Создание условий для самоактуализации и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья по литературе на тему

elena-vasilevna-parshikova

Доклад на педагогические чтения о технологии  "Педагогические мастерские" . Опыт применения технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогические чтения

Создание условий для самоактуализации и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы

Учитель МБОУ СОШ № 146

 Паршикова Елена Васильевна

Новосибирск, 2011 год

Меня всегда интересуют новые или нетрадиционные подходы к образованию. Хочется постоянно совершенствовать свой опыт. Так, в ходе самообразования овладела технологией проектного метода обучения, "Развития критического мышления через чтение и письмо", "Портфолио". Уже давно заинтересовалась технологией "Педагогических мастерских" и сейчас пытаюсь применять ее на практике.

Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции.

В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других.

Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.

Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.

Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях:

1. "Вызов традиционной педагогике".

2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

3. "Все способны!".

4. Интенсивные методы обучения и развития.

5. Новый тип педагога.

6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.

Принципы построения педагогической мастерской

1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.

2. Равенство всех, включая мастера.

3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.

4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.

5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.

Алгоритм построения педагогической мастерской:

1. Индуктор (психологический настрой на урок)

2. Тема (запись на доске)

3. Самоконструкция (запись слов по ассоциации)

4. Социоконструкция (пополнение списка слов)

5. Разрыв (кульминация, во время которой ребенок начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше)

6. Афиширование (демонстрация выполненной работы)

7. Рефлексия (духовное состояние после мастерской)

В данной технологии учитель выполняет роль мастера. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

Рекомендации для мастера (учителя):

1. Создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.

2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.

3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.

4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.

5. Информацию подавать малыми дозами.

6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.

В конце ХХ века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы - представителей «Французской группы нового образования». На этой встрече были сформулированы основные положения предложенной группой новой технологии - «Мастерской»:

1. Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание.

2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно вооруженная личность.

3. «Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.

4. Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления.

5. Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному.

6. Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль.

Таким образом, на рубеже 1980-1990-х годов представителями GFEN была предложена технология, реализующая педагогический подход данной группы.

Технология «Творческих мастерских» заменяет урок. Она обращена к «Я» ученика, его личности, интересам, поискам и целям. Веря в потенциал ребенка, его способность к самоформированию, самоизменению и самоуправлению собственной судьбой, GFEN выдвинула свой основной лозунг «Все способны!».

Действие, происходящее в ходе мастерской, непосредственно связано с рождением и последовательностью образов, их возникновением и исчезновением после исполнения своей роли. При этом новые гипотезы, новый опыт как индивидуальный, так и групповой вызывают появление иных, необычных, неожиданных образов.

В ходе проведения мастерских возникает традиционный вопрос о знаниях, умениях и навыках. Кажется, что в дидактическом плане не хватает устного изложения преподавателем содержания изучаемых вопросов. Основное действие состоит в том, что участники мастерской выстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их, отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают свои просчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционной передачи огромного объема знаний от присутствующих педагогов ученикам. Один из ведущих отечественных ученых в области педагогической психологии Нина Федоровна Талызина считает, что это оправданно, потому что «знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого... Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями... Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать».

Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная особенность технологии мастерских - задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для ее осуществления. И если традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать.

На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития.

В ходе мастерских происходит освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.

Как показал проведенный анализ, в качестве наиболее актуально значимых теоретических основ исследования и развития технологии мастерских следует рассматривать основные положения компетентностного, субъект-субъектного подходов, педагогики сотрудничества, успеха, личностно-ориентированных и проблемно-ориентированных педагогических технологий

Анализируя особенности мастерских как педагогической технологии, важно отметить, что при их построении и проведении активно используется следующий подход: образовательный процесс должен быть выстроен с позиции самопознания личности, помощи ее самостоятельным духовным усилиям, стимулирования, пробуждения заложенных в ней от рождения активности и творческого начала.

Важным аспектом педагогической технологии является воспитание участников мастерской. Процесс воспитания заключается в постоянной корректировке субъективного опыта, сопоставлении его с опытом других, в результате чего происходит выбор собственного пути, самоактуализация.

Педагог в технологии мастерских указывает возможные направления развития ученика, стимулирует его желание совершенствоваться, приоткрывает дверь в интеллектуальный, эмоциональный, нравственный мир, помогает сосредоточиться на том, что ранее не воспринималось, казалось второстепенным, не столь важным, придать более значимый смысл слову, которое ребенок произносит, слышит, читает. Во время занятий происходит социализация, рефлексия, дети свободно высказывают свою позицию, осознают причины ее принятия или непринятия, задают многочисленные вопросы.

Мастерская оттачивает гуманитарный стиль мышления, приближая занятия к профессиональной деятельности историка (учит добывать, анализировать, интерпретировать, обобщать факты в стиле, свойственном историкам), филолога (организует изучение структуры различных родов литературы, погружает в работу со словом, побуждает к сочинению стихов, прозы, к критическому осмыслению написанного, к совершенствованию текста), химика, физика, биолога, математика (погружает в работу по образованию понятий, по определению цели исследования, признаков понятий, по проверке выдвинутых гипотез, по установлению критериев правильности их оценки, по классификации и систематизации), художника (предлагает исследовать форму линии, цветовое пятно, цвет, ритм, колорит, структуру картины, создавать свои художественные работы, изучать стили, свойственные разным художникам), философа (исследует понятия власти, символа, мифа и реальности, взаимоотношения миров личностей и социальных классов).

В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии.

Индивидуальный способ при традиционном подходе основывается на первоначальной деятельности педагога, на его слове, инициативе и на последующей самостоятельной работе ученика. Применение индивидуального способа обучения в технологии мастерских выдвигает на первый план личность ученика, который сам, без вмешательства педагога, соприкасается с проблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, которые требуют первоочередного исследования. Ребенок самостоятельно вычерпывает первый смысл из нового текста, выделяет непонятное, достойное последующего обсуждения в паре или группе. Он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.

Парный способ обучения в технологии мастерских равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися представлениями.

Групповой способ обучения занимает важное место в технологии мастерских. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, прояснены некоторые пути ее решения, т. е. предъявлены индивидуальные и парные наработки. На втором этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования и наконец, обычно после социализации, предъявления другими группами своих находок, планов, внесения корректив, начинается реализация одного из намеченных путей.

Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей.

Итак, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.

Педагогу, которого в терминологии мастерских называют мастером, приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя. Задача педагога (мастера) в ходе мастерской состоит прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на откровение, работать вместе с ними, не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое.

Первый этап - «схватывание», или индуктор.

Первый этап обращен к личности каждого школьника, студента, к его «Я», его подсознанию, его опыту, его знаниям. Создается эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность, включающий чувства, подсознание, формирующий личностное отношение к предмету обсуждения. Для этого применяется индуктор - слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и т. д. - все, что может вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Индуктор - первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую работу участников. Задание предлагается необычное, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Индуктор - своего рода свернутый смысл темы. Действие с ним предполагает открытие внутреннего пространства чувств, ассоциаций, включение «спящего» внешнего смысла во внутренний мир участника мастерской. Познавательный смысл индукции в том, что абстрагирующая работа мысли помогает идти вперед при недостатке практических знаний.

Первый, мотивирующий этап предъявления индуктора очень важен в технологии мастерских. Некоторые специалисты считают, что, возможно, в задачу мастера входит лишь подбор задания, выполняя которое, каждый находит свой мотив всей последующей познавательной деятельности на мастерской, придает ей личностный смысл.

Таким образом, первый этап - это мотивация, настраивание каналов ввода информации, актуализация опыта.

Второй этап - деконструкция. Когда опыт актуализирован, знания предъявлены себе и учебной группе, все участники включились в работу, наступает этап прозрения, разочарования в полноте и совершенстве имеющихся знаний. Происходит работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос - смешение слов, явлений, событий. На этом этапе каждому предоставляется возможность после инвентаризации знаний определить пути поиска нового знания.

Третий этап - организующее ядро. Преподаватель (мастер) предлагает ученикам разнообразный материал в виде предметов, объектов, текстов, иллюстраций, таблиц, схем, фактических данных - все, что способно пробудить фантазию, мысль, позволяет по-новому взглянуть на давно известное.

Четвертый этап - созидание, реконструкция. Это основной, мучительно сложный и в то же время радостный этап, он протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций, в прозрении, в понимании с полуслова, в молчании, в бурном словесном и эмоциональном выражении. На основе материала предыдущего этапа происходит создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. На четвертом этапе можно работать индивидуально, в паре, либо в группе.

Следует особо отметить, что в течение мастерской этапы деконструкции и реконструкция могут повторяться несколько раз - до 15-20.

Пятый этап - социализация и афиширование. Это этап предъявления созданного продукта, наработок, идей, планов, их реализации всем участникам, аудитории. Произведения (тексты, рисунки, схемы, проекты, решения) учеников и педагога (мастера) вывешиваются в аудитории, и все с ними знакомятся - ходят, читают, обсуждают. Результаты работы может зачитывать вслух автор или другой участник, а также педагог (мастер).

Шестой этап - корректировка, или разрыв. В сделанное ранее вносятся исправления, дополнения. Происходит промежуточная рефлексия, самокоррекция деятельности и на этой основе формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем). Существенно, что на этом этапе происходит кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему, либо выдвижению новых проблем, к поиску ответов. Для продвижения к новому знанию участники обращаются к словарям, тестам, учебникам, справочникам.

Мастерская обычно заканчивается седьмым этапом - рефлексией на уровне мысли, на уровне самого познавательного процесса. Это этап возвращения назад, предметного рассмотрения самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. На этом этапе рекомендуется не давать оценочные суждения: «Это хорошо, а это плохо», а провести анализ движений мысли каждого участника, его чувств, мироощущения. Кроме того, этот этап дает богатый материал для рефлексии педагогической деятельности самого преподавателя (мастера), усовершенствования мастерской.

В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства [7, с. 86].

Профессиональный интерес к данной теме выводит на необходимость исследования влияния технологии педагогических мастерских на художественно-творческое развитие детей на уроках в общеобразовательной школе.

Художественно-творческое развитие детей в учебном процессе принципиально важно ориентировать не на сумму знаний, обучение основам грамоты, не на приобщение к какому-либо одному виду деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление.

Уроки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:

- развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;

- направленность на активизацию "ассоциативного поля", образного мышления как способа художественного освоения бытия;

- моделирование состояния вдохновения, "игра" с элементами творчества, "спонтанная" ситуация;

- создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;

- воспитание навыков импровизации;

- формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия;

- создание эстетических ситуаций - важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;

- всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта.

Обобщение опыта работы французских мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:

1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

3. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.

4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

2.2 Этапы работы мастерской

Как и любой педагогический процесс технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов [31, с.284]:

1. «Индукция» («наведение») -- создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор -- слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. -- всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. «Самоинструкция» -- индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» -- построение этих элементов группой.

4. «Социализация» -- всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» -- вывешивание «произведений» -- работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними -- все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

6. «Разрыв» -- внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

7. «Рефлексия» -- отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» -- информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

Специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

КОНСПЕКТ УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ФИЛОСОФСКОЙ СКАЗКЕ А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ"

Оформление и оборудование: портрет А. Сент-Экзюпери, рисунки писателя к тексту, рисунки учащихся к сказке, роза в хрустальной вазе, выставка книг писателя. На доске записаны афоризмы А. Сент-Экзюпери: "Ищите меня в том, что я пишу"; "Зорко одно лишь сердце"; "Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе"; "Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться"; "Не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил"; "Берегитесь баобабов!". На доске также представлено толкование слов «добродетель» (положительное нравственное качество, высокая нравственность) и «порок» (предосудительный недостаток, позорящее свойство).

ХОД УРОКА-МАСТЕРСКОЙ

Предварительное д/з

1 группа. Выписать из 8 главы сказки опорные слова, отражающие чувства и характер Маленького принца и розы.

2 группа. Составить карту путешествия Маленького принца, нарисовать эмблему каждой планеты.

3 группа. Подготовить инсценировку эпизода из 21 главы (сцена встречи или прощания Маленького принца и Лиса).

4 группа. Внимательно перечитать главы, рассказывающие о летчике. Устно ответить на вопросы, данные в учебнике на стр. 532.

I. Индукция

Звучит мелодия Дж. Ласта "Одинокий пастух".

Учитель зачитывает отрывок из сказки: "...Я охотно начал бы эту повесть как волшебную сказку. Я хотел бы ее начать так: "Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга..." Те, кто понимает, что такое жизнь, сразу увидели бы, что это все чистая правда.

Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы. Сердце мое больно сжимается, когда я вспоминаю своего маленького друга, и нелегко мне о нем говорить. Прошло уже шесть лет с тех пор, как он вместе со своим барашком покинул меня. И я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть. Это очень печально — когда забывают друзей. Не у всякого есть друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр. Вот еще и поэтому я купил ящик с красками и цветные карандаши. Не так это просто — в моем возрасте вновь приниматься за рисование, если за всю свою жизнь только и нарисовал что удава снаружи и изнутри, да и то в шесть лет! Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он. Но я, к сожалению, не умею видеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею".

— Прочитайте еще раз эпиграф к уроку, подумайте над ответом на вопрос: если не ради забавы, то ради чего стоит читать сказку "Маленький принц"? (Чтобы стать умнее, узнать новое, научиться дружить, любить.)

Обобщение:

— Мы называем сказку А. де Сент-Экзюпери философской. "Философия" в переводе с греческого означает "любить мудрость". Автор хотел, чтобы с помощью его сказки мы стали мудрее.

Учащиеся с помощью Мастера формулируют цели урока.

II. Самоконструкция

— Разделите страницу на две части и запишите ассоциативные ряды слов к понятиям мудрость и разумность. Означают ли эти слова одно и то же? В чем разница?

Слова и словосочетания записываются в тетрадь, потом они зачитываются вслух. При желании учащиеся дополняют свои ряды слов теми, которые предложили одноклассники. Затем ученики делают первый выбор (в каждом из ассоциативных рядов подчеркивают наиболее значимое слово или словосочетание).

III. Социоконструкция

Вопросы и задания:

1 группа. Составьте монолог розы, которая рассказывает вылупившимся из гусениц бабочкам историю о себе и Маленьком принце.

2 группа. Подготовьте рассказ Маленького принца на тему "Странный народ эти взрослые" (о его путешествии). Используйте карту и эмблемы.

3 группа. Инсценируйте эпизод из 21 главы («цена встречи или прощания Маленького принца и Лиса). Ответьте на вопросы:

— Почему Лис просит Маленького принца приручить его, заранее зная, как тяжело будет расстаться?

— Будет ли Лис счастлив, оставшись без Маленького принца?

4 группа. Маленький принц говорил: "Странный народ эти взрослые". Докажите, что эту фразу мог бы произнести и летчик.

IV. Социализация

Ученики представляют результаты проделанной работы, записывают в тетрадь слова, раскрывающие сущность понятия мудрость, затем делают второй выбор (подчеркивают новое слово либо оставляют прежнее).

V. Разрыв-1

— М. Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" утверждает, что "нет большего порока, чем трусость". На ваш взгляд, какой порок является самым страшным? Продолжите галерею человеческих пороков. (Лень, зависть, лицемерие и т. д.).

— Что противостоит порокам? (Честь, достоинство и т. д.)

Если учащиеся не назовут сами, следует ввести понятие добродетель.

Рассмотрите таблицу:

Какую часть таблицы вы озаглавите "Добродетель", а какую — "Порок"? Допишите свои примеры.

— Какая связь между пороками и добродетелями??        ?

доброта

гордость упорство        

безотказность гордыня

упрямство

Обобщение:

— Ответ находим у Блеза Паскаля, французского ученого, философа, писателя: "Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки".

— Рассмотрите рисунки А. де Сент-Экзюпери к сказке. Найдите среди них тот, на котором изображен символ зла, символ порока. Вспомните призыв писателя: "Берегитесь баобабов!" Какой скрытый смысл заложен в этих словах?

— "Только рука друга может вырвать шипы из сердца", — говорил Клод Гельвеций. Действительно, кто, как не друг, сможет понять, утешить, простить. Вот что о дружбе писал сам Антуан де Сент-Экзюпери в "Письме к заложнику": "Друг — это прежде всего тот, кто не берется судить. Говорю тебе, это тот, кто открывает дверь путнику и находит место его костылю или его посоху и, чтобы судить о нем, не заставляет его плясать". Если дружба так прекрасна, то почему тысячи людей страдают от одиночества? ("Среди людей тоже одиноко", — говорит змея.) Попробуйте дать рецепт от одиночества.

Обобщение:

— Социологи вывели закон человеческого общения. Он очень краток: любовь — доверие — понимание — поддержка. Не столько ум, сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятным. Маленький принц до появления розы чувствовал себя одиноким. Почему же летчик, на планете которого живут миллионы людей, тоже чувствует себя одиноким?

— Почему Маленький принц и летчик так быстро нашли общий язык и подружились?

— Давайте заполним таблицу и сравним, как воспринимают жизнь дети и взрослые.

Дети        Взрослые

(Дети живут чувствами, эмоциями, ощущениями, впечатлениями, а взрослые — разумом, придавая большое значение фактам, цифрам.)

— Скажите, "взрослость" определяется возрастом?

— Так что же имел в виду автор, разделяя героев на взрослых и детей?

Разрыв-2

— Перечитайте посвящение и объясните, почему сказка посвящена взрослому человеку, Леону Верту, но с оговоркой — "когда он был маленьким".

Обобщение:

— "Детство — это огромный край, откуда приходит каждый, — писал А. де Сент-Экзюпери. — Я родом из моего детства". Став взрослым, он сохранил способность искренне удивляться красоте мира, наслаждаться ароматом цветов, сохранил детскую чистоту. "Появление Маленького принца в пустыне, — писал литературовед Р. Грачев, — это символическое напоминание взрослому о "внутренней родине", а исчезновение его и горе, вызванное этим, — трагедия взрослого, в душе которого погибает ребенок". Когда человек теряет детство внутри себя, он духовно умирает.

— Ребенок живет сердцем, у него слабо развито логическое мышление, он плохо знает или вообще не знает законы экономики, математики. Когда дети взрослеют, они учатся находить рациональные решения, рассчитывать и подсчитывать. Это хорошо, но возникает вопрос о том, как жить: слушать голос разума или голос сердца? Ответьте на этот вопрос.

—Дополните ваши ассоциативные ряды слов и сделайте третий выбор.

— Человек, написавший философскую сказку, несомненно, мудр. А что же Антуан де Сент-Экзю-пери считал в своей жизни главным, стоящим того, чтобы жить? Что озаряло всю его жизнь? (Любовь к людям, желание помочь им.) При затруднении учащихся с ответом Мастеру следует обратить, их внимание на материал статьи в учебнике на стр. 488—490.

Обобщение:

— А, де Сент-Экзюпери писал: "О, на свете есть только одна проблема, одна-единственная: вернуть людям духовный смысл, духовные заботы. Поймите, невозможно больше жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами! Совершенно невозможно. Невозможно жить без поэзии, без красок, без любви".

VI. Творчество

Создание сочинения-миниатюры. Темой является окончательно выбранное слово или словосочетание, ассоциирующееся с понятием мудрость. Девиз работы: "Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр" (А. де Сент-Экзюпери).

VII. Рефлексия

Продолжите предложения:

1) Мне понравилось...

2) Я запомнил(а)...

3) Я понял(а)...

4) Меня удивило...

5) Грустно...

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода

Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...

Формирование творческой самореализации учащихся на уроках русского языка и литературы

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем, творческой личностью. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и оно кажется р...

"Мастер-класс "Создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии РКМЧП."

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы как средство реализации компетентностного подхода соответствует новым стандартам, предусматривающим образование р...

Педагогические условия развития творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Вся моя деятельность как учителя направлена на поддержание преемственности между УМК, на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществ...

Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

Личностно ориентированное обучение как средство   развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в  условиях...

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной практике. В. Я. Сухомлинский в свое время писал: «Для некоторой части ...