Главные вкладки

    Доклад "РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
    статья на тему

    Тимофеева Виктория Николаевна

    РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc65.5 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_k_dokladu_timofeeva.ppt1.97 МБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Тимофеева Виктория Николаевна,

    учитель

    русского языка и литературы

    МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»

    Цель: передать свой опыт применения технологии разноуровневого обучения для формирования интереса к предмету путём прямого и комментированного показа.

    Оборудование: компьютерная презентация.

    1. Презентация педагогического опыта

    Вступительное слово: вот уже 9 лет работаю учителем русского языка и литературы в сельской школе.

    За годы педагогической практики пришла к выводу, что, к сожалению, ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере найти выход из создавшейся ситуации мне помогает уровневая дифференциация знаний и умений обучающихся.

    Разноуровневым обучением занимаюсь на протяжении 3 лет. За методологическую основу я взяла две модели: «Внутриклассная дифференциация» (Н.П. Гузик) (слайд 2) и «Технология индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) (слайд 3).

    На начальном этапе передо мной стояла задача разработать систему упражнений в процессе использования методики дифференцированного обучения русскому языку на различных этапах урока (слайд 4).

    Насколько эффективна эта работа, и в частности такой вид контроля, как дифференцированный зачёт, можно судить, во-первых, по результатам работы в 8 классе (слайд 5).

    Во-вторых, по результатам сдачи учащимися ГИА в 9 классе (слайд 6).

    В чем сущность инновационного опыта? (слайд 8).

    1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

    2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

    3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

    4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

    5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

    Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников (слайд 9).

    Первую группу образовали ученики  с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.

    Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.

    В третью группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

    Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

    Преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, поэтому использую в работе таблицы, схемы (слайды 10, 11, 12).

    II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

    Уроки по каждой учебной теме составляют четыре типа, которые следуют друг за другом:

    1) уроки общего разбора темы;

    2) комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;

    3) уроки-практикумы;

    4) уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачёты).

    Критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке, следующие:

    • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
    • использование проблемных творческих заданий;
    • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
    • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
    • сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
    • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
    • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
    • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;
    • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
    • при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

    В процессе обучения определяю меру дозированной помощи для каждого ученика. Важно учитывать индивидуальные показатели сформированности общеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики.

    В настоящее время передо мной стоит задача формирования пакета разноуровневых заданий по темам курса «Русский язык».

    III. ПРОВЕДЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ

    (слайд 13)

    Распределение участников мастер-класса на три группы для выполнения разноуровневых заданий по теме «Деепричастие».

    Знаки препинания при деепричастном обороте

    (задания раздаются каждой группе)

    Первый уровень. (Под руководством мастера)

    Расставь знаки препинания. Заполни таблицу.

    1. Растворив в воде лекарство творец чувствовал себя прекрасно. 2) Мы собираясь на корт берём с собой три пары шорт. 3) Приложив немного сил пловец пловчиху угостил. 4) Проведя касательную «пятёрку» получил ученик внимательный. 5) Добиваясь своих прав в Ростов приехал Ростислав. 6) Обмакнув лист в краску вы испортили лист совершенно напрасно.

    -зар-зор

    -гор-гар

    -кос-кас

    -плав-плов-плыв-

    -раст-рос-ращ

    -бер-бир-

    -лаг-лож-

    Второй уровень. (Самостоятельно).

    Расставить знаки препинания. Подчеркни деепричастные обороты. Вставь пропущенные буквы.

    1) Раств…рив в воде лекарство тв…рец чувствовал себя прекрасно. 2) Мы соб…раясь на корт б…рём с собой три пары шорт. 3) Прил…жив немного сил пл…вец пл…вчиху угостил. 4) Проведя к…сательную «пятёрку» получил ученик внимательный. 5) Добиваясь своих прав в Р…стов приехал Р…стислав. 6) Обм…кнув лист в краску вы испортили лист совершенно напрасно.

    Третий уровень. Расставить знаки препинания. Подчеркни деепричастные обороты. Вставь пропущенные буквы.

    1) Раств…рив в воде л…карство тв…рец чу…ствовал себя прекрасно. 2) Мы соб…раясь на корт б…рём с собой три пары ш…рт. 3) Прил…жив немного сил пл…вец пл…вчиху уг…стил. 4) Проведя к…сательную «п…тёрку» получил ученик вн…мательный. 5) Добиваясь своих прав в Р…стов пр…ехал Р…стислав. 6) Обм…кнув лист в краску вы испортили лист совершен…о напрасно.

    Слитное и раздельное написание не с деепричастиями 

    Первый уровень

    Отметь слитное написание

    □ (не)видя

    □ (не)веря

    □ (не)доумевая

    □ (не)находя

    □ (не)замечая

    □ (не)произнося

    □ (не)навидя

    □ (не)радуясь

    Второй уровень

    Отметь слитное написание

    □ (не)умолкающий шепот

    □ (не)удержавшиеся на ветвях

    □ (не)проницаемая стена

    □ (не)рассчитывая

    □ (не)утолимая печаль

    □ (не)тёплая, а холодная

    □ (не)замечая

    □ очень (не)приветливые

    Первый уровень

    Отметь слитное написание

    □ (не)доумевая

    □ преодолевали (не)удачи

    □ (не)ощущая холода

    □ ничему (не)рад

    □ (не)преодолимая преграда

    □ (не)утешительные вести

    □ (не)согретая солнцем

    □ (не)успокоившись

    Разноуровневое домашнее задание.

    Работа с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка».

    Первая группа. Распространи предложения деепричастными оборотами, выбрав нужное продолжение, запиши их со знаками препинания.

    Природа грустит,

    ограждая её от несправедливого мира.

    Лес окружает Алёнушку,

    растворяя печали и заботы.

    Тёмная вода успокаивает,

    думая о судьбе одинокой девушки.

    Вторая группа. Составь предложения с деепричастными оборотами по картине.

    Третья группа. Напиши сочинение-миниатюру, начав его словами «Глядя на картину В.М. Васнецова «Алёнушка»…»

    IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ

    Тема урока: «Способы передачи чужой речи» (слайд 14)

    Участники мастер-класса выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера. Форма работы - групповая.

    Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею.

    Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

    V. РЕФЛЕКСИЯ

    Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

    Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

    Данный опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика.

    Список литературы

    1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2004.

    2. Полежаева Е.А. «Современные открытые уроки русского языка». Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002 (Серия «Школа радости»).

    3. http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ТИМОФЕЕВА ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»

    Слайд 2

    «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом 1) уроки общего разбора темы ( лекции); 2)комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся; 3)уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачёты); 4)уроки межпредметного обобщения материала ( уроки защиты тематических заданий); 5)уроки-практикумы.

    Слайд 3

    Технология индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) Гипотеза И. Унт: в современных условиях главная форма индивидуализации обучения — самостоятельная работа учащегося в школе и дома. Гипотеза А.С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. Гипотеза В.Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребёнку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

    Слайд 4

    Дифференцированный подход в обучении русскому языку Проверка домашнего задания (самодиктант, письмо по памяти, самопроверка) Повторение изученного («немой», выборочный, грамматический диктанты) Объяснение нового материала (блоковая система заданий: «что надо знать» и «что надо сделать») Закрепление изученного (самостоятельная работа «Контроль за темой») Домашнее задание дифференцированное

    Слайд 5

    Результаты тематических зачётов 1. «Односоставные предложения» 2. «Однородные члены предложения» 3. «Обособленные члены предложения» Качество знаний успеваемость

    Слайд 6

    Инновационный подход Проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся.

    Слайд 7

    ГРУППЫ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ Первая - ученики с замедленной реакцией на вопрос, медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Вторая – дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Им трудно сконцентрировать внимание и в работе могут допускать ошибки. Третья – дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Они обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности. У них ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

    Слайд 8

    Преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно Таблицы Схемы Опоры Коллажи Иллюстрации

    Слайд 9

    Опоры

    Слайд 10

    Таблицы

    Слайд 11

    ИММИТАЦИОННАЯ ИГРА 1. Знаки препинания при деепричастном обороте 2. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями 3. Разноуровневое домашнее задание

    Слайд 12

    Способы передачи чужой речи Предложения с прямой речью для передачи ее без изменений; СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями; предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

    Слайд 13

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2004. 2. Полежаева Е.А. «Современные открытые уроки русского языка». Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002 (Серия «Школа радости»). 3. http :// www .9151394. ru / projects / liter / uroksoch / index . html .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

    Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

    мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

    Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

    Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

    Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

    Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

    Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

    Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

    В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

    "Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"

    Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...