Статья «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»
статья по русскому языку

Кучмина Татьяна Владимировна

«Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всем их многообразии – к этому должен стремиться каждый носитель языка.

Сегодня защита и охрана природных богатств, здоровье народа осознаются как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются памятники культуры. Наш язык нуждается в таком же бережном подходе. Ведь ни для кого не секрет, что современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется, засоряется ненужными иноязычными заимствованиями, разного рода неточностями и ошибками. Язык художественной литературы испытывает тенденции к безликости и стандартности. Язык науки страдает от ненужной усложненности.        Публицистика подчас грешит многословием, невнятностью и невыразительностью. Тревогу вызывают хлынувшие в нашу печать арготические элементы. А что говорить о рекламных текстах, которые ежедневно обрушиваются на нас с экранов телевизоров. Все это может привести к оскудению, а, следовательно, к обеднению языка. Такое состояние современного литературного языка является отражением и показателем недостаточно высокого уровня речевой культуры говорящих и пишущих. Именно поэтому, сегодня правомерно говорить об экологическом подходе к вопросам культуры речи или об экологии языка, которая становится одной из актуальных проблем современности.

Экология культуры речи предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Заметим, что культура языка, как и любая культура, предполагает ее постоянное освоение и «возделывание», обработку и охрану. И тут уместно сказать, что целью лингвистической экологии является и сам литературный язык, и человек, пользующийся им. Цель эта состоит в заботе о воспитании человека, для которого традиционные литературные нормы – основа выражения своих мыслей и идей. И здесь очень важна роль школы, одной из актуальных задач, которой является воспитание и формирование всесторонне развитой личности, обладающей потенциалом гуманитарной культуры, необходимым компонентом, которой является речевая культура. Актуальность проблемы обусловлена резким снижением уровня речевой культуры учащихся, неуважением к существующим нормам речи.

 Речь школьников сегодня засорена варваризмами и жаргонизмами. Крайне примитивны формы диалога, которые доступны учащимся, низка культура дискуссии и оформления собственной точки зрения. Одновременно школьники стесняются безграмотности и невыразительности своей речи. Они нередко испытывают беспричинный страх перед устным высказыванием, что обусловлено крайне слабой речевой культурой. Учащиеся не могут точно и кратко сформулировать мысль, неадекватно реагируют на замечания педагогов, но и сами эти замечания делают часто в некорректной форме. Но чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, связно выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности.

В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идеологий у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом. Отсюда необыкновенно возрос интерес к риторике, призванной научить человека мыслить, правильно излагать свои суждения и воздействовать на окружающих с помощью слова. Овладение культурой речи учащимися, развитие риторических потенциалов, языкового чутья возможно только в процессе творческого взаимодействия учителя и ученика. Поэтому необходимо в определенной мере дополнять и расширять новые подходы в преподавании русского языка, специальными целями которого является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся.

Дидактическая основа - творческое взаимодействие учителя и ученика. Во время занятий используются такие формы работы, как конкурсы, творческие рассказы с изменением лица, инсценировки, составление собственных текстов для различных слушателей. Преподаватель должен поддерживать такие дидактические импульсы учебного занятия, как проблемность, соревновательность, формирование творческих ситуаций, самостоятельный поиск ответов учащихся. Существенную помощь педагогу окажет работа учащихся в составе экипажей, творческих групп, команд, мастерских. Велика роль домашних заданий (ряд упражнений необходимо провести перед зеркалом, репетиция монологов на заданную тему и т.д.).

Необходимо прежде всего скорректировать речь учащихся, научить их находить речевые ошибки разного типа и сознательно исправлять их. Особое внимание должно быть обращено на очищение речи от жаргонизмов, просторечных слов, плеоназмов; умение выделять и корректировать речевые ошибки в письменном и устном тексте. Наряду с традиционными, учащимся предлагаются следующие виды работ:

1. Составление словаря «Речевые ошибки и их преодоление» с указанием источника ошибки (устная речь, средства массовой информации, художественная или учебная литература) и восстановлением нормативного образования.

2. Редактирование текстов прессы, современных произведений художественной литературы, составление на этом основании каталога речевых ошибок и соответствующих нормативных форм.

3. Составление словарных статей к паронимам, найденным при работе с художественными текстами, объяснение их значения и употребления, грамматических форм.

Необходимо дать представление о языковых стилистических ресурсах, стилях речи, о стилистической норме и стилистических ошибках. Система упражнений должна научить школьников составлять речевые произведения в различных стилях и жанрах. Возможны следующие виды работ:

1. Нахождение требуемых стилистических фигур и тропов в художественном тексте, составление по их модели самостоятельных тропов.

2. Составление сюжетных остроумных рассказов с данными стилистическими фигурами.

3. Составление вариантов начала и завершения речи с заданными стилистическими формулами.

 Даем  представление об основных этапах работы над публичным выступлением. Научить начинающих ораторов прежде всего думать, облекать свои мысли в связный текст и произносить его таким образом, чтобы он воздействовал на слушателя. Учащиеся знакомятся с различными типами публичных выступлений: развлекательных, информационных, агитационных. Материалы для анализа, образцовые тексты взяты, во-первых, из русской классической литературы и произведений 20 века; во-вторых, из публичных выступлений и обращений политиков, деятелей культуры 80-90г.г. 20 века. Тексты даются в столкновении мнений, идей, идеологий, что должно побудить будущих ораторов к размышлениям. При изучении можно использовать такие формы работы:

1. Приготовить и произнести краткую речь на заданную тему, скомпоновав ее при подготовке так, чтобы начало служило установлению контакта со слушателями (разъяснение, почему именно это актуально и важно для них).

2. В «судебном процессе» над героем литературного произведения выступить в роли судьи, адвоката, прокурора и самого подсудимого, стремясь в каждом случае доказать и обосновать требуемое ролевой ситуацией.

3. Составить сообщение-доклад по теме «Секрет словесного воздействия…» (писателя, книги, речи учителя). Доклад должен быть основан только на собственных мыслях.

Рассматриваем проблемы культуры спора, полемики, взаимообогащающего обмена мнениями. Как сделать спор продуктивным? Как заставить оппонента выслушать твое мнение? Как правильно аргументировать свою точку зрения? Ответить на эти вопросы помогает теоретический материал и система практических упражнений:

1. Прокомментировать факт спора в структуре предложенного художественного произведения с точки зрения законов дискуссии.

2. Организовать дискуссию по одной из тем: «Нужна ли школьная форма?», «Что неприемлемо в современной школе?» и т.д. Определить свою позицию в споре, попытаться ее обосновать, утвердить.

3. Выразить свою положительную или отрицательную оценку того или иного явления жизни общества.

Есть упражнения, которые призваны скорректировать речевое поведение человека в обществе, воспитать вежливого и тактичного собеседника, словом, повысить коммуникативную компетенцию человека.

Основные формы работы:

1. Знакомство с речевыми формулами, использование их в той или иной речевой ситуации.

2. Инсценировки бесед с тем или иным собеседником с выбором соответствующей социально-речевой роли.

Грамотная, убедительная и выразительная речь, умение выступать перед аудиторией и воздействовать на нее своим словом, возможность  непринужденно общаться с другими людьми – вот качества, которые должен  выработать в себе каждый, кто хочет чувствовать себя свободно и уверенно в любом обществе, кто хочет добиться успехов в профессиональной деятельности.

Пока мы хорошо говорим и пишем по-русски, нам не грозит никакая денационализация – при всех экономических и политических переменах или даже катаклизмах.

Грамотная, убедительная и выразительная речь, умение выступать перед аудиторией и воздействовать на нее своим словом, возможность непринужденно общаться с другими людьми – вот важнейшие качества, которые необходимы каждому, кто хочет чувствовать себя свободно и уверенно в любом обществе, кто хочет добиться успехов в профессиональной деятельности. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, выпускникам школы необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, правильно выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности, уметь убеждать собеседника. В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения.

Культура речи – это показатель лингвистической компетентности и коммуникативности личности.

Наша цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся, воспитание вежливого и тактичного собеседника.

Учащиеся должны знать:

- качества (критерии) хорошей речи;

- причины появления речевых ошибок;

- нормы литературного произношения, постановки ударения, употребления грамматических форм и нормы словоупотребления;

- языковые стилистические ресурсы, стили речи, стилистические нормы;

- виды выступлений с точки зрения их основной цели;

- основные этапы работы над публичным выступлением;

- основные виды эмоционального воздействия на слушателей;

- культуру поведения в споре, полемике;

- формулы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

- выделять и корректировать речевые ошибки в письменной и устной речи;

- правильно произносить слова, ставить ударение, не допускать в своей речи грубых просторечий, диалектных слов, жаргонизмов;

- составлять речевые произведения в различных стилях и жанрах;

- составлять связный текст и произносить его таким образом, чтобы он воздействовал на слушателя;

- использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя.

 

Литература.

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М.,Просвещение, 1968г.

2. Оганесян С.С. Культура речевого общения / Русский язык в школе. № 5– 1998г.

3. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура / Русский язык в школе. № 1– 1994г.

4. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет / Русский язык в школе. № 5 – 1993г

 

 


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе

Восприятие, истолкование, оценка поэтического произведения 20 века. Евгений Евтушенко "Злорадство"...

Доклад на Поволжской научно-практической конференции по проблемам преподавания рус. языка и литературы на современном этап "Использование современных средств наглядности (видеокассет, DVD-дисков с записями экранизаций литературных произведений) в школе"

Более 20 лет я работаю над использованием наглядных средств на уроках рус.языка и литературы и вовнеклассных мероприятиях. В начале было сложно: приходилось покупать видеокассеты, записывать их, сидя ...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и л...

"Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе"

Автор, анализируя собственный опыт работы в школе, рассматривает проблемы современного учителя русского языка и литературы, выявляет их причины и предлагает возможные пути решения....

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Презентация к выступлению для слушателей комплексных курсов...

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Справка, подтверждающая участие в проведении лекции для слушателей комплексных курсов (региональный уровень)...