Метод проектов, как форма активного изучения русского языка и литературы учащимися основной школы
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Эта работа - обобщение опыта по теме "Метод проектов, как форма активного изучения   русского языка и литературы учащимися основной школы". ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Значение и тайна женских имён». Проект может быть востребован как учителями-филологами для включения в этапы  урока краеведческого материала, так и классными руководителями для проведения классных часов и родительских собраний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов, как форма активного изучения   русского языка и литературы учащимися основной школы

  Расскажи мне – и я забуду,

                                                                               покажи мне – и я запомню,

                                                                                  вовлеки меня – и  я научусь».

                                                                                                 Китайская мудрость.

    Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, организации и поддержки смыслопоисковой деятельности учащихся в образовательном процессе.

Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Выполняя творческие проекты, обучающиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их.

Организация обучения проектной деятельности предполагает превращения обучающегося в субъект трудовой деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит обучающимся, а выступает в качестве партнёра. Работа над проектами в творческом  коллективе даёт возможность школьникам объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Всё это способствует самоопределению, самореализации личности школьников, позволяет им подойти к осознанному выбору профессии. Включение метода проектов в учебный процесс даёт возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приёмы и методы активизации творческого мышления.

     Учебный проект – это организационная форма работы, которая, в отличие от занятий или учебного мероприятия, ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно–познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.  

Проект побуждает обучающегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для обучающихся. В процессе проекта школьники синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучающиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всестолронне проверяют компетентность личности.

Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдаётся самостоятельной учёбе в группах, а также развитию социального сознания.

Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта тоже различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференции, стенгазета, альманах, презентация, творческий отчёт и другие.

Следует отметить, что во время работы над проектами на уроках литературы существенно развиваются навыки самостоятельной работы учащихся (умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, брать интервью, работать со справочными материалами, пользоваться компьютером, планировать свою деятельность, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументированно отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать, оформлять, оценивать, документировать результаты работы).

     При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Конечно, это позволит обучающимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы. На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. ( «Русский исторический роман 20-30-х гг.», «Литература русского зарубежья», «Тема Гражданской войны в литературе 20-х гг.») С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает обучающимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии.

 Задача изучения литературы в старших классах - обогащение читательского, нравственного опыта обучающихся, формирование научных основ анализа художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических потребностей. Курс литературы, который включает в себя монографические и обзорные темы, строится на историко-хронологической основе с попыткой представить литературное развитие, смену литературных направлений как процесс. Методика организации проекта предполагает несколько этапов: планирование работы над проектом; аналитический этап (этап исследовательской работы обучающихся и самостоятельного получения новых знаний); этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков); презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников). Защита проектов проходит  в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора. Свою деятельность и деятельность учащихся планирую в несколько этапов:

1. Сама продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет-источники).

Название темы нашего проекта «Тема Гражданской войны в произведениях русских писателей 20-х годов 20 века».

2. Выбираю класс, в котором будет использован этот метод.

   Конечно же, это учащиеся 11-го класса.

   Провожу входное тестирование, которое позволяет выявить имеющиеся базовые знания о литературе начала 20-го века, в частности об эпохе Гражданской войны в России. Этот тест также позволяет определить направление исследований (темы и проблемные вопросы).

3.   Формулирую основополагающий и проблемный вопросы (те, на которые

нельзя ответить одним предложением).

4. Формулирую дидактические цели проекта и методические задачи.

Дидактические цели проекта:

- формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде;

- приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Методические задачи:

     - изучить особенности звучания темы Гражданской войны в творчестве писателей 20-ых   годов;        

 - углубить понятие историзма в литературе;

  - научить излагать свои мысли в ходе обсуждения;
      сопоставлять литературные произведения, выделять авторскую позицию.

5. С помощью вводной презентации провожу мозговую атаку, вместе с учащимися формулируем проблему исследования «Кто он, настоящий герой Гражданской войны?»

Даём творческое название строками из стихотворения М. Волошина «Стал человек один другому – дьявол…»

6. Выдвигаем гипотезу решения данной проблемы «Трагедия Гражданской войны: брат идет на брата, победителей нет».

7. Даём творческое название строками из стихотворения М. Волошина «Стал человек один другому – дьявол…»

8. Формируем  группы и обсуждаем план работы. На данном этапе обучающиеся делятся на мини-группы (историки, библиографы, литературоведы) определяют для себя вопросы, форму  представления результатов. Знакомлю обучающихся с методом проектов (подготовка проекта, планирование, исследование, анализ и обобщение, представление и отчет, оценка результатов и процесса). Работаем с раздаточным материалом «Шаблон презентации», «Шаблон буклета».

Формулируем вопросы для самостоятельны исследований учащихся:

  • Как раскрывается тема интеллигенции и революции в романе А.А.Фадеева «Разгром»?
  • Какова шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»?
  • Как отображены события и ситуации Гражданской войны в «Конармии» И.Э.Бабеля?
  • Можно ли назвать эпоху Гражданской войны эпохой всеобщего затмения (по повести Б.А.Лавренева «Сорок первый»)?

Провожу дополнительный урок по обучению элементарным методам и приемам научного исследования материала. Исследование художественного текста (на материале произведений, изучаемых на уроках литературы).

9.   Обсуждаем со школьниками возможные источники информации.

10. Далее идет самостоятельная работа учащихся: историки изучают исторический  аспект темы, литературоведы анализируют вышеуказанные произведения, библиографы исследуют жизнь и творчество писателей начала 20 века. В ходе работы провожу промежуточные оценивания и обсуждения, дискуссии, самоанализ учащихся при работе в группе. В этот период предлагаю учащимся кроссворд по теме проекта, а так же провожу диагностику уровня комфортности учащихся. Одно  из занятий посвящается разработке критериев оценивания результатов работы группы.

11.Заключительным этапом работы над проектом является оформление результатов групп в виде  доклада,  буклета, мультимедийной презентации,

12. По результатам исследований проходит открытая защита проектов,  оппонирование, дискуссия, результатом которой является ответ на основополагающий вопрос, вывод по проблеме исследования, выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. Учащиеся оценивают выступление групп в соответствии с разработанными ранее критериями оценивания презентации (самооценка, взаимооценка, внешняя оценка).

Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идёт от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а, возможно, и совсем сойдёт на нет.

Работать над проектом могут только способные к планированию обучающиеся. Поэтому дело учителя – выращивание этих обучающихся. Нам первом этапе возможна работа по «подотрядам» (термин взят из школы лабораторного метода), сначала предложенным учителем, а потом составляемым обучающимися. И лишь затем – составление проектов.

ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Значение и тайна женских имён» представляет собой своеобразное исследование использования имён жителями села Суды и Усановки.

 В проекте раскрыты тайны некоторых имён, названы святые покровители, выявлен день именин, дан астрологический прогноз. Автор обратила внимание на то, что определённый этап в жизни села давал свои имена. Часто имя совпадало с характером человека, учитывались и семейные традиции, соблюдение религиозных праздников, взаимоотношения в семье.                                          

Многообразие судеб людей предстаёт в этом проекте как живое многоголосие.

Интересны и занимательны характеристики имён, их происхождение и значение; совместимость имён. Полученные данные могут быть использованы  психологом школы для составления психологической карты класса. Зная имя человека, можно уже в некоторой степени судить о его характере, но буквальное значение имени не отражает сути характера его хозяйки.

Во введении определён ряд вопросов, ответы на которые были даны в ходе написания самого проекта; определена цель и сформулированы задачи; подчёркнута значимость проекта, его актуальность.

В последнее десятилетие  XX века младенцев начали нарекать непривычными для села именами. Автор проекта поставила перед собой цель: проследить использование имён в течение XX века; выявить наиболее востребованные имена и редко встречающиеся; познакомиться с происхождением редко встречающихся имён.

Объектом исследования стали жители женского пола, проживающие на территории Судинского поселения.

Автор работы использовала методы фольклористов (записи устных преданий, истории жизни судинцев и усановцев), позволяющие сохранить живой язык; работала, как историк, в архивах (статьи из районной газеты,  отдельные главы книг «История школы» и «Происхождение села Суды»); как юнкор записала рассказы старожилов.

ИМЕНА НАЧАЛА ВЕКА.  В этом разделе автор проекта поставила перед собой вопрос: по какому принципу нарекали новорождённых девочек в семьях?

В начале века имена девочкам давали по святцам. (Мать Елена, дочь тоже Елена; Мать Людмила и дочь Людмила). Две семьи на территории поселения имеют такую традицию) Большое значение имело и чередование в семье женских имён: бабушка Татьяна, дочь Анна, внучка Татьяна, правнучка Анна.

Устные предания, рассказы старожилов.

Архивные данные.

40-50-е ГОДЫ. А в этом разделе автор проекта решила проследить влияние времени на появление часто встречающихся имён.

 Трудное время для страны, трудное и для жителей села. Война и послевоенное восстановление разрушенного хозяйства. Девочек называют Верами, Надеждами и Любовями.

1. Статьи из районной газеты.

2. Отдельные главы книг «История школы» и «Происхождение села Суды».

60-70-е ГОДЫ. Жизнь меняется, появляется интерес к жизни. Сельский житель вздохнул свободнее, отошёл от некоторых традиций, веками установившихся. Появились новые традиции. Автор проекта поставила перед собой вопрос: а что же случилось с именами? Изменились имена?

Человек полетел в космос и в деревне появились Валентины, Виктории; редкие имена Ангелина и Вероника. За 100 лет на территории поселения две девочки были названы Ангелинами и три Верониками.

Архивные данные.

Отдельные главы книг «История школы» и «Происхождение села Суды».

Статьи газеты «Свет Октября».

80-90-е ГОДЫ. Что стало с традициями? Почему молодые родители забыли родительские наказы? Что из этого может случиться? На эти вопросы и ответила автор проекта в этом разделе.

Молодое поколение уже не придерживается традиций. Девочек называют модными именами. Случилось так, что в 1989 году на территории поселения из 13 новорождённых девочек  пятерых назвали Алёнами. Все они пошли в один год в школу. Хорошо, что в 1996 году первоклассников в школе было 56 человек! А то бы трудно пришлось учителю работать с Алёнами, которых в классе пять.

1. Отдельные главы книг «История школы».

2. Устные рассказы жителей села Суды и деревни Усановка.

КОНЕЦ XX века и НАЧАЛО XXI века. Почему появляются необычные для села имена девочек? Автор приходит к выводу, что молодые мамаши увлеклись просмотром телесериалов и называют своих дочек именами любимых героинь.

Так в селе появились Ада, Лиана, Алина и две Дианы.

ЗНАЧЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕНИ. Что означают редко встречающиеся имена и каково их происхождение? На эти вопросы автор проекта ответила в этом разделе.

Ада. Древнееврейское имя, означает «нарядная». Это второе (после Евы) женское имя, упоминаемое в Библии. Ада упряма, но при этом импульсивна. Это смелая и трудолюбивая женщина, живущая богатой духовной жизнью. Кроме того, Ада очень непоседливая, и любит перемену мест. Аде свойственна экстравагантная манер одеваться. Женщина с этим именем зачастую очень многоречива. Она стремится командовать другими.

Профессионального мастерства Ада достигает в юриспруденции, искусстве, сфере обслуживания, бизнеса, финансах.

Ангелина. Это имя древнегреческого происхождения, означающее: ангелица, ангельская.

Ангелина часто рождается в семье, где родители не ладят друг с другом и нередко расходятся. В какой-то степени это накладывает отпечаток на характер девочки, больше похожий на характер матери.

Диана божественная (лат). В древнеримской мифологии богиня Луны и охоты (в древнегреческой мифологии Диане соответствует Артемида).
Имя
Диана звучит твердо, и в характере этой девушки действительно достаточно прагматичности, твердости и даже упрямства.

Имя Маргарита (разг. Рита) происходит от латинского и греческого слов «Маргарита» — жемчужина, перламутр. Имя хорошее, но холодное. Многоударная (МАР-ГАР-) и направленная (-ИТА) вибрация этого имени развертывает и одновременно как бы контролирует напор своей энергии. Ощущение мощи и тайной силы имени идет из далекого прошлого, а не навеяно романом М. Булгакова. В городах это имя встречается сравнительно часто, а на селе почти неизвестно.

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА: значение женских имён в книге Бориса Хигира «Тайна имени»

www.missfit.ru/name/woman

Проанализировав использование имён жителями Суды и Усановки за 100 лет автор проекта пришла к выводу, что наиболее востребованы в начале XX века Татьяны, Елены, Екатерины, Евдокии, Натальи, Зинаиды, Марии, Лидии, Анны; в 40-50-е годы девочек называли Маринами, Галинами, Людмилами, Верами, Надеждами, Ольгами, Любовями, Елизаветами, Нинами; в 60-70-е годы появились Валентины, Виктории, Ангелины, Вероники; в 80-90-е годы самое модное имя для девочки Алёна, Кристина, Ксения; конец XX века и начало XXI века – появление Лианы, Дианы, Алины.

В течение 100 лет на территории Судинского поселения только двух  девочек назвали Ангелинами, одну Лианой, одну Алиной, двух Дианами.

Автор проекта убеждён в том, что имя должно соответствовать характеру человека, его внешности. В какой степени это проявится и как отразится на судьбе - сказать однозначно трудно. Слишком уж широки возможности.

Проект может быть востребован как учителями-филологами для включения в этапы  урока краеведческого материала, так и классными руководителями для проведения классных часов и родительских собраний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.

Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Научно-методическая работа «Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе» . Призёр районной научно-методич...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе.Развитие образовательной системы России сопровождается с одной стороны усилением самостоятельност...

Самореализация учащихся с ЗПР на уроках русского языка и литературы в основной школе.

Самореализация учащихся с ЗПР на уроках русского языка и литературы в основной школе....

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка" Презентация.

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...

Воспитание ценностного отношения к родному языку как личностный результат изучения русского языка и литературы в основной школе.

Статья посвящена одной из актуальных задач российского образования - созданию ценностной ориентации у обучающихся на изучение родного языка и отношение к нему как ценностному объекту....