Презентация "Устное собеседование в 9 классе"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Горохова Вера Михайловна

усчтное собеседование в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_sobesedovanie_v_9_klasse.pptx509 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Горохова В.М. ГБОУ СОШ № 451

Слайд 2

Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации «Вы помните слова президента России Владимира Путина о том, что движение страны вперед определяют люди. Мы будем говорить о людях и читать тексты о людях, которые жили и живут среди нас. Это люди, которые составляют славу нашей страны,»- Ирина Цыбулько , руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.

Слайд 3

Устное собеседование Хронология собеседования : Аудитория ожидания (участники + организатор в аудитории) Перемещение ( участник + организатор вне аудитории) Аудитория для собеседования: - участник собеседования; - экзаменатор-собеседник (не учитель русского языка); - экзаменатор-эксперт (только учитель русского языка ).

Слайд 4

Устное собеседование Экзаменационные материалы: Материалы для участника (индивидуальный пакет КИМ ). Материалы для экзаменатора-собеседника (карточки по каждой теме беседы ). Материалы для экзаменатора-эксперта (протоколы, бланки ).

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

Экзаменатор – собеседник должен быть компетентен во многих областях ; уметь вести диалог ; суметь «разговорить» ребёнка ; уметь войти в доверие , психологически настроить ребёнка на диалог ; доброжелательно вести диалог ; не исправлять ошибки , не вмешиваться в речь участника ; апеллировать к личному опыту ребёнка , его эмоциям .

Слайд 9

Инструкция по выполнению заданий Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку –2 минуты . Чтение текста не более 3 минут. Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты) Время на подготовку – 1 минута. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы : • описание фотографии ; • повествование на основе жизненного опыта; • рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута. Задание 4 Участие в беседе по теме предыдущего задания . Экзаменатор предложит ответить на три вопроса. Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.

Слайд 10

План работы над выразительным чтением и пересказом: рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2 (2 минуты + 1 минута) Важно при подготовке к выразительному чтению и пересказу наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты): первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова ); в торое чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях; обозначение (записывание на черновик) абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов. Ключевые слова: в тексте-повествовании: глаголы, деепричастия и наречия; в тексте-описании: существительные, прилагательные и причастия; в тексте-рассуждении: слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли.

Слайд 11

Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста ! • Медленный темп чтения, монотонная интонация; • неправильное прочтение окончания зависимого слова; • искажение слов; • замена слов по смыслу; • неправильная постановка ударения; • неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже; • замена целых слов по оптическому сходству. • Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв; • Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т.п .

Слайд 12

Задание №1. Чтение Критерии оценивания чтения вслух Интонация ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста 0 Темп чтения ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0 Максимальное количество баллов 2

Слайд 13

Экзаменационное задание: Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова ФИО о ФИО . (Исходный текст убирается, но остаётся черновик с пометками ) Время на подготовку – 1 минута Советы для подготовки пересказа еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его основную мысль ; пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем !); пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению; перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание; заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо; нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию. Задание 2: пересказ текста с привлечением дополнительной информации .

Слайд 14

Введение высказывания в текст пересказа: р ечевые клише (уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа) Пересказ + речевое клише: удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание »; говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание »; всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание »; оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание »; как утверждал ФИО (автор цитаты), « высказывание» ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание» и т.п.

Слайд 15

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Сохранение при пересказе микротем текста П1 Все основные микротемы исходного текста сохранены 1 Упущена или добавлена одна микротема и более 0 Соблюдение фактологической точности при Пересказе П2 Фактических ошибок, связанных с пониманием текста нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 Работа с высказыванием П3 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0 Способы цитирования П4 Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0 Максимальное количество баллов 4 Задание 2 Критерии оценивания

Слайд 16

Критерии оценивания правильности речи (Р1) Соблюдение грамматических норм Г Грамматических ошибок нет 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более) 0 Соблюдение орфоэпических норм О Орфоэпических ошибок нет или допущено не более одной орфоэпической ошибки 1 Допущены орфоэпические ошибки (две и более) 0 Соблюдение речевых норм Р Речевых ошибок нет или допущено не более трёх речевых ошибок 1 Допущены речевые ошибки (четыре и более) 0 Искажение слов Иск. Искажений слов нет 1 Допущены искажения слов (одно и более) 0 Максимальное количество баллов 4 Задание №1 и №2. Чтение. Пересказ

Слайд 17

Задание 3: монологическое высказывание Экзаменационное задание: Выберите одну из предложенных тем беседы. Время на подготовку – 1 минута Время на монологическое высказывание – не более 3 минут Задание на выбор: 1. Описание фотографии. 2. Повествование на основе жизненного опыта. 3. Рассуждение по поставленному вопросу . Нужно выбрать одну тему их трёх. Высказывание нужно строить в соответствии с выбранным типом речи. При монологическом высказывании нельзя допускать искажений слов, орфоэпических, грамматических и речевых ошибок, нельзя использовать сленг, речевые конструкции должны быть разнообразны. Рассказ должен состоять из 10 предложений.

Слайд 18

Композиция текста-описания 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение. Композиция текста-повествования 1. Завязка (начало событий). 2. Развитие действия. 3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия). 4. Развязка (итог событий). Композиция текста-рассуждения 1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения). 2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры). 3. Вывод.

Слайд 19

Задание 3 . Монологическое высказывание . Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. Выберите один из предложенных вариантов беседы: -Праздник (на основе описания фотографии). -Ваш друг (повествование на основе жизненного опыта). -Твоё любимое произведение (рассуждение по поставленному вопросу ). Не забудьте описать  место и время проведения праздника;  событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;  присутствующих на празднике;  общую атмосферу праздника и настроение участников .

Слайд 20

Советы ученикам для описания фотографии 1. Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?) Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни. И на данной фотографии мы видим… Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни. Посмотрите на этот фотоснимок . На нем мы видим… Передо мной фотография, на которой запечатлены… Речевые клише Вступление

Слайд 21

Советы ученикам для описания фотографии 1 . Начните с: замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?); описания того, кто (или что) изображен; 2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда). 3. Не говорите того, чего нет на фотографии. 4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например: интересная история, фотография на память, смысловой центр, передний и задний план, цветовой ряд (краски, оттенки, настроение), яркое впечатление, сохранённое на снимке. 5. Обратите внимание, как изображены предметы: опишите фон, позы, цветовые эффекты; ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе), укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии. 6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов: если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.) опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.) если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные. 7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?). 8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные. 9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили. 10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.

Слайд 22

Советы ученикам для создания текста-повествования 1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы: Какова тема монологического высказывания? О каком событии из своей жизни будете рассказывать? Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники? Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом? Какой момент был кульминационным в развитии событий? Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)? 2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?). 3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление). 4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было самым напряжённым? Чем всё завершилось?) 5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка). Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать в каком музее Вы были; когда и с кем; что Вы увидели; ч то понравилось и запомнилось больше всего. Повествование

Слайд 23

Советы ученикам для создания текста-рассуждения . 1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена. 2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?). 3. Вспомните структуру текста-рассуждения. 4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания. 5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п. 6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана

Слайд 24

Критерии оценивания монологического высказывания Критерии оценивания монологического высказывания (М) Выполнение коммуникативной задачи М1 Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют 1 Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания 0 Учёт условий речевой ситуации М2 Условия речевой ситуации н учтены 1 Условия речевой ситуации не учтены 0 Речевое оформление монологического высказывания М3 Выказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна и более) 0 Максимальное количество баллов 3

Слайд 25

Особенности задания 4 По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме. Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе , стимулировать его языковую деятельность В рамках диалога должны быть заданы три вопроса. Круг возможных вопросов для диалога Тема 1 «Игры детства» 1) Помните ли Вы игры и развлечения своего детства? 2) Какими самыми яркими воспоминаниями детства Вы можете поделиться? 3) Какова, по Вашему мнению, роль детства в судьбе человека? Тема 2 «Спортивное соревнование» 1) Кто Ваш кумир в спорте и почему? 2) Что самое важное для Вас в желании участвовать в спортивных состязаниях и как Вы переживаете свои победы и поражения? 3) Может ли спорт утратить свою актуальность? Д иалог

Слайд 26

Советы ученикам "Как готовиться к диалогу?" 1. Внимательно прочитайте три вопроса, предложенные Вам собеседником-экзаменатором, и подчеркните в них ключевые слова. 2. Отвечайте полными предложениями, включая в них часть вопроса. 3. При ответе используйте сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что и т.п. 4.Вводите в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п. 5. Последний вопрос требует обстоятельного, развёрнутого ответа по схеме : тезис ( вопрос переделать в повествовательное предложение) причины следствие 6. При ответе на последний вопрос используйте слова: во-первых, во-вторых, наконец…. 7. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторьте, не «мямлите», не делайте длинных пауз, избегайте слов-паразитов.

Слайд 27

Критерии оценивания диалога (Д) Д1 Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге 1 Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы 0 Учёт условий речевой ситуации Д2 Учтены условия речевой ситуации 1 Условия речевой ситуации не учтены 0 Максимальное количество баллов за всё задание 2 Критерии оценивания диалога (Д)

Слайд 28

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2 ) Критерии оценивания правильности речи (Р2) Соблюдение грамматических норм Г Грамматических ошибок нет 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более) 0 Соблюдение орфоэпических норм О Орфоэпических ошибок нет или допущено не более двух орфоэпических ошибок 1 Допущены орфоэпические ошибки (три и более) 0 Соблюдение речевых норм Р Речевых ошибок нет или допущено не более трёх речевых ошибок 1 Допущены речевые ошибки (четыре и более) 0 Речевое оформление РО Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции 1 Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции 0 Максимальное количество баллов 4 Всего за работу – 19 баллов.

Слайд 29

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Монолог.Итоговое собеседование". 9 класс

Готовимся к итоговому собеседованию: разбираем монолог....

Аналитическа справка по итоговому собеседованию 9 классов

Аналитическая справка по итоговому собеседованию 9 классов...

Подготовка к итоговому собеседованию (9 класс)

Процедура проведения собеседования по русскому языку проверяет коммуникативные компетенции обучающихся. То есть это их умение выразительного осознанного чтения текста, умение строить монологическое вы...

ДЭМО Итоговое собеседование 9 класс

Материалы для подготовки...

Устное итоговое собеседование 9 класс

Вариант  для подготовки к устному итоговому собеседованию...