Главные вкладки

    Самореализация учащихся с ЗПР на уроках русского языка и литературы в основной школе.
    статья по литературе на тему

    Самореализация учащихся с ЗПР

    на уроках русского языка и литературы в основной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_samorealizatsiya_uchashchikhsya_s_zpr_.doc33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самореализация учащихся с ЗПР

    на уроках русского языка и литературы в основной школе.

    В процессе педагогического стимулирования саморазвития учащихся следует помнить: не нужно бороться с учеником, который допускает ошибки, а вместе с учеником бороться против них.

    Самореализация – это деятельность ребёнка, осуществляемая через здоровье, учение, общение, творчество, досуг.

    Нас интересуют, и мы рассмотрим 3 составляющие этого понятия: учение, общение, творчество.

    Концептуальная основа обучения саморазвитию строится на философии «самости» (самопознания, самоопределения, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации), раскрытой в работах Н.А.Бердяева, Г.А.Флоренского. Ещё Ян Амос Каменский обратил внимание на то, что «природное начало в человеке обладает самостоятельной и самодвижущей силой.»

    В трудах отечественных педагогов идеи педагогического стимулирования саморазвития личности в обучении и воспитании занимают важное место.

    Современная концепция обучения саморазвитию, прежде всего, заключается в том, что приоритетом современного образования, гарантирующим его достаточно высокое качество, может и должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие личности, которая уникальна и имеет возможность развития и саморазвития.

    Чтобы изменить (обучить, развить) ребёнка, необходимо правильно выбирать методики, технологии, формы обучения.

    Ученик с ЗПР должным образом не осознаёт, что и как ему необходимо изменить в себе самом, а для саморазвития личности потребности самопознания, самоопределения, самоуправления и самореализации являются базовыми компонентами. Поэтому одной из главных целей в создании условий для саморазвития является запуск мотивационно-потребностного механизма. Только так образование может перейти в самообразование. Только так обучение перейдёт в самообучение, воспитание – в самовоспитание, а личность из состояния развития – в фазу саморазвития. Возможно также и репродуктивное саморазвитие. Например, ученик целенаправленно совершенствует навыки письма или чтения; но в данном случае элемент творчества невелик.

    По своей природе в явлении «развитие» всякий раз проявляется «творчество», поэтому эти термины можно считать синонимами. Используя словосочетание «творческое саморазвитие», мы акцентируем внимание не просто на позитивных изменениях личности, а подчёркиваем, что чаще всего – это процесс творчества самой личности.

    Для понимания того, как обучать учащихся саморазвитию, следует остановиться на системе факторов и условий, способствующих этому процессу, естественно, с учётом особенностей детей с ЗПР.

    1. Факторы и условия, способствующие углублению самопознания учащихся:
    • применение тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровни развития знаний, умений, навыков и способностей;
    • побуждение учащихся к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон;
    • побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению;
    • диалог с учащимися относительно их недостатков и достоинств;
    • создание ситуаций успеха, в которых учащиеся реально осознали бы потенциальный уровень своих способностей;
    • постановка задач на самооценку деятельности каждого ученика.
    1. Факторы и условия, способствующие самоопределению учащихся:
    • дифференциация и индивидуализация обучения;
    • предоставление учащимся прав на выбор факультативных предметов, где они смогли бы максимально проявить себя.
    1. Факторы и условия, способствующие самореализации учащихся:
    • постепенное увеличение трудности, сложности заданий;
    • похвала, поощрение;
    • организация конкурсов, соревнований, олимпиад.

    Существует ряд причин, препятствующих творческому самоопределению учащихся:

    1. неспособность мобилизоваться, низкий уровень познавательской активности;
    2. отсутствие способностей доводить начатое дело до конца
    3. отсутствие реальных условий для саморазвития
    4. отсутствие идеала
    5. отсутствие поддержки со стороны педагогов или одноклассников
    6. неверие в себя, в свои силы
    7. плохое знание себя, своих сильных сторон.

    В работе МО учителе русского языка, литературы и английского языка давно сложилась система работы: ежегодно наши дети принимают участие в играх «Русский медвежонок», «Бегемот», в декадах по предметам, принимают активное участие в муниципальных, районных и городских мероприятиях по русскому я зыку и литературе. Всё это стимулирует деятельность учащихся. При этом успешно решаются важные задачи:

    • формирование исследовательских умений (выявление проблемы, поиск информации, организация деятельности, получение результатов);
    • формирование коммуникативных умений (обсуждение, умение отстаивать свою точку зрения, участие в дискуссиях);
    • формирование культуры деятельности (оформление творческих работ);
    • формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворённости от выполненной работы;
    • осознание значимости результатов своей деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"

    Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...

    Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

    Использование метода проектов на уроках русского языка и...

    Развитие образной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе (5 - 9 классы).

    В статье рассматриваются пути изучения на уроках русского языка в 5-9 классах изобразительно-выразительных средств . Определёно и обосновано содержание материала относительно сдачи экзамена по Гиа и Е...

    Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе

    Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе.Развитие образовательной системы России сопровождается с одной стороны усилением самостоятельност...

    Пути совершенствования устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе.

    Методическая разработка включает материал по теме "Пути совершенствования устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе" и презентации....

    Статья "Методы и формы акцентирования внимания учащихся на ценности здоровья на уроках русского языка и литературы в средней школе"

    В статье рассказывается о методах и формах, применяемых на уроках русского языка по здоровьюсбережению....

    Система оценивания по русскому языку и литературе в основной школе

    Система оценивания по русскому языку и литературе в основной школе...