Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики
статья по математике (9 класс)

Лиханова Вера Евгеньевна

Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики (акцент на задачи практического содержания из ОГЭ: круговое движение)

Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни.

Слайд 2

Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Практико-ориентированные задачи помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах, развить свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности учащихся.

Решить математическую задачу – это значит найти такую последовательность общих положений математики (теорем, определений, правил, формул, аксиом, законов) которые применяя к следствиям задачи или к ее условию (результатам промежуточного решения) получаем то, что требуется к задаче – ее ответ. В каждой задаче есть условие (исходные данные), заключение - требование, которое необходимо выполнить, и субъект – это тот, кто выполняет требование.

Слайд 3

При решении любой задачи надо выделять определенные этапы:

1 этап – это анализ условия:  проведение начального анализа текста (представление ситуации, выделение условия и требования);  выделение неизвестных, известных, искомых величин;  установление связи между данными и искомыми;  конструирование модели данной ситуации (предметные, схематические, графические) и соотношение элементов задачи с элементами модели; 9  установление полноты всех данных задачи (достаточность, недостаточность, избыточность); определение типа задачи. 2 этап – это планирование решения задачи:  разложение составной задачи на простые задачи;  переведение зависимости данных и искомых на тематический язык;  подбор рациональных способов решения задач;  проведение рассуждения синтетическим и аналитическим способом;  активизирование необходимых теоретические знаний для решения задачи.

3 этап – это реализация найденного плана решения задачи:  установление адекватности построенной математической модели исходной задаче;  выбор математических связей между величинами;  установление соответствия промежуточного и конечного результатов;  оформление решения.

4 этап - это осуществление контроля и коррекции решения:  определение соответствия полученных результатов исходной задаче;  выполнение проверки решения разными способами;  нахождение других способов решения задачи;  оценивание полученных результатов;  обобщение результатов решения.

Принимая детей в 5 кл , мы видим,  что учащиеся  на первых уроках показывают хороший уровень математических знаний, практически у всех хорошо сформированы навыки устного счета, письменных арифметических действий. Большая часть любого класса успешно решает сложные задачи на движение. В общем, смело можно сказать, что если бы сегодня ЕГЭ по математике сдавали по окончанию 4-го класса, то 99% справились бы с экзаменом.
Но когда наши дети заканчивают 9-й класс, картина предстает диаметрально противоположная. Многие имеют такие пробелы в знаниях, которые, в принципе, не могут позволить им успешное усвоение предмета в дальнейшем.

Слайд 4

      В чем причины?

Во-первых, реструктуризация временной образовательной составляющей. Сначала в среднем звене сократили количество уроков математики с 6 до 5 часов в неделю (итого 34! часа в год), оставив при этом неизменным объем материала, только через несколько лет из 9-го класса убрали тригонометрию.С другой стороны, программу начальной школы растянули с 3 лет на 4, оставив опять же неизменным объем математического материала. Как результат: дети, привыкшие к достаточно неспешному темпу изучения математики на протяжении 4-х лет, не могут быстро адаптироваться к резко возросшей нагрузке в 5-м классе, из-за чего перестают усваивать успешно материал, у них не успевают сформироваться необходимые навыки, они не овладевают умениями, что вызывает в дальнейшем эффект «снежного кома», потому что в математике невозможно усвоить новую тему, если слабые, непрочные знания по предыдущей. Какой выход? Выбор адекватных учебников и учебных программ. К сожалению с этим опять возникает проблема.

Во вторых, методический подход к обучению решения задач в 5-6 классах, где решение задач идет арифметическим способом. А в 7-ом классе начинаем решать задачи алгебраическим способом(с помощью уравнений).

Очень важно решение текстовых задач начать с подготовительных заданий.Такая подготовительная работа просматривается в учебнике А.Г.Мордковича в теме «Что такое математическая модель?» (№№3.18,3.19)- слайд5.При выполнении таких заданий ученик должен понять, что работать с буквой необходимо также, как и с числом. При виде букв учащиеся  зачастую теряются и не знают, что с ней делать?! К сожалению, часто учитель пропускает такие задания,  или их просто нет в других учебниках(учебник Макарычева)

Слайд6-8

(№№3.23,3.24,3.29)

Слайд 9

При изучении темы «Линейные уравнения с одной переменной» уже встречаются задачи на движение, которые можно решать как арифметическим, так и алгебраическим способом.(№34.20)-слайд 10. При решении таких задач учителю важно показать оба способа решения и  сделать акцент, что в дальнейшем задачи будем решать с помощью уравнений. К сожалению,  оформление условия задачи занимает достаточно много времени, это ведет к тому, что учащиеся теряют главную мысль, не могут сконцентрироваться на главном.

Существенную роль при решении задач на движение играет табличное оформление условия задачи. При его использовании  у учащихся формируется алгоритм решения текстовых задач. На последним курсах повышения квалификации(октябрь 2017) ясно прозвучала мысль лектора о том, что при составлении таблицы не обязательно текстовое пояснение, это позволяет сэкономить время урока.Но при этом к составлению таблицы  предъявляются определенные требования:  должны быть наименования величин в каждой колонке; все ячейки таблицы должны быть заполнены.

В ОГЭ наряду с задачами  на движение в противоположных направлениях, вдогонку, по реке, стали встречаться задачи на круговое движение. Рассмотрим такую задачу.

 Слайд 10.

По условию составим таблицу.

Слайд 11

Для учителей задача не является сложной, а для многих учеников она является непосильной, поскольку:

  • в учебниках таких задач нет;
  • нет системного подхода к обучению решения  текстовых задач: задачи на движение встречаются в малом количестве, а на круговое движение и вовсе отсутствуют;
  • учащиеся, имея небольшой жизненный опыт, с трудом представляют ситуации, описанные в задачах;
  • в связи с малым количеством задач в учебниках, недостаточным количеством часов алгебры, большим объемом материала, у уч-ся НЕ успевают сформироваться умения по решению задач.

Какой выход мы видим из создавшейся ситуации:

  • Проводить целенаправленно подготовительную работу, направленную на введение алгебраического способа решения
  • Чаще включать в уроки  задачи на движение, причем работать с задачами сначала одного вида(например, вдогонку, по реке и т.д)
  • Подбирать задачи из других источников(сборники ОГЭ, интернет-ресурсы, …)
  • Осуществлять дифференцированный подход к обучению решения задач)
  • Проводить дополнительные занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности учеников

Эффективность обучения зависит от качества активности учащегося как субъекта.В виду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос. как организовать учебную работу так, чтобы она активизи...

Интегрированные уроки как средство повышения мотивации учебной деятельности учащихся

Интеграции предметов гуманитарного цикла способствует развитию  у ребёнка эмоциональной сферы, его чувств, души. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого ...

Презентация Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики

Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.Цель этих задач &ndash...

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках математики.

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...

Повышение мотивации учебной деятельности на уроках математики

Каждый учитель желает чтобы его учащиеся хорошо учились, занимались с желанием на уроках и прявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является од...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены преимущества практико-ориентированных методов и форм обучения на уроках учебной практики на примере нескольких видов игр и упражнений. В основу используемых форм и методов обучения положен...

Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики

  Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...