Главные вкладки

    Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.
    статья по литературе на тему

    Шагиахметова Лейсан Масгутовна

    Каким должен учитель в современном мире? Какие качества ему присущи? Именно на эти вопросы ищем ответ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon esse_na_temu_trebovaniya_k_lichnosti_uchitelya.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эссе на тему:

    Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.

    Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше  завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

    Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?…

    Исследователи, решавшие эту проблему, пришли к выводу, что учителю 21 века придется решать новые педагогические задачи. Ему предстоит существенно влиять на отношение ребенка к окружающему миру, людям, себе, содействовать развитию у него способностей и желания решать проблемы, с которыми он встречается сегодня, и с которыми ему придется встретиться завтра.  И все это  учитель должен донести до учащегося с помощью своих личностных качеств и профессионального мастерства.  

    Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И  это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Следовательно, дожжен измениться и сам учитель. В школу должен прийти новый учитель, с новым типом мышления, способный реализовать все задачи, которые ставит ФГОС ООО.  

    В Стандартах сформулированы требования к современному учителю:  

     Во-первых, это профессионал, который:

    •        демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

    •        консультирует и корректирует действия учащихся;

    •        находит способы включения в работу каждого ученика;

    •        создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

    Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

     В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

         В современном цивилизованном обществе педагог является  фигурой, которая требует особого внимания. Говорят, что педагог должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Ведь профессия учителя относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Поэтому, педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.

    Уже сама личность педагога, его пример могут оказать сильнейшее воздействие на  формирование духовного мира ребенка, и то каким будет новое поколение, во многом зависит от профессионально-личностных качеств и особенностей учителя. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное- это ее направленность.

    Великий педагог  К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом ученике увидеть неповторимую личность». Следовательно, влияние учителя тем сильнее, чем самобытнее его личность. Прежде всего, это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому человеку того, чего ты не имеешь сам. Значит, чтобы учить и воспитывать других,  в первую очередь, надо быть  воспитанным и образованным самому. Необходимо, чтобы кругозор учителя пополнялся, а не ограничивался одной школьной программой. Ведь индивидуальность учителя главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, выдумкой, заинтересованностью, творчеством, он мотивирует учеников, пробуждает у них интерес к делу. Поэтому многие педагоги утверждают, что становление учителя-это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уж как предметника.

     Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.  Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Деятельностный подход на уроках осуществляется через моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях, использование интерактивных методик, участие в проектной деятельности, вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

    Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно -образовательного процесса.

    Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

    Педагог сам должен осознавать необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

    Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

    Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

    Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества  образования в целом.

    Стандарт учителя новой школы:

    обладает профессиональными компетентностями;

    обладает организаторскими способностями, гибкостью, мобильностью, стрессоустойчивостью;

    имеет личностные качества: интеллектуальные, трудовые, эстетические, педагогический такт, гуманность, нравственность, темперамент;

    обладает профессиональной культурой педагога и профессиональным самосознанием.

    Следовательно,  компетентность  учителя  русского  языка и литературы может  быть  определена  как  совокупность  профессиональных  и  личностных  качеств      педагога,  определяющая  эффективность  его  педагогической  деятельности.

    И. Кант  очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звезды».  Всем учителям надо научиться находить в детях то доброе и светлое, что у них есть, и помочь им стать всесторонне развитой Личностью, добрым человеком. Такие слова как двойка и строгость должны уйти из обихода учеников, для чего учитель должен пересмотреть свои способы взаимодействия с учеником. Готовясь к уроку, учитель пользуется сценарным планом, использует Интернет- ресурсы, материалы своих коллег. На первый план выступает самостоятельная работа учащихся.  Учитель должен организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи. Предпочтительными являются групповые и индивидуальные формы работы. При формулировке заданий для обучающихся учитель использует такие слова как докажите, сравните, продолжите, обобщите, исследуйте, узнайте.

    Итак, мы рассмотрели личностные и профессиональные качества учителя с разных точек зрения и установили, что  мастер педагогического труда - яркая личность.  На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы: учитель- эта та личность, которая формирует не только личность ученика, но и тот человек, который оказывает непосредственное воздействие на общество в целом. Деятельность педагога является отражением реальной современной жизни, и это требует от него постоянной работы над собой как в профессиональном плане, так и в личностном. Ведь именно педагог закладывает фундамент будущей личности учащегося, которая должна быть не ущербной или озлобленной, а полноценной и творческой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные требования к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО

    Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  Какие же  требования предъявляются к сов...

    Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

    Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И  это понятно... С введе...

    Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

    17 февраля 2016 года в МОУ «Партенитская школа» (и.о. директора Савчук О.В., зам.директора Шадурская В.В.) состоялся семинар для учителей русского языка и литературы. Тема семинара «Современные подход...

    Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

    В определенный момент  каждый человек задает самому себе ряд важнейших, основополагающих вопросов о смысле жизни, профессии, своем предназначении. Человеку, работающему с детьми, приходится задав...

    Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.

    Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

    Эссе "Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализаци ФГОС"

    Эссе представляет собой размышление о том, какими качествами должен обладать учитель в условиях реализации ФГОС"...