Самореализация учащихся с ЗПР на уроках русского языка и литературы в основной школе.
статья по литературе на тему

Самореализация учащихся с ЗПР

на уроках русского языка и литературы в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_samorealizatsiya_uchashchikhsya_s_zpr_.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самореализация учащихся с ЗПР

на уроках русского языка и литературы в основной школе.

В процессе педагогического стимулирования саморазвития учащихся следует помнить: не нужно бороться с учеником, который допускает ошибки, а вместе с учеником бороться против них.

Самореализация – это деятельность ребёнка, осуществляемая через здоровье, учение, общение, творчество, досуг.

Нас интересуют, и мы рассмотрим 3 составляющие этого понятия: учение, общение, творчество.

Концептуальная основа обучения саморазвитию строится на философии «самости» (самопознания, самоопределения, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации), раскрытой в работах Н.А.Бердяева, Г.А.Флоренского. Ещё Ян Амос Каменский обратил внимание на то, что «природное начало в человеке обладает самостоятельной и самодвижущей силой.»

В трудах отечественных педагогов идеи педагогического стимулирования саморазвития личности в обучении и воспитании занимают важное место.

Современная концепция обучения саморазвитию, прежде всего, заключается в том, что приоритетом современного образования, гарантирующим его достаточно высокое качество, может и должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие личности, которая уникальна и имеет возможность развития и саморазвития.

Чтобы изменить (обучить, развить) ребёнка, необходимо правильно выбирать методики, технологии, формы обучения.

Ученик с ЗПР должным образом не осознаёт, что и как ему необходимо изменить в себе самом, а для саморазвития личности потребности самопознания, самоопределения, самоуправления и самореализации являются базовыми компонентами. Поэтому одной из главных целей в создании условий для саморазвития является запуск мотивационно-потребностного механизма. Только так образование может перейти в самообразование. Только так обучение перейдёт в самообучение, воспитание – в самовоспитание, а личность из состояния развития – в фазу саморазвития. Возможно также и репродуктивное саморазвитие. Например, ученик целенаправленно совершенствует навыки письма или чтения; но в данном случае элемент творчества невелик.

По своей природе в явлении «развитие» всякий раз проявляется «творчество», поэтому эти термины можно считать синонимами. Используя словосочетание «творческое саморазвитие», мы акцентируем внимание не просто на позитивных изменениях личности, а подчёркиваем, что чаще всего – это процесс творчества самой личности.

Для понимания того, как обучать учащихся саморазвитию, следует остановиться на системе факторов и условий, способствующих этому процессу, естественно, с учётом особенностей детей с ЗПР.

  1. Факторы и условия, способствующие углублению самопознания учащихся:
  • применение тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровни развития знаний, умений, навыков и способностей;
  • побуждение учащихся к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон;
  • побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению;
  • диалог с учащимися относительно их недостатков и достоинств;
  • создание ситуаций успеха, в которых учащиеся реально осознали бы потенциальный уровень своих способностей;
  • постановка задач на самооценку деятельности каждого ученика.
  1. Факторы и условия, способствующие самоопределению учащихся:
  • дифференциация и индивидуализация обучения;
  • предоставление учащимся прав на выбор факультативных предметов, где они смогли бы максимально проявить себя.
  1. Факторы и условия, способствующие самореализации учащихся:
  • постепенное увеличение трудности, сложности заданий;
  • похвала, поощрение;
  • организация конкурсов, соревнований, олимпиад.

Существует ряд причин, препятствующих творческому самоопределению учащихся:

  1. неспособность мобилизоваться, низкий уровень познавательской активности;
  2. отсутствие способностей доводить начатое дело до конца
  3. отсутствие реальных условий для саморазвития
  4. отсутствие идеала
  5. отсутствие поддержки со стороны педагогов или одноклассников
  6. неверие в себя, в свои силы
  7. плохое знание себя, своих сильных сторон.

В работе МО учителе русского языка, литературы и английского языка давно сложилась система работы: ежегодно наши дети принимают участие в играх «Русский медвежонок», «Бегемот», в декадах по предметам, принимают активное участие в муниципальных, районных и городских мероприятиях по русскому я зыку и литературе. Всё это стимулирует деятельность учащихся. При этом успешно решаются важные задачи:

  • формирование исследовательских умений (выявление проблемы, поиск информации, организация деятельности, получение результатов);
  • формирование коммуникативных умений (обсуждение, умение отстаивать свою точку зрения, участие в дискуссиях);
  • формирование культуры деятельности (оформление творческих работ);
  • формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворённости от выполненной работы;
  • осознание значимости результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"

Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе.Развитие образовательной системы России сопровождается с одной стороны усилением самостоятельност...

Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода

Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...

Статья "Методы и формы акцентирования внимания учащихся на ценности здоровья на уроках русского языка и литературы в средней школе"

В статье рассказывается о методах и формах, применяемых на уроках русского языка по здоровьюсбережению....

Система оценивания по русскому языку и литературе в основной школе

Система оценивания по русскому языку и литературе в основной школе...

Воспитание ценностного отношения к родному языку как личностный результат изучения русского языка и литературы в основной школе.

Статья посвящена одной из актуальных задач российского образования - созданию ценностной ориентации у обучающихся на изучение родного языка и отношение к нему как ценностному объекту....