Конспект урока по предмету "Чтение" по теме «Июльская гроза». А. Платонов, 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Аккужина Лилия Файзулловна

Конспект урока чтения "Июльская гроза". А. Платонов. 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cht_iyulskaya_groza.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 5 классе по теме

«Июльская гроза». А. Платонов. I часть.

         Цели урока: -  знакомить учащихся с творчеством А. Платонова;

- учить читать бегло, осмысленно, правильно; точно формулировать ответы на вопросы;

-  способствовать коррекции мышления, памяти, развитию связной устной  речи;

 - обогащать словарный запас;

 - воспитывать бережное отношение к хлебу как результату труда.

Оборудование: портрет А. Платонова,  карточки с новыми словами.

                               Ход урока.                  

 

т

Организационный момент.

Эмоциональная подготовка к восприятию произведения.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Время даром не теряем,

И работать начинаем. 

Приятного нам урока!

- Итак, мы начинаем.

- Я желаю вам новых открытий.

Загадки:              1. Я соткано из зноя,

                                 Несу тепло с собою,

                                 Я реки согреваю,

                                 "Купайтесь!" — приглашаю.

                                   И любите за это

                                   Вы все меня. Я -  …          (Лето)

                                   2     Оно за весною к нам в гости идет,

                                           с собою приносит немало забот.

                                            Горячие,  долгие дарит деньки.

                                            Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Как вы догадались, что это загадки о лете? лето идет за весной, летом бывают жаркие дни, на полях

 зреют колоски.

3.Назовите летние приметы

Проверка домашнего задания

- Какое домашнее задание у вас было? (выучить стихотворение И.Сурикова «Ярко солнце светит»).

Проверка д\задания.

Объявление темы урока

- Мы с вами продолжаем изучать большой раздел в учебнике по чтению, который называется «Картины родной природы».

- Вспомним, какие произведения о летней природе мы прочитали? («Июнь», стихотворение «Ярко солнце светит».)

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое называется «Июльская гроза».

- Но прежде мы пополним наши знания о биографии и творчестве писателя А.Платонова.

Андре́й Плато́нов (настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов), родился в 1899 году в городе  Воронеж, умер в 1951 году в городе Москве) — русский советский писатель.

Воспитывался в многодетной семье. У его мамы было 11 детей, Андрей был самым старшим. Помогал маме воспитывать и кормить всех братьев и сестер. Он выучится на инженера. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. На фронте был очень скромным. Участвовал в боях вместе с солдатами. Одной из ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, непохожий ни на кого простой  русский язык.  

Чтение 1 части учителем

- Послушайте 1 часть рассказа «Июльская гроза».

Словарная работа

- Значение  каких слов вы не знаете?

Рожь- род  травянистых однолетних растений семейства Злаки. Из зерен ржи получается мука, используемая при выпекании хлеба.

Застило – застить, заслонять, загораживать, закрывать.

Наискось -наискосок.

Обочина – боковая часть, край (дороги, пути).

1.Показ картинки. (рожь)

2.пропуск слога .(за – ло)

3.слово наоборот. (ьсоксиан)

4.слоги» потерялись» (на, о, чи, бо)

Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков?

Напишите словарные слова в алфавитном порядке в словарь (застило, наискось, обочина, рожь).

 Где происходит действие рассказа?  (в поле)

- Назовите главных героев рассказа. (Наташа и Антошка)

- Кем они приходились друг другу? (сестра и брат)

- Откуда и куда шли дети? (от бабушки домой - к маме и папе)

- Какое природное явление описывается в рассказе? (гроза)

- Как автор описывает начало грозы? (Дальняя молния в злобе разделила весь мир пополам, и оттуда, с другой стороны, шёл пыльный вихрь под тяжкой и медленной тучей; там раздался удар грома, сначала глухой и нестрашный, потом звук его раскатился и, повторившись, дошёл до Наташи так близко. Что она почувствовала боль в сердце.)

- Чего больше всего хотелось Наташе? (Наташа спешила изо всех сил, ей хотелось лишь бы только донести Антошку домой, чтобы их не застала буря и гроза в чистом поле.)

- Как вёл себя Антошка? Что его интересовало и чего он боялся? (Антошка молчал; он боялся того, что с ним будет теперь, но его  интересовала туча и молния, и он хотел, чтобы случилось что-нибудь страшное. А он бы посмотрел, но только не умер.)

Почему Наташа не побежала к дороге по ржи? Каким словом назвал автор рожь? Почему? (Наташа вошла в рожь, чтобы спрятаться с Антошкой. Она хотела быстро наискось пробежать по ржи к дороге и по той дороге уйти от тучи домой к отцу и матери, но затем передумала, потому что боялась помять хлеб, и пошла по обочине ржи.)

Почему дети, несмотря на опасность, не пошли через хлебное поле?

- О каком отношении к хлебу говорит их поступок?

Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы:

* Хлеб-кормилец.

* Хлеб ногами топтать – народу голодать.

* Смелость города  берёт.

* Друг познаётся в беде.

-  Какие из пословиц подходят к 1-й части рассказа? Докажите свой ответ.

Физминутка:   Мы устали чуточку, отдохнем минуточку.

                           Поворот. наклон, прыжок. Улыбнись, скорей, дружок.

  Чтение текста учащимися и его анализ.

 Чтение текста  учащимися по абзацам.

- Прочитайте, как автор описывает начало грозы. Обратите внимание на описание ржи, неба, туч, молнии и грома.

- Чего больше всего хотелось Наташе?

- Что она для этого делала?

- Как вёл себя Антошка?

- Что его интересовало и чего он боялся?

-- Озаглавьте первую часть рассказа.  

 ( Перед грозой)

Итог урока.Оценивание.

Ответы детей.

Зачитывают ответы в тексте.

 Уч – ся предлагают заголовки к I части рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии по теме: "Брюхоногие моллюски" в 7 классе

Цели урока:• Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека• Выявление связи между особенностями строения и жизнедеятельностью улиток и их...

Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе

Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....

Конспект урока обобобщение по теме Главные члены предложения 8 класс Школа№277

Цели:1)    Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.2)    Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольно...

конспект урока СБО на тему "Виды жилых помещений" 5 класс

урок предназначен для учащихся 5 класса...

Конспект урока истории по теме "Революционное народничество" для 8 класса

Конспект и презентация к уроку на тему "Революционное народничество" для 8 класса...

Конспект урока истории на тему "Ассирийская держава" в 5 классах

При ознакомлении учащихся с ассирийской державой используются загадки,истроическая викторина,кроссворд....

Конспект урока-исследования по теме "Свойства параллельных плоскостей». 10 класс, геометрия

Урок проводится в  форме урока-исследования.Урок разбит на 4 блока – это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно:1. повторение теории2. тесты ...