему  этапу  урока и повторить  его ключевые  моменты. После урока  файлы сохраняются в школьной сети , чтобы ученики  всегда имели  доступ  к ним. Такие возможности интерактивных технологий  можно широко использовать  на уроках русского языка , начиная с пятого класса. Дети этого возраста  уже умеют  пользоваться компьютером , поэтому обучение  работе на интерактивной доске не вызывает  особых трудностей. Некоторые задания дети выполняют самостоятельно, работая в парах. Интерактивную доску я использую ,когда мы проходим  правила орфографии: правописание приставок, суффиксов, правописание корней с чередующимися гласными, правописание наречий, личных окончаний глаголов. Также учащиеся   с удовольствием  решают тренировочные тесты , составленные по образцу заданий ЕГЭ, и  неохотно расстаются с интерактивной доской или компьютером. Возможности  компьютерных технологий , интерактивных  технологий можно  широко использовать и в старших классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Так, например , при повторении материала по орфографии и пунктуации , необходимого  при выполнении  первой части экзаменационной работы , ученики самостоятельно  анализируют , обобщают и систематизирует теоретический материал и составляют  различные  тренировочные тесты ,обмениваются  ими для домашних индивидуальных  тренингов. Это очень важно , так как  без самостоятельной  отработки  навыков по русскому языку  трудно  сдать ЕГЭ успешно.   Таким образом , использование интерактивных  технологий  на уроках русского языка  делает занятия интересными и развивает мотивацию учащихся, заставляет работать  более творчески, придает уверенности в себе, предоставляет  больше возможностей  для участия в коллективной работе, развития  личных и  социальных навыков.  

    Никто из педагогов  не будет оспаривать  важности  обучения  школьников навыкам исследовательской  деятельности. Практика показывает , что использование  элементов проблемных , поисковых ,исследовательских ,эвристических методов  обучения  делает процесс обучения  более продуктивным. Развитие  исследовательских  умений и навыков учащихся помогает  достичь определенных целей : поднять  интерес учащихся  к учебе, смотивировать их на достижение  более высоких результатов. Важный момент : для успешной организации исследовательской  деятельности на уроке необходимо  тщательно продумывать  формы уроков. Мои ученики написали исследовательские работы на темы : «Письмо. История писем», «Пейзаж в произведениях художественной литературы» , «Роль образа Дома в произведениях художественной литературы» , «Односоставные предложения в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» , « Устаревшие слова в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ученики успешно выполнили эти работы, пользовались дополнительной литературой, произведениями худ. литературы, словарями, интернет –ресурсами. Успешно защитили свои исследовательские работы  на научно-практической конференции.

    Организация учебного процесса в старших классах современной школы  требует от учителя ориентации на развитие продуктивного мышления учащихся , на развитие у них навыков самостоятельно получать информацию и работать с ней. Решить эти задачи поможет использование проектных технологий .Метод проектов сегодня  успешно внедряется  и при изучение русского языка и русской литературе. Использование проектной деятельности  при изучении русского языка и литературы  особенно эффективно ,если она выходит за рамки  урока и продолжается на занятиях предметного кружка. Приступая  к работе , ученик должен  владеть необходимыми знаниями , умениями и навыками в содержательной области   проекта. Непременным  условием  проектной деятельности  является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности , этапов проектирования . Главное в  в применении этого метода ,чтобы ученик  научился приобретать  знания, исследовать объект, делать выводы и применять в жизни  добытые знания и навыки. Поскольку  проведение  проектной  и исследовательской  деятельности  обучающихся  требует  значительных ресурсов: времени, материалов, оборудования,- формирование  специфических  умений и навыков  самостоятельной  проектной и исследовательской  деятельностей  целесообразно проводить  не только в процессе  работы  над проектом или исследованием , но и в рамках  традиционных занятий. Проведение таких уроков  способствует  успешному формированию общеучебных  навыков и разностороннему развитию учащихся.Метод проектов я использовала при прохождении таких тем, как «Проблема нравственного выбора  в драме «Гроза», «Проблема вечных  человеческих ценностей  в романе «Отцы и  дети».

    Групповые и парные  формы работы на уроках  русского языка. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного ,эмоционального и физического развития личности, формировать  научное мировоззрение ,гуманистические отношения ,всемерно раскрывать  творческие возможности  личности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности  ребенка  с учетом  его возрастных особенностей , способствовать  выработке  у учащихся осознанной гражданской  позиции ,готовности к жизни – таковы цели  современной школы. С моей точки зрения , одной из универсальных  форм организации занятий  является комбинация  следующих методов прохождение материала по блокам, работа в парах, зачетная работа. Рассмотрим основные этапы урока на примере прохождения темы «Однородные члены предложения».Ученики уже в 5 классе  знакомы этой темой, работают с тестовыми заданиями, потом ознакомимся основными ЗУН по  таблице «Что должны знать и уметь по этой теме».При изучении данной темы работаем  в паре по карточкам с вспомогательными  вопросами и заданиями, потом  взаимотренаж(ВТ), потом взаимообмен заданиями(ВОЗ),главный принцип: получил – передай  другому , только после этого  можно получить следующее задание, устный зачет по заранее предъявленным  вопросам, а затем  контрольная работа ,являющая фактически  зачетной. При таком построении  занятий ученик  всегда находится  в ответственной  позиции, он знает что  ему  еще  нужно изучить , какую работу  выполнить дома, а что в классе. Формируется ответственность за других, умение объяснить материал. Конечно  ,это требует большой подготовки от учителя, но данный метод оправдывает  себя. Итак, «единство  обучения и  творчества»- девиз , который как  нельзя лучше способствует достижению воспитательных и образовательных целей, так как  наш предмет от нас  привить любовь к русскому языку.

    Разноуровневые задания. Требования к разноуровневым заданиям: воспитательное  значение, учебная цель, место задания   в учебном  процессе, соотношение задания  со школьным  учебником .Разноуровневые задания  являются  необходимым условием  обучения  на  современном  этапе, так как оно не может осуществляться  посредством  создания  особых классов и требует  более гибких форм  дифференциации и моделей ее организации ,учитывающих социальную ситуацию развития ,психофизиологические и личностные особенности  учащихся  средних классов основной школы. Класс группируются на три группы , для которых разрабатываются  три варианта  индивидуальных заданий:

       1)базовый уровень, который должен достичь каждый ученик, 2) повышенный уровень, определяющийся глубиной  овладения содержанием учебного предмета,3) углубленное изучение  предмета  для интересующегося , способного , трудолюбивого  ученика.

    Главная цель  повышенного уровня  подготовки – воспитания  интеллектуальной  личности , развитие  творческих способностей, обучение  самоопределению, поиск области  творческой самореализации учащихся. При  таком обучении  реализуются  идея о форме дифференциации , которая  не ущемляет достоинства  учащихся  и не нарушает  сложившихся межличностных отношений в коллективе. В содержании образования  должны  быть включены  компоненты , обеспечивающие  развитие  творческого потенциала  всех учащихся.

    Например , при изучении  морфемики в 5 классе даются такие задания:

       1уровень-подберите однокоренное слова к слову  вода, выполните  морфемный разбор  одного  из них.

        2 уровень:подберите  однокоренные слова  к слову  вода , произведите  их морфемный разбор.(каждого слова).

        3 уровень:  подберите  к данным схемам  слова с корнем –вод-, произведите их морфемный разбор.( корень+окончание,корень+ суффикс +суффикс,приставка+ корень+ суффикс+суффикс+суффикс+ окончание)..

    Среди разноуровневых  индивидуальных  заданий  особое место  занимают задания, связанные  с национально- региональным компонентом образования.

    В качестве заданий  можно также использовать контрольно-измерительные материалы(КИМ),разработанные  для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Например, для средних  учащихся я предлагаю варианты ЕГЭ(часть В- найти тип подчинительной связи- согласование, а  для сильных  такие задания: замените данные словосочетания синонимичными (согласование на управление : заячьи следы- следы зайцев, осенние краски-краски осени.).Контроль за знаниями ,умениями и навыками дает  возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе  дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретенные  знания, а также зафиксировать  пробелы в знаниях и наметить рациональные пути  их устранения  с учетом их индивидуальных особенностей, что обеспечивает личностно-ориентированный  подход к обучению. Сегодня уже невозможно  дать учащимся  глубокие , прочные знания  , обучая  всех одинаково , без учета индивидуальных  особенностей  каждого ребенка ,дифференциации способностей  и причин  недостаточного  усвоения  той или иной темы. Решение  этой проблемы  невозможно  без четко спланированных  разноуровневых  заданий для  ежедневного опроса  учащихся  с целью выявления  объективного  уровня обученности, ибо контроль  знаний  является  одним из  важнейших элементов урока. С его помощью  устанавливается обратная связь : своевременное обнаружение  пробелов в восприятии и осознании, осмыслении и  запоминании, обобщении и систематизации ЗУН .

    Народный учитель СССР , профессор Донецкого открытого университета Шаталов В.Ф.разработал и воплотил на практике технологию  интенсификации  обучения на основе схемных и знаковых моделей . Я ознакомилась  с этой технологией и постаралась реализовать ее на уроках русского языка, использовала ОК (опорные конспекты )при прохождении тем по морфологии, синтаксису. Опорный конспект  представляет собой  схему , отражающую информацию, которая подлежит усвоению. Использование   схемы –опоры  помогает  учащимся легче  и  прочнее  усвоить  теоретический материал, который приводится в нескольких параграфах  учебника, тем самым создается резерв времени для тренировочных  упражнений,  что способствует   выработке  грамотного письма . Опоры не исключают из работы теоретический материал учебника, они только  помогают  сжать  его до предела. Конечно , они не исключают  традиционных  форм и методов работы, а только дополняют их.  Важно  осваивать  то, что близко, доступно, понятно  и посильно  нашим ученикам. Опорные схемы  упрощают  подачу  материала  и в  то же время  облегчают  процесс усвоения сложных понятий, позволяют  больше уделять  времени практическим  упражнениям. Опорные конспекты  приучают детей  мыслить, они кодируют  огромный  текстовый материал  и придумывают в меру  своих способностей   способы наилучшего запоминания. Учение для многих  учеников  перестает  быть мучением . Главное, дети не боятся  отвечать. Опорные  конспекты  составляются  практически  по всем разделам  курса русского языка. Применение  ОК  на уроках русского языка  и литературы  повышает интерес   к урокам русского  языка и литературы , развивают артистические  способности  ребят, формируют  творческую личность, которая может выразить  себя в слове.  Часто ОК представляет  собой рисунок, схему, таблицу. Преобразование учеником  информации в рисунок,  схему, таблицу способствует  лучшему  пониманию и усвоению знаний. ОК составляется учеником или совместными  усилиями  учителя и ученика. Умение составлять ОК – одно из важных  общеучебных  умений, которое подготавливает к презентации своих знаний. ОК  в краткой форме должен четко передавать  содержание исходного текста , чтобы через  некоторое время ученики  могли  по этому  конспекту восстановить учебный материал. Я провела открытый урок в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах», используя модели, опорные конспекты, ученики  работали по схемам и моделям, урок получился своеобразным, необычным, ученикам очень понравился, так как каждый ребенок приобщается к каждодневному труду, развивается  познавательная  самостоятельность, формируется ответственность, честность, товарищество.

    При обучении русскому языку в младших классах важную роль играет – использование дидактических игр на уроках русского языка., так как определяющей  главной целью современной школы является  формирование  творческой и активной  личности. Большой  интерес  для младших школьников  представляют такие игры , в которые  с удовольствием  играют и взрослые. Это – игры , заставляющие  думать, предоставляющие  человеку возможность  проверить и развить  свои способности , включающие его в  соревнование с другими  людьми. Участие детей в таких играх  способствует их самоутверждению, развивает настойчивость , стремление к успеху   другие  полезные мотивационные качества , которые детям  могут понадобиться в их будущей  взрослой жизни. В таких  играх совершенствуется  мышление, включая  действия  по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернативы. С целью развития мышления и воображения  школьников на уроках русского языка и литературы  можно использовать самые разнообразные дидактические игры «Кто больше», «Кто быстрее», «Узнай портрет писателя или литературного героя», «Узнай героя по прочитанным отрывкам». Таким образом , система дидактических игр на уроках русского языка  способствует  глубокому  усвоению знаний, умению применять полученные знания в нестандартной  ситуации, что в комплексе  создает условия для формирования конкурентоспособной  личности школьника.

    Современная  школа  требует от ребенка  тяжелого учебного труда: обилие предметов , высокий уровень требований, огромная учебная нагрузка  мешают многим  учителям  заняться с детьми реальным творчеством. Развитию  у учащихся  потребности  в творческой деятельности  помогают  необычные  формы ведения  урока: ролевая игра,  урок-интервью, устный журнал,  звездный час, интеллектуальные игры. Способствуют  развитию творчества  не только уроки(ученики самостоятельно готовят карточки, тесты, пишут сочинения, исследовательские работы, т.е работают самостоятельно, подходят творчески.)но и внеклассные работы. Мы с учениками написали сочинения на следующие темы «  Доброта спасет мир», «Знаменитые люди моего села», «Как я представляю будущее моего района».Провели с учениками интеллектуальную игру «Семейные посиделки», самостоятельно  искали семейные письма выдающихся людей, нашли пословицы о семейной дружбе.(т.е творческий подход учащихся).Выпускали стенгазету «Одежда и обувь русского народа в старину»,ученики работали  по интернет- ресурсам, нашли рисунки- картинки, статьи об одежде и обуви. Выпускали с учениками устный журнал на тему «Происхождение  русских имен и фамилий», обращали внимание на происхождение знатных фамилий, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М.Достоевский и. т.д , нашли имена в дореволюционный и послереволюционный период. Нестандартные уроки, внеклассные работы  требуют  большой подготовки, отнимают много времени и сил, но приносят такое удовлетворение, дают такой заряд энергии, что понимаешь: эти уроки, занятия позволяют  раскрыться  любому, даже очень слабому ученику; воспитывают  творческого  читателя, развивают воображение, будят фантазию  учеников, а самое главное  в том, что они  очень  нравятся ребятам.

    В настоящее время  идет становление  новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство . В центре  внимания этой системы оказывается уникальная личность , которая стремиться к максимальной  реализации своих возможностей, открыта  для восприятия  нового опыта, способна  на осознанный выбор в разнообразных  жизненных  ситуациях. Гуманитарное  знание не может  быть механически усвоено, оно  выстраивается  посредством  взаимосвязей, постоянной  работы ДУШИ и МЫСЛИ. Учитель – словесник – не только  преподаватель, но и создатель культуры. Наш предмет  -это  наука и искусство , а урок – общение, сотворчество, духовный контакт, который возможен  лишь  при вдумчивом , прочувствованном  проникновении в смысл текста- научного, публицистического  и, конечно же,  художественного. Идя традиционным  путем,  невозможно  реализовать  эти задачи. Вот почему  я заинтересовалась новыми технологиями в  образовании.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метод проектов, как форма активного изучения русского языка и литературы учащимися основной школы

    Эта работа - обобщение опыта по теме "Метод проектов, как форма активного изучения   русского языка и литературы учащимися основной школы". ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«Значение и тайна жен...

    Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)

    Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)...

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

    Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и л...

    Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"

    Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"....

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе»

    Тема инновационного педагогического опыта: "Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе"...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

    Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....

    Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

    Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...