Духовный мир М.Ю.Лермонтова
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

 Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Вся лирика Лермонтова — это летопись процессов самопознания, становления души, и в этой исповедальности — истинное художественное открытие автора.

Духовный мир поэта и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека — удивительная, чисто лермонтовская черта. Противоборство сил добра и зла в душе человека — основной конфликт лирического героя Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ творчества М.Ю.Лермонтова32.64 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд) Духовный мир М.Ю.Лермонтова

(слайд) В 2014 году исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Учащиеся нашей школы посетили внеклассное мероприятие «Мой любимый Лермонтов», посвящённое юбилею поэта,  в МУ «БИС» (14.10.2014г.). В школе прошла декада русского языка и литературы на тему: «Недаром помнит вся Россия…», посв. юбилею поэта, в рамках которой была проведена научно – практическая конференция. На ней выступали учащиеся, подготовившие свои исследования по творчеству великого русского поэта. Особое внимание было уделено вопросам духовного мира М.Ю.Лермонтова.

Долгие годы в советском литературоведении был сформирован образ поэта как свободомыслящего,

(слайд) а главной темой его творчества считалась тема одиночества. Достаточно вспомнить поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Нам говорили, что идея поэмы заключается в утверждении безусловной ценности свободы: три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

С духовной (православной) точки зрения, как утверждает профессор МДА Михаил Дунаев  в исследовании «Православие и русская литература», «Побег Мцыри превращается в отвержение смирения и в бунт против Вседержителя». В поэме дан образ романтического гордеца, пламенная страсть которого отвращает его от «келий душных и молитв», т.е. от подвига аскезы и молитвы (от стяжания Святого Духа, как учил преподобный Серафим Саровский, главного смысла земного бытия человека). Идеал Мцыри – бездуховен, неблагодатен. (Лермонтов мнил возможность быть вольным, находясь в рабской зависимости от страстей – парадоксальное заблуждение). Исповедь Мцыри обнаруживает, что романтический пылкий герой не способен осознать собственной греховности. Лермонтов вводит в поэме понятия греха, греховных страстей. Мцыри предпочитает земные сокровища небесным:

…пускай в раю,

В святом, заоблачном краю

Мой дух найдет себе приют…

Увы! – за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял.

Душа героя на пороге гибели[1].

(слайд) Таким образом, можно заключить, что главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Можно сказать, что

(слайд) вся лирика Лермонтова — это летопись процессов самопознания, становления души, и в этой исповедальности — истинное художественное открытие автора.

Духовный мир поэта и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека — удивительная, чисто лермонтовская черта. Противоборство сил добра и зла в душе человека — основной конфликт лирического героя Лермонтова, который предельно близок автору.

Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках Вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях личности и Судьбы. О величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении М. Ю. Лермонтов не раз напишет и  в своих поэтических произведениях.

(слайд) Так, в ранней лирике  - это стихотворение «Не обвиняй меня Всесильный...», созданное в 1829 году, но  при жизни поэта так и не напечатанное:

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С её страстями я люблю;


За то, что в душу редко входит
Живых речей Твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далёко от Тебя;


За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;


За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;


От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.

Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

В стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу. Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только Он и может отобрать.

В1837 году Лермонтов написал стихотворение «Молитва», представляющее собой лирический монолог героя, просящего Богородицу за «деву невинную»:


Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную

 Можно отметить, что в этом стихотворении нет глаголов или местоимений, указывающих на пол молящегося. Но думается, что фраза из первого четверостишия: «…ныне с молитвою… не перед битвою», может стать указанием на мужской пол лирического героя.  О ком же он молится? Герой говорит о «деве невинной». Но кто она, какие отношения связывают героя и героиню - неизвестно. Лирический герой испытывает самые нежные чувства в адрес этой девушки.  Адресат молитвы также известен. Лирический герой называет её «Матерью Божией», «теплой Заступницей мира холодного». Это Богородица, перед иконой Которой молится герой. На это указывают следующие строки:

 Пред Твоим образом, ярким сиянием…

    Два последних четверостишия представляют собой просьбу, с которой обращается лирический герой:

    Окружи счастием душу достойную…

    Молодость светлую, старость покойную…

    Это очень печальное и, в то же время, светлое стихотворение Лермонтова. В  нем нет злости на этот мир, трагичности. Полным покоем и умиротворением дышат его строки.

Если обратиться к стихотворению «Молитва», написанному в 1839году, то мы можем наблюдать, как раскрываются здесь внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Происходит это через восприятие лирического героя.

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

 «Сила благодатная»  способна облегчить состояние человека в трудную минуту. Это хорошо понимал Лермонтов. Действительно, настоящая вера делает человека духовно богаче, морально сильнее. В лермонтовском стихотворении такой синтаксический прием, как повтор союза, и позволяет глубже проникнуть в суть произведения:

И верится, и плачется. 
И так легко, легко… 

Лирический герой одинок, но от этого состояния его избавляет молитва. Стихотворение «Молитва» является своеобразной исповедью лирического героя. Оно стало ответом тем, кто обвинял его в безверии и демонизме.

Известно, что М.Ю.Лермонтов был достаточно набожным человеком, хотя и скептически относился к религии, считая, что именно она делает людей покорными, заставляет терпеть унижения и страдания вместо того, чтобы отстаивать свои интересы. Тем не менее, доподлинно известно, что во время коротких служебных отпусков Лермонтов нередко совершал паломничества в различные монастыри, пытаясь научиться смирению, которым был обделен от природы.

(слайд)  Летом 1830 года вместе с друзьями, среди которых была и возлюбленная поэта Екатерина Сушкова, Лермонтов побывал в Троице-Сергиевой лавре, после чего написал стихотворение «Нищий», в котором раскрывается духовный мир поэта:

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Существует версия, что в его основу легли реальные факты, хотя впоследствии Екатерина Сушкова неоднократно опровергала эту информацию. Так или иначе, но именно ее поступок послужил поводом для создания этого произведения, поражающего своей глубиной и жестокостью окружающего мира.

В стихотворении речь идет о том, что на паперти возле святой обители поэту повстречался нищий, который действительно нуждался в подаянии. «Бедняк иссохший, чуть живой от глада, жажды и страданья» хотел получить немного денег или же пищи, однако вместо этого кто-то положил в его протянутую ладонь камень. Очевидцы этой сцены утверждают, что это сделала Екатерина Сушкова, решившая таким образом подшутить над слепым, старым и больным человеком. И именно этот ее поступок словно бы отрезвил поэта, который вдруг увидел возлюбленную в совершенно ином свете. Лермонтов вдруг осознал, что точно так же эта женщина шутила с его чувствами, давала ложные надежды и обещания, о которых с легкостью тут же забывала. Ближайшее окружение поэта было прекрасно осведомлено о том, что Лермонтов влюблен в кокетку, которая не воспринимает своего давнего поклонника всерьез. Однако никто не спешил лишать терзающегося ревностью и страстью поэта иллюзий, так как его друзья не понаслышке были знакомы со вспыльчивым характером Лермонтова. В итоге почти 5 лет автор стихотворения «Нищий» был убежден, что рано или поздно Екатерина Сушкова выйдет за него замуж, но этому не суждено было случиться. Не исключено, что на разрыв отношений повлиял безобидный, на первый взгляд, случай в Троице-Сергиевской лавре, который, тем не менее, произвел на поэта неизгладимое впечатление. Лермонтов не только сумел признаться самому себе, что «чувства лучшие мои навек обмануты тобою», но и подавить в себе болезненную любовь к той, которая оказалась этого недостойна.

Когда стихотворение «Нищий» было опубликовано, в окружении поэта ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано. Однако эта любовная история получила свое неожиданное продолжение. Лермонтов по натуре был человеком довольно злопамятным, он не умел прощать обид и оскорблений даже тем, кого по-настоящему любил. После нелепого и возмутительного поступка Екатерины Сушковой, а также переосмысления своего отношения к ней, поэт решил отомстить избраннице за все и сразу.

Лермонтов и Сушкова не виделись несколько лет, и при очередной встрече, которая состоялась в 1835 году, поэт постарался ничем не выказать своих истинных чувство по отношению к бывшей возлюбленной. Более того, автор проявил не свойственную ему галантность и открыто восхищался красотой Сушковой. В итоге она по-настоящему влюбилась в поэта, и тогда Лермонтов нанес сокрушительный удар по самолюбию той, которая когда-то пленяла его воображение, публично заявив, что Сушкова глупа, лишена привлекательности и не может вызывать других чувств, кроме жалости.

(слайд)  М.Ю. Лермонтов раскрывает тему семейной чести, ответственности друг перед другом и перед Богом в «Песне про купца Калашникова». В этом произведении изображена  нерасторжимая в христианском смысле семья. Нравственный кодекс жизни русского человека в основе имел веру Православную. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, не имеет права поступать безнравственно. Библия резко отрицательно оценивает прелюбодеяние: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф, 5; 27,28). Любовь- наваждение царского опричника заставляет его лгать, скрывая от царя правду:                        

                    Обманул тебя твой лукавый раб

                Не сказал тебе правды истинной

                Не поведал тебе, что красавица

                В церкви Божией перевенчана,

                Перевенчана с молодым купцом,

                По закону нашему Христианскому.

        Отношения супругов построены на полном доверии. Алена Дмитриевна без утайки рассказывает своему мужу, что с ней произошло, и Степан Парамонович защищает честь своей жены, своей семьи.  

(слайд)  Исследование духовного мира человека бесконечно, и эту бесконечность открыл русской литературе М.Ю. Лермонтов.


[1] Дунаев М. Православие и русская литература, М.: Христианская литература, 2001 г., с. 354-356.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Урок-литературная гостиная: «И в даль грядущую, закрытую пред нами, духовный взор его смотрел…». (Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова)

15 октября 2014 года -200лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Этой славной дате и посвящается данный урок.Урок литературы разработан для 6-8 классов и представляет собой литературную гостиную, котора...

Конспект урока по литературе на тему: «Духовная поэзия в творчестве М.Ю. Лермонтова»

(На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…»,  «Молитва»,  «Выхожу один я на дорогу…» - 7...

Презентация к уроку: "Духовная поэзия М.Ю.Лермонтова"

Презентация к уроку: "Духовная поэзия М.Ю.Лермонтова"  Тип урока: закрепление изученного материала.Форма урока: урок – концерт. Цель урока: выявить духовно-нравственное...