Технологическая карта урока литературы "Васюткино озеро"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков комментированного чтения; развитие навыков групповой, парной и коллективной работы, совершенствование речевых умений; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_vasyutkino_ozero_-_chelovek_i_priroda.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока

Предмет

литература

Класс

Тип урока

комбинированный

Тема урока

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Цель урока

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков комментированного чтения; развитие навыков групповой, парной и коллективной работы, совершенствование речевых умений; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

Планируемые результаты.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивает содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Работает с  ИКТ;

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умеет прогнозировать результат.

Анализирует эпизод

Развитие речи и творческих способностей обучающихся

Умеет оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умеет структурировать знания по теме.

Умеет ставить вопрос

Умеет осознанно строить речевое высказывание в устной речи

Умеет точно выражать свои мысли

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Формы работы

ресурсы

Литература, география, ОБЖ

Индивидуальная, групповая, коллективная

Проектор, ноутбук, Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Коровина Т.А.   и др.  М.: Просвещение, 2012 

Этапы урока.

1 этап «Организационный»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность обуч-ся

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

у  обучающихся

Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее. Посмотрите друг на друга улыбнитесь, и мы приступим к работе.

Слушают учителя

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся»

Подвести обучающихся к постановке темы и задач урока

Посмотрите на предметы, лежащие у меня на столе. Попробуйте определить, что тут лишнее. Обоснуйте своё мнение.

Эти предметы мы возьмем с собой в наше сегодняшнее путешествие. Куда? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. А теперь вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

- Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. (СЛАЙД 1) Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Самостоятельно ставят цели и задачи

Обобщая сказанное, формулируют тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Человек и природа”

Самостоятельно ставят цели и задачи

Записывают тему в тетрадь

Проявляют интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные:

умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением, формулировать коммуникативное высказывание.

3 этап «Актуализация знаний»

Цель

Деятельность обуч-ся

Планируемый результат

Повторение того, что необходимо для изучения нового материала: знание текста

  1. Вспомним историю создания рассказа
  2. Повторим термины, записанные на предыдущем уроке (словарная работа)
  3. Вопросы по тексту.
  • 1). Кто герои рассказа “Васюткино озеро”?
  • 2). Что беспокоило рыбаков?
  • 3). Зачем Васютка отправился в тайгу
  • 4). Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?
  • 5). Каков старинный порядок?  
  • 6). Почему Васютка спокойно шёл по тайге
  • 7). а). С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется? (Кедровка.)
  • б). Что узнали о повадках кедровки?
  • 8). Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек?
  • 9). Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитать.
  • (С.129-130 . “…глухаря часто берут с собакой…”)
  • 10). В какой момент Васютка понял, что заблудился?
  • 12). Как вы думаете, страшно ли было Васютке?
  • 13). Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?

Участвуют в познавательной беседе, делают предположения, вспоминают изученный ранее материал, предлагают варианты ответов, высказывают предположения

Познавательные:

проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

Цель

Деятельность обуч-ся

Планируемый результат

Отработка навыков комментированного чтения

Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!»

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо?

Что он сделал в первую очередь?

Читают, комментируют, анализируют ответы одноклассников

Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы

Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Как он приготовил себе еду?

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать?

Группы зачитывают свои ответы, затем проверяют по доске

5 этап «Первичная проверка понимания»

Цель

Деятельность обуч-ся

Планируемый результат

Отработка навыков работы в парах

Работа в парах с текстом произведения.

Защита своего ответа.

Регулятивные:

уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации (в паре).

Коммуникативные:

уметь планировать учебное сотрудничество; уметь точно выражать свои мысли.

Познавательные: находить и выделять необходимую информацию; свободно ориентироваться в тексте

6 этап «Первичное закрепление»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Работа в группах.

Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.

Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе

Поведение Васютки в лесу

Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях

Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии

Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика

Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям . Отрывок из текста «мальчик внимательно следил за ныряющими на озеро утками. Они были совсем не пуганы и плавали возле самого берега с хозяйским покрякиванием. Уток было множество. Стрелять по одной не было никакого расчёта. Васюткa, прихватив ружьё, отправился на мысок, вдававшийся в озеро, и сел на траву. Рядом с осокой, на гладкой поверхности воды, то и дело расплывались круги. Это привлекло внимание мальчика. Васютка взглянул в воду и замер: около травы, плотно, одна к другой, пошевеливая жабрами и хвостами, копошились рыбы. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверно?» Он потрогал траву палкой. Косяки рыбы подались от берега и снова остановились, лениво работая плавниками. Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, но широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере — белая рыба! Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить. Но в этот момент табун уток-свиязей отвлёк его от размышлений. Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками. Ещё одна утка, оттопырив крыло, боком уплывала от берега. Остальные всполошились и с шумом полетели на другую сторону озера. Минут десять над водой носились табуны перепуганных птиц»

7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль

Обсуждают правильность ответов одноклассников

Регулятивные: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Объяснение домашнего задания.

Сочинение – миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе?

9 этап «Рефлексия»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Чему можно научиться у Васютки?

Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.
Унего можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Конструкт урокаПредметлитератураКласс5Тип урокакомбинированныйТема урокаВ.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. Цель урокаОбучение анализу прозаического текста, развитие нав...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта урока по теме "Озера"

Способствовать формированию представлений об озерах сточных и бессточных, пресных и соленых болотах, водохранилищах, прудах; создать условия для формирования умений определять зависимость размещения о...

Технологическая карта урока "Озера и болота" 6 класс

Дидактическая цель: Создать условия для расширения  и углубления  знаний о водах суши – озерах и болотах....

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера» 6 класс

Технологическая карта урока географии по теме «Озера» разработана к УМК Герасимова Т.П., Неклюкова Н. П. (География. Начальный курс. 6 класс - М.: Дрофа, 2019-2022 гг ). Учебный материал с...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. В.П.Астафьев «Васюткино озеро».

Тема урока: "Становление характера главного героя (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро"....