Урок литературы в 5 кл. Тема урока. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Ночь чудес и справедливости.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Литовченко Татьяна Михайловна

Цели урока: обобщить и систематизироватьпервоначальные впечатления от прочитанного, выявить черты характера героев, помочь осознать социальную и личностную значимость учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_gogol_5kl.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема урока.  Н.В.Гоголь  «Ночь перед Рождеством» . Ночь чудес и справедливости.

Тип урока. Обобщение изученного.

Цели урока: обобщить и систематизироватьпервоначальные впечатления от прочитанного, выявить черты характера героев, помочь осознать социальную и личностную значимость учебного материала.

Развивать познавательную активность ученика, умение критически оценивать подходы к решению исследовательских задач, умение грамотно, логично и компетентно излагать результаты исследования.

Способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре.

Сверхзадача урока. Обогащение духовного, эстетического и творческого опыта ученика, перенесение этого опыта во внутренний план личности

Оформление класса.

Класс оформляется как малороссийская деревня:  на больших листах нарисовано несколько хаток, занесенных снегом, с закрытыми ставнями (по ходу действия они будут открываться, то есть будут отгибаться бумажные ставенки, которые скрывают до времени определенные события), сельскую церковь, так же класс украшен еловыми ветками, припорошенными «снегом», звездами и месяцем из цветной фольги.

Подготовительный этап. Формулировка проблемных вопросов для групп.

Любомудры

Фольклористы

Этнографы

Литературоведы

Почему накануне Рождества обостряется борьба добрых и злых сил, света и тьмы?

Докажите, что традиции древних славян и христианские обряды неразделимы в народном сознании?

Какие предметно-бытовые и цветовые детали приобретают в повести символический характер?

Как через орнамент национального быта Гоголь приводит читателя к своему романтическому идеалу?

IV. Организация деятельности учащихся в группах.

Карточка №1 с заданиями группе "Любомудры":

  1. Кто из героев олицетворяет в повести добро? Доминирующие положительные качества героев?
  2. Герои, воплощающие зло? Посредники между добром и злом?
  3. Как черт и ведьма пытаются навредить "добрым людям"? Почему им это не удается?
  4. Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?

Продукт: составить карту-схему "Борьба добрых и злых сил на страницах повести "Ночь перед Рождеством".

Карточка №2 с заданиями группе "Фольклористы":

  1. Найти в тексте повести языческие обряды празднования святок на Руси.
  2. Подготовить маски и элементы костюмов для святочного гуляния.
  3. Подобрать классическую музыку, иллюстрирующую тему Рождества.

Продукт: костюмированное представление колядок в классе.

Карточка №3 с заданиями группе "Этнографы":

  1. Найти в словаре определения слов "этнография", предметно-бытовая деталь и установить между ними связи.
  2. Какие предметные детали, приобретая значение символа, характеризуют Оксану?
  3. Какие детали быта и интерьера создают образ Вакулы? Как они его характеризуют?
  4. Предметно-бытовые детали в зеркале рождественской ночи.

Продукт: создать галерею предметно-бытовых деталей в их обратном зеркальном отражении.

Карточка №4 для группы "Литературоведы":

  1. Найти в словаре С.И.Ожегова определение слова "эволюция" и связать с темой урока.
  1. Сравни два портрета Оксаны (начало и конец повести) и проанализируй, как меняется героиня.
  2. Заполнить таблицу «Герои повести»

Продукт: Сочинить синквейн на тему «Герои повести»

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация внимания.

- Ребята, как вы думаете, почему наш класс сегодня не такой, как всегда? О чем он нам напоминает? На что настраивает?.. Чего мы всегда ждем от Рождества?

(Радостного настроения, веселья, подарков, исполнения желаний, внутреннегообновления).

- Если бы в названии не было обозначено время действия, мы могли бы догадаться о нем? Как? По каким признакам?

(Действие происходит зимой, природа полна торжественного ожидания праздника, герои повести ходят по селу с колядками, несколько раз упоминается о кутье – праздничном кушанье, в конце произведения описывается церковная заутреня).

- Понравилась ли вам эта повесть? Хотелось бы вам в рождественскую ночь оказаться в Диканьке?

3. Обобщение изученного

а) постановка проблемы

Учитель. По народным поверьям «в самую полночь отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий». В эту ночь совершаются чудеса, и поэтому урок наш будет необычный. Прочтите тему урока. Вот мы с вами в конце и постараемся объяснить, почему же это ночь не только чудес, но и справедливости.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» (слайд 1). На фоне музыки учитель читает отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру… месяц один только заглядывал в них (в окна) украдкою…»

(Появляется старшеклассник, одетый пасечником)

Рудый Панько. У нас на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезает отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчел в темный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш, на дереве не увидите более, - тогда, только вечер, уж наверное где-нибудь в конце улицы брезжит огонек, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум… Это у нас вечерницы. …Соберется в одну хату толпа девушек… с веретеном, с гребнями; и сначала вроде и делом займутся, но только нагрянут в хату парубки – подымется крик, пойдут танцы и заведутся такие шутки, что и рассказать нельзя.

Учитель. Итак, мы отправляемся в «Ночь перед Рождеством»

Учитель. Оглянемся вокруг, какая же это ночь? Как описывает ее Н.В.Гоголь? (Работа с текстом).

Учитель. А как вы думаете, почему не полная луна, а именно месяц освещает Диканьку перед Рождеством?

Учитель. Как вы думаете почему в действующие лица, героев повести я включила месяц, ведь это неживой предмет?

Учитель. Месяц – символ молодой нарождающейся жизни, символ обновления и надежд, которые всегда связываются с чудесным праздником Рождества. Не удивительно, что он становится действующим лицом повести и его стараются украсть темные силы, но, к счастью, это им не удается, и месяц горделиво и радостно освещает заснеженную Диканьку. Давайте зачитаем этот эпизод.

Учитель. Какое настроение создает это описание?

(Радостное, торжественное)

Учитель. Весело колядует молодежь. А что же это за обычай такой? Может Рудый Панько нам расскажет?

Рудый Панько. Колядовать у нас означает петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. В благодарность те, кто колядует, получали хлеб, или домашнюю колбасу, или медный грош, кто чем богат.

Учитель. Колядование было одним из самых веселых и поэтичных народных обычаев. Не случайно он привлекал внимание многих художников. Посмотрите, как изобразил его К.А. Трутовский. Удалось ли ему передать атмосферу таинственности, радости и веселья? Похоже ли это на Диканьку, Рудый Панько?

Рудый Панько. Похоже, только давайте сами поколядуем, заодно получше узнаем жителей Диканьки, их нравы и обычаи, мечты и желания. Покалядуем под окнами хатки, споем колядки, а в награду за это окошко откроется, и мы увидим, что там происходит.

(Группа «Фольклористов»  поют колядки под окнами Оксаны – и мы становимся свидетелями разговора Оксаны и Вакулы.)

Инсценировка.

Оксана(стоит перед зеркалом и любуется собой). Да, парубки, вам ли чета я? вы пошлядите на меня, как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! (Входит Вакула). …Все это накупил мне отец для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете! (Оглядывается и видит кузнеца). Ай! Зачем ты пришел сюда? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, знаю я вас! Что, сундук мой готов?

Вакула. Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни одной поповны не буде такого сундука… А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!

Оксана. Кто ж запрещает, говори и гляди!

Вакула. Позволь мне сесть возле тебя.

Оксана. Садись (Садятся на лавку)

Вакула. Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя!

Оксана. Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю меня всю обмарал сажею. (Отодвигается.) Правда ли, что твоя мать ведьма? (Смеется.)

Вакула. Что мне до матери? Ты у меня мать и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня все, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу и будешь ты ковать серебряными молотами. – «Не хочу, - сказал бы я царю, - ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего  царства. Дай мне лучше мою Оксану!»

Оксана. Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери! Однако ж дивчата не приходят… Давно пора уже колядовать. Мне становится скучно.

Вакула. Бог с ними, моя красавица!

Оксана. Как бы не так! С ними, верно, придут парубки. Воображаю каких наговорят смешных историй!

Вакула. Так тебе весело с ними?

Оксана. Да уж веселей, чем с тобой. (Стук в дверь) …Верно дивчата с парубками.

Входит гурьба девушек и парубков, показывают мешки, хохочут.

Оксана. Э, Одарка! У тебя новые черевички! Ах, какие хорошие! и с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает; а мне некому достать такие славные черевички.

Вакула. Не тужи моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевички, которые редкая панночка носит!

Оксана (надменно)Ты? Посмотрю я, где ты достанешь такие черевички, которые я моглабы надеть на свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица.

Девушки. Видишь, какие захотела!

Оксана. Да, будьте все вы свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот час за него замуж.

Учитель. Какой предстает перед нами Оксана? Вакула? (Группа «Этнографов»)

Учитель. В разговоре с Вакулой Оксана спросила у Вакулы, правда ли что мать его ведьма?

Рудый Панько. А вот мы сами пойдем посмотрим. Солохина хата неподалеку.  Только коль хотите увидеть, про колядки не забудьте.

(Исполняется колядка, и окошко открывается, видеофильм)

Учитель. Как вы думаете, в самом ли деле Солоха – ведьма? Почему Оксана засмеялась, когда спросила об этом?

(Солоха, вероятно, сметлива и удачлива, и это не дает покоя сельским кумушкам. «…Она так сумела причаровать к себе степенных Козаков… что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козакКорний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник».о том, что она ведьма, поговаривали старухи, начинали рассказывать о том, что она обращалась в черную кошку или свинью, которая надела шапку отца Кондрата и запела петухом. Но большинство хуторян отмахивались от этих сплетен.)

Учитель. Как вы думаете, за что наказаны все гости Солохи?

(За то, что нарушили христианские заповеди.Все они оказываются в мешках, которые Вакула вынес из дома и за ненадобностью бросил на дороге.)

Учитель. Почему эти мешки соблазняют всех: и дивчат, и кума с ткачом?

(Мешки огромные, хуторяне думают, что в них много добра, которым можно угощаться в свое удовольствие не один день.)

Давайте последуем за кумом и ткачом, которые утащили один из мешков, и посмотрим, что станет с их добычей. Но сначала откроем окошко уже известным нам способом. (Поется колядка).

Инсценировка.

Кумова жена. Вот это хорошо! Это хорошо, что наколядовали столько! Вот так всегда делают добрые люди; только нет, я думаю, где-нибудь подцепили. Покажите мне сей же час мешок ваш!

Кум. Лысый черт тебе покажет, а не мы! (Приосанивается.)

Ткач. Тебе какое дело? Мы наколядовали, а не ты.

Кумоважена. Нет, ты мне покажешь, негодный пьяница! (Бьет кума и подбирается к мешку.)

Кум и ткач хватаются за мешок, жена кума выбегает и возвращается с кочергой хватает мужа за рукав, а ткача бьет кочергой. Они отскакивают.

Ткач(трет спину). У вас, кочерга, видно, железная! Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу... — та ничего... не больно...

Кумоважена(всплескивает руками). Э, да тут лежит целый кабан!

Ткач(толкает кума). Кабан! Слышишь, целый кабан! А все ты виноват!

Кум.(пожимает плечами). Что же делать!

Ткач. Как что! чего мы стоим? Отнимем мешок! Ну, приступай! (Наступает на кумову жену.) Пошла прочь! пошла! это наш кабан!

Кум.(выглядывает из-за его спины) Ступай, ступай, чертова баба! Это не твое добро!

Кумова жена хватается за кочергу, а в это время из мешка вылезает Чуб.

Кумоважена. Ай!

Кум. Что ж она, дура, говорит, что кабан! Это не кабан!

Ткач(пятится от испуга). Хоть что хочешь говори, хоть тресни, а не обошлось без нечистой силы. Ведь он не пролезет в окошко.

Кум(выглядывая из-за спины ткача). Это кум!

Чуб. А ты думал кто? Что славную я выкинул над вами шутку? а вы небось хотели меня съесть вместо свиньи? Постойте же, я вас порадую: в мешке лежит еще что-то, если не кабан, то, наверно, поросенок или иная живность. Подо мною беспрестанно что-то шевелилось.

Ткач и кум тянут мешок к себе, кумова жена - к себе, Чуб наблюдает за потасовкой с важным видом, усмехаясь. Вдруг из мешка показывается дьяк.

Ткач. Вот и другой еще!., голова идет кругом... не колбас и не паляниц, а людей кидают в мешки!

Чуб(изумленно). Это дьяк! Вот те на! ай да Солоха! посадить в мешок... То-то,  я гляжу, у нее полная хата мешков... Теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека. А я думал, что она только мне одному... Вот тебе и Солоха!

Учитель. О чем размечтались ткач и кум, когда нашли огромный мешок? Почему их желание не исполнилось? За что они наказаны?

(Группа «Любомудры»)

Учитель. Вот необыкновенная рождественская ночь прошла.

«Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа. Пожилые женщины в белых намитках, в белых суконных свитках набожно крестились у самого входа церковного. Дворянки в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами, стояли впереди их. Дивчата. у которых на головах намотана была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов, старались пробраться еще ближе к иконостасу. Но впереди всех стояли дворяне и простые мужики с усами, с чубами, с толстыми шеями и только что выбритыми подбородками, все большею частью в кобе-няках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка. На все лицах, куда ни взглянь, виден был праздник».

Учитель. Вспомните, о чем мечтали хуторяне в ночь перед Рождеством. Все ли исполнилось?(Нет.)

Учитель. Почему же тогда нет грусти на их лицах?

(Они понимают, что не все их желания были добрыми и честными, поэтому даже хорошо, что они не исполнились: это доказывает, что в рождественскую ночь торжествует только добро и справедливость и только очищение от греха открывает дорогу к счастью.)

Учитель. А почему прощены Оксане ее гордыня и высокомерие?

(Она забыла о них, когда полюбила Вакулу, душа ее обновилась, открылась добру, и царицыны черевички оказались ей ни к чему: Оксана полюбила душу кузнеца, а не его подарки.)

Учитель. Оказывается, в рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются самые заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.

Учитель. Закрылась последняя страница повести. Закрылась на светлой, счастливой ноте: в новой хате растят дитя Оксана и Вакула.

  1. Рефлексия.

Группа «Литературоведы» зачитывают получившиеся синквейны о каждом герое повести.

  1. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

Открытый урок по литературе в 6 классе На тему Народный быт и традиции украинского народа на примере повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством.

Представляю опыт моей работы, надеюсь , что эти материалы вы найдете интересными, занимательными и полезными....

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Презентация по литературе на тему "Н.В. Гоголь ."Ночь перед Рождеством"(6 класс)

Учебные материалы к уроку литературы в 6 классе по теме  « Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

Автор: Семенец Галина НиколаевнаМесто работы:  МБОУ СОШ № 23Должность: учитель русского языка и литературыУрок литературы в 5 Д  классе Технологическая карта урока русского языка по тем...

Урок 5 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Быт и нравы Малороссии в изображении Гоголя

КОНСПЕКТЫЛитература, 6-й класс Урок 5 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Быт и нравы Малороссии в изображении ГоголяРаздел 1 «Пролетая над снами»Рабочая тема урока: Что...

Конспект урока по литературе на тему "Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством": сюжет, главные герои, фантастическое и реальное....