Виртуальное путешествие по пушкинским местам
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Хайбуллина Румия Ряшитовна

Добрый день, дорогие друзья !  Мы предлагаем поговорить о жизни и творчестве поэта, который занимает особое место в культуре России – об Александре Сергеевиче Пушкине. С его творчеством мы начинаем знакомиться с раннего детства. У каждого Пушкин свой. Сегодня мы с вами отправимся в дорогу  вслед за поэтом, посетим дорогие сердцу   Пушкина места. А экскурсоводами будут наши ребята.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока:

1) Знакомство с основными местами пребывания А. С. Пушкина

2) развитие монологической речи учащихся

3) развитие интереса учащихся к творчеству А.С. Пушкина, воспитание любви к прозе и поэзии.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья !  Мы предлагаем поговорить о жизни и творчестве поэта, который занимает особое место в культуре России – об Александре Сергеевиче Пушкине. С его творчеством мы начинаем знакомиться с раннего детства. У каждого Пушкин свой. Сегодня мы с вами отправимся в дорогу  вслед за поэтом, посетим дорогие сердцу   Пушкина места. А экскурсоводами будут наши ребята.

Учитель: Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года (по старому стилю) в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения. В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва - самое сердце русской жизни, России. Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове. Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками.

Ученик: На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движения потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. На пьедестале всегда лежат цветы. Это скромная дань восхищения и преклонения народа перед могучим, вечно живым талантом А.С.  Пушкина. Автор его – скульптор Александр Михайлович Опекушин. Торжественное открытие памятника в 1880 году -  большое событие в жизни русского общества того времени. Он сооружался по всенародной подписке, на собиравшиеся по копейкам и рублям народные деньги. Передовая русская общественность всячески приветствовала это благородное дело. Много лет прошло со дня открытия памятника Пушкину в Москве, но  и до настоящего времени он продолжает оставаться лучшим изображением в монументальной скульптуре.

Учитель: В 12 лет, получив домашнее воспитание, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.  Немногочисленность учащихся (30 чел.), молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный на внимание и уважение к личности учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества - все это создавало особую атмосферу. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. «Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени», - вспоминал Пушкин впоследствии. В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р . Державина : «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

Ученик: Для лицея было предоставлено четырехэтажное новое здание – флигель Царскосельского дворца. Помещения первого этажа предназначались для медчасти и правления. На втором этаже располагались учебные классы для младшего курса, третий был отдан старшим учащимся, а самый верхний, четвертый этаж, занимали спальни. В личных опочивальнях была скромная, почти спартанская обстановка, меблировка состояла из кованой кровати обтянутой парусиной, канцелярского стола для занятий, комода и стола для умывания. Обычный учебный день был построен по строгому расписанию: Утро начиналось в шесть часов, выделялось время для гигиенических процедур, сборов, молитвы. Первые уроки в классах стартовали с семи до девяти утра. Следующий час (9:00-10:00) ученики могли посвятить прогулке и перекусу (чай с булочкой, завтрак не предполагался). Второй урок начинался в 10:00 и длился до 12:00, после чего в течение часа в расписании была прогулка на свежем воздухе. Обед подавался в 13:00. Во второй половине дня, с 14:00 до 15:00, студенты занимались изящными искусствами. С 15:00 до 17:00 следовали занятия в классах на уроках. В 17:00 детям предлагали чай, после чего до 18:00 следовала прогулка. С шести часов и до половины девятого вечера ученики занимались повторением пройденного материала, занимались во вспомогательных классах. В 20:30 подавался ужин, после которого следовало свободное время для отдыха. В 22:00 наступало время молитвы и сна. Каждую субботу учащиеся посещали баню.

 Ученик: Эти слова “Друзья мои, прекрасен наш союз!” были помещены на постаменте памятника Пушкину - лицеисту в Царском Селе (ныне город Пушкин) к 100-летию со дня рождения великого поэта.

Учитель: Вскоре Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря.

Ученик: Мемориальная квартира реконструирована на основе свидетельств современников и ряда исторических документов. В музее представлены: письменный стол и кресло в кабинете Пушкина, локон его волос, посмертная маска, украшения жены, портреты детей, диван, на котором умер поэт, и другие уникальные вещи, принадлежавшие как самому Пушкину, так и членам его семьи, друзьям и знакомым. В цокольном этаже размещена вводная экспозиция, рассказывающая об истории старинного дома, о жизни Пушкина в Петербурге в 1836 году, о преддуэльной истории и откликах современников на гибель великого поэта.

 Ученик: Памятник отлит из бронзы на ленинградском заводе «Монументскульптура». Высота свыше 4 м, вместе с пьедесталом 7 м 90 см. Пьедестал вырублен из красноватого гранита, добытого в Кар-Лахти под Ленинградом, основание — из кованого гранита. На лицевой стороне пьедестала высечена золотом надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину».

История создания памятника восходит к 1936 году, когда Совет народных комиссаров СССР принял решение о необходимости воздвигнуть монумент к 100-летию со дня смерти поэта. В 1937 году был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника. Первоначально предполагалось установить его на Васильевском острове, на Биржевой площади. Она была переименована в Пушкинскую, состоялась торжественная закладка монумента. Однако никто из конкурсантов не смог представить достойный проект и в итоге на Васильевском острове памятник установлен не был.

После войны в 1947 году был объявлен новый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Ленинграде. Изначально конечный срок подачи проектов был назначен на 31 июля 1947 года . В 1949 году на IV открытый тур конкурса свой эскиз представил молодой тридцатидвухлетний скульптор Михаил Аникушин, недавний выпускник Академии художеств. В результате его эскиз был утвержден комиссией. Торжественная закладка памятника состоялась в 1949 году, в 150-ю годовщину со дня рождения поэта. В процессе работы над окончательным вариантом памятника М. К. Аникушин создал большое число скульптурных и графических портретов А. С. Пушкина, а также фигурные композиции поэта для Московского университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена «Пушкинская» (1955). «Великолепный монумент, который украшает сейчас площадь Искусств в Ленинграде, — писал в 1958 году Б. Иогансон, — был создан скульптором уже после того, как государственная комиссия приняла ранее сделанный им вариант памятника Пушкину. В 1958 году за памятник А. С. Пушкину Михаилу Аникушину была присуждена Ленинская премия.

Учитель: В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня», «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила». Идеи гражданской свободы, политического радикализма, которыми было проникнуто русское общество после победы над Наполеоном, нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина. «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» - таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг. Шумная жизнь Одессы «в разнообразии живом», с ее пестрым обществом, итальянской оперой, парижскими ресторациями привлекала Пушкина. Он переехал туда в июле 1823 г., будучи зачислен на службу к наместнику Новороссийского края графу М.С. Воронцову. Отношения их по многим причинам не сложились, и через год гр. Воронцов нашел и повод, и причину для удаления Пушкина в имение его матери с. Михайловское Псковской губернии. Поэт получил предписание одесского градоначальника неукоснительно следовать означенным маршрутом в г. Псков, получив для найма почтовых лошадей 389 р. 4 коп.

Ученик: «Наш Псков хуже Сибири, и здесь пылкой голове не усидеть», - сокрушались о нем друзья в с. Тригорском.  Положение под двойным надзором гражданских и духовных властей, на поруках родителей раздражало чувствительную натуру Пушкина. Он строил планы побега и в отчаянии даже просил поменять место ссылки на любую из крепостей государевых. Однако, успокаиваемый письмами друзей, смирился и вскоре заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман ...» («Евгений Онегин»).

Ученик: Памятник находится на Приморском бульваре в той его части, которая примыкает к зданию Городской думы (во времена сооружения памятника в этом здании располагалась не дума, а городская биржа). Памятник представляет из себя бюст поэта, помещённый на высокий квадратный в сечении пьедестал из гранита. Под бюстом — лира, за ней, по диагонали, — перо и пятиконечная звезда с лучом, обращённым вниз. Такое расположение звезды символизировало связь поэта с альманахом «Полярная Звезда»

Учитель: По признанию самого поэта, в Михайловском изменился его творческий метод. От романтизма первых лет молодости он перешел к «романтизму истинному» (реализм).  В Михайловском создано около 100 произведений поэта. Здесь, на отчей земле, Пушкин получил импульс всему творчеству в дальнейшем. Друзья считали Михайловское поэтической родиной Пушкина. Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 г., в котором принимали участие многие друзья и знакомцы Пушкина, переменили его судьбу. Новый царь Николай I вызвал срочно поэта в Москву, разрешил жить, где он захочет, и объявил себя личным цензором Пушкина. Последнее обстоятельство порой затрудняло печатание некоторых сочинений Пушкина, чем он был постоянно озабочен, не имея иных источников дохода.

 Ученик:  6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Н. Н. Гончаровой.  Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от собственного его имения с. Болдино. Соединение тишины и досуга, и одновременно напряжение, рождаемое чувством приближения грозных событий (революционные потрясения в Европе, холера в России), выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъемом. «Болдинская осень» 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта, когда им созданы были «Повести Белкина», «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», - поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений.

Учитель: В 1837 году после трагической дуэли с Дантесом на Чёрной речке село Болдино перешло в собственность Льва Сергеевича, младшего брата поэта. В 1911 году Лев Анатольевич, внучатый племянник легендарного Пушкина продал болдинское имение государству. В 1949 году, к 150-летию со дня рождения поэта здесь открылся Пушкинский музей-заповедник «Болдино». В Болдине сохранились старинный парк с прудами и «беседкой сказок», любимая поэтом роща. Усадебный комплекс полностью восстановлен. Основная экспозиция, посвящённая теме «Пушкин в Болдине», разместилась в стенах барского особняка с мезонином

Учитель:18 августа 1833 г., получив официальное разрешение, поэт выехал в Казанскую и Оренбургскую губернии для собирания материалов о восстании Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг.

Учитель: Когда-то, еще в 1899 году, к столетнему юбилею поэта, Симбирская городская дума собиралась установить его бюст в одном из муниципальных парков. Однако денег не нашлось. Спустя более 100 лет, бюст А. С. Пушкину был преподнесен автором, Президентом Академии художеств России Зурабом Церетели, в дар Ульяновскому областному краеведческому музею.

Ученик: Бюст А. С. Пушкина был установлен во дворике литературного музея «Дом Языковых» (филиал областного краеведческого музея) и открыт 12 июня 2005 г. Инициатором установки памятника А. С. Пушкину выступила дирекция музея «Дом Языковых», в частности, Лариса Ершова, заведующая литературным музеем «Дом Языковых».В биографии Александра Сергеевича — масса точек соприкосновения с Симбирском. Род Пушкиных был связан с Симбирском еще до рождения поэта — два его предка были в XVII веке воеводами Симбирска. Симбирский губернатор Загряжский — двоюродный дядя Натальи Гончаровой. В 1941 году в Ульяновск были эвакуированы прямые потомки Пушкина, его праправнуки Юлия Григорьевна и Александр Григорьевич Пушкины. Последний прожил здесь год, заболел воспалением легких и умер, его могила находится на городском кладбище по улице Карла Маркса. Но главное — это пребывание на симбирской земле самого Пушкина, который приезжал сюда в гости к своему другу, поэту Языкову. Пушкин пересёк всю губернию с востока на запад, а затем — с севера на юг. Сразу в нескольких произведениях Александра Сергеевича можно найти упоминание Симбирска. Один из главных пушкинских персонажей Петруша Гринёв — симбирский дворянин. Завершая «Капитанскую дочку», Пушкин пишет о нём и его супруге Марии Гавриловне: «Потомство их и доныне благоденствует в Симбирской губернии». Существует версия, что поэт, находясь в Симбирске, останавливался в доме губернатора Загряжского.  Александр Сергеевич учил губернаторских дочек танцам и любил повальсировать с одиннадцатилетней Лизонькой Загряжской. Позже Лиза вышла замуж за младшего брата поэта, Льва Пушкина.

Учитель: Был ли Пушкин в Самаре — вопрос до сих пор открытый. Но можно сказать твердо: на землю Самарской губернии нога Пушкина ступала.

 Он никогда не бывал в Самаре, хотя и проезжал неподалеку в 1833 году, направляясь в Оренбург, к местам пугачевского восстания для сбора материалов при написании знаменитой «Капитанской дочки». Судя по дневниковым записям самого поэта, а так же по иным сохранившимся документам, маршрут Александра Сергеевича пролегал по большим проезжим дорогам через Красный Яр на Смышляевку, а оттуда по почтовой дороге до самого Оренбурга. В Самару, куда вела всего лишь проселочная дорога, Пушкин заезжать не стал.

Ученик: В 1985 году в пушкинском сквере был воздвигнут ныне существующий памятник из металла. На постаменте-колонне был  установлен скульптурный  бюст Александра Сергеевича. Этот третий по счету самарский памятник был создан самарским скульптором Игорем Борисовичем Федоровым, выпускником Ленинградского художественного училища им. Мухина .

Учитель:27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки.

Ученик: Смерть его была истинно христианская. Узнав о неизбежности конца, он выразил желание видеть священника. Исповедовал умирающего поэта и причащал отец Петр из церкви Спаса на Конюшенной площади, ближайшей к дому поэта. Умирал Пушкин так же мужественно, как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями.

Учитель: Сегодня ежегодно 10 февраля, 6 июня и 21 августа – в дни памяти, дня рождения и приезда А. С. Пушкина в михайловскую ссылку – на могиле Поэта проходит Лития, совместная молитва об упокоении бессмертной души Александра Сергеевича Пушкина. В настоящее его могила объявлена национальным достоянием народов Российской Федерации.

Учитель: Вот и подошла к концу  наша экскурсия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Пушкинские места России"

Вводный урок по творчеству А.С. Пушкина  в 6 классе...

Презентация "Путешествие по пушкинским местам"

Презентация "По пушкинским местам" поможет учащимся 9-го класса увидеть совими глазами те места, в которых бывал А.С.Пушкин и которые отмечены его литературными плодами....

Игра-путешествие «По Пушкинским местам»

Сценарий игры-путешествия...

Урок-путешествие “По пушкинским местам ”

Урок - путешествие по основным местам прибывания Пушкина...

урок-путешествие "По пушкинским местам"

Знакомство с основными местами пребывания А.С. Пушкина; развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения наизусть лирических произведений...

Учебный проект по литературе "Путешествие по пушкинским местам"

Продукт информационного учебного проекта в 9 классе Абанской СОШ №4https://youtu.be/LAZhkCJakNQ...

Презентация "Виртуальное путешествие по пушкинским местам"

На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движения потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. На пьедестале всегда лежат цветы. Это скромная да...