Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_v_7_klasse.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»

«Трудный путь к любви истинной. Герои рассказа и их поступки».

Тип урока – комбинированный.

Дидактическая цель – формирование знаний, умений, контроль.

Образовательные цели: сформировать представление о личности писателя; продолжить обучение работе с текстом художественного произведения;  помочь в осмыслении сюжета рассказа; вовлечь учащихся в размышления об истинной дружбе и об испытаниях, которые пришлось пройти героям рассказа «Тихое утро»; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа  Казакова «Тихое утро» Яшки, найдя «точки» его нравственных «взлётов» и «падений»; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи;

Развивающие цели: 1) формировать умения, необходимые для создания монологического высказывания, а именно: определять тему и главную мысль, соблюдать последовательность, аргументировать собственное мнение, определять авторскую позицию; 2) развивать обще учебные умения: выделять главное, составлять план, доказывать.

Воспитательные цели – воспитывать чувства взаимопомощи, доброты, гуманности и ответственность за свои поступки.

.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь делать краткий, художественный и выборочный пересказ, уметь выразительно читать текст, уметь делать сравнительную характеристику героев, знать литературоведческие термины: «сравнение» и «антитеза», знать содержание прочитанного произведения, воспринимать текст литературного произведения.

Личностные : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности прийти на помощь другу в сложной жизненной ситуации.

Метапредметные:

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Межпредметные связи: география, живопись, ОБЖ.

Оборудование: учебник Коровиной «Литература. 7 класс»; компьютер, проектор;  видеоролик   «Утренняя гармония»; картины Левитана, Поленова;  распечатанные варианты заданий для работы в группах, чистые листы для рефлексии.

Приёмы взаимодействия учителя и ученика в процессе формирования читательской деятельности

Учитель

Ученик

- слово учителя;

- установка на чтение;

- выразительное чтение;

- беседа по актуализации изученного;

- комментированное чтение;

- постановка проблемных вопросов и заданий;

-момент релаксации;

- оценка и анализ результатов деятельности школьников.

- участие в беседе;

- чтение по ролям;

- выразительное чтение;

- выборочные и сжатые пересказы;

- сочинения;

- словесное рисование;

-составление синквейна;

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, предполагаемые ответы.

  1. Орг. момент

  1. Проверка домашнего задания

 Биография Ю.Казакова.

  1. «Философская школа» 

- Что такое добро?

- Что такое зло?

- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?

- Существует ли критерий разграничения добра и зла?

- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?

В рассказе «Тихое утро» Юрий Павлович Казаков предстаёт как тонкий   психолог, раскрывающий самые потаённые уголки души своих героев 

Выводы:

- Добро – это поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.

- Зло – это поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.

- Добро и зло существуют не извне, а в душе человека.

- Всё, что мы бескорыстно совершаем во благо других, является добром. Всё, что мы совершаем во вред другим людям, является злом.

- Человека нельзя однозначно оценивать, добрый он или злой. В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлёты» и нравственные «падения».

  1. Беседа.

А) «Радостное утро

- Видеоролик «Утренняя гармония»;

- картины художников: И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В. Д. Поленова;

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит, -

Любовь и радость бытия.

И. Бунин.

- Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?

-  Найдите описание деревни. Для чего оно дано?

Б) «Рано»

- Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?

- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.

- Какие чувства испытывает в этот момент Яшка?

- Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?

- Как вы объясните оживлённое состояние Володи?

- Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу?

- Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?

В) У колодца

 - Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?

- А почему Володя признался упавшим голосом и робко взглянул на Яшку?

- Когда Яшка совсем подобрел?

- Каким стало настроение Володи после этого заманчивого предложения Яшки?

- Итак, между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем. Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?

- Каким показан в этом диалоге Яшка?

Г)  И вот наконец река. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке.

- Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт?

- Почему каждый раз, когда шумно всплёскивала рыба, лицо Яшки принимало напряжённо-страдальческое выражение?

Д) Рыба ушла.

- Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.

Е) Лещ.

  - Когда Яшка поймал леща, лицо у него стало счастливое, слово «ле-ещ»он выговорил с упоением.

Ё) Ком земли.

- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?

Ж) «Убежать никак нельзя».

- Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»?

- Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.

З) Небывалый ужас.

 Когда Яшка понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дикий небывалый ужас охватил его. Он ударил Володю ногой в живот, вынырнул, сбросил с себя Володю и в ужасе поплыл к берегу.

- Почему после этой сцены даётся описание тихого утра? Перечитаем его.

- Найдите слова, передающие это сверкание утра.

Как называется этот приём в литературе? Что такое антитеза?

Всё дышало покоем и тишиной. Но не было этого покоя в душе у Яшки. Его мучают чувства страшной вины, раскаяния, сожаления. «…Случилось небывалое – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его…»

И) Спасение Володи.

- Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

К) Любовь истинная.

- Володя спасён. Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя.

- Перечитаем описание природы в конце рассказа.  Какие мысли и чувства оно вызывает?

Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая и должна царить в душе человека.

И. Никитин «Утро»(наизусть)

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, - воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко, далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

- Яшка проснулся очень рано, до света, и настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки.

- Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» - скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.

Задания по группам (Яшка и Володя)

- Вместо благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?». Яшка считался лучшим рыболовом в колхозе, все мальчишки посчитали бы за особую честь пойти с ним на рыбалку. Он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил – и не получил ожидаемого признания.

- «Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил».

- Злость, раздражение, презрение, пренебрежение, досаду, чувство  превосходства, стремление чем-нибудь уколоть, обидеть, унизить.

Задание второй группе

- На первый злой ответ Яшки и его пренебрежительный взгляд только что проснувшийся Володя никак не отреагировал. Он «выглянул на улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки».

- Он увидел прелесть утра. Ему захотелось побыстрее отправиться на рыбалку. На презрительный вопрос Яшки: «Ты что, в ботинках пойдёшь?» - Володя ничего не ответил, ему не хотелось ссориться с Яшкой, согласившимся взять его с собой; он покраснел – ему стало стыдно и неловко оттого, что он не может ходить босиком. На злую насмешку и издевку Яшки: «… Забежи домой – пальто возьми», Володя отвечает сквозь зубы, дерзко, с вызовом и ещё больше краснеет – уже от обиды.

- «Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости…он думал, ожесточаясь: «Они меня ещё узнают…».  Володю мучило чувство своей никчемности. И в нём возникло стремление самоутвердиться и показать деревенским мальчишкам, на что он способен.

- Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке.

- Яшка считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет, и заставил Володю выпить колодезной воды.

Володе не хотелось пить, «но, чтобы ещё больше не рассердить Яшку, он послушно припал к бадье». На самодовольный вопрос Яшки: «Ну, как водичка?» - Володя ответил: «Законная». Яшка ждал этой похвалы и в глубине души был доволен, но всё же ядовито спросил: «Небось в Москве такой нету?» Володя не стал спорить, примиряюще улыбнулся. А когда Володя упавшим голосом признался, что никогда не ловил рыбу, и робко взглянул на Яшку, опытный деревенский рыболов смягчился.

- Володя боялся, что Яшка снова будет над ними смеяться или, чего доброго, передумает рыбачить с ним.

- Когда Володя восторженно отнёсся к Яшкиному сообщению о том, что завклубом видел сома. Яшке захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное этому неловкому москвичу, и он пригласил Володю на сома и головлей «на две зари».

- Володе стало необыкновенно весело, ему захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему, было когда-то с ним.

- Услышав громкий треск в поле, Володя подумал, что это мотоцикл, и вопросительно посмотрел на Яшку. Яшка важно сообщил, что это трактор Феди Костылева, который всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошёл». Яшка охотно рассказал Володе, что у них водится всякая рыба: караси на плёсах, щука, окунь, плотва, лещ, линь, «толстый, как поросёнок». Яшка хорошо знал голоса птиц и определил, что «ути летят…чирочки», «дрозды звенят» - «на рябину прилетели к тёте Насте в огород», рассказал, как можно поймать дрозда.

- Мальчик хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный.

- Между мальчиками возникли добрые отношения, и красота тихого утра их радует. Они слышат, как тонко заржала в лугах лошадь; замечают седую росу на ёлках и кустах, движение тумана, неохотно открывающего стога сена.

Взошло солнце, и всё вокруг как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело, стало светло и спокойно и на душе мальчишек: злость, раздражение, обида прошли, как туман на лугах. Природа здесь созвучна настроению героев, гармонирует с их чувствами.

- В омуте царила мрачность, пахло сыростью, глиной, тиной, вода была чёрная, «ветлы в буйном росте почти закрыли всё небо», «у воды было сыро, угрюмо и холодно». Омут таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение.

Яшка, округлив глаза, сообщает Володе, что в этом омуте дна нет и никто в нём не купается – «засасывает», но самое страшное – «там осьминоги на дне лежат».

- Яшка – заядлый рыбак. Ему не терпелось поскорей поймать рыбу, и он боялся, что рыба уйдёт в другой бочаг.

- Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он упустил рыбу, и в то же время он чувствует раздражение по отношению к Володе, приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думает он. – Сидит раскорякой… Один ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»

- У Володи стала клевать рыба, но он не удержал удочку и, потеряв равновесие, упал в омут. В эту минуту Яшка не думает о том, что омут может засосать Володю, не думает о смертельной опасности, грозящей товарищу. Яшка приходит в ярость оттого, что Володя рыбу распугал. «Он вскочил, схватил ком земли, готовясь швырнуть в лицо Володе, как только он вынырнет».

- Вначале у него появилось то томительное чувство, которое испытывает человек во сне, когда вялое тело не подчиняется сознанию. Яшке стало холодно от ужаса, на ум ему сразу пришёл рассказ Мишки о громадных осьминогах.

- поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него.

- Яшка бледный стал подкрадываться к бочагу. Заглядывая с обрыва в омут, он ожидал увидеть страшное и в то же время надеялся, что всё обошлось. Яшка сумел преодолеть свой страх и прыгнул в воду.

- Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел всё то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты.

- Ярко светило солнце, листья кустов и ветлы блестели, радужно светилась паутина между цветами; трясогузка блестящим глазом смотрела на Яшку.

- Жить с таким грузом не поправимой вины невозможно. Стремление исправить свою ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь.

- «Никого сейчас не любил…смотрел на Володю…»

Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли о том, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.

- стр. 195 (конец)

  1. Вывод по теме урока

. В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека.  Автор ярко и образно рисует картину утра, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания.

.

-Какие поговорки о дружбе и взаимопомощи вы знаете?

6.Релаксация. Составление синквейна на тему «Яшка».

7. Выставление оценок.

Теперь наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что теперь, действительно, тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с “любовью и нежностью”.

   Яшка повзрослел благодаря этому случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не думая о себе

“Друзья познаются в беде”,

“Сам погибай, а товарища выручай”,

“Одному не под силу - зови товарища”

Приятель

Любознательный, внимательный;

Знакомит, рассказывает, спасает;

Сам погибай, а товарища выручай;

Друг.

8.Домашнее задание

- Дополнительное чтение: Ю. Казаков «Дочечка», «Во сне ты горько плакал», «Арктур – гончий пёс», «По дороге».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),

Урок литературы  «Час мужества»  по Сингапурской методике в 7 классе  (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),...

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»

Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....

«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...

Технологическая карта урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб".

Технологическая карта открытого урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб"....