Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Степанова Оксана Александровна

В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx55.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вёскинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме:

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Художественный мир сказки

по учебнику литературы  5 класс

Часть 1: Коровина В.Я и др.

издательство: 2-е изд. - М.: Просвещение 2013 год.

Подготовила и провела

учитель русского языка

 и литературы

Степанова О. А.

2016 г.

Конспект урока литературы по теме: Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: слово учителя, беседа, аналитическая работа с текстом, метод творческого чтения, поисковые методы.

Цели урока:

Систематизация знаний учащихся о народной сказке как жанра устного народного творчества, об особенностях построения волшебной сказки, знакомство с русской народной сказкой «Царевна лягушка»

Задачи урока:

  • Познакомить с содержанием сказки;
  • Сформировать умения выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.);
  • Подготовить обучающихся к подробному пересказу сказки и мини проекту;
  • Воспитывать ценностное отношение к произведениям устного народного творчества.

Средства обучения: учебник-хрестоматия – текст сказки, иллюстрации

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения

Оборудование: слайдовая презентация, карточки для групповой работы, учебник, выставка книг.

Межпредметные связи: живопись

Планируемые результаты:

- предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.

- коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;

- регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;

- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

личностные УУД: формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№№

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Время

(в мин.)

1.

Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой.

Cегодня нам предстоит открыть дверь в прекрасный мир сказки. Сказка. Кажется, само это слово светится и звенит, как колокольчик. Звенит серебряным волшебным звоном, как бубенцы тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Сейчас мы читаем сказки в книгах, а раньше их только рассказывали, или, как тогда говорили, сказывали. Так сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Как вы уже поняли сегодня у нас не простой урок. Мы идем в гости к самой Сказке (звучит заставка). Но чтобы открыть врата сказочного мира вы должны объяснить что же такое сказка?

-Каковы отличительные черты сказок?

Ответы учащихся:

Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

-Сказочные события

-Сказочные герои

-Сказочные существа

-Необычность обстановки

-Особая манера повествования

-Вариативность текста

-Автор коллективен.

2 мин.

2.

Актуализация знаний.

С самого раннего детства вы слышали сказки. Вы проникали в чудесный, загадочный и таинственный мир.

- Какие сказки вам особенно запомнились?

Даже вот в эти маленькие сказки народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром говорят: «Сказка – ложь, да в ней …», продолжите пословицу.

- Как вы её понимаете?

- Чем же русские народные сказки отличаются от литературных произведений?

- Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

- Что такое эпитет, гипербола?

- Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?

- Какова композиция волшебных сказок? Расскажите об особом построении сказок.

Ответы учащихся:

Русские народные сказки отличаются от литературных произведений тем, что у литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ.

Виды сказок:

- Волшебные

- Сказки о животных

- Бытовые

Эпитет – выразительное определение.

Гипербола – преувеличение.

Постоянные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец»

Композиция волшебных сказок:

Присказка

Зачин

Концовка

2 мин.

3.

Создание проблемной ситуации

Сегодня на уроке у нас открыто «Бюро литературных находок». В Бюро находок обычно возвращают забытые, потерянные вещи, но в нашем «Бюро литературных находок» оказались утерянные фразы, строчки, фрагменты из сказок. Вероятно, они выпали из книг, когда с ними небрежно обращались…

  • Чем угощала лиса журавля?
  • Чем подавился петушок?
  • Из чего варил кашу солдат?
  • Кто помог спасти брата в сказке «Гуси – лебеди?»
  • Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси – лебеди?»
  • К какому виду сказок они относятся?

-Кому принадлежат  эти слова из сказки? (карточки в волшебном мешочке)

1.        Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

2.        Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

3.        Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.

4.        Эх, Иван-царевич, зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было!

5.        Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.

6.        Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь.

7.        Не губи меня, Иван-царевич! Будет время - я тебе пригожусь.

8.        Ах, Иван-царевич, сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!

9.        Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

        

(Кашей)

(Бобовым зёрнышком)

(Из топора)

(Мышка)

(Платочек)

(Царь)

(Царевна-лягушка).

(Василиса Премудрая)

(старый старик)

(медведь)

(селезень)

(заяц)

(щука)

(Баба-яга)

5 мин.

4.

Постановка учебной задачи

Что объединяет всех этих героев?

Как же начинается эта сказка?

- Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».

- Определите цели и задачи урока.

(они из одной сказки «Царевна - лягушка»)

инсценирование сказки детьми

Волшебная

Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

1 мин.

5.

Постановка учебной задачи

- Как надо пересказывать или читать сказку?

Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.

С особой выразительностью, напевностью, таинственностью.

Чтение полного текста сказки занимает 13 минут.

6.

Первичное закрепление

Работа по содержанию сказки. Лексическая работа.

  • Понравилась ли сказка? Чем?
  • Кто главные герои сказки?
  • Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки.

- лытать

- пытать

- кручиниться

- тужить

- мудрёный

- молвить

- дивиться

- снарядиться

Анализ текста учащимися

Работают с текстом сказки.

- уклоняться от дела, бегать работы

- (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

- горевать, печалиться

- горевать, тосковать, печалиться

- загадочный, непонятный, замысловатый

- говорить, сказывать

- удивляться, поражаться чему-либо

- запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

2 мин.

7.

Динамическая пауза. Физкультминутка

Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнет мечом —
И Змей-Горыныч нипочем.
Сделал выпад раз и два —
Отлетела голова.
Еще выпад - три-четыре —
Отлетели остальные.

Делают движение в соответствии со стишком.

1 мин.

8.

Включение новых знаний в систему знаний.

Беседа по вопросам:

1.В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь... испугался Иван, хотел убежать»?

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Ответы детей:

В некотором царстве, в некотором государстве...; ...Где стрела упадет, там и сватайтесь; ...Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

12 мин.

-Какие они - наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай - потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится?

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Отвечают на вопросы учителя

Премудрой

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Пересказ эпизода о представлении хлебов подготовленным учащимся.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано?

- Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

 

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших

Звучит пересказ эпизода подготовленным учащимся.

Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

Чтение эпизода.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой?

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

        

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй - «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

Чтение эпизода учащимися. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.

«Василиса Премудрая ... пьет ... остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей ... чего не допьют - в рукав льют, чего не доедят - в другой кладут».

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

- Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?

- О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?

- Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

- Какие ещё персонажи присутствуют в сказке?

Почему они помогают юноше?

- Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?

- О чем сказка «Царевна-лягушка»?

- Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим

Ответы учащихся:

чудесные говорящие звери помощник-даритель (старый старичок);

Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и способ одолеть Кощея.

Какова мораль сказки?

Основная мысль, связанная с образом царевны-лягушки: не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.

Главный герой народной сказки "Царевна-лягушка" - младший сын царя Иван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолев Кощея Бессмертного.

С образом Ивана-царевича связаны следующие идеи:

1) Никакие проступки не остаются безнаказанными (нарушил запрет – лишился возлюбленной).

2) Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных помощников.

3) За свое счастье нужно бороться, ничто не достается легко, торжества добра и справедливости можно добиться только пройдя через различные испытания. Только тогда, когда человек станет достойным счастья, добро победит.

Ответы учащихся:

Самое главное в этой сказке - это то, что если человек что-то сильно пожелает и будет все делать для достижения желаемого, то никакие препятствия на его пути не смогут его остановить. Не смогли и злые силы, олицетворяемые Кощеем Бессмертным, помешать Ивану-царевичу освободить свою любимую Царевну-лягушку.

9.

Самостоятельная работа

Выпишите, какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказке

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях

3 мин.

10.

Работа с репродукциями

Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).

- Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

- Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?

Словесное рисование учащимися героев сказки

2 мин.

11.

Составляем кластер (работа в парах).

- Отразите в кластере черты, подтверждающие, что Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.

Смелый, добрый, справедливый, терпеливый…

1 мин.

12.

Рефлексия деятельности. Самооценка результатов

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось ли решить поставленную задачу? 

-

Доказали, что сказка волшебная.

Назвали отличительные особенности русской народной сказки.

-Зачин.

-Троекратный повтор.

-Множество героев.

- Волшебные предметы и события.

-Концовка.

-Добро побеждает зло.

0,5 мин.

13.

Домашнее задание

-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.

 - Подготовить пересказ сказки

- Индивидуальное задание: подготовить мини проекты по темам:

  • Предметный мир сказки
  • Сказочное время
  • Сказочное пространство
  • В мире интересных событий и фактов
  • Иллюстрации к сборнику

0,5 мин.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР,  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Царевна-лягушка. Русские волшебные сказки.

Книга

текст

М.: ОНИКС 21 век, 2001.

2.

«Филологический класс»

Журнал

текст

Выпуск № 1 (39) / 2015

3.

«В художественном мире русской волшебной сказки»

Цикл «Развивающие исследовательские технологии».©

текст

Г.С. Меркин, 2009 г.

4.

"Литература. Начальный курс", Снежневская М. А., Хренова О. М.: Учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Снежневская М. А., Хренова О.

Поурочное планирование к учебнику

текст

М. - 8-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007.

5.

Н.Н.Евтифеева «Использование синквейна в процессе изучения сказки «Царевна-лягушка»

Статья

текст

МААМ.ru Международный образовательный портал. http://www.maam.ru

6.

ЛИТЕРАТУРА. 5 класс. Методические советы

Статья

текст

  http://old.prosv.ru/metod/korovina5/03.htm

7.

Сказка «Царевна - лягушка»

Методические рекомендации

текст

http://uchitel-slovesnosti.ru 

8.

Волшебная сказка / Т. В. Зуева, 237,[2] с. ил. 20 см

Книга

текст

М. Прометей 1993

9.

Анализ сказки

Сайт «Педагогические идеи»

текст

http://www.inksystem-az.com

10.

Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. Авт.-сост.: Н.В. Егорова

поурочные разработки по литературе

текст

М.: «Вако» 2011

11.

Литература 5 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной

поурочные планы

текст

И. В. Карасева, В. Н. Пташкина Волгоград: Учитель, 2010

12.

Шаблон к презентации

презентация

шаблон

http://ppt4web.ru/literatura/carevnaljagushka.html

13.

Заставка к передаче «В гостях у сказки»

видеоролик

видео

YouTube




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)  Буровцевой Т.Р....

Урок литературы в 5 классе. Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Знакомство с содержанием сказки "Царевна-лягушка"; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы....

Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Знакомство с содержанием сказки; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы....

Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Цели урока.Содержательная.  Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст  сказки. Развивать навыки монологической, ...

Конспект урока родной литературы "Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки".

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки....