Ломоносов М.В. Презентация к проекту
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Архангельская Светлана Александровна

Ломоносов М.В. Презентация к проекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomonosov_m._prezentatsiya_k_proektu.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.В. Ломоносов. «Стихи о Любви – стихи о Жизни». Над проектом работал(а) Руководитель проекта учитель русского языка Архангельская Светлана Александровна

Слайд 2

«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин

Слайд 3

Содержание : « Судьба» первых поэтических произведений Деление стихотворений по «родам» Ломоносов – реформатор Стихи о жизни Любовная лирика Заключение, вывод

Слайд 4

М. В. Ломоносов раскрыл себя в разных сферах науки, а так же и в поэзии. Первые его поэтические произведения Были присланы им еще из-за границы , при “Отчетах” в академию наук. В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, от части и с новым содержанием. Славу поэта Михаила Васильевича приобретает лишь по возвращении своем из-за границы.

Слайд 5

Михаил Васильевич очень уважал и гордился русским языком, а так же разделил стихотворения на несколько родов.

Слайд 6

Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не томко бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе купно природную и свойственную версификацию иметь может. Сие столь долго пренебреженное счастие чтобы совсем в забвении не осталось, умыслил я наши правильные стихи из некоторых определённых стоп составлять и от тех, как в вышеозначенных трёх языках обыкновенно, оным имена дать. Первый род стихов называю ямбическим, который из одних только ямбов состоит: Второй – анапестическим, в котором только одни анапесты находятся: Третий – из ямбов и анапестов смешанным, в котором, по нужде или произволению, поставлены быть могут, как случится Четвёртый – хореическим, что одни хореи составляют: Пятый – дактилическим, который из единых только дактилей состоит: Шестой – из хореев и дактилей смешанным, где, по нужде или по изволению, ту и другую употреблять можно стопу. Сим образом расположив правильные наши стихи, нахожу шесть родов гексаметров , столько ж родов пентаметров, тетраметров, триметров и диметров, а следовательно, всех тридцать родов. Неправильными и вольными стихами те называю, в которых вместо ямба или хорея можно пиррихия положить. Оные стихи употребляю я только в песнях, где всегда определённое число слогов быть надлежит. Хорея вместо ямба и ямба вместо хорея в вольных стихах употребляю я очень редко, да и то ради необходимыя нужды или великия скорости понеже они совсем друг другу противны.

Слайд 7

Что до цезуры надлежит, оную, как мне видится, в средине правильных наших стихов употреблять и оставлять можно. Долженствует ли она в нашем гексаметре для одного только отдыху быть неотменно , то может рассудить всяк по своей силе. Тому в своих стихах оную всегда оставить позволено, кто одним духом тринадцати слогов прочитать не может. За наилучшие, велелепнейшие и к сочинению легчайшие, во всех случаях скорость и тихость действия и состояния всякого пристрастия изобразить наиспособнейшие оные стихи почитаю, которые из анапестов и ямбов состоят. Чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимаяся тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают. Оных нигде не можно лучше употреблять, как в торжественных одах, что я в моей нынешней и учинил. Очень также способны и падающие, или из хореев и дактилев составленные стихи, к изображению крепких и слабых аффектов, скорых и тихих действий быть видятся. …Российские стихи так же кстати, красно и свойственно сочетаться могут, как и немецкие. Понеже мы мужеские, женские и тригласные рифмы иметь можем, то услаждающая всегда человеческие чувства перемена оные меж собою перемешивать пристойно велит, что я почти во всех моих стихах чинил. Подлинно, что всякому, кто одне женские рифмы употребляет, сочетание и перемешка стихов странны кажутся, однако ежели бы он к сему только применился, то скоро бы увидел, что оное толь же приятно и красно, коль в других европейских языках. Никогда бы мужеская рифма перед женскою не показалася , как дряхлый, чёрный и девяносто лет старый арап перед наипокланяемою , наинежною и самым цветом младости сияющею европейскою красавицею. Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 8

Ломоносов в сфере русской поэзии является, реформатором : преобразователем литературного языка и стиха, вводителем новых литературных форм. Он стал одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. В своих же стихотворениях он часто обращался к образу Бога, писал в основном о жизни и о любви. Как ни странно, эти темы достаточно актуальны и в наше время.

Слайд 9

В цикл стихов о жизни входят : «Я долго размышлял и долго был в сомненье…» «Железо, злато, медь, свинцова крепка сила» «Устами движет Бог; Я с ним начну вещать» Однако больше всего меня заинтересовало «Услышали мухи»

Слайд 10

Услышали мухи Медовые духи, Прилетевши, сели, В радости запели. Егда стали ясти , Попали в напасти, Увязли бо ноги. Ах! - плачут убоги, - Меду полизали, А сами пропали.

Слайд 11

Во – первых, это самое раннее из дошедших до нас стихотворений Ломоносова, написаное в Славяно-греко-латинской академии. В первой публикации к этому стихотворению имеется примечание: "Сочинение Ломоносова в Московской академии за учиненный им школьный проступок". Что это был за проступок, неизвестно. Но, судя по содержанию стихов, можно предположить, что здесь имело место какое-то уклонение молодого Ломоносова в сторону "сладкого" времяпрепровождения. Во – вторых стихотворение казалось бы нам забавным, однако тут использовано много едва понятных слов, старых слов, придающих ему некую серьезность. Автор описывает человеческие недуги, возможно алчность, а может быть и оценивают всю жизнь этим стихотворением. Стоит задуматься, ведь эта проблема общества тревожит нас и по сей день

Слайд 12

Любовная лирика: «Чем ты дале прочь отходишь» «Хочу хвалить Атрид » «Жениться хорошо, да много и досады» и др. Но я хочу обратить особое внимание на стихотворение : «Златой младых людей и беспечальной век...»

Слайд 13

Златой младых людей и беспечальной век Кто хочет огорчить, тот сам не человек. Такого в наши дни мы видим Балабана, Бессильного младых и глупого тирана, Которой полюбить всё право потерял И для ради того против любви восстал. Но вы, красавицы, того не опасайтесь: Вы веком пользуйтесь и грубостью ругайтесь. И знайте, что чего теперь не смеет сам, То хочет запретить ругательствами вам. Обиду вы свою напрасную отметите И глупому в глаза насмешнику скажите: "Не смейся, Балабан, смотря на наш наряд, И к нам не подходи; ты, Балабан, женат, Мы помним, как ты сам, хоть ведал перед браком, Что будешь подлинно на перву ночь свояком, Что будешь вотчим слыть, на девушке женясь, Или отец княжне, сам будучи не князь. Ты, всё то ведая, старался дни и ночи Наряды прибирать сверх бедности и мочи, Но если б чистой был Диане мил твой взгляд И был бы, Балабан, ты сверх того женат, То б ты на пудре спал и ел всегда помаду, На беса б был похож и с переду и с заду. Тогда б перед тобой и самой вертопрах Как важной был Катон у всякого в глазах". Вы всё то, не стыдясь, скажите Балабану, Чтоб вас язвить забыл, свою лечил бы рану.

Слайд 14

В строках : Златой младых людей и беспечальный век, Кто хочет огорчить, тот сам не человек. Уже в первых его двух строках заметно оригинальное сочета­ние разнородных речевых средств: с одной стороны,златой , младых— эти неполногласия типичные для высокого стиля; но рядом употреб­ляется разговорно-бытовое выражение «тот сам не человек». В этом же произведении встречается типично русское слово свояк, употребленное для обозначения не родственника, а сопер­ника. Следовательно, в произведение вовлекается характерная для разговорной речи метафоризация общеизвестных слов: Мы помним, как ты сам хоть ведал перед браком,Что будешь подлинно на перву ночь свояком, Что будешь вотчим слыть, на девушке женясь, Или отец княжне, сам будучи не князь. Говоря о дальнейших судьбах стилей, следует иметь в виду, что при всей ограниченности высокого и низкого стилей среднему стилю предстояло богатое будущее. Он представлял простор для твор­чества, свободу выбора речевых средств и их употребления.

Слайд 15

Я проанализировала поэтическую произведения М. В. Ломоносова только в самых любимых им жанрах. По этим примерам можно судить о том, что стихотворения поэта не были для него лишь "забавою" или "должностными упражнениями". Он был убежден, что поэзия, как и наука, выполняет великую миссию: служит делу просвещения русских людей, а с ним и процветанию России. Не случайно Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом". Гениальный поэт-ученый, много сделал для русской поэзии. Он привел в систему литературный язык, найдя точные соответствия языковых пластов речи поэтическим жанрам. Он завершил грандиозную реформу русского стихосложения, одновременно создав образцы стиха новой формы. Он был по существу организатором литературного дела в России на ответственнейшем начальном этапе. Его вклад очень ощутим и до сих пор помогает нам на этапах нашей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов на уроках экономики "

Использование метода проектов на уроках экономики...

Презентация к проекту "Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения"

Презетанция исследовательского проекта иллюстрирует  материалы и ход проекта учащихся 10 класса...

Творческий проект. Сакура.(Дерево из бисера) Презентация к проекту.

Одним из самых экономичных материалов в современно мире является бисер, он доступен практически всем. Чтобы изготавливать изделия из бисера не требуется специальная подготовка, а достаточно лишь...

Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.

Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...

Проект "Формирование стрессоустойчивости музыканта-исполнителя" Презентация к проекту.

Проект "Формирование стрессоустойчивости музыканта-исполнителя" -  долгосрочный. Тема , затронутая в проекте очень актуальна в  обучении и подготовке  современного  музык...

Урок – презентация мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"

Урок  –  презентация  мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"...

Презентация "Творческий проект. Подготовительный этап проекта"

Данная презентация предназначена для использования на уроках технического труда в 5 классе, но подходят также и для уроков обслуживающего труда. Составлены с учетом ФГОС и отражают раздел "Технол...