Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода
материал по русскому языку по теме

Качанова Светлана Викторовна

          Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то есть качество образования,  в настоящее время обеспечиваются не только наличием профильного содержания, но и сочетанием различных способов, методов и технологий обучения. Через оптимальное сочетание их я стремлюсь к обеспечению каждому ученику собственной траектории движения. Введение в качестве цели обучения определённого комплекса знаний и умений, составляющих компетенцию, выделение ведущих для русского  языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической и языковой) – это попытка реализовать деятельностный подход в обучении русскому языку, ориентированный на развитие всех сторон личности школьника, а также важнейшей для человека способности и готовности к дальнейшему саморазвитию.На мой взгляд, именно такой подход, основанный на формировании компетенций  помогает достичь учащимся высоких  результатов освоения программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachanova_tehnologii_deyatelnostnyy_podhod.docx51.9 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Муравьёвская средняя общеобразовательная школа

Называевского муниципального района Омской области»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Создание условий для самореализации личности обучающегося

на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного  подхода»

 Подготовила:

                                                                                                                                                                              Качанова Светлана Викторовна,
                                                                                                                                 учитель русского языка и литературы

  Высшей квалификационной категории

                                                                                    2013 год

          Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то есть качество образования,  в настоящее время обеспечиваются не только наличием профильного содержания, но и сочетанием различных способов, методов и технологий обучения. Через оптимальное сочетание их я стремлюсь к обеспечению каждому ученику собственной траектории движения. Но в  своей педагогической деятельности  я сталкиваюсь со следующими противоречиями:

  1. между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, и целями, которые ставит общество, родители и сами ученики, - получение востребованных знаний, полезных практических навыков;
  2. между отсутствием заинтересованности в изучении русского языка отдельными школьниками и высокими требованиями государственной программы, стандартами;
  3. между базой знаний, умений и навыков, которые закладывает традиционная школа, и постоянно меняющимися требованиями  современного общества;
  4. между стремлением каждой личности к саморазвитию, самореализации и едиными требованиями педагога ко всем обучающимся;
  5. между организацией образовательного процесса с применяемых традиционных технологий и необходимостью построения личностно-ориентированного обучения;
  6. между отсутствием  алгоритма работы в данном направлении и высокими требованиями к личности обучащихся, поставленными современным обществом;
  7.   между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика;
  8. между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.

Поэтому  ставлю перед собой следующие задачи:

  1. развитие у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной систематической учебной работе;
  2. помочь воплотить полученные знания, развивающиеся умения в практической  деятельности;
  3. включить каждого учащегося в активную познавательную деятельность, в процесс самостоятельного добывания истины, заинтересовать его этим процессом.

     Анализ выявленных противоречий позволил определить ведущую педагогическую  идею - совершенствование преподавания русского языка через осуществление  деятельностного  подхода в образовании.

     Выстраивая свою стратегию и тактику работы, опираясь на исследования таких учёных, как   И.С.Якиманская, А.В.Хуторской, Г.К.Селевко, я наметила следующие пути решения проблем:

  1. Освоение  новых  педагогических  технологий, новых способов организации учебно-воспитательного процесса.
  2. Освоение работы, направленной на диагностику и  учет индивидуальных особенностей обучающихся.
  3. Организация специальной деятельности педагога на уроке, направленной на развитие и коррекцию уровня обученности учащихся.
  4. Построение системы  контроля на основе стержневых линий учебного курса «Русский язык», разработка собственной системы педагогического мониторинга.
  5. Создание собственной системы работы, ориентированной  на компетентностный подход в обучении русскому языку.

      Для реализации поставленной цели мною были разработаны следующие критерии, показатели и диагностический инструментарий:

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Предметно-информационные компетенции

Динамика изменения качественных показателей уровня обученности учащихся

Мониторинг

Результаты ГИА и ЕГЭ

Уровень сформированности ОУУН

Уровень сформированности предметных ЗУН

Развитие познавательных интересов учащихся

Участие в олимпиадах

конкурсах

Мониторинг

Исследование

Проекты учащихся

Развитие творческой активности школьников

Участие в творческих конкурсах

Статистика участия

Портфолио учащихся

Авторское творчество учащихся

Деятельностно-коммуникативные компетенции

Уровень владения монологической речью

Уровень владения навыками создания письменного высказывания

Результаты ЕГЭ

     

Я чётко представляю ожидаемый результат:

  1. Достижение 100% абсолютной успеваемости и повышение качества обученности учащихся.
  2. Сокращение количества учащихся «группы риска» по успеваемости.
  3. Подготовленность учащихся к  самостоятельному  продолжению образования  и трудовой деятельности,  повышение уровня развития их ключевых компетенций.
  4. Создание индивидуального образовательного маршрута для каждого выпускника.

Хочется создать такую модель выпускника,

который должен обладать следующими качествами личности:

  1. уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
  2. умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  3. самостоятельно критически мыслить;
  4. видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
  5. четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
  6. быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  7. грамотно работать с информацией.

            В основе  моей  работы лежит  личный опыт, идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, психологии, языкознания, поэтому его можно определить как репродуктивно - рационализаторский. Считаю, что современный выпускник должен войти в жизнь компетентным, грамотным, и его необходимо научить   пользоваться набором «ключей» для самостоятельного получения знаний. 

Каковы  же  пути  превращения  учебного  процесса  в  средство  умственного  развития  личности?

Я считаю, что  корень  всех  проблем  учебно-воспитательного процесса не  в  «пассивности»    детей,  а  в  процедуре,  которую  задаёт  применяемая  в  массовой  школе  технология. При  такой  технологии учитель    рассказывает  предусмотренный  программой  материал,  заставляет  ученика  выучить  его  и  оценивает  степень  его  усердия.  Но  учащийся   чаще  всего  в  этот  процесс  не  включается.  Педагог  «продавливает» информацию  с  помощью  многократных  повторений,  игровых  форм  и  других  приёмов,  позволяющих  заинтересовать  учеников,  стимулирует  послушание  и  исполнительство.  Нет внутренней мотивации учащихся, которая   связана  с  самим  процессом  получения  знаний,  их  объёмом, глубиной,  прочностью,  а  также с процессами,  происходящими  в  самом  человеке.  Я решительно порвала с практикой такого обучения, потому что считаю, что ученик  должен получать  приятные  эмоции,  связанные  с  удовлетворением  от  работы,  ощущением  собственной  компетенции,  самоуважением  от  полученного  индивидуального  результата. Ученик должен переживать ситуацию успеха. А этого можно достичь, опираясь на педагогические технологии  личностно ориентированного обучения. Я в своей практике интегрирую  элементы  разных технологий:

  1. обучение в сотрудничестве
  2. проектные методы обучения
  3. систему инновационной оценки «портфолио»
  4. разноуровневое обучение
  5.  коллективная, групповая и индивидуальная   система обучения
  6. информационно-коммуникационные технологии,
  7. технологию  блочно- модульного обучения,
  8. лекционно-семинарско-зачетная система обучения,
  9. технологию развития критического мышления.

Моя задача — пробудить у ребёнка желание учиться. А достичь этого,  кроме применения перечисленных технологий, считаю, можно, в первую очередь,  с помощью  арт-технологий, о которых я хотела бы рассказать.

 Ещё Демокрит заметил, что «знания начинаются с удивления». Поэтому  ставлю перед собой главную задачу - включить каждого учащегося в активную познавательную деятельность, в процесс самостоятельного добывания истины, заинтересовать его этим процессом. Эту задачу   мне помогают решить арт-уроки. На них я  опираюсь на художественную силу искусства, располагающую неисчислимыми возможностями оживления  и  обогащения учебного процесса, способствующую реабилитации  внутренних возможностей учащегося. Музыка, инсценирование, игра, сочинительство, рисование, вносят  в урок  эмоциональность,  яркие краски, вызывают интерес к  уроку   и  способствуют развитию творческого воображения.

Я этого добиваюсь через:

- своё слово - эмоциональное, яркое, живое, трепетное;

- выразительное чтение;

- прослушивание чтения авторов;

- прослушивание сцен из произведений в исполнении актёров, мастеров художественного слова;

- просматривание и обсуждение видеофрагментов по творчеству писателей;

- беседу, имеющую целью активизировать художественное переживание учащихся;

- обучение творческим работам с целью отражения  художественного восприятия текста;

- иллюстрирование;

-использование  мультимедийных   проектов учащихся;                    

- музыку.

Всегда интересна на таких уроках  работа с иллюстрацией к тексту. Ученики показывают  не только их видение образов литературных героев или отдельных сцен произведения, но и показывают  возникшую в результате процесса работы над художественным произведением личностную модель образа героя (эпизода и т.д.), иллюстрирование способствует еще более глубокому осознанию изобразительно-выразительных средств языка, помогает понять красоту художественного слова, настроение автора. На уроке данный технологический прием порой требует больших затрат, но он, на мой взгляд, делает возможной самореализацию  читателей, развивает их способность анализировать и синтезировать, творить, помогает самовыражению школьника на уроке в процессе глубокого проникновения в художественное  произведение.  Так на обобщающем уроке  в 11 классе  «Роль библейских мотивов в русской литературе» совсем по-новому открылась, казалось бы, посредственная  ученица:  она принесла свои иллюстрации к произведениям русских и советских писателей  и сумела защитить свой взгляд на роль библейских мотивов  в произведениях Достоевского Ф.М.,  Горького А.М., Домбровского Ю. (см конспект учебного занятия по литературе в 11 классе  -  Приложение №  1)

Одним из средств активизации познавательной деятельности  для формирования  предметно-коммуникационных компетенций учащихся на уроке  является использование информационно-коммуникационных технологий.  Я применяю компьютер на уроках  для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

  1. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  2. повышение качества обученности учеников по русскому языку;
  3. обогащение словарного запаса;
  4. овладение нормами литературного языка;
  5. знание лингвистических и литературоведческих терминов;
  6. формирование общеучебных умений и навыков.

Внедрение информационных технологий на уроке  я   рассматриваю:

  1. как источник дополнительной информации по предмету;
  2. как способ самоорганизации труда  учителя и учащихся;
  3. как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.

Использование мной ИКТ на уроках русского языка можно представить таблицей:

Использование ИКТ

Использование   готовых программных продуктов  

Работа  с программами MS Office (Word, Power Point,)

Работа  с ресурсами Интернет

Текстовые  материалы

Тесты

Презентации  учебного материала, разработанные мной

для уроков.

Презентации  учебного материала, разработанные учащимися  для уроков.

DVD,     CD

Электронные энциклопедии

Самостоятельная работа учащихся   - закрепление изученного материала

В своём арсенале использую все возможности компьютерного класса нашей школы.  Мною создан банк наглядных и дидактических материалов: критических статей, рефератов, анимированных презентаций к урокам, видеоклипов,  DVD - фильмов по программным произведениям, видеофильмов  и   документальных фильмов  по биографии писателей  с богатым иллюстративным материалом,  тестов и игр,  рассказов о картинах-иллюстрациях по литературным произведениям, фонохрестоматия, Часто не просто подбираю  фонохрестоматию, а дополняю её фрагмент видеорядом. Это всегда более наглядно и интересно.

Повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные мной или учениками.   При этом я беру музыку в современной обработке, что помогает приблизить поэта к современному слушателю, ученику, показать актуальность его поэзии в наши дни.  

Часто использую в них где-то найдённый иллюстрационный или видеоматериал, но звук накладываю свой. Или наоборот.  Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаю задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они  записывают основные факты, даты или составляют тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки. Также сделала подборку фрагментов экранизаций литературных произведений. В моём кабинете собрана большая видеотека по всем программным произведениям. Просмотр предваряю заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним,- а после просмотра веду беседу по  вопросам:

  1. Как  слова  героя  характеризуют его?
  2. Какие эмоции вызывает  этот эпизод?
  3. Объясните, как создаётся комизм ( или трагизм)  данной сцены.

Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе, потому что они, во-первых, расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка  уроков.

В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Ясная поляна,  Тарханы, Щелыково, поэтому такие экскурсии замещают "живые". Кроме традиционных фонохрестоматий, которых собрано множество в моём кабинете, я использую аудиозаписи, созданные мной  или учащимися. Чаще это я делаю на уроках русского языка. Записываю текст диктанта с помощью микрофона,  делаю это  и на два варианта с помощью мужского и женского голоса. Затем на уроке включаю аудиозапись в ходе проведения работы с перфокартой, словарного диктанта, проверочной,тестовой работы. В это время я наблюдаю, чтобы учащиеся не списывали, или проверяю предыдущую работу учащихся. Такую работу  провожу в ходе уплотнённого опроса.   Например, несколько учащихся работают у доски с карточками, ещё несколько – с карточками на местах (собрала сборник  карточек-тренажёров для индивидуальной работы на уроке по всем видам орфограмм курса  «Русский язык», составленных мной с учётом индивидуальных траекторий развития учащихся ),  несколько человек отрабатывают орфограмму на  ПК в  программе-тренажере  “Фраза”, в программе «1С: Репетитор. Русский язык» и  в программе  «Репетитор-тренажёр по русскому  языку»,  а остальные – с аудиозаписью. Я в это время  направляю работу учащихся у доски. Это повышает эффективность урока, наполняемость оценок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.  

В своём кабинете я использую разные конфигурации компьютерного оборудования:

Компьютер + проектор

Компьютер + принтер, сканер

Компьютер + 5 компьютеров учащихся

При варианте «Компьютер + Принтер, сканер» я:

  1. готовлю к урокам дидактический раздаточный материал
  2. оформляю наглядный материал
  3. занимаюсь индивидуальной проектной деятельностью с учащимися
  4. создаю опорные конспекты к уроку
  5. создаю тесты и самостоятельные работы для учащихся.

При конфигурации «Компьютер + проектор» возможности, конечно, шире:

  1. использую подачу материала в форме презентаций  как моих, так и ученических
  2. провожу тестовые работы без привлечения печатного материала
  3. провожу опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты самопроверкой)
  4. провожу конференции с привлечением созданных учащимися презентаций
  5. создаю документальные фильмы по любой теме
  6. с помощью заранее созданных тестов провожу разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)

При варианте Компьютер + 5 компьютеров учащихся:

  1. 5 учащихся  занимается  на тренажёрах
  2. провожу индивидуальное тестирование 5 учащихся одновременно
  3. занимается группа исследовательской работой
  4. создаются проекты учащимися по собственным сценариям или по сценарию учителя
  5. осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность
  6. создаётся классная библиотека наглядных пособий.

При данном варианте самостоятельность учащихся активизируется, при этом  они  работают в индивидуальном темпе. 

Есть опыт создания совместных проектов в программах  Windows Movie Maker  и   Power Point по лирике поэтов  с использованием возможностей Интернета, который  также существует у меня в кабинете. Учащиеся были разбиты на группы: художники, музыканты, чтецы - и подготовили анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая была создана не в виде сочинения, а в виде творческой мультимедийной работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создали анимационный ряд. Музыканты подбирали музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывали свой выбор. Чтецы добивались как можно более точного прочтения. Потом вся работа собралась воедино, и создался один проект - фильм. (Рисунки сканировались и включались в презентацию). Обучение в сотрудничестве даёт высокие результаты, помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, систематизировать знания, творчески решать учебные   задания.  Такая проектная деятельность способствует повышению самостоятельности, активизации истинного учения, реализует основное назначение современной школы - подготовку учащихся к свободному творческому труду, где акцент ставится на усвоение ценностей и способов существования человека в культурной среде, на предоставление ответственности за собственную деятельность. При подведении  итогов в конце 9 класса учащиеся самостоятельно готовили мультимедийные проекты, в которых обобщали изученное по всем разделам курса русского языка, и защищали их на уроках.

При объяснении нового материала на уроке  русского языка  я использую таблицы и схемы, взятые из Интернета или которые  создала  сама,  и  проектирую  их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.  Эти же таблицы и схемы всегда находятся у учащихся в тетрадях-справочниках.  Это своеобразный алгоритм формирования грамотности учащихся. Обилие орфографических и пунктуационных правил натолкнуло меня на мысль об их систематизации и обобщении. И в результате у меня получились следующие таблицы:

  1. ОРФОГРАФИЯ В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ
  1. Орфограммы в корне
  2. Орфограммы  в приставках
  3. Орфограммы в суффиксах
  4. Орфограммы в окончаниях
  5. Гласные после шипящих
  6. Н-НН в разных частях речи
  7. Орфограммы Ъ-Ь
  8. НЕ с разными частями речи
  9. Дефисное написание
  10. Слитное - раздельное написание

          2.СИНТАКСИС В ТАБЛИЦАХ

          3. КУЛЬТУРА РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ

  1. Морфологические нормы
  2. Синтаксические нормы
  3. Произноси правильно

          4.   ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. ФОНЕТИКА
  2. СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
  3. СОСТАВ СЛОВА
  4. СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
  5. ЧАСТИ РЕЧИ

Используя блочную подачу материала  по русскому языку (обобщенные таблицы по орфографии и синтаксису), я добиваюсь максимального усвоения стержневых  тем  курса, что особенно стало необходимо во время подготовки  учащихся  к ГИА и ЕГЭ, ведь задания А, В в ГИА и ЕГЭ выстроены именно в этой системе. Сейчас, наблюдая за изменениями в тестовых заданиях в формате ЕГЭ,  я убеждаюсь в своей правоте  и  совершенствую свои таблицы, добавляю новое.

Самостоятельную деятельность учащихся по формированию  орфографической зоркости или созданию презентаций провожу в форме индивидуальной, парной, групповой  работы, учитываю и пристрастия ребят, и их желания. Я  только  подсказываю   источники информации,  направляю мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ.  Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия, дидактический материал.

Часто в  работе использую  Систему федеральных образовательных порталов,  в которой учащиеся проходят тестирование  ЕГЭ  и  ГИА  в  on-line  и тут же получают независимую оценку.  

Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам, словарно-орфографические диктанты, контрольные диктанты и др. Использую как готовые пакеты контролирующих программ и программ-тренажеров, так и собственные, составленные мною с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки, которые помогают делать ученики. Создала банк электронных тестов для организации контроля  по всем разделам курса «Русский язык»  с  учётом требований ЕГЭ.

 Использую  технологию повышения орфографической грамотности. Её особенности:

  1. режим повторения;
  2. работа по восстановлению навыков должна проводиться ежедневно;
  3. упражнения должны занимать не более 5 минут за урок (т.е. упражнения должны быть разнообразными);
  4. упражнения должны проводиться  как письменно, так и  устно. Нельзя перегружать учителя  дополнительными объемами проверочной работы. Сохранение здоровья учеников и учителя – важнейший технологический принцип;
  5. отработка каждой повторяемой орфограммы в течение одной недели; в течение этой недели нельзя в погоне за интересом допускать чередование нескольких орфограмм; нельзя нарушать ритмичность, предусмотренную технологией.

Предполагаемая технология включает в себя:

  1. ежемесячное проведение диагностических диктантов для выбора наиболее трудных орфограмм для учащихся;
  2. по каждой слабо освоенной орфограмме ежедневные упражнения
  3. с ключевыми словами (1 мин.)
  4. с игровыми словариками (2-4 мин.) – в режиме самопроверки
  5. на формирование правил (1-2 мин.) – с опорой на ключевые слова
  6. на использование ассоциаций (1 мин.).

Благодаря разнообразию методов и форм работы ученики преодолевают пассивную позицию в учебном процессе и становятся активными участниками и, как правило, повышается результативность обучения.

Кроме того применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития. Таким образом, суть дифференцированного подхода, который я осуществляю на своих уроках, заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания. Обучение с помощью компьютера даёт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.  Для организации  индивидуальной работы в компьютерном классе действуют  5 ПК.  На уроках для индивидуальной работы использую следующие виды упражнений:

  1. Упражнения на зрительное восприятие (отработка грамотного написания  слов.)
  2. Упражнения на слуховое восприятие текста
  3. Упражнения на постановку знаков препинания
  4. Упражнения разных уровней сложности на графическое обозначение единиц языка
  5. Упражнения разных уровней сложности на выбор правильного ответа
  6. Учебно-игровые программы

Если ученик сомневается в написании и хочет проверить, то ли правило он применяет в данном случае, он нажимает специальную клавишу, и ему высвечивается правильное написание данного слова и правило, согласно которому нужно писать ту или иную букву. Слабым учащимся на первом занятии по новой теме желательно как можно лучше запомнить и осознать правильное написание каждого из предложенных слов, поэтому им предлагаю проверить написание этих слов.

Важным преимуществом  использования компьютера  считаю компьютерный контроль за качеством знаний.

Компьютерный контроль имеет ряд преимуществ:

во-первых, экономит время на выявления ошибок учеников;

во-вторых, ведется с учетом индивидуальных возможностей и способностей, в индивидуальном темпе;

в-третьих, обработка результатов работы дает учителю возможность оценить качество усвоения материала и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.

Также компьютерный контроль использую  для выявления индивидуального уровня относительной орфографической и пунктуационной грамотности (т.е. показатели, в процентах выражающие усвоение учащимися программных требований для данного класса) и качество усвоения всех тем, изученных за контрольный период. Использование компьютерной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует воспитанию у них трудолюбия, ответственности и вырабатывает привычку к регулярной работе.

С помощью мониторингов, выполненных в программе Exel, Word, отслеживаю результативность каждого учащегося при выполнении тестовых заданий. Используя специальные программы для подведения итогов, определения рейтинга учащихся, создаю мониторинг успешности каждого учащегося с позиции личностно-ориентированного обучения, где прослеживаю уровень способностей учащихся, мотивацию обучения, знания, умения и навыки.

Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Таким образом, использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной программы. Кроме того, компьютер потенциально готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.

                В свете новых требований к ЕГЭ я пересмотрела систему работы по развитию письменной речи учащихся с 5 по 11 классы. Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. И центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе. Именно на этом этапе формируется комплекс умений, который обеспечивает владение речью, чего невозможно достичь без постоянного обращение к комплексной работе с текстом.

Подготовку учащихся  к написанию сочинения части С в 11 классе начинаю с 5 класса:

  1. 5 класс – информационная заметка в газету
  2. 6 класс – заметка дискуссионного характера по прочитанному произведению
  3. 7 класс – заметка с выводами и обобщениями
  4. 8 класс – отзыв о кинофильме, картине, посещении выставки  
  5. 9 класс -  аннотация на произведение, отзыв о нескольких произведениях современной литературы
  6. 10 класс – сочинение-рецензия на текст  публицистического  стиля речи
  7. 11 класс -  сочинение  - рецензия  обзорного характера на тексты разных стилей  речи, сопоставительный анализ новинок современной литературы

 Формированию деятельностно- коммуникативных компетенций  я уделяю особое внимание на уроках литературы. В качестве измерителей уровня подготовки по русскому языку в школе традиционно использую следующие виды работ:

  1. устный опрос (для проверки знаний и учебных умений);
  2. диктант и изложение (для проверки практической грамотности: орфографической, пунктуационной, культурно-речевой);
  3. сочинение (для проверки продуктивных коммуникативных умений);
  4. различные виды работ, связанные с анализом текста: вопросы по содержанию текста, формулирование темы и основной мысли высказывания, составление плана текста, тезисов и т. п. (для проверки рецептивных коммуникативных умений).

 Я  пересмотрела систему контроля уровня усвоения знаний по русскому языку за весь курс обучения в школе. Содержание контроля определяется целями обучения, сформулированными в стандарте на языке компетенций.

Компетентностный подход, реализованный в системе контроля, предполагает, что объектом проверки являются не отдельные знания, умения и навыки, а три компетенции:

1) лингвистическая компетенция:

знания о системе языка (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

умение применять эти знания в работе с языковым материалом (опознавать, классифицировать, анализировать языковые явления);

2) языковая компетенция:

практическое владение лексическими и грамматическими средствами языка на уровне нормы – орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической;

владение нормами письменной речи – орфографическими и пунктуационными;

3) коммуникативная компетенция:

владение специальными речеведческими знаниями (о стилях и типах речи, о тексте и его строении, об уместном использовании в нём средств языковой и речевой выразительности) и умениями при менять их к анализу и конструированию текста;

владение умениями и навыками в разных видах речевой деятельности (чтении, слушании, говорении, письме).

Введение в качестве цели обучения определённого комплекса знаний и умений, составляющих компетенцию, выделение ведущих для русского  языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической и языковой) – это попытка реализовать деятельностный подход в обучении русскому языку, ориентированный на развитие всех сторон личности школьника, а также важнейшей для человека способности и готовности к дальнейшему саморазвитию.

На мой взгляд, именно такой подход, основанный на формировании компетенций  помогает достичь учащимся высоких  результатов освоения программного материала. Ведь не секрет, что успешность участия выпускников в итоговой аттестации (будь то ГИА-9 в новой форме или ЕГЭ) связана, безусловно, с системностью подготовки к подобным испытаниям в течение всех лет обучения в школе.

К традиционным  измерителям прибавила тестирование, комплексную работу с текстом. Понятно, что подобная работа в силу своей объёмности требует на выполнение два урока. При этом  выбираю неадаптированный текст небольшого размера, но дающий возможность максимально использовать его языковой материал для проверки как можно больших аспектов знаний, умений и навыков. Особый интерес вызывают у ребят групповые задания по разработке различных заданий по одному и тому же тексту с максимальным использованием его языковых, лингвистических и коммуникативных особенностей. После рефлексивной обработки результатов выбираем лучший вариант, при необходимости дополняем и выполняем всем классом с обязательным выходом на сочинение, темы которого тоже предлагаются самими ребятами.  Используя технологию «Клише» Александрова  В.Н., Александровой О.И., Соловьёвой Т.В. ,  я пошла дальше и создала собственное клише,  предполагающее организацию речевого материала для написания сочинения в формате ЕГЭ.  На уроках литературы, анализируя эпизоды из произведений  русских классиков, я вначале на уроках вместе с учащимися анализирую тексты и  пишу классные сочинения- рецензии, а потом задаю домой «Написать сочинение в формате ЕГЭ».

Осторожно, с предельным уважением к личности каждого ученика  комментирую допущенные ошибки, если они являются типичными, единичные недочёты отрабатываю индивидуально. Я стараюсь убедить всех ребят в необходимости выполнения части С, поощряя их за самые незначительные удачи при написании сочинений, вырабатывая тем самым уверенность в себе. И ребята порой совершенно по-новому раскрываются именно в этом виде творческих работ и, может быть, впервые в своей жизни начинают ощущать свою значимость в этом мире. На основании этих  сочинений можно составить представление и об общем развитии ученика:

  1. о его нравственной и социальной зрелости;
  2. о его общей культуре;
  3. о культуре речевого поведения;
  4. о его манере общаться с собеседником – в данном случае с автором текста.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно–воспитательного процесса. Понимание текста — это совсем не просто: от нас требуются «интеллектуально-нравственные усилия», труд души. Понимание — это уже творчество. Вспомним слова А.А. Потебни: «Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке». Почувствовать «волшебство знакомых слов», ощутить «гармонии таинственную власть» — это уже очень много. Это уже труд души, требующий от нас филологической подготовки, читательского и жизненного опыта.

И поэтому не менее важно, что указанные виды работы, связанные с информационной переработкой неадаптированного исходного текста и созданием своего собственного текста, позволяют увидеть человека таким, какой он есть в момент окончания школы, проверить без специальной подготовки его компетентность в области русского языка. При подготовке к ЕГЭ я столкнулась с тем, что большое количество учащихся допускает ошибки в заданиях, связанных с орфоэпическими нормами. В связи с этим возникла необходимость систематического введения на уроках орфоэпических пятиминуток. При проведении уроков возможной формой тренировки орфоэпических норм стали интерактивные диктанты. В этих диктантах по 30 слов, поэтому учащиеся справляются с заданием приблизительно за пять минут, включая в это время работу по исправлению ошибок с обращением к орфоэпическому словарю. В сотрудничестве с учащимися мы стали создавать подобные интерактивные диктанты   и  другие, позволяющие отрабатывать части А и В, сами,  как в классе, так и дома.  Собрала электронный банк презентаций  в программе Power Point  по  каждому заданию части А и В, с помощью которых и отрабатываю, и контролирую шаг за шагом  все темы в формате ЕГЭ.  Кроме того сделала «Тематическую рабочую тетрадь  по подготовке к ЕГЭ», в которой прокомментировала выполнение заданий части А  и  В  в удобной и привычной для учащихся форме.. Считаю,  только при  систематическом контроле  и   постоянной связи  с  родителями возможно достижение  высоких результатов. Родительские собрания провожу только совместно родителей с детьми.

В своей работе главными формами системной подготовки к итоговой аттестации в основной школе вижу следующие:

  1. систематический контроль над формированием языковой компетентности учащихся через проведение понятийных диктантов, взаимоопросов по изученным темам; введение в урок минитестов, позволяющих оперативно проверить уровень усвоения учащимися теоретических знаний; создание индивидуальных и коллективных проектов по исследованию лингвистических понятий; комплексный анализ лингвистических текстов и составление собственных научных суждений с опорой на  проблемный вопрос;
  2. через ежеурочный комплексный анализ текстов различных стилей и типов речи совершенствование лингвистической и коммуникативной компетентностей учащихся через исследование орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и стилистических норм с опорой на неадаптированные тексты;
  3. организация итогового контроля в конце каждого класса только с опорой на комплексную работу с текстом с обязательным включением элементов тестирования с применением учащимися специально разработанных бланков для заполнения ответов, что способствует не только более удобной проверке, но и усвоению учащимися технологии работы с различными бланками;
  4. ведение  элективных  курсов по выбору, направленных на развитие и коррекцию знаний, умений и навыков учащихся. Такая  ориентированная на деятельностно-компетентностный подход  работа по подготовке к ГИА и ЕГЭ на всём периоде обучения в 5-11 классах с обязательным использованием комплексного анализа текста, позволила мне добиться достаточно высоких результатов в классе с весьма средними учебными возможностями  Я считаю, что таких неплохих успехов на экзамене невозможно было бы добиться, если бы я в обучении русскому языку и в целенаправленной подготовке к экзаменам не учитывала новых требований, предъявляемых сегодняшнему отечественному образованию, если бы игнорировала рекомендации экспертов, анализирующих общие результаты экзаменов по русскому языку и обращающих особое внимание на необходимость совершенствования процесса преподавания русского языка через комплексную работу с текстом. Очень важным  своим достижением считаю  создание системы работы, благодаря которой мои ученики  добиваются неплохих результатов не только в учёбе,  на рубеже  итоговой аттестации, но и в жизни, приобретают  опыт решения значимых, практико-ориентированных задач.

Применение указанных выше технологий  позволило  осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения, созданы  условия для самореализации личности обучающихся   на уроках русского языка и литературы, что приносит не только  радость общения и мне, и ученикам, но и высокие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов

Давайте попробуем обсудить конкретный вопрос: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему по-настоящему жить в настоящей взрослой жизни.  Традиционные методы и технологии не могут в полной ...

Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»

В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...

Создание условий для самоактуализации и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы

Доклад на педагогические чтения о технологии  "Педагогические мастерские" . Опыт применения технологии....

"Мастер-класс "Создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии РКМЧП."

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы как средство реализации компетентностного подхода соответствует новым стандартам, предусматривающим образование р...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

Педагогические условия развития творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Вся моя деятельность как учителя направлена на поддержание преемственности между УМК, на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществ...

Формирование компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным практико-ориентированная направленность. Смысл современного образования сост...