Конспект урока по литературе "Две царевны, но к народу ближе одна..."
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Лаврентьева Юлия Владимировна

Конспект урока по литературе "Две царевны, но к народу ближе одна..." 5 класс. Сопоставление Пушкина и Жуковского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Орг. момент

(Звучит музыка, ребята настраиваются на работу)

- Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, красны девицы, добры молодцы! Здравствуйте, люди добрые, народ славный! Я приглашаю вас в мир сказок.

(Раздаётся телефонный звонок, учитель берёт трубку, что-то говорит, по окончании разговора обращается к ребятам)

  1. Проблемная ситуация

- У нас письмо. Необходима наша помощь. Думаю, это в наших силах.

Текст письма.

Я Потапова Ирина, ученица 9 «А» класса, в прошлом году очень серьёзно готовилась к олимпиаде по литературе. В день олимпиады получила задание, в котором была тема «Родственность сказок Пушкина и Жуковского с народными традициями (на примере одной сказки каждого автора)». Я вспомнила о схожести сюжетов  сказок «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне...». К сожалению, текстов передо мной не было, но память позволила мне вспомнить оба произведения. Я выполнила анализ и сделала вывод, что обе сказки близки к народным одинаково. Каково же было моё удивление, когда жюри олимпиады чрезвычайно низко оценило выполненное задание. Вместо рецензии я увидела  на полях олимпиадной работы пометку, сделанную красными чернилами: «Две царевны, но к народу ближе одна…». Помогите разобраться. Если возможно, напишите подробное письмо.

  1. Постановка проблемного вопроса. Анализ ситуации.

- Что обозначала пометка, что именно не учла в своей работе Ирина?

Она просит дать ей письменный ответ с объяснением, почему её работу оценили невысоко? Может быть, ей стоит предложить изучить дополнительные источники информации.

      - Как нам необходимо организовать нашу работу?

(Нам необходимо сравнить две сказки)

Наверное, каждый из вас сейчас важным считает вспомнить о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал две сказки, Пушкин – одну. А осенью 1833 года Пушкин вернулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…». Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Нам уже известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Давайте вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

- Сегодня мы исследуем сказки. С этой целью мы будем работать в группах.

  1. Распределение файлов кейса по группам (3 группы)

Литературоведческий словарь дает определение:

Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия.

Предметы сравнений: форма, основа сюжета, сюжет, композиция, язык, средства выразительности, волшебные силы,  троекратные повторы, магические числа, место действия, герои.

Рефлексия после каждого этапа: Перед тем, как вы приступите к работе, я попрошу вас обратить внимание на белое поле. После каждого задания нарисуйте маленький цветочек или травку.

Оценка деятельности учителем: после каждого ответа даю кружочки-звёздочки.

ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЙ

(готовая)

Сказка Пушкина

Сказка Жуковского

Отметка

о народ.

П

Ж

  1. Форма

стихотворная

стихотворная

-

-

  1. Композиция

зачин, концовка

зачин, концовка

+

+

  1. Волшебные герои и предметы

зеркальце

говорящий рак

+

+

  1. Основа сюжета

Братья Гримм

«Белоснежка и семь гномов»

сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро.

-

-

     5. Сюжет

- от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

- судьбу царевны предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

+

-

- царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) 

-  300 лет спала.

+

-

-- королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку)

- царевичу помогает старик

+

-

- орудие зла – яблоко (предмет многих русских сказок)

– веретено.

+

-

- царевичам помогают в поисках царевен: 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина)

- 11 чародеек

+

-

Добро побеждает зло

+

+

6. Троекратный повтор

- 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.

-

+

-

7. Магические числа

7 богатырей, приданое царевне - 7 торговых городов; три силы природы - солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна.

одно - царевна спала 300 лет (3 века)

+

-

8. Средства выразительности

Постоянные эпитеты, сравнения

Постоянные эпитеты, сравнения

+

-

9. Язык

Простой, доступный: слова и выражения, используемые в русских народных сказках, устаревшие слова

«Аль откажешь мне в ответе?», «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи»

Чередуется просторечная лексика и возвышенная

+

-

10. Место действия

Упоминается терем

(чисто русское национальное жилище)

-

+

-

11. Герои

Падчерица, мачеха;

падчерица, как в фольклоре, трудолюбивая, кроткая, ласковая, религиозная.

-

+

-

    Герои делятся на положительных и отрицательных.

+

+

12. Народная популярность сказки (по вашим наблюдениям)

  1. Индивидуальное  решение  задачи. Отбор нужной информации (из КЕЙСА)

(работа в парах)

      VI.      Обсуждения в паре.

      VII.     Отчёт по индивидуальному заданию. Физминутка.

VIII.     Презентации в паре (группе) найденной информации. Подготовка графического вывода - отчёта от группы. Выступление групп.

IX.    Решение ситуации: краткая формулировка вывода, написание письма.

X. Формулировка Д/З.

ХI. Рефлексия (запись письма с пожеланиями и предложениями для Иры)

Предположительные ответы:

Учитель: оцените свой сегодняшний труд, легко ли вы справлялись с заданиями, что вы делали, чтобы получить результат. Поделитесь с Ириной впечатлениями и дайте ей простой совет!



Предварительный просмотр:

1 группа

О чем нам говорит название?

Отличается ли название от первоисточника?

 Как в названии отражается судьба героини и ее окружение?

2 группа

О чем нам расскажет сюжет?

- Кто является причиной бед царевны?

- В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?

- Что вас больше привлекает в сказке: реалистичность или фантастичность?

5 группа

 Что особенного в художественных средствах выразительности?

- Выпишите сравнения. Какие из них рисуют предмет более ярко?

Какой автор использовал большинство сравнений, которые вам понравились?

Сказка Пушкина

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

 

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Пес ей под ноги – и лает,

И к старухе не пускает;

Лишь пойдет старуха к ней,

Он, лесного зверя злей.

Сказка Жуковского

От сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой пустился в бор.

Вдруг глядит; отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом.

3 группа

 Что особенно в композиции? 

- Какой из зачинов приближен к народной сказке?

- Почему оба автора закончили сказки в традиционном стиле народной сказки?

- В какой сказке автор предъявил читателю больше собственного вымысла?

У Жуковского:

Жил-был добрый царь Матвей; 

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет;

А детей все нет, как нет.

У Пушкина:

Царь с царицею простился, 

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Сказочная концовка - свадьба, пир.

У Жуковского:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало.

У Пушкина:

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

4 группа

- Что особенного в художественных средствах выразительности?

- Выпишите эпитеты. Какие из них рисуют предмет более ярко?

- Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились?

Сказка Пушкина

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

 Царь женился на другой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут:

Знать, не будет ей обидно! –

Никого меж тем не видно.

Коль старушка, будь нам мать,

 Так и станем величать.

 Коли красная  девица,

 Будь нам милая сестрица.        

Делать нечего. Она

 Черной зависти полна,

 Бросив зеркало под лавку,

 Позвала к себе Чернавку.

 В руки яблочко взяла,

  К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила…

 В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.

Сказка Жуковского

Дни проходят; дочь растет;

 Расцвела, как майский цвет;

 Вот уж ей пятнадцать лет…

Что-то, что-то будет с ней!

Даже облака небес

 На дремучий, темный лес

 Не навеет ветерок.        

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом

 Вся объята мертвым сном.

 Губки алые горят;

 Руки белые лежат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по географии в 7 классе "Народы Африки"

конспект урока для 7 класса "Народы Африки"....

Конспект урока алгебры в 8 классе "Решение неравенств с одной переменной"

Повторив раннее изученное: решение линейных уравнений, тождественные преобразования, переходим к решению неравенств. Проводим параллель между решениями уравнений и неравенств. Находим общее в решении ...

План - конспект урока алгебры в 8 классе "Решение неравенств с одной переменной"

Урок изучения нового материала. Вводятся основные понятия, свойства, алгоритм решения неравенств с одной переменной; осуществляется первичное закрепление материала. Стихи и высказывания великих мыслит...

конспект урока "Ритуалы, обычаи в жизни русского народа Владимирщины

Конспект урока "Ритуалы, обычаи в жизни русского народа Владимирщины"....

план-конспект урока литературы "Спящая царевна"

конспект урока по сказке для 5 класса...

Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"

В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"...

Конспект урока литературы в 6 классе "Мифы народов мира"

На уроке в игровой форме обобщаются знания о мифах народов мира, развиваются коммуникативные способности учащихся, работа в команде, умения анализировать, делать выводы....