Формирование компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ
статья на тему

Солоненчук Ирина Олеговна

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным практико-ориентированная направленность. Смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся компетенций, развитию которых способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным практико-ориентированная направленность. Смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся компетенций, развитию которых способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения. В Государственном стандарте по русскому языку определено формирование трех компетенций: языковой, коммуникативной и лингвистической. Их формирование происходит и на уроках литературы.

В своей практике применяем, во-первых, мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования. Каждый урок имеет иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилами. При подготовке к ЕГЭ на уроках и самостоятельно обучающиеся активно пользуются репетиторами Кирилла и Мефодия, которые максимально приближены к экзаменационным.

Во-вторых, огромная помощь педагогу и обучающемуся - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru для свободного пользования в целях образования. Предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого обучающегося.

В-третьих, используем презентации. Наиболее актуальной в последнее время в училище становится проектная деятельность обучающихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время. Каждый проект предполагает создание презентации MS PowerPoint, которая выполняет различные функции, формирует у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. В данном случае формируются учебно - познавательные компетенции. А педагог осуществляет индивидуальный подход к каждому обучающемуся, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов. Активно используются возможности интерактивной доски: либо устное проговаривание пропущенных орфограмм, либо появляется заранее приготовленный правильный ответ, либо с помощью ручки или маркера во время демонстрации слайда вписывается ответ. Интерактивные наглядные пособия в виде таблиц, выполненных в программе Flash, делают работу на уроке разнообразной, решают проблему наглядности, позволяют экономить время на написание.

Создан банк данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе. Он включает в себя уроки-презентации по русскому языку и литературе, интерактивные таблицы, схемы, таблицы, тесты, дополнительный справочный материал.  

Список литературы

  1. Краснова Г. М., Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе / Г. М. Краснова//Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 91 - 94. (Информатика и информатизация образования)
  2. Крючкова О.В. Комплексная информатизация образования/ О. В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...

Формирование филологических компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы на основе работы с текстом

Данная работа является обобщением педагогического опыта на присвоение высшей категории по должности "учитель"...

Формирование общих компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В 2014 году  участвовала в межрегиональной научно-практической конференции "Формирование общих компетенций обучающихся СПО и НПО в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей" в г.Чернь Г...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...