АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
статья на тему

Сенчило Лариса Дмитриевна

Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и литературного образования, диктуют учителю-филологу современные подходы к процессу обучения. И в этой связи складывается сложная ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью нового подхода к изучению языка и классической и современной литературы с одной стороны и риском утратить те положительные подходы и методики преподавания, которые годами и десятилетиями складывались в советской и российской школе с другой стороны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Сенчило Л. Д.

Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и литературного образования, диктуют учителю-филологу современные подходы к процессу обучения. И в этой связи складывается сложная ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью нового подхода к изучению языка и классической и современной литературы с одной стороны и риском утратить те положительные подходы и методики преподавания, которые годами и десятилетиями складывались в советской и российской школе с другой стороны.

Каким должен быть урок в современной школе? Как сегодня сохранить обязательный компонент любого урока – триединство обучающей, развивающей и воспитывающей целей? Не ошибусь, если скажу, что сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное – тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли бы преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.

Я остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, типичных проблемах, мешающих такому гармоничному процессу обучения. Прежде всего это проблема социальная, когда изменившиеся условия жизни общества внесли свои коррективы в образовательное пространство. Что греха таить…Сегодняшние дети не мечтают быть Гагаринами. Их больше манит своей видимой простотой взлета модельный бизнес, карьера удачливого предпринимателя. К тому же для этого не нужно особо вникать в премудрости русского языка или постижение нравственных исканий героев русской литературы. Ничуть не умаляя достоинства перечисленных профессий, я все же хочу констатировать снижение мотивации успешного обучения или даже качественное изменение мотивационных факторов.

Немаловажный негативный фактор современного образовательного процесса – это снижение объема чтения книг непосредственно по первоисточнику, без каких-либо сокращений или порочных кратких и адаптированных пересказов. Безусловно. Детям в 15 лет трудно понять истоки онегинского и печоринского разочарования в жизни… Но если они не прочтут это сейчас. В 15 лет, то вряд ли вернутся к этому чтению в 25. Опыт показывает, что учащиеся испытывают большие трудности на ЕГЭ в части С именно там, где необходимо привести собственную аргументацию с привлечением литературного примера. Многие учителя вынуждены сегодня давать перечень наиболее актуальных проблем и названия тех произведений, где данные проблемы поднимаются. Но это не панацея. До тех пор пока дети не станут активными читателями с развитым воображением, с умением не просто прочитать, но и увидеть прочитанное (нет, не в кинофильме, а посредством собственной фантазии), ситуация не изменится. Такие дети есть, но их ряды заметно обмельчали. Последствием малого объема чтения является исчезновение зрительной памяти, общеграмматической культуры, умения правильно формулировать свои мысли. У меня иногда складывается впечатление, что уже пора преподавать нашим детям русский язык как иностранный, не делая никакой ставки на языковую интуицию носителя языка. Задания ЕГЭ А3, А4, А5 во многом основаны на языковой интуиции: это контекстная сочетаемость паронимов, определение морфологической нормы словоупотребления, выбор правильного продолжения предложения с деепричастным оборотом, умение заметить синтаксически неправильное построение предложения. Эти вещи мало знать, их надо чувствовать. Но… именно этой «чувствительности» недостает современным детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе

Восприятие, истолкование, оценка поэтического произведения 20 века. Евгений Евтушенко "Злорадство"...

Доклад на Поволжской научно-практической конференции по проблемам преподавания рус. языка и литературы на современном этап "Использование современных средств наглядности (видеокассет, DVD-дисков с записями экранизаций литературных произведений) в школе"

Более 20 лет я работаю над использованием наглядных средств на уроках рус.языка и литературы и вовнеклассных мероприятиях. В начале было сложно: приходилось покупать видеокассеты, записывать их, сидя ...

"Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе"

Автор, анализируя собственный опыт работы в школе, рассматривает проблемы современного учителя русского языка и литературы, выявляет их причины и предлагает возможные пути решения....

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Презентация к выступлению для слушателей комплексных курсов...

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Справка, подтверждающая участие в проведении лекции для слушателей комплексных курсов (региональный уровень)...

Статья «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

laquo;Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизн...