"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Карпенко Елена Ивановна

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие большого количества нерусских детей.  При этом многие из них недостаточно хорошо владеют русским языком, что порождает проблемы не только в общении с ними, но и в обучении: нет стимула учиться, следовательно, нет интереса к учебе, уверенности учеников в себе. Большинство наших детей до школы не посещали дошкольное  учреждение, что тоже, безусловно, отражается на учебе. Поэтому в какой – то мере выходом из создавшейся ситуации и является метод разноуровневой дифференциации знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"

Карпенко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы


 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

1. Национальный состав школы.

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие большого количества нерусских детей.  При этом многие из них недостаточно хорошо владеют русским языком, что порождает проблемы не только в общении с ними, но и в обучении: нет стимула учиться, следовательно, нет интереса к учебе, уверенности учеников в себе. Большинство наших детей до школы не посещали дошкольное  учреждение, что тоже, безусловно, отражается на учебе. Поэтому в какой – то мере выходом из создавшейся ситуации и является метод разноуровневой дифференциации знаний и умений.

2. Ведущая педагогическая технология в моей учебной  практике – личностно – ориентированная.  Личностно–ориентируемые технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, характеризуются гуманистической направленностью, имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося. На личностно-ориентируемом уроке создается такая учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. И наконец, самое важное,- именно эта технология предполагает разноуровневое обучение, которое помогает увидеть в каждом обучаемом его самобытность и уникальность.

3. В чем сущность инновационного опыта?

1. Определение уровня сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, определение роли учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

2. Отслеживание результатов  каждого ученика, фиксация полученных данных (журнал мониторинга).

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся.

4. Преобладание зрительной памяти.

На уроках используются различные методы и приемы: опоры, таблицы, схемы, клише, кроссворды, развиваем у учеников творческие способности, а также применяем разноуровневое обучение.

5. Формирование групп учащихся.

Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.

Уровень А: малоспособные, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально (основной контингент наших учащихся), а также так называемые «тугодумы», с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя. Таким детям  особенно необходимо внимание учителя.

Уровень В: учащиеся – «троечники», чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затраченного ими учебного времени на подготовку заданий. Такие ученики тоже нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны педагога.

Уровень С: способные учащиеся, которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные (около 3 – 5 %). 

6. Методика свободного выбора.

Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились ярлыки «сильный», «средний», «слабый». Учащиеся сами осознают, кто есть кто. Цель разделения как раз и состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.

Учитывая индивидуальность каждого ученика и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

В настоящее время передо мной стоит задача формирования пакета разноуровневых заданий по темам курса “Русский язык» и «Литература».

7. Разноуровневые задания, на мой взгляд,  необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

Данный опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика.

В заключение своего выступления хотелось бы процитировать следующие слова:

 «… Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются, - это в вере в них.  Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть на неуспех…»

М.Коллинз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.«Разноуровневое обучение на уроке русского языка».

статья "В методическую копилку учителя русского языка"...

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы.

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка  и литературы....

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка" Презентация.

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...

Доклад "РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Разноуровневое обучение на уроках русского языка

Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я...

МАСТЕР-КЛАСС РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Педагогический марафон - 2016МАСТЕР-КЛАССРАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Солодянкина Татьяна Сергеевна,учительрусского языка и литературыМБОУ «Усть-Бюрская СОШ»Цель п...

Воспитание ценностного отношения к родному языку как личностный результат изучения русского языка и литературы в основной школе.

Статья посвящена одной из актуальных задач российского образования - созданию ценностной ориентации у обучающихся на изучение родного языка и отношение к нему как ценностному объекту....