Конспект урока истории по теме "Революционное народничество" для 8 класса
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Конспект и презентация к уроку на тему "Революционное народничество" для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 8 классе по теме

«Революционное народничество»

Программа: базовая

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России 19 век»

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: интерактивная доска и проектор, презентация на тему «Революционное народничество», практические задания из базы ФЦИОРа на тему «Народники», «Народная воля»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

1) Образовательные: дать представления о новом этапе революционно-демократического движения в России – революционном народничестве, закрепить термины – терроризм, русский крестьянский социализм.

2) Развивающие: развивать умение обобщать, делать выводы, закрепить умения исследовательской деятельности (анализ, сравнение, сопоставление), продолжить работу над практическими навыками работы с документами.

3) Воспитательные – продолжить работу над формированием представления о недопустимости террора и насилия даже во имя благородных целей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: овладение целостными представлениями о революционном этапе народнического движения

Меж-предметные: способность сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность, умение работать с электронными носителями информации, умение работать с историческими текстами.

Личностные: формирование активной нравственной позиции, осознание недопустимости террористических методов борьбы и их возможных последствий

ПЛАН УРОКА:

1 этап – Организационный момент. Мотивация учащихся, определение целей и задач урока.

2 этап – Актуализация материала, пройденного на предыдущем уроке.

3 этап – Изучение нового материала.

4 этап – Подведение итогов урока, рефлексия.


Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Определение целей и задач урока, мотивация учащихся

Определение целей и задач урока, мотивация учащихся

Записывают в тетради тему урока

5

2

Актуализация материала, пройденного на предыдущем уроке

слайды 2-6 презентации, практические задания из архива ФЦИОР

проверка и корректировка  ответов учащихся

ответы с места, выполнение заданий у интерактивной доски

15

3

Изучение нового материала

слайды 8-12 презентации

объяснение нового материала, демонстрация презентации

записывают основные тезисы и даты в тетрадь

20

4

Подведение итогов урока, рефлексия

практические задания из архива ФЦИОР

проверка и корректировка ответов учащихся

выполнение заданий у интерактивной доски, записывают выводы

5

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Революцион-ное народничество»

информационный

презентация

собственная презентация

«Народники»

«Народная воля»

информационный

модель

http://fcior.edu.ru/card/5057/praktika-narodnaya-volya.html

http://fcior.edu.ru/card/4494/praktika-narodniki.html


ХОД УРОКА:

1) Организационный момент. Оглашение темы урока. Определение целей и задач урока. (слайд №1)

2)  Актуализация материала, пройденного на предыдущем уроке.

Учащиеся выполняют задания, представленные на слайдах №2-6. Задание, представленное на слайде №7, один из учащихся выполняет у доски.  

Подведение итогов повторения:  «Итак в России в 60 годы бурно развивалось новое идейное течение, которое получило название «Народничество». Его представляли молодые, радикально-настроенные люди, уверенные, что  реформа 1861 обманула крестьян и крестьян необходимо поднять на борьбу  с несправедливым режимом. Идейной базой течения были идеи русского крестьянского социализма, разработанные Герценом и Чернышевским.  Позже появились три течения  в народничестве, представленные Бакуниным, Лавровым и Ткачевым. В России было множество разрозненных народнических кружков, которые решились на организацию совместной акции».

3) Изучение нового материала.

Слайд №8

В 1874 году в России произошла беспрецедентная по масштабу и энтузиазму участников акция «Хождения  в народ». Около 3000 юношей и девушек пошли в деревни, что бы объяснить крестьянам несправедливость их положения и призвать подняться против правительства.  Все они верили в восприимчивость к их идеям и скорое восстание.

Перед вами картина И.Е.Репина «Арест пропагандиста». Художник начал ее писать в 1880 году, под влиянием той мощной революционной волны, которая прокатилась по России.

Обсуждение картины: кто изображен на картине? Что нашли у народника? Что можно сказать о самом народнике? (возраст, происхождение)? Что можно сказать о реакции крестьян?

Эта акция провалилась. Крестьяне оказались не восприимчивы к пропаганде и часто сами выдавали народников властям.

Чтение отрывка воспоминаний С.М.Кравчинского: "Неладно, брат, ты говоришь,- заявил молодому народнику пожилой крестьянин,- взгляни-ка на свою руку: на ней пять пальцев и все неравные!" Случались и большие незадачи. "Раз идем мы с товарищем по дороге,- рассказывал С.М. Кравчинский.- Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стегнул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой, но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отставали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье"

«Хождение в народ» не сколько воодушевило крестьян, сколько напугало правительство. Власти обрушились на народников невиданными репрессиями. Жертвами арестов стали 8000 человек.

Но революционное движение на этом не закончилось, наоборот, оно перешло на новый этап.

Слайд №9.

В 1876 году была организована новая революционная организация, которая была назвала «Земля и воля» в память о первой такой организации.

Слайд №10

С учетом неудачи «Хождения в народ» у организации  появились новые методы организации революции. Часть революционеров стала придерживаться методов террора против купных государственных чиновников.  Рассказ о Вере Засулич и др. террористических актах.

Но и от идеи нового  хождения  в народ  революционеры тоже не хотели  отказываться. Новая попытка поднять крестьян на революцию была связана с идеей деревенских поселений. Народники, должны были поселиться в деревнях под видом учителей, фельдшеров, писарей и таким образом  продолжить пропаганду. Но это тоже ни к чему не привело.  Крестьяне не воспринимали пропаганду, а власти быстро вычислили и выловили всех пропагандистов. Тогда опять очень остро встал вопрос о методах.

Слайд №11

В 1879 году «Земля и воля» распалась окончательно. Она разделилась на две организации.  «Черный передел» реши продолжать пропаганду вреди крестьян.  В эту организацию кроме убежденных деревенщиков входили те, кто по нравственным соображениям не принимали идеи террора. Например, Вера Засулич. Но их действия не были успешными и многие члены организации эмигрировали. Позже многие из них попали под влияние идей Маркса. Плеханов стал первым переводчиком «Капитала» на русский язык.

  «Народная воля» поставила себе цель методом террора расшатать государство. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес смертный приговор Александру 2 и поставили себе цель убить его.

Дискуссия о допустимости методов «Народной воли» ради благой цели. Обсуждение цитаты А. Д. Михайлова: «Когда человеку, который хочет говорить, зажимают рот, это развязывает руки». Осуждение русскими народовольцами покушения анархиста на американского президента.

Слайд №12.

Рассказ о покушениях на Александра и событиях 1 марта 1881 года, о суде и казни народовольцев.

4) Подведение итогов урока, рефлексия.

Ученики выполняют задания у доски – слайды №13, 14. Отвечают на вопросы:  Дайте характеристику «Хождения  в народ»? Почему, по вашему, крестьяне оказались не восприимчивы к революционной пропаганде? Расскажите о «Земле и воле» (причины создания, цели, состав, действия, распад). Как по вашему, почему народовольцы не достигли своих целей, хотя и сумели осуществить покушение на Александра? Какие итоги могли быть у этого этапа революционного движения в России?

Итоги формулируются совместно. Записываются  в тетрадь.

Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 26, читать, отвечать на вопросы после параграфа (устно).

Литература: Троицкий Н.А. «Россия в 19 веке. Курс лекций» М.1999г, Важенин А.Г. «История России 19 век. Конспекты уроков для учителя истории. 8 класс. 2001г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Революционное народничество 70-80х

Слайд 2

Укажите о каком человеке идет речь «Представитель богатого рода, он уже в юности твердо решил бороться с несправедливостью за народное счастье. Почти всю свою жизнь провел в политической эмиграции, издавал газету «Колокол», из-за рубежа пропагандируя революционные идеи»

Слайд 3

Укажите о каком понятии идет речь: «Идея была основана на представлении о крестьянской общине как о ядре социализма, где земля находится в общей собственности, все трудятся и делят результаты труда»

Слайд 4

О каком направлении в народничестве идет речь? Кто был его теоретиком? «В русском народе существуют в самых широких размерах те два первых элемента, на которые мы можем указать, как на необходимые условия социальной революции. Он может похвастаться чрезмерною нищетою , а также рабством беспримерным. В таком положении, что может делать наш умственный пролетариат, наша русская честная, искренняя до конца преданная социальной революции молодежь? Она должна идти в народ несомненно, потому что вне народа нет ни жизни, ни дела, ни будущности. Но как и зачем идти в народ? Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находиться в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню на революцию. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен не был, всегда полезен, однако частных вспышек не достаточно. Надо поднять вдруг все деревни. Что это возможно, доказывают нам громадные народные движения под предводительством Стеньки Разина и Пугачева»

Слайд 5

О каком направлении в народничестве идет речь? Кто был его теоретиком? «На первое место мы ставим положения, что перестройка русского общества должны быть совершена не только ради народного блага, не только для народа, но и посредством народа. Мы считаем существенными и неизменными следующие пункты: Лишь строгою усиленною подготовкой можно выработать в себе возможность полезной деятельности среди народа. Лишь уясняя народу его потребности и подготовляя его к самостоятельной и сознательной деятельности для достижения ясно понятных целей, можно считать себя действительно полезным участником в современной подготовке лучшей будущности России. Лишь тогда, когда течение исторических событий укажет саму минуту переворота и готовность к нему русского народа, можно считать себя в праве призвать народ к осуществлению этого переворота»

Слайд 6

О каком направлении в народничестве идет речь? Кто был его теоретиком? «Итак, ближайшая цель революции должна заключается в захвате политической власти, в создании революционного государства. Но захват власти, являясь необходимым условием революции, не есть еще революция. Это только ее прелюдия. Революция осуществляется революционным государством, которое с одной стороны борется и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества. Упраздняет все те учреждения, которые препятствуют установлению равенства и братства, с другой вводит в жизнь учреждения, благоприятствующие их развитию. Упрочив свою власть, опираясь на народную думу и широко пользуясь пропагандой, революционное государство осуществляет социальную революцию рядом реформ в области экономических, политических и юридических отношений общества»

Слайд 8

1874-1875 – «Хождение в народ»

Слайд 9

«Земля и воля» - 1876г Цели: - Переход земли к крестьянам; - Организация жизни общества на основе народного самоуправления; - Решение национального вопроса; - Реализация этих целей путем насильственного переворота. М.А. Натансон , А.Д.Михайлов , Г.В.Плеханов , С.Перовская , С. Кравчинский.

Слайд 10

Методы «Земли и воли» ОРГАНИЗАТОРСКИЕ Продолжение пропаганды среди крестьян и рабочих ДЕЗОРГАНИЗАТОРСКИЕ Индивидуальный террор Вера Засулич С.Кравчинский Погибло – 27 человек, Казнено 22 террориста.

Слайд 11

1879 – раскол «Земли и воли» «НАРОДНАЯ ВОЛЯ» Тимофей Михайлов Софья Перовская Андрей Желябов Николай Кибальчич Вера Фигнер «ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ» Г.Плеханов В.Засулич

Слайд 12

1 марта 1881г – убийство Александра II


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока истории в 8-м классе "Подготовка отмены крепостного права"

Данный урок является уроком изучения нового материала. Проводится он в форме исследования с элементами дискуссии. Урок направлен на выявление особенностей проведения реформы и создание проектов решени...

План - конспект урока истории в 6-м классе "Китай: распад и восстановление единой державы"

План урока составлен с опорой на источник - книгу Марко Поло "Книга о рзнообразии мира", есть тестовый материал для проверки знаний....

Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".

Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....

Конспект урока "История Американского флага"-9 класс

Конспект урока в 9 классе автор Кауфман "История американского флага"...

Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»

Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I.  В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."...

Конспект урока истории "Выборы царя" 7 класс

Конспект урока истории "Выборы царя" 7 класс (ролевая игра)...