Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Медведева Елена Валерьевна

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка  и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznourovnevyy_podhod_teoriya.odt9.41 КБ

Предварительный просмотр:


Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка  и литературы.

 Только тогда можно вызвать у учеников интерес к предмету, развить их способности, навыки и умения, когда урок строиться учителем с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого класса и каждого ученика в отдельности.

Каждый обучающийся обладает неповторимыми индивидуальными возможностями, своими особенностями психического склада.

 В своей практике я ежеурочно использую  разноуровневый подход к выбору заданий. Он позволяет ориентировать возможности ученика на разный уровень сложности программного материала, который доступен именно ему.

 Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации  по знаниям, по способностям, по интересам, по уровню познавательной активности. На уроках русского языка с целью развития индивидуально-творческих способностей учащихся использую разноуровневые задания с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Это задания высокого уровня, среднего и низкого, которые помогают определить истинные знания учеников, а им преодолеть психологический барьер- боязнь не справиться с заданием. Для успешного усвоения нового материала обучаю учащихся схематизации правил. А в конце урока несколько минут отвожу для тестовых заданий.

Например. На открытом уроке в 8 «В» классе по теме «Односоставные предложения» ребята были разделены на 3 группы.

-1группа ( слабые)

-2группа (средние)

-3группа ( сильные) ,т.к. найти и определить группу «Безличных предложений» сложнее всего.

В качестве творческого задания им  было предложено составить рецепт полезного салата, с использованием глаголов в нужной форме.

Чтобы показать место данной темы для решения ЕГЭ задач, для сильных было дано задание В4.

Домашним заданием было по желанию и возможностям составить либо несколько предложений на тему «Первый снег», либо связный текст.

На уроке русского языка в 5 «В» классе по теме « Имена прилагательные» (учтена специфика класса) разноуровневый подход прослеживается в работе по карточкам трех видов заданий.

Более сильным ученикам на дом было задано стихотворение наизусть, которое использовалось при обобщении нового в конце урока.

Формы дифференцированного обучения, используемые мною на уроках:

1) использование разных вариантов однотипных заданий;

2) применение заданий разной степени сложности;

3) оказание различной помощи при выполнении одного и того же задания;

4) разные виды опор, ключей;

5) выполнение заданий по индивидуальным карточкам.

Я  стараюсь индивидуально работать с каждым учеником, учитывая психологические особенности, т.к. предмет сложный и создание ситуации успеха- это путь к заинтересованности ребенка к русскому языку.

 Подбираю и излагаю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.

 Активно стимулирую учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.

 Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

 

 На уроках внеклассного чтения,например, при изучении лирики М.Ю.Лермонтова в 9 «В» классе при работе над стихотворением «Поэт» предлагаю следующие задания для учащихся минимального уровня литературного развития:

- Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения?

- Почему в стихотворении «Поэт» более половины текста посвящены истории кинжала?

Для учащихся среднего уровня литературного развития:

- Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они придают описаниям?

- Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом человека?

Для учащихся высокого уровня литературного развития:

- Сопоставьте 3 и 10 строфы. Какой подтекст при этом выявляется?

- Почему в 7 и 11 строфах преобладают вопросительные интонации, а не утверждения?

Продолжая изучение стихотворения Лермонтова «Дума», предлагаю следующие вопросы и задания:

Для учащихся минимального уровня литературного развития:

1. Какие разноречивые чувства вызывает это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?

2. Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?

3. Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается?

4. В чём упрекает автор своё поколение? Почему при этом в I строфе он употребляет местоимения «я», а далее «мы»?

Для учащихся среднего уровня литературного развития:

1. Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии?

2. Какой смысл придаёт стихотворению кольцевая композиция?

3. В чём богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?

4. Почему в финале поэт называет своё поколение «толпой»?

Для учащихся высокого уровня литературного развития:

1. На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется?

2. Как в финале доказываются положения «пролога»?

3. Какой характер придаёт стихотворению его длинный стих (5-6-стопный ямб)?

4. Сопоставьте ритм текста со стихотворением Пушкина «Памятник».

Тема личностно-ориентированного обучения в организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы имеет много интересных аспектов, перспективных направлений и является одной из эффективных технологий обучения в вечерней школе, так как данное учебное заведение соединяет воедино коррекцию и реабилитацию. Работа на производстве не нарушает процесс обучения. Заочная форма позволяет чередовать работу и учёбу. Педагоги вечерней школы стараются вдохнуть в своих учеников веру в собственные силы и возможности. Благодаря им, за время обучения как-то незаметно возникают те духовные нити, которые вдруг соединяют далеко не лёгких, ершистых и задиристых учеников в единое целое, заставляют задуматься над сложными перипетиями жизни. К ним откуда-то возвращается чувство гармонии бытия, надёжной защищённости. Появляется тот нравственный кислород, без которого душа унывает и задыхается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

использование технологии разноуровневого обучения на уроках биологии

возможности использования современных педагогических технологий позволяют осуществлять как индивидуальный так и дифференцированный подход к учащимся, с целью активизации познавательной деятельности и ...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Проект по теме «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках истории в условиях ФГОС»

Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения истории в условиях введения ФГОС, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учеб...

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...