Материалы к урокам литературы в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Материалы курокам литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_k_urokam_literatury_v_5_klasse.docx54.49 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н.Чербаева, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 139 Санкт-Петербурга.

Материалы к урокам литературы в 5 классе.

Сравнительный анализ стихотворений  Д.Кедрина «Аленушка» и А.Прокофьева «Аленушка» и сочинение по картине В. Васнецова «Аленушка» в 5 классе

Пояснительная записка.

Цель: научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.

Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.

Оборудование: оформленная доска, учебник Коровиной В.Я. «Литература. 5 класс» 2 часть, репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (или слайд с репродукцией); толковые словари

Для пятиклассников это первый опыт сравнительного анализа лирических произведений. Поэтому урок выстроен в форме беседы, основным же методом работы становится сопоставление, анализ, результаты которого вносятся учениками в таблицу. Новым будет для учащихся и привлечение к анализу авторских лирических произведений фольклорного произведения (сказки) как средства передачи преемственности поколений. Работа направлена на осознание культурных связей между поколениями, эмоциональное восприятие культурного наследия нашей родины. Работа с картиной В.Васнецова «Аленушка» дает пятиклассникам первое представление о связи видов искусств,. об искусстве как воплощении культурных ценностей народа.

Сравнительный анализ стихотворений  Д.Кедрина «Аленушка» и А.Прокофьева «Аленушка» и сочинение по картине В. Васнецова «Аленушка» в 5 классе

Беседа, анализ, заполнение таблиц.

1.Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места?

(По первым строфам стихотворений)

    «Алёнушка» Д. Кедрина

  «Алёнушка» А. Прокофьева

 

 

 (Пруд, заглохший, затянутый ряской, даёт ощущение одинокого места, где редко бывают люди. Тростник чуть шумит, и появляется сказочный образ Алёнушки, рождается настроение ожидания чуда. У Кедрина - туманная ночь, эпитет «тихая», также сказочный образ царевны Несмеяны)

2.Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывают борьбу жизни и смерти оба поэта? Какими словами поэты говорят о продолжении жизни?

«Алёнушка» Д. Кедрина (2 строфа)

«Алёнушка» А. Прокофьева (3 строфа)

 

 

 (Мёртвая вода зарастает буйно травой, жизнь побеждает. Хотя пруд и заглохший, а вокруг него цветёт багульник. Так в стихах Прокофьева. У Кедрина  же «краса нетленная», хотя и ножичек над нею. Терпение русских людей («всё ты вынесла и снова»), богатство родного края («раздолье нив»), продолжение жизни через возвращение в сказку («песенку Алёнушки поёшь») рисует словами поэт)

3.     По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 2 строфу.

Что вы видите? Какую картину представляете?

Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?

 

 

        По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 2 строфу.

Что вы видите? Какую картину представляете?

Какое чувство, настроение рождается у читателя?

 

 

В этой строфе рождается чувство тревоги, близости какой-то опасности. Об этом говорят слова «Лихая сила, ножичек сапожный, глухая околица». Мы можем почувствовать хрупкость всего красивого и родного, возможность разрушения.)

4. Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)

«Алёнушка» Д. Кедрина

«Алёнушка» А. Прокофьева

 

 

 (Прокофьев использует звукопись в 4 строфе: «кукушка кукует». Чем больше «куку», тем дольше проживёшь, так считали люди, и надежда на долгую жизнь помогала. А образ тропинки, которая не заросла и ведёт к берегу, уже рассеивает настроение одиночества, ведь по ней ходит много людей. Завершает картину образ щедрого солнца и круга-обруча. Круг – образ повторения жизненного цикла в природе. У Дмитрия Кедрина круговое движение также представлено. Лирический герой признаётся, что, бродя по свету, вернулся бы на родину умирать. Он говорит о верности родному краю. Автор помнит свою историю, традиции своего народа (песенка Алёнушки) и гордится ими. Память возвращает его в детство, к матери

5. Как описывают Аленушку поэты?

У Д. Кедрина

       У А. Прокофьева

Общее

Различия

Различия

А. Прокофьев рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе

http://festival.1september.ru/articles/620778/img1.GIF

6. Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?

  1. Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать нам автор? С чем он связывает образ Алёнушки?
  2. Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова? (Рассматриваем внимательнее картину на доске или в учебнике с. 153)

Выводы:

 Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.

Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.

Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, они напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.

Подготовка к сочинению по картине Виктора Васнецова «Аленушка»

  1. Лексическая работа
  • Чтобы не повторяться в сочинении, слово "картина" какими близкими по смыслу можно заменить? (Картина - полотно, шедевр, произведение искусства)
  • Как можно заменить слово "художник"? (Художник - автор полотна, мастер)

 Картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении "нарисовал". Он её написал.

  • Как можно заменить слово "написал"? (Написал - изобразил, создал, представил)

В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 Примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению:

 (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).

2.План сочинения.

  1. Зачин 
  2. Каким образом оказалась Алёнушка у пруда?
  3. Описание картины
  • фигура и поза
  • одежда
  • выражение лица
  • волосы
  • вода, осока, листья на воде
  • враждебный лес
  • дружеские осинки

4.Что же будет потом?

5. Алёнушка - замечательная героиня русской народной сказки

6. Васнецов - создатель знаменитого полотна.

 

3.Образец сочинения.

Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.

(Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий - всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений).

Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.

(Видите, как от описания человека можно перейти к описанию места)

На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.

(Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков)

Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.

Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.

(О каждом предмете изображения составляется отдельное предложение)

 На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.

(Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как

это сделать?)

Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

(Посмотрите, как хорошо использовать поговорку для перехода к 4 пункту плана)

Найдёт Алёнушка выход из создавшегося положения и снова будет вместе со своим братцем Иванушкой жить-поживать да добра наживать.

Не зря В. М. Васнецов изобразил её на своём замечательном полотне. Алёнушка обладает необыкновенными качествами русского человека: умением любить, заботиться, сопереживать, быть кроткой и терпеливой.

О картине В.Васнецова  «Аленушка» (статья из энциклопедии)

Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России. 

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Материалы к уроку литературы в 5 классе по произведению А. Погорельского "Черная курица"

Материалы включают модули по произведению практического и контрольного характера и кроссворд....

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.

Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну :  заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...