Самостоятельные работы для 9 класса.
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Букарова Юлия Александровна

Самостоятельные работы по литературе для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

3. Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ.

3.1 Словарная работа

В ходе выполнение задания словарной работы или составления перечня заданных понятий обучающиеся выполняют работу по следующему плану:

- выписывают основные словарные слова;

- конспектируют их значение;

- выучить записанные слова.

3.2 Ответы на вопросы

В ходе выполнение задания ответ на вопрос обучающиеся должны подготовить развернутый ответ: 2-3 предложения на каждый вопрос. Предпочтительно использовать цитаты из текстов или ссылки на разделы параграфа в учебнике.

3.3. Заполнение таблиц

При выполнении данного задания необходимо перерисовать таблицу к себе в тетрадь и заполнить с опорой на литературное произведение.

3.4 Написание сочинения или сообщения

Обучение письменной речи предполагает формирование умения излагать свои мысли, чувства и мнение по поводу изучаемых тем в форме сочинения или сообщения.

Основная цель сочинения или сообщения – представить собственные мысли и идеи по заданной теме, грамотно выбирая лексические и грамматические единицы, следуя правилам построения связного письменного текста. Необходимо обратить внимание обучающихся на следующее:

1. Работа должна соответствовать жанру сочинения/сообщнения – представлять собой изложение в образной форме личных впечатлений, взглядов и представлений, подкрепленных аргументами и доводами.

2. Содержание сочинения должно соответствовать заданной теме;

3. В сочинении должно быть отражено следующее:

­        Отправная идея, проблема во внутреннем мире автора, связанная с конкретной темой.

­        Аргументированное изложение одного - двух основных тезисов.

­        Вывод.

4. Объем сочинения не должен превышать 1 страницы печатного текста (но не менее 0,5).

5. Работа может быть оформлена с помощью компьютерных программ (MS Office), в т.ч. графических.

6. Критерии оценки работ: содержание, неформальный подход к теме, самостоятельность мышления, кругозор, убедительность аргументации, грамотность, оформление работы.

3.5 Письменная работа (доклад, рассказ)

Одной из форм самостоятельной деятельности обучающегося является написание письменной работы (доклада, рассказа). Выполнение таких видов работ способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и практической подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Темы докладов определяются преподавателем в соответствии с программой предмета.

Выбрав тему, необходимо подобрать соответствующий информационный материал и провести его предварительный анализ. К наиболее доступным источникам литературы относятся фонды библиотеки, а так же могут использоваться электронные источники информации (в том числе и Интернет).

Важным требованием, предъявляемым к написанию письменных работ является грамотность, стилистическая адекватность, содержательность (полнота отражения и раскрытия темы).

Еще одним требованием является связанность текста. Предложения в тексте связаны общим смысловым содержанием, общей темой текста. Очень часто связность достигается благодаря различным специальным средствам. К наиболее распространенным относятся повторение одного и того же ключевого слова и замена его местоимениями.

Часто взаимосвязь предложений в тексте достигается с помощью наречий, местоименных наречий, которые употребляются вместо членов предложений, уточнения времени и места развития событий, о которых сообщалось в предыдущем предложении. Одним из специальных средств связности является порядок слов в предложении. Для обозначения тесной смысловой связи в тексте предложение может начинаться, словом или словосочетанием из предыдущего предложения.

3.6 Анализ литературного произведения.

План анализа стихотворного произведения.

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:

- пейзаж;

- общественно-политическая;

- любовная/интимная;

- философская.

Сюжет:

- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);

- без сюжета: образы чувств (...).

4. Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

- определить своеобразие и активность использования тропов

ЭПИТЕТ - художественное определение;

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;

ИРОНИЯ - скрытая насмешка;

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;

ЛИТОТА - художественное преуменьшение;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

5. Поэтический синтаксис

   (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

- антитезы – противопоставления;

6. Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)

- Аллитерация – повторение согласных звуков;

- Ассонанс – повторение гласных звуков;

- Анафора - единоначалия;

7. Композиция лирического произведения

Необходимо:

- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

8. Образ лирического героя, авторское "Я".

- сам автор,

- рассказ от лица персонажа,

- автор играет какую-то роль.

9. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

10. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Образец анализа стихотворения А.А. Блока «Россия»

Гражданский выбор России, ее дальнейшая судьба особо волновали поэтов «серебряного века», среди которых А.А. Блок — «трагический тенор эпохи», по словам Анны Ахматовой. Тема Родины становится ведущей в лирике А.А. Блока. Множество стихов посвящены родной Отчизне («Осенняя воля», «Россия»), в каждом из них показана огромная любовь поэта к своей стране.

Образ Родины А.А. Блок раскрывает в стихотворении «Россия» через любовь к женщине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви!

Россия, её просторы — «дорожная даль», «расхлябанные колеи», «река», «лес, да поле» — сливаются воедино с образом возлюбленной, которая имеет «разбойную красу» и одновременно «прекрасные черты». Кажется, что Россия — это и есть непредсказуемая, прекрасная и нищая дева, которую поэт может постичь, обратившись к образу женщины и сопоставив её с любимой Родиной. Практически каждое четверостишие начинается с описания страны, ее красот, а заканчивается обращением к образу возлюблённой:

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плот узорный до бровей...

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка...

Россия манит Блока, завораживает своей красотой, обаянием, хотя «избы серые» говорят о бедственном положении большинства населения страны. Стихотворение «Россия» Александр Блок пишет, опираясь на традицию изображения образа Родины в русской классической литературе. Так, Н.В. Гоголь в своей поэме «Мёртвые души» в конце первого тома в одном из лирических отступлений выводит образ Руси как «птицы-тройки». Так же и у Блока:

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Подобно поэтическим произведениям Н.А. Некрасова, здесь «дорога долгая легка» под звуки «глухой песни ямщика». Блоковское стихотворение написано четырёхстопным ямбом, который придает всему поэтическому произведению особый ритм, мелодию. Здесь поэтом используется множество ярких эпитетов («годы золотые», «спицы росписные», «расхлябанные колеи», «нищая Россия», «песни ветровые», «разбойную красу», «в дали дорожной»); метафоры («треплются шлеи», «вязнут спицы», «плат узорный до бровей»); олицетворения («одной слезой река шумней», «блеснет ... мгновенный взор», «звенит ...песня»). Все художественно-выразительные средства помогают создать глубокий, емкий, красочный образ России.

3.7 Характеристика героя

При подготовке характеристики героя выполняется работа с текстом, выписываются слова и выражения, характеризующие отношение писателя к главному герою. Дополнить работу своей характеристикой героя, высказав свое отношение к нему.

3.8 Чтение и пересказ

При выполнении задания чтения и пересказа необходимо:

  1. прочитать статью;
  2. составить план прочитанного;
  3. пересказать по плану.


4. Список источников

Основная литература:

1. Коровина,В.Я. Литература:учебник 9 кл. В 2-х частях. Ч.1,2. /В.Я.Коровина.- М.: Просвещение, 2014.- 412с.        (Комплект с фонохрестоматией на CD) (ФГОС)                        

Дополнительная литература:

2. Маркитанова, М.А. Дидактические материалы: учебное пособие 9 кл./ М.А. Маркитанова.- М.: Экзамен,2014 (ФГОС).        

3. Ляшенко Литература. Тесты. 9 кл. Ч.1.,Ч.2  / Ляшенко. - М.: Экзамен,2014 .(ФГОС).

4. Серафимова В. Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели ХХ и XIХ веков. « Издательство Астрель», 2007

Интернет-ресурсы:

1.        http://www.feb-web.ru/index.htm Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".Совместный проект Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН) иНаучно-технического центра "Информрегистр"Министерства по связи и информатизации Российской Федерации (НТЦ "Информрегистр")

2.        http://www.md.spb.ru/goncharov/ "Гончаров". Сайт научного коллектива, издающего Академическое Полное собрание сочинений русского писателя Ивана Александровича Гончарова.

3.        Культура письменной речи. Ссылки на Интернет – ресурсы http://www.gramma.ru/

Словари:

•        http://slovari.gramota.ru

•        http://www.slovari.ru

•        http://www.sokr.ru

•        http://vidahl.agava.ru

•        http://www.glossary.ru

Литература

1.        Nobel Prize in Literature Winners 2001-1901http://www.almaz.com/nobel/literature/literature.html

2.        Всероссийский музей А.С. Пушкина [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.pushkin.ru/

3.        Древнерусская литература [Электронный документ]. Режим доступа: http://old-russian.chat.ru/

4.        Жемчужины английской поэзии [Электронный документ]. Режим доступа: http://members.tripod.com/~poetry_pearls/

5.        Заветный список [Электронный документ]. Режим доступа: http://zs.phil.pfu.edu.ru/

6.        Иосиф Бродский. Полное собрание сочинений [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.geocities.com/Athens/8926/Brodsky/

7.        Каталог. Историко-литературное издание [Электронный документ]. Режим доступа: http://litcatalog.al.ru/

8.        Классика.Ru [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.klassika.ru/

9.        Литература в 10-м классе [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html

10.        Литература [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.litera.ru/

11.        М.А. Булгаков [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.bulgakov.km.ru/

12.        Макондо – мир Габриэля Гарсиа Маркеса [Электронный документ]. Режим доступа: http://macondo.h1.ru/index.php

13.        Марина Цветаева. Жизнь в искусстве [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.mtu-net.ru/rayner/

14.        Приют спокойствия, трудов и вдохновения [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.libnet.ru/cls/fulltxt/r00105.htm

15.        Рисунок акварелью [Электронный документ]. Режим доступа: http://risunok.da.ru/

16.        Роль портрета в художественном произведении [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm

17.        Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.cl.ru/education/lib/data/r00104.htm

18.        Русская поэзия 60-х годов [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/60s/

19.        Русская поэзия [Электронный документ]. Режим доступа: http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/

20.        Русский переплет [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.pereplet.ru/

21.        Русский фольклор в современных записях [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.folk.ru/

22.        Русский фольклор [Электронный документ]. Режим доступа: http://rusfolk.chat.ru/

23.        С пятиклассниками о понятии композиции [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.sch57.msk.ru/collect/vlkcomp.htm

24.        Словесность [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.litera.ru/slova/

25.        Электронная библиотека художественной литературы  [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.e-kniga.ru/


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблицы к заданиям для самостоятельной работы.

Задание № 5. Таблица «Характеристика Фамусовского общества».

Позиции

Фамусовское общество

Отношение к богатству и чинам

Отношение к крепостному праву

Отношение к службе

Отношение к свободе суждений

Отношение к образованию и посвящению

Отношение к любви и чувствам

Отношение к культуре

Задание 6. Таблица Язык комедии «Горе от ума»

Черты классицизма

Нарушение правил классицизма

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы 5 класс

Самостоятельные работы по математике для  5 класса по учебнику Н.Я.Веленкина...

Самостоятельная работа 7 класс. Климат и внутренние воды Северной Америки.

Проверка знаний  "Климат и внутренние воды Северной Америки" 7 класс...

Самостоятельная работа 8 класс "Электролитическая диссоциация"

Самостоятельная работа на тему:  8 класс«Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена»1.    Выберите из предложенного перечня веществ электролиты.1 вариант...

Тексты для самостоятельной работы ( 9 класс)

Тексты предназначены для самостоятельной работы по русскому языку с целью закреплания темы " Сложные предложения" и подготовки к ГИА....

самостоятельная работа 5 класс математика. задачи на совместную работу, движение и примеры на действия с обыкновенными дробями

данная самостоятельная работа содержит в себе задачи на совместную работу, задачи на движение, задачу на арифметические действия и примеры на все действия с обыкновенными дробями...

Самостоятельная работа 5 класс. Отрезок, луч, прямая. Самостоятельная работа 5 класс. Распределительные свойства. (с самооценкой)

Самостоятельная работа 5 класс. Отрезок, луч, прямая. Распределительные свойства. (с самооценкой)...