Урок-литературная гостиная: «И в даль грядущую, закрытую пред нами, духовный взор его смотрел…». (Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова)
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Абрамова Ольга Владимировна

15 октября 2014 года -200лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Этой славной дате и посвящается данный урок.

Урок литературы разработан для 6-8 классов и представляет собой литературную гостиную, которая знакомит учащихся с основными этапами жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. 

    Важнейшей задачей данного урока можно считать формирование эмоционального восприятия художественных произведений поэта, которое происходит посредством художественно-творческой деятельности учащихся; воспитание чувства любви и уважения к литературе и ценностям русской культуры - через игровой и познавательный дополнительный материал о поэте. Развитие же творческой деятельности учащихся, интереса к предмету- через интеграцию материалов уроков литературы, истории, иностранного языка, музыки и изобразительного искусства, через использование самой формы урока- литературная гостиная.

Цель урока: углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути выдающегося поэта; познакомить учащихся с фактами биографии М. Ю. Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; заинтересовать обучающихся личностью и творчеством поэта с целью формирования нового духовного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Урок- литературная гостиная

 «И в даль грядущую, закрытую пред нами, духовный взор его смотрел…».

                             (Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова)

    15 октября 2014 года -200лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Этой славной дате и посвящается данный урок.

      Урок литературы разработан для 6-8 классов и представляет собой литературную гостиную, которая знакомит учащихся с основными этапами жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.  

    Важнейшей задачей данного урока можно считать формирование эмоционального восприятия художественных произведений поэта, которое происходит посредством художественно-творческой деятельности учащихся; воспитание чувства любви и уважения к литературе и ценностям русской культуры - через игровой и познавательный дополнительный материал о поэте. Развитие же творческой деятельности учащихся, интереса к предмету- через интеграцию материалов уроков литературы, истории, иностранного языка, музыки и изобразительного искусства, через использование самой формы урока- литературная гостиная.

Цель урока: углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути выдающегося поэта; познакомить учащихся с фактами биографии М. Ю. Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; заинтересовать обучающихся личностью и творчеством поэта с целью формирования нового духовного опыта.

Задачи:

Образовательные:

  • Детально познакомить учащихся с этапами жизненного пути М. Ю. Лермонтова;
  • Формировать умения работать с литературно-критическими материалами;
  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству поэта;
  • Развитие умения воспринимать информацию;
  • Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
  • Научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию;
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • Развитие интереса к творчеству М. Ю. Лермонтова;
  • Развитие критического мышления;
  • Развитие эстетического вкуса;
  • Осуществление системно-деятельностного подхода;
  • Формирование УУД( личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие умения опираться на свой субъективный опыт;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения работать в группах.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и уважения к литературе;
  • Воспитание ценностного отношения к слову;
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
  • Воспитание чувства любви к Родине;
  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • Формирование навыков публичного выступления;
  • Развитие коммуникативных УУД:
  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

  • Личностных :

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • Метапредметных:

  • Регулятивных:
  • постановка учебной задачи;
  • умение работать в группе;
  •  стуктурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
  • Познавательные: 
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • использование различных источников информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • Коммуникативных:
  • умение слушать и вести диалог;
  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

  • Предметных:
  • В познавательной сфере:
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Понимание ключевых тем произведений М. Ю. Лермонтова;
  • Умение анализировать литературное произведение;
  • Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

  • В ценностно-ориентационной сфере:
  • Приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  • Формирование собственного отношения к творчеству М. Ю. Лермонтова, их оценка;
  • Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

  • В эстетической сфере:
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • Эстетическое восприятие произведений литературы;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции.

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • 2 компьютерные презентации: «Тропа к Лермонтову», «Лермонтов - художник»;
  • Плакаты и иллюстрации, выполненные учащимися.

      Оформление: прежде всего необходимо создать камерную обстановку: действие должно происходить не на сцене, а на организованном определенным образом пространстве в актовом зале или в классе. Оформление должно быть строгим, ибо главным здесь будет звучащее слово. Рядом со столиком ведущих расположен экран, на котором будет транслироваться презентация. Здесь же нужно поставить стенд с написанным на нем эпиграфом: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

   Кресла сдвинуты полукругом; пианино с раскрытыми нотами; на столике ведущих подсвечники с горящими свечами; раскрытый томик Байрона; гусиное перо вместо закладки; кинжал в ножнах; портрет В. А. Лопухиной.

   Музыкальное оформление: романсы на стихи М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная»,

 «Выхожу один я на дорогу…», вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», романс на стихи Н. Гумилева «Однообразные мелькают все с той же болью дни мои…», П. И. Чайковский «Евгений Онегин»

 (сцена дуэли Онегина с Ленским).

    Участники: ведущие – ученики разных возрастных групп; ведущие; несколько исполнителей ролей; ведущие и исполните меняются в каждой части; выступающие с концертными номерами. Костюмы у участников должны быть простыми, в одном стиле, возможно, в черно-белой гамме.

                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                       Ход урока.

Слово учителя.

Добрый вечер, уважаемые учащиеся, гости! Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящена жизни и творчеству М. Ю. Лермонтову. Известный писатель 20 века С. С. Наровчатов писал: «Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многогранен, что эти открытия будут продолжаться без конца». Надеюсь, сегодня вы тоже начнете  «заново открывать» этого поистине гениального поэта  и писателя, продолжите знакомиться с его исключительным по силе таланта и накалу душевных страстей творчеством. Итак, вступаем на тропу к Лермонтову.                                                                                                                          

                                                                                                                           

                                                                                                                           

                                                                                                                               «Он, этот Лермонтов могучий,

                                                                                                                               сосредоточась, добр и зол,

                                                                                                                               как бы светящаяся туча

                                                                                                                                по небу русскому прошёл».

                                                                                                                                             Ярослав Смеляков

                                                                      Первая сцена

Звучит «Адажио» Альбинони, музыка звучит сначала громко, затем – тише. На сцену выходит чтец и на фоне звучащей музыки начинает читать стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» На экране слайд №1 «Тропа к Лермонтову. Эпиграф».

 Ведущий. «История души человеческой едва ли не интереснее истории всего народа»,- утверждал Лермонтов.

Ведущая. Но «…душу можно ль рассказать»?

Ведущий. Вопрос риторический…. Душа поэта- в его стихах…

Ведущая. Мы же сегодня совершим путешествие в 19 век по тропе к великому русскому поэту

 М.Ю. Лермонтову.

                                                                                 Часть 1.

                                                                                Детство.

(О детских годах поэта рассказывают учащиеся среднего звена)

Чтец исполняет стихотворение «Ребенка милого рожденье…»

Ведущий 1. Октябрь, в ночь с 14 на 15 в Москве, в  доме генерал-майора Ф. Н. Толя у Красных ворот, родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Отец его- отставной капитан Юрий Петрович Лермонтов, мать- Мария Михайловна Лермонтова, урожденная Арсеньева.

Ведущий 2. Весной 1815 года Лермонтовы переехали из Москвы в село Тарханы, Чембарского уезда, Пензенской губернии (ныне село Лермонтово). Тарханы принадлежали Елизавете Алексеевне Арсеньевой, бабушке маленького Миши. Здесь, в Тарханах, встретится с родной русской природой пробудившееся сознание темноглазого болезненного мальчика - будущего великого поэта.

Ведущий 3. Здесь же началась та семейная трагедия, которая наложила отпечаток на всю жизнь поэта и отразилась во многих его произведениях.

 В возрасте около 22 лет скончалась от чахотки мать Лермонтова. Мише было 2 с небольшим года.

Бабушка дважды выдала Ю. П. Лермонтову письменные обязательства на 25 тысяч рублей каждое, если он оставит сына у нее до его совершеннолетия. А позднее, в 1817 году, составила духовное завещание, в котором все свое имущество завещала внуку Михаилу, однако с условием, что он будет находиться при ней, что его воспитание будет полностью зависеть от нее. «Если же отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все ныне завещанное мной уже и недвижимое имение представляю по смерти моей уже не ему, внуку моему Михайле Юрьевичу Лермонтову, но в род мой Столыпиных»

Ведущий 4. Юрию Петровичу ничего не оставалось, как согласиться, у него не было достаточных средств, чтобы воспитать сына так, как это могла богатая Арсеньева.

  Так по воле строгой, иногда даже жестокой Е. А. Арсеньевой, маленький Миша потерял возможность общаться с отцом.

Чтец исполняет стихотворение «Ужасная судьба отца и сына».

Ведущий 5. Детство Лермонтова проходило в Тарханах. Он был окружен заботой и любовью. После смерти матери к нему была приставлена няня- Марфа Максимовна Коновалова, которую сменила бонна-воспитательница-немка, Христиана Осиповна Ремер, необычайной душевной чистоты человек.

Ведущий 6. Дабы скрасить сиротство любимого внука, Е.А.Арсеньева приглашала в Тарханы многочисленных родственников, иногда там жило до десяти мальчиков и девочек, которые с удовольствием предавались бесчисленным забавам: играли в войну, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, зимой катались с ледяных горок, участвовали в народном театре.

Ведущий 7. А Миша впитывал впечатления и с четырех-пяти лет уже с удовольствием начинал повторять рифмующиеся слова вроде «пол -стол», найдя такую рифму, он бежал к бабушке поделиться радостью.

   Мальчик получал великолепное разностороннее образование: его учили игре на скрипке, фортепиано, географии, истории, французскому, немецкому языкам.

Концертный номер. Декламируется стихотворение Гете «Ночная песня странника» (на языке оригинала и перевод Лермонтова), а затем исполняется фортепианная пьеса .

                                                                    Часть 2.

                                                                      Кавказ.

                                      (Рассказывают учащиеся среднего звена)

Ведущий 1. «Синие горы Кавказа, Приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали…»

Ведущий 2. Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшим впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов»,- писал В .Г. Белинский.

Ведущий 3. Лермонтов побывал на Кавказе 6 раз, три из которых – в детстве.

Летом 1818 Е. А. Арсеньева с внуком и семьей брата- Александра Алексеевича Столыпина-выезжает на Кавказ, в Горячеводск, переименованный впоследствии в Пятигорск. Причиной поездки было слабое здоровье внук Миши.

Ведущий 4. Кавказская природа поразила впечатлительного мальчика. Он увидел укрытый облаками пятиглавый Бештау, отдаленные вершины снежный гор, бьющие на Машуке источники, степь на десятки верст, быстрый Подкумок…

Чтец исполняет стихотворение «Утро на Кавказе».

Ведущий 5. Вторая поездка в Горячеводск в 1820 году закружила шестилетнего мальчика в вихре ярких молниеносно сменяющих друг друга впечатлений: пестрый базар на площади, смуглые, оборванные горцы, их гортанный говор, казаки, пушкари, пахнущие водкой….И, о чудо! Горы! Рано утром Миша уже у окна,- в чистой синеве рассвета виден розоватый снежный Эльбрус, таинственный, волнующий…. Все это мы видеть на замечательных рисунках М. Ю. Лермонтова.

Звучит романс «Казацкая колыбельная», он сопровождает презентацию, в которой собраны живописные работы поэта.

Ведущий 6. В 1825 году Миша с бабушкой отправляются в Грячеводск в третий раз. Мальчик с захватывающим дух восторгом взбирается по узкой тропе среди скал, почти к самой вершине Машука, и ему открывается великолепная панорама Кавказской природы. Спустя семь лет Лермонтов напишет: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали!»

Ведущий 1. Здесь Лермонтов испытал первую любовь. Позднее, 8 июня 1830 года, он записал: « Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью: девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню: хороша собой она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей: он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была там и играла с кузиной в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни о чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хоть ребяческая! Это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так…Горы Кавказские для меня священны… И так рано! В десять лет! О, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!

Чтец читает стихотворение «Кавказ»

                                                                           

                                                                    Вторая сцена.

                               

Звучит вальс Хачатуряна к драме «Маскарад». Сцена преображается

в светскую гостиную.

                                                                                  Часть1.

                                                              «Москва- моя родина»

                                               (Рассказывают учащиеся среднего звена).

Ведущий 1. Наступил 1828 год.  В августе Е. А. Арсеньева повезла внука в Москву для поступления в Московский университетский благородный пансион. В разное время в нем учились В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, декабристы Тургенев и Каховский … В Москве юный поэт был счастлив: здесь он встречался со своими друзьями:

Здесь он встретил настоящую любовь. Вспоминая Москву, он напишет: «Москва- моя родина и такою будет для меня всегда».

Чтец декламирует стихотворение «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын...»

Ведущий 2. 29 марта 1830 года Московский благородный пансион по правительственному указу преобразован в гимназию с введением телесных наказаний. Свободолюбивый и гордый нрав Лермонтова не мог примириться с такими порядками. 16 апреля 1830 года было удовлетворено его  прошение  об увольнении из пансиона.

Ведущий 3. 21 августа того же года в правлении Московского университета рассматривалось прошение Лермонтова, в котором он писал: «…желаю продолжить учение мое в императорском Московском университете…прошу, включив меня   число студентов нравственно-политического отделения, допустить к слушанию профессорских лекций». Так М. Ю. Лермонтов стал студентом юридического факультета Московского Университета.

Ведущий 4. В течение 1830 года поэт закончи две пьесы и пять поэм- вторую редакцию «Демона», поэму о древнем Новгороде «Последний сын вольности» и «исповедь», которую можно считать первым наброском к «Мцыри». Сверх того Лермонтов за этот год написал 100 стихотворений. Это кипящая, живая лавина дум, страстей, сомнений, желаний, обуревавших юного поэта. Среди этих стихотворений немало шедевров.

Чтецы декламируют стихотворения «Нищий», «Одиночество».

Ведущий 5. В 1830 году Лермонтов читал «Жизнь Байрона» Томаса Мура на английском языке. До этого поэт уже увлекался стихами Байрона, а тут, когда он обнаружил много сходства- житейского и психологического- между собой и английским поэтом, увлечение возросло. Это было счастливое совпадение стихий.

Ведущий 5. К слову сказать, Лермонтов во всю свою жизнь и не подозревал, что находится с Байроном в родстве: Байрон по материнской линии происходил от шотландского поэта 12 века Томаса Лермонта, от которого произошли и русские Лермонтовы.

Чтец исполняет стихотворение Байрона на английском языке (перевод).

Ведущий 6. в 1831 году произошло два события, которые оставили глубокий след в душе поэта: 1 октября умер отец Лермонтова, оставивший ему в духовном завещании такие строки: «Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишен был утешения жить вместе с тобою».

Ведущий 1. 2 ноября Лермонтов встретился с Варварой Александровной Лопухиной, любовь к которой он сохранит на всю жизнь.

 Чтецы исполняют стихотворения. «Когда одни воспоминанья…», «Мы случайно сведены судьбою …»

Ведущий 2. Это была несчастная любовь. Они познакомились в 1828 году.  Друг Лермонтова Аким Павлович Шан –Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он (Лермонтов) был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину… Чувство к ней было безотчетно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей».

Чтец исполняет стихотворение «Мой друг, напрасное старанье!»

Ведущий 3. Их любовь была взаимной. Но второй половине лета 1832 года Лермонтов уехал в Петербург, а Лопухина осталась в Москве. Ей почудилось, что она ошиблась в Лермонтове, и в мае 1835 года то, что разрушило окончательно их возможное счастье, она вышла замуж за Николая Федоровича Бахметьева, который был старше ее на 17 лет. Когда Лермонтов получил это известие, он изменился в лице.

Ведущий 4. История сложных и запутанных взаимоотношений с Лопухиной Лермонтов отчасти изобразил в драме «Два брата», в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и в «Герое нашего времени» (в Княжне Мери»),- во всех этих произведениях Лопухина выведена под именем Веры. Ведущий 5. Поэт не смирился с замужеством любимой им женщины. Новой фамилии Варвары Лермонтов не признавал: посылая ей новую редакцию «Демона» в посвящении к поэме в поставленных переписчиком инициалах В. А. Б. он несколько раз перечёркивает Б. и пишет вместо неё Л.  Лермонтов, мучимый ревностью, неоднократно выводил Бахметева в своих произведениях в образе смешного и недалёкого старика, намекая на неверность молодой жены. Однако все его язвительные выпады в сторону Николая Бахметева приходилось переносить его жене…

Ведущий 6. «За десертом, когда подали шампанское, Печорин, подняв бокал, оборотился к княгине (Вере): — Так как я не имел счастия быть на вашей свадьбе, то позвольте поздравить вас теперь. Она посмотрела на него с удивлением и ничего не отвечала. Тайное страдание изображалось на ее лице, столь изменчивом, рука ее, державшая стакан с водою, дрожала… Печорин все это видел, и нечто похожее на раскаяние закралось в грудь его: за что он ее мучил? с какою целью? Какую пользу могло ему принести это мелочное мщение?.. он себе в этом не мог дать подробного отчета.»

Ведущий 1.Лермонтов много раз рисовал портреты Лопухиной. Как вспоминает Екатерина Быховец, которая была очень похожа на Лопухину: «Об ней его любимый был разговор».

Звучит романс на стихи Н. Гумилева «Однообразные мелькают…» в исполнении Н. Носкова, под него исполняется стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Часть 2.

Петербург.

«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». Ф. М. Достоевский

(Исполняется учащимися старших классов)

Ведущий 1. Да! Петербург! Этот фантастический город! О сыграл в судьбе поэта не последнюю роль.

Ведущий 2.Приняв решение поступить в Петербургский университет, Лермонтов покидает Москву. С тяжелым чувством описывает он свои дорожные впечатления: «Я обретаюсь в ужасной тоске: тихо, дорога пряма как палка, на квартире вонь, и перо скверное! Кажется довольно, чтоб истощить ангельское терпение, подобное моему». Позднее поэт ещё красноречивее опишет свои впечатления от Петербурга и его обществ: «Увы! Как скучен этот город!» А молодой поэт жаждал жизни…

Чтец исполняет стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали!»

Ведущий 3. Лермонтов не поступил в Петербургский университет: ему не зачли курса, прослушанного в Московском университете. И он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Годы, проведенные в этом учебном заведении он назовет «злополучными годами».

Ведущий 4. Товарищ по школе А. М. Меринский вспоминал о нем: «Лермонтов был довольно силен, в особенности имел большую силу в руках, и любил состязаться в том с юнкером Карачинским, который известен был по всей школе как замечательный силач. …. По вечерам после учебных занятий поэт уходил в отдаленные классные комнаты, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи».

Ведущий 5. 13 декабря 1834 года Лермонтов отправился в лейб-гвардии Гусарский полк, располагавшийся в Царском селе. Ему сулили блестящую карьеру гусарского офицера. Он вел рассеянную светскую жизнь: не пропускал ни одной театральной премьеры. Но был ужасно одинок!

Звучит вальс Арама Хачатуряна к драме «Маскарад», под который исполняется композиция танцевальной группой. По окончании композиции музыка не стихает.

Ведущий 6. Всю сложность отношений Лермонтова и светского общества позже, незадолго до смерти поэта, подметит И. С. Тургенев. 31 декабря 1839 года он наблюдал Лермонтова на балу в Дворянском собрании в Петербурге. Он писал: «Какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстностью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз. На бале ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза».

Чтец исполняет стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…»

                                                                       Сцена 3.

«…Правда всегда была моей святыней и теперь, принося на суд свою повинную голову, я с твердостью прибегаю к ней, как единственной защитнице благородного человека перед лицом царя и лицом божиим.» (Из объяснительной корнета лейб-гвардии Гусарского полка Михаила Лермонтова, данных по поводу стихотворения «Смерть поэта»)

«Отмщенья, государь, отмщенья!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример».

Эпиграф к стихотворению «Смерть поэта».

                             Звучит музыка П. И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин»

(Сцена преображается в гостиную дома Верзилиных, где состоялась ссора между Лермонтовым и Мартыновым)

(Рассказывают учащиеся старших классов)

Ведущий 1. События, о которых сейчас пойдет речь, происходили в период с 1837 по 1841 год и по какой-то неуловимой трагической траектории вели к гибели поэта.

Ведущий 2. 27 января 1837 года был ранен на дуэли А. С. Пушкин. 29 января он скончался. А 28 января Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» - первые 56 строк.

Звучат первые 56 строк стихотворения «Смерть поэта».

Ведущий 3. Стихи эти в тысячах копий разошлись по городу «С тех пор всем, кому дорого русское слово,- писал Шан-Гирей,- стало известно имя Лермонтова»

Ведущий 4. 7 февраля Лермонтов написал продолжение стихотворения- шестнадцать заключительных строк.

Звучат заключительные строки стихотворения.

Ведущий 5.Когда стихотворение дошло до царя, он наложил резолюцию: «Приятные стихи, нечего сказать….Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим согласно закону».

Ведущий 6. Согласно закону 25 февраля 1837 года вышло распоряжение императора: «Лейб-гвардии Гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных стихов … перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк»- это была ссылка на Кавказ.

Ведущий 7.Этот период с 25 февраля 1837 годы по январь 1838 можно условно назвать «Кавказские скитания» Лермонтова. Поэт много пишет, готовится к работе над новым романом «Герой нашего времени». Он возвращается с Кавказа полный новых впечатлений и грандиозных замыслов.

Ведущий1. Но далее события развиваются стремительно: 9 апреля 1838 года подписан приказ о переводе его в лейб-гвардии Гусарский полк в Царское Село. Лермонтов пустился «в большой свет». Он пишет М.А.Лопухиной в Москву: «Я пустился в большой свет. В течение месяца на меня была мода, меня буквально рвали друг у друга. Это, по крайней мере, откровенно. Все эти люди, которых я поносил в стихах своих, стараются льстить мне. Самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихов и хвастаются ими как триумфом. Тем не менее я скучаю. Просился на Кавказ- отказали, не хотят даже, чтобы меня убили…Но приобретенный опыт полезен в том отношении, что дал мне оружие против общества: если меня будут преследовать клеветой ( а это непременно случиться), у меня хоть будет средство отомстить. Нигде ведь столько смешного, как там. Так и хочется воскликнуть: «Что за трагическое предвидение!»

Чтец исполняет стихотворение «И скучно и грустно…»

   Ведущий 2. В. Г. Белинский так говорил о стихах, написанных Лермонтовым в последние 2 года жизни: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа, это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!» Герой Лермонтова теперь – бунтарь, энергичный, страстный, сильный душой человек.

Звучит отрывок з поэмы «Мцыри».

Ведущий 3. Но такой герой не мог быть принят в обществе, где людей заменяют бездушные маски. И поэт, как и его герой, вступал в конфликт за конфликтом.

        16 февраля 1940 года на балу у графини Лаваль, сын французского посла Эрнест де Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Причины этого не совсем ясны. Современники   полагали, что ссора произошла из-за княгини Щербатовой, которой они оба были увлечены, или из-за стихотворения «Смерть поэта», в котором Баранты заподозрили поношение всей французской нации. Как бы то ни было, 18 февраля 1840 года за Черной речкой состоялась дуэль.

Ведущий 4. М. А. Корф   писал позднее: «Странно, что лучшим поэтам нашим приходилось драться с французами: Дантес убил Пушкина, и Барант, вероятно, точно так же убил Лермонтова, если бы не поскользнулся, нанося решительный удар».

Ведущий 5. 13 апреля вышло решение Николая 1: «Поручика Лермонтова перевесть в Тегинский пехотный полк тем же чином» P.S. «Исполнить сегодня!»

Ведущий 6. Опять Кавказ!  18 июня 1840 года поэт направлен в экспедицию против чеченцев. Так вспоминают о нем его сослуживцы. В «Журнале военных действий отмечено: «Офицер Лермонтов, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием».

Ведущий 7.  К. Х. Мамацев вспоминал: «Он был отчаянно храбр, удивлял своею удалью даже старых кавказских джигитов»

Ведущий 1. А вот ещё одно свидетельство: «Всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам и во главе отряда оказывал самоотвержение выше всякой похвалы».

Ведущий 2. 24 декабря 1840 года Лермонтов представлен к награде золотой полусаблей с надписью «За храбрость». А чуть ранее, в конце октября, вышел в свет первый и единственный сборник «Стихотворения М. Лермонтова», в который вошло всего 28 произведений, придирчиво отобранных поэтом. Среди них было стихотворение «Дума».

Звучит стихотворение «Дума».

Ведущий 3. Наступил 1841 год. 14 января Лермонтов получил отпуск и выехал в Петербург. С февраля по апрель он пытается выйти в отставку- в ответ предписание: в 48 часов покинуть столицу. Во всех наградах, к которым Лермонтов был представлен на Кавказе, ему отказано императором.

Ведущий 4. Поэтесса Е. П. Растопчина впоследствии вспоминала: «Лермонтову очень не хотелось ехать, у него были всякого рода дурные предчувствия». 14 апреля в 8 часов утра Лермонтов выехал из Петербурга. Перед отъездом им было написано стихотворение «Прощай, немытая Россия!»

До страшной дуэли оставалось ровно 3 месяца.

Ведущий 5. 13 июля 1841 года. О событиях этого дня рассказывает А. П. Шан-Гирей: «Летом 1841 года собралось в Пятигорске много молодежи из Петербурга, между ними и Мартынов, очень красивый собой, ходивший всегда в черкеске с большим дагестанским кинжалом на поясе. Лермонтов, по старой привычке, трунить над школьным товарищем, выдумал ему прозвание «Горец с большим кинжалом».

Ведущий 6. 14 июля, вечером, собралось много в доме Верзилиных. Общество было оживленное и шумное, князь С. Трубецкой играл на фортепьяно, Лермонтов сидел подле дочери хозяйки дома, в комнату вошел Мартынов. Обращаясь к своей соседке, Лермонтов сказал: (далее вся сцена исполняется на французском языке: « M-lle Emilie, prenez qarde, voice que s’approche montaqnard».

(Мадмуазель Эмилия, берегитесь - приближается свирепый горец»).  Это сказано было довольно тихо, за общим говором нельзя было расслышать и в двух шагах; но, по несчастью, князь Трубецкой в эту самую минуту встал, все как будто по команде умолкло, и слова «свирепый горец» раздались по комнате. Когда стали расходиться, Мартынов подошел е Лермонтову и сказал:

  • M. Lermontoff, je vos ai bien des fois retenir vos plaisanteris sur mon compte, au moins devant les femmes.
  • Allos dons ,-  отвечал Лермонтов,-  alles-vous    vous  facher sereieusement et me provoquer?
  • Oui, je vous provoquer,- сказал Мартынов и вышел».( «Господин Лермонтов, я много раз просил вас воздержаться от шуток на мой счет, по крайней мере- в присутствии женщин», « Полноте, вы действительно сердитесь на меня и вызываете меня?», « Да, я вас вызываю»)

Замечание: если среди учеников нет ребят, изучающих французский язык, то сцена может исполняться на русском языке.

Ведущий 7. Для Лермонтова этот вызов на дуэль оказался неожиданным, он не думал, что его бывший товарищ по юнкерской школе окажется столь мелочно обидчив.

     Первый биограф Лермонтова П. А. Висковатов пишет: «Нет никакого сомнения, что г. Мартынова подстрекали  со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых и малоразвитых личностей. Полагали, что «обуздание» тем или другим способом «неудобного» юноши-писателя будет принято не без тайного удовольствия некоторыми влиятельными сферами в Петербурге».

Звучит музыка из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», сцена дуэли Ленского и Онегина.

Ведущий 1. 15 июля между 6 и 7 часами у подножия Машука, возле Перкальской скалы, во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым.

Лермонтов был убит. Секундант поэта Л. Васильчиков впоследствии вспоминал: «Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, а другой – Лермонтову, и скомандовали: «Сходитесь!» Лермонтов остался неподвижен, поднял дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста…Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте».

 Вся сцена разыгрывается актерами. После звука выстрела актер, исполняющий роль Лермонтова, падает, сраженный пулей. На сцене появляется девушка, которая исполняет романс «Выхожу один я на дорогу..» Во время исполнения романса свет направлен на певицу. Остальные участники вечера выходят на середину зала. На экране большой портрет Лермонтова. Звучит стихотворение К. Бальмонта «К Лермонтову»  под музыку Томазо Альбинони «Адажио».                        

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

  • Какие душевные качества открыл перед вами Лермонтов в своих стихотворениях?
  • А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Что нового я открыл(а) для себя в лирике и в личности М. Ю. Лермонтов»

                                                                   Список литературы:

  1. В. В. Афанасьев, П. Боголепов Тропа к Лермонтову. Москва.  «Детская литература». 1982
  2. В. В. Афанасьев М. Ю. Лермонтов. – М.: Молодая гвардия. 1991
  3. Висковатов П. А. Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.: Современник, 1987»
  4. В. И. Коровин Творческий путь Лермонтова. – М. Просвещение, 1973

   

     

 

                                                                                                             

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель урока: изучить  «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...

Тестовая работа по теме"Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"

Данная тестовая работа предназначена для проведения в 9 классе после изучения произведения "Герой нашего времени"....

презентация "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"

презентация содержит план к обощению знаний учащихся по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова...

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Урок-проект для учащихся 8 класса по теме :"Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова". Исследование творчества биографии, создание альманаха....

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА Литературная гостиная

Сценарий литературной гостиной, посвященной теме Кавказа в товорчестве и жизни замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова. Богатая подборка стихотворений и прозаических отрывков из произведений Лерм...