ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Панкова Оксана Владимировна

Рассмотрены преимущества практико-ориентированных методов и форм обучения на уроках учебной практики на примере нескольких видов игр и упражнений. В основу используемых форм и методов обучения положены проводимые автором уроки учебной практики, на которых применяются все элементы методики практико-ориентированной направленности.

Ключевые слова: практико-ориентированные формы и методы обучения, производственная игра, проблемное задание, профессионально-техническая подготовка, учебная практика, метод упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _publikatsiya_pomo.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

УДК МДК.03.01

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Панкова

Рассмотрены преимущества практико-ориентированных методов и форм обучения на уроках учебной практики на примере нескольких видов игр и упражнений. В основу используемых форм и методов обучения положены проводимые автором уроки учебной практики, на которых применяются все элементы методики практико-ориентированной направленности.

Ключевые слова: практико-ориентированные формы и методы обучения, производственная игра, проблемное задание, профессионально-техническая подготовка, учебная практика, метод упражнений.

Внедрение ФГОС 3-го поколения требует использования практико-ориентированных методов обучения, основанных на самостоятельной деятельности и проектной работе. Практические занятия относятся к урокам выработки и закрепления умений, развития практического опыта и формирования компетенций. Мастер производственного обучения в данном аспекте становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ обучающимися, используя при этом современные технологии обучения.

Своеобразие практико-ориентированных методов обучения состоит в характере задач, организации деятельности мастера производственного обучения и обучающихся, направленных на формирование у последних аналитических, проектировочных, конструктивных и других практических умений, опыта и компетенций.

При использовании практико-ориентированных методов обучения как средства повышения качества образования мастер производственного обучения руководствуется несколькими установками.

К основным практико-ориентированным формам относятся: лабораторно-практические занятия; деловые и ролевые игры (производственные игры); урок-тренинг; самостоятельная работа обучающихся; учебная практика; производственная практика; практикумы, групповая дискуссия, контрольные работы, зачеты и т.д.

В практике профессионального обучения дидактические игры получили широкое распространение с 80-х гг. прошлого столетия. Повышение гибкости в организации учебного процесса, расширение свободы действий мастера производственного обучения и обучающихся, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры привлекли к ним большое внимание.

Дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. Состязательность, смена видов занятий при проведении дидактических игр оживляют восприятие, интерес, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают мастеру производственного обучения чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление обучающихся.

В исследованиях психологов игровой деятельности отводится особое место. Если при учебной деятельности процесс протекает внешне не заметно, а при трудовой – на виду, то при игре происходит одновременно и то, и другое. Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе (Советский энциклопедический словарь, Москва, 1983 г.). М. Буске – «… обучающие игры не должны содержать много информации или поучать, т.к. при этом случае они становятся учебными играми и перестают быть подлинными играми: их цель – расширить мышление, а не наполнить его». М. Ван Ментс – «…игры помогут помочь … растопить лед скованности». Л. Карролл – «Обучающие игры … ничему конкретному не учат, но учат мыслить по-новому, что гораздо важнее». Анализируя вышесказанное, если игру назвать дидактической, то, значит, на ведущее место поставить учебную цель, а на второй план отодвинуть процесс игры. Обучающая игра на первый план выдвигает процесс игры, а на второй – учебную цель, которая достигается обучающимися в игре. Именно такой подход к понятию производственная деловая игра позволяет однозначно определить, что имеют право на жизнь производственные ролевые и управленческие игры, когда обучающиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами. Такие игры характеризуются значительным эмоциональным воздействием на участников, способствуют формированию и развитию умений общения, норм поведения, развивают привычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как своеобразная школа морали в действии. Сохранение игровой атмосферы во многом зависит от уровня общения мастера производственного обучения с играющими. Во время игры следует стремиться к сохранению игровой семантики, которая определяется самой игрой.

Деловые игры в значительной степени повышают познавательную активность обучающихся. Участвуя в деловой игре, обучающиеся получают и усваивают значительно больше прикладной информации, чем при традиционном освоении учебного материала. Свойственный деловой игре азарт, возможность рисковать позволяют участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя. Игра способствует также формированию у обучающихся способностей к самооценке, делая ее более объективной, ибо все основные действия и их результаты целиком зависят от самих играющих, поскольку все они, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях. Решая поставленную задачу, учащиеся анализируют ситуацию, выбирают оптимальный вариант, доказывают правильность своих суждений. Все это активирует их познавательную деятельность, приучает к самостоятельности, развивает инициативность, умение оперативно принимать решения и т.д.

Причина массового применения деловых игр связана также со становлением в стране рыночных отношений. В этих условиях расширяется сфера деловых контактов, а выпускнику профессионального лицея помимо специальных знаний и профессиональных умений необходим опыт делового общения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Продуктивность деловых контактов часто становится решающим фактором достижения поставленной цели: правильный выбор тактики общения, культура переговоров, гибкость, выдержка и такт, знание правил делового этикета позволяют завоевать доверие и уважение партнеров по общению, создать положительный имидж, а это весьма важно, особенно в начале самостоятельного жизненного пути.

В основу разработки учебно-технологической игры должно быть положено проблемное задание, требующее раскрытия причинно-следственных связей во взаимодействии всех параметров в схемах, сопоставлении их с признаками, характеризующими главные и второстепенные причины различных неполадок и определения методов их устранения.

Цель тренировочной игры – помочь обучающимся перевести необходимую техническую информацию в память. Примером может служить игра «Ромашка», которую можно применять почти на каждом уроке, а особенно на дополнительные вопросы.  Пример тренировочной игры – игра «Технологический диктант».

Для этого типа игр характерно начало коллективного обучения – парного. При такой форме отрабатывается устная речь, высказывания обучающихся подкрепляются известной информацией, проявляются индивидуальные способности, создаются условия для оценки знаний каждого обучающегося его партнером. Здесь запоминание значительно активизируется, если придать игре соревновательный характер. Но тут очень важно суметь организовать соревнование так, чтобы оценку получили как каждый участник, так и команда в целом. На этом этапе обучающиеся осваивают высшую стадию коллективного обучения – бригадную.

Заметно повышает на уроке производственного обучения познавательный интерес обучающихся, особенно первокурсников, решение кроссвордов, которые относятся к типу творческих игр. Резюмируя вышеописанное, можно сказать, что вначале надо увлечь, а потом – научить. Урок – это творчество. И не только мастера производственного обучения, но и обучаемого тоже. Без активного участия обучающихся не может быть эффективного урока. Мысли и слова мастера производственного обучения должны вести за собой учеников, заставлять их думать, соображать, делать выводы, каждый раз заново делать открытия. Урок должен вестись эмоционально, увлекательно. Чем интереснее дается материал, тем более внимательно обучающийся слушает, глубоко вникает в проблему. Поэтому, необходимо на уроках производственного обучения применять нетрадиционные формы и методы обучения. Главное – привитие обучающимся познавательного интереса к изучению всего, что связано с их будущей профессией.

При учении с увлечением эффективность урока и активность обучающихся заметно возрастает и в зависимости от того, какими практико-ориентированными методами обучения пользуется педагог.

К основным практико-ориентированным методам обучения относятся:

  • упражнения  (репродуктивные, творческие, поисковые; упражнения по усвоению трудовых приемов, упражнения по усвоению трудовых операций; упражнения по усвоению трудовых процессов; упражнения по формированию умений управлять технологическими процессами);
  • метод анализа конкретной ситуации;
  • решение изобретательских задач;
  • решение технологических (технических) задач (определение возможных причин дефектов; расчеты режимов обработки, работы оборудования; разработка и отладка управляющих программ автоматизированного оборудования; нахождение необходимых данных в таблицах, диаграммах, справочниках и т.п.; определение экономических показателей работы машин, агрегатов, установок; составление различных схем (машин, приборов, процессов и т.п.); совершенствование технологии выполнения работ; самостоятельная разработка технологических процессов; рационализация организации труда; рациональный выбор и обоснование способов обработки, монтажа, регулировки и т.п.; принятие решений в различных производственных ситуациях; задачи диагностического характера);
  • опытные задания;
  • метод технического моделирования (конструирования);
  • метод проектов.

Профессионально-техническая подготовка обучающихся должна осуществляться с использованием оборудования и технических средств, отвечающих последним достижениям научно-технического прогресса. Только при этом условии выпускники лицея смогут сразу включиться в современное производство, успешно и уверенно вести технологические процессы, участвовать в рационализаторской работе.

Развитие и формирование умений, практического опыта и компетенций на учебной практике происходит в процессе применения практико-ориентированных методов, основными из которых имеют первостепенное значение – упражнения. Взяв за основу метод упражнений, рассмотрим его. Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования. В процессе упражнений, таким образом, происходит переход количества (в данном случае количества повторений, воспроизведений) в качество, которое характеризуется совершенствованием знаний, способов деятельности, образованием умений, практического опыта.

Вместе с тем не все так просто, не каждое многократное повторение является упражнением, дает приращения качества.  Можно часто повторять одни и те же действия, но улучшения их может и не наступить. Все зависит от цели и содержания упражнений, от методики, организации и руководства упражнениями обучающихся со стороны мастера производственного обучения. Упражнения – это не только повторение, но и движение вперед, очередной шаг в овладении профессией. Каждое упражнение должно иметь четкую цель: учебную – чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и т.д. и производственную – что, как и сколько сделать в процессе упражнений. Цели должны сочетаться, причем достижение производственной цели является  средством достижения учебной цели. Цели должны быть четко доведены до обучающихся и осознаны последними. Выполняя упражнения, обучающийся должен иметь прочную сознательную ориентировочную основу своих действий, четко знать, что, как и почему именно так надо выполнять учебно-производственные задания. Высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности обучающихся. В процессе выполнения упражнений обучающиеся должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования и т.п.). На каждом этапе выполнения упражнения обучающийся должен четко представлять, каких результатов он добился.

Вначале, при изучении трудовых приемов и операций, происходит отработка правильности трудовых действий, далее – достижение быстроты действий, точности, скорости, профессиональной «сноровки»; при выполнении учебно-производственных работ, характерных для осваиваемой профессии (упражнения в освоении трудовых процессов, упражнения в управлении технологическими процессами), новыми задачами процесса производственного обучения, т.е. системы упражнений, являются достижение заданной производительности труда, темпа, ритма работы, освоение различных вариантов сочетания технологических операций в реальном технологическом процессе, различных типичных и специфичных способов использования инструментов, приспособлений, приборов, механизмов и т.д. Постоянными, сквозными, все более усложняющимися целями и задачами является достижение трудовой самостоятельности, формирование технической культуры, овладение профессиональным творчеством, имеющим безграничное множество проявлений и уровней. Постоянной учебной целью в процессе производственного обучения всегда является накопление и совершенствование производственного опыта в различных его проявлениях.

Мастер производственного обучения всегда строит процесс обучения так, чтобы воспитывать у обучающихся самостоятельность, производственную инициативу и другие профессионально важные качества. В связи с этим выдвигается требование осуществлять практическое обучение в естественных условиях производства (производственная практика), или, во всяком случае в максимально приближающимся к ним. Например, обучающиеся приучаются работать по установленным нормам, экономно расходовать материалы, энергетические ресурсы, т.е. у них формируются характерные качества бережливого предпринимателя. Таким образом, «упражнения» и «самостоятельная работа» обучающихся соотносятся как целое и часть.

Выполняя упражнения по освоению трудовых процессов, происходит дальнейшая отработка, совершенствование способов выполнения раннее освоенных трудовых приемов и операций, доведение до сформированных при этом первоначальных умений до уровня практического опыта, что достигается путем многократного выполнения (повторения). Осваиваются типичные способы рационального объединения раннее отработанных трудовых операций в целостный процесс выполнения работ комплексного (законченного) характера. Формируется и развивается профессиональная самостоятельность обучающихся. Стихийно это не может происходить, данным процессом необходимо управлять. Профессиональное мастерство обучающихся – это определенный уровень производительности труда.   Обучающийся – будущий квалифицированный рабочий, специалист, естественно, не может и не должен выполнять работы, применяя только те трудовые приемы и операции и в том их содержании (конструкции, последовательности выполнения, сочетания и взаимосвязях), в каком они были освоены им на начальных этапах обучения. Способы выполнения работ по мере овладения техническими навыками совершенствуются, обучающиеся осваивают новые, передовые, высокопроизводительные приемы выполнения работ.

В этот период производственного обучения у обучающихся формируются такие важные качества, характеризующие их профессиональное мастерство, как культура труда, творческое отношение к труду, экономическая целесообразность их учебного и производственного труда. Процесс их формирования, как и сугубо профессиональных качеств, требует особого внимания, особой целеустремленности как со стороны мастера, так и обучающихся.

Значительное место в обучении обучающихся управлению технологическими процессами занимают специальные упражнения с использованием тренажеров.

Развитие способностей обучающихся принимать рациональные типовые и нетиповые технологические решения в сложившихся производственных ситуациях и проблемных вопросах, дает возможность обучающемуся задуматься о повышении квалификации и подготовки к высшему образованию.

 Список литературы:

  1. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. – 4-е изд., стер.  – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272.
  2. Справочник мастера производственного обучения: Учебное пособие / Ю.А. Якуба, А.В. Елистратов, О.Ю. Куракса, С.В. Куракса; Под ред. Ю.А. Якубы. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.  – 352 с.
  3. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007 – 336 с.: ил. – (профессиональное образование).
  4. Ермоленко В.А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. М., 2005.
  5. Макарова В.Л. Использование деловых игр при повышении квалификации работников профессионального образования. М., 1995.
  6. Романцев Г.М., Хаматуров Ф.Т. Теоретические основы и организация педагогического процесса в современном профессиональном училище. Екатеринбург, 1997.
  7. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения. Екатеринбург, 1999.

Панкова Оксана Владимировна, мастер производственного обучения, pankovna @yandex.ru, Россия, Тула, Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский техникум социальных технологий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения как средство повышения качества знаний

В статье представлен анализ опыта работы по предложенной теме....

Практико-ориентированные задания по математике как средство повышения качества образованности.

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед школой  остро встала  и ...

Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования

В помощь проведения педагогического педсовета.“Школа – это тот социальный институт,             где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальн...

Активные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку.

Данный материал может быть использован педагогами как методические рекомендации при использовании активный форм обученияв образовательном процессе....

Выступление на МО «Практико-ориентированный подход в обучении как условие повышения качества образования» (Протокол № 4 от 23.03. 2017 г.)

К современному образованию предъявляются новые требования. Одно из основных - сделать образование не только качественным, но и практически целесообразным. Другими словами,  усилить практическую н...