Рабочая программа по литературе Курдюмовой 9кл
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Кушнарева Татьяна Кузьминична

Программа с пояснительной запиской, с ктп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9kl.docx77.95 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 9  класса

        на 2017-2018 учебный год        

 «Пояснительная записка»

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312; № 1089;

Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта; Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018 г.

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

         В 9 классе русская литература представлена в контексте мировой литературы. При этом рассматриваются национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Это — литература первой половины XIX в.

         Сведения о зарубежной литературе и литературе народов России тесно связаны с изучением русской литературы. Ученики уже получили сведения о литературе Античности, Средневековья, эпохи Возрождения. Впереди — яркие страницы классицизма, романтизма, богатство форм реализма, новые литературные направления. Обогащению знаний способствует возможность активного использования литературной критики.

            Краткий обзор историко-литературных событий сочетается с серьезным изучением шедевров русской классики. В центре внимания находятся важнейшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души».

Система литературного образования во многом связана с овладением теорией литературы. В нашей программе последовательно обозначается обращение к каждому важному именно для конкретной темы литературоведческому понятию. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории — само указание лишь подсказывает попутное использование теоретических материалов, которые подчинены потребностям более обстоятельного прочтения художественных произведений и вводят в обиход читателя необходимую терминологию. Обращение к литературоведческому понятию указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить особое внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении именно этого произведения. Накопление и использование теоретических сведений осуществляется постоянно. Важно понять, когда и зачем нужна теория, и суметь ею воспользоваться, чтобы сделать анализ конкретного произведения более содержательным.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Курс 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

Кроме того, на уроках литературы в 9 классе реализуется региональный компонент основного общего образования по литературе, целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Бурятия и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям бурятской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей Бурятии, развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений о Бурятии.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» 9-й класс

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия:  литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения,  средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет,   автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения,  публицистика, литературная критика.

Учащиеся должны понимать

проблему изученного произведения;

связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;

духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;

 образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;

эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.

Учащиеся должны уметь:

уметь  анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

определять авторскую позицию в произведении;

формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;

выразительно читать тексты разных типов;

воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;

уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.

Основное содержание тем, изучаемых в 9 классе

п/п

Тема

Основное содержание

1

Древнерусская

литература

Жанры древнерусской литературы; характеристика содержания и
проблематики изученных произведений ДРЛ; теоретико-литературные
понятия

2

Литература 18
века

Новаторство в русской литературе 18 века; представление о
литературном процессе как о последовательном, культурном и
историческом развитии

п

Литература 19
века

Основные литературные направления, традиция и новаторство, стиль;
процесс жанрообразования в литературе; мотив; авторские (в том числе
лирические)отступления

4

Литература 20
века

Богатство и разнообразие художественных систем. Традиции и
новаторство в литературе XX века Отображение в литературе
драматических страниц отечественной истории. Соединение
трагического и героического, утверждение непреходящих духовных
ценностей в произведениях русских писателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

В соответствии с образовательной программой школы используется следующий учебно-методический комплекс:

  • «Литература.9 кл. : в 2 ч. Ч. 1: учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина, Е.Н.Колокольцев; под ред. Т.Ф.Курдюмовой.  – М.: Дрофа, 2014 г.                
  • «Литература.9 кл. : в 2 ч. Ч. 2: учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина, Е.Н.Колокольцев; под ред. Т.Ф.Курдюмовой.  – М.: Дрофа, 2014 г.                

Дополнительная литература для учащихся

  1. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8 – 9 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005
  2.  Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
  3.   Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
  4.    Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
  5.    Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
  6.    Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  7.    Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
  8.    Художественная литература.

Дополнительная литература для учителя

  1. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8 – 9 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005
  2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 9 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009.
  3. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
  4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н. Харитонова. - М. : Феникс, 2010.
  5.  Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004
  6. Журнал « Литература в школе».
  7. Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
  8. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  9. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  10. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
  11. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 клас

«Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе»

Раздел    /          Тема урока

Дом. задание

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Шедевры  русской литературы

Задание 6 (с.6), чтение статьи «О древнерусской литературе» (с.8-11)

1

1 четверть

03.09.

Древнерусская литература

7

  1. 2

Особенности развития древнерусской литературы

Чтение «Слова о полку Игореве»

1

05.09.

  1. 3

Историческая основа «Слово о полку Игореве». Открытие, издание и изучение.

Вопросы 5-8 (с.28),  сообщения о князьях-героях «Слова…»

1

07.09.

- великий памятник Древней Руси Слово о полку Игореве

1

11.09

Печальная повесть о походе князя Игоря и его дружины

1

12.09

  1. 4

« Причеть-моление Ярославны», «Плач Ярославны»

Выразительное чтение одного их стихотворных перелодений «Слова…», вопросы  и задания (с.32)

1

14.09.

Сочинение «Русская земля и родная природа в «Слове о полку Игореве»

Чтение статьи «О русской литературе XVIII века»  (с. 34-38)

1

17.09.

Литература XVIII века

13

Классицизм как литературное направление. Периоды формирования русской литературы 18 века

1

18.09.

Жизнь и творчество М.В. Ломоносова. Жанр оды.

Чтение статьи о М.В.Ломоносове (с.39-41),  выразительное чтение «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1

21.09.

Философская проблематика произведений Г.Р. Державина.  

Вопросы и задания (с.46), чтение статьи о Г.Р.Державине (с.47-51), выразительное чтение стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»

1

25.09.

Сатира в творчестве Д. И. Фонвизина. Комедия «Недоросль»( обзорно)

Чтение статьи о Д.И.Фонвизине (с.55-56), комедии «Недоросль»

1

26.09

Сентиментализм. Н.М. Карамзин — писатель и историк.

Чтение повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

1

28.09.

«Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма

1

02.10.

Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями.

1

03.10.

Тест по теме «Литература 18 века»

1

05.10.

Зарубежная литература

2

Особенности зарубежной литературы эпохи Средневековья. Жизнь  и творчество Д.Алигьери

1

09.10.

Особенности литературы эпохи  Возрождения. "Быть или не быть?" (по трагедии У.Шекспира "Гамлет")

1

10.10

Литература XIXвека

49

Творческая история создания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Чтение статьи об А.С. Грибоедове  (с. 96-100), сообщения о жизни и творчестве драматурга

1

12.10.

Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума».

Чтение комедии Грибоедова «Горе от ума», выразительное чтение фрагментов, вопросы (с. 101, 110)

1

16.10.

Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии.

1

17.10.

Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума».

Характеристика Фамусова и фамусовского общества,  вопросы и задания (с. 119, 133)

1

19.10.

Образность и афористичность языка комедии. Монолог Чацкого

Характеристика Чацкого, выразительное чтение наизусть одного из монологов Чацкого

1

23.10

«Золотой век» русской поэзии. Романтизм как литературное направление

Чтение статьи о В.А.Жуковском (с. 143-146), сообщения о жизни и творчестве поэта

1

24.10.

Элементы романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана».

Чтение баллады Жуковского «Светлана», вопросы и задания (с.153-154)

1

26.10.

Герои и сюжет баллады «Светлана». Народные обычаи.

Чтение статьи об А.С.Пушкине (с.154-157),  вопросы и задания (с.157-158), сообщения о жизни и творчестве поэта

1

. 2 четверть

06.11.

Болдинская осень 1830 года в творчестве  А.С. Пушкина.

Чтение статьи «Лирика» (с.158-170), выразительное чтение наизусть и анализ одного из стихотворений Пушкина, вопросы и задания (с.160-161, 163)

1

07.11.

Лирика любви, дружбы.

Выразительное чтение наизусть и анализ одного из стихотворений Пушкина («Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)

1

09.11.

Тема поэта и поэзии.

1

13.11.

Поэтическое мастерство  А.С. Пушкина.

1

14.11.

История создания романа «Евгений Онегин». Замысел, композиция, система образов, сюжет романа. «Онегинская» строфа.

Чтение романа А.С.Пушкина  «Евгений Онегин»

1

1611.

Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина.

Характеристика Онегина и Ленского, вопросы и задания (с. 186, 191)

1

20.11.

Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин».

Характеристика Татьяны Лариной, вопросы и задания ко всему тексту (с.191-192)

1

21.11.

Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов.

Выразительное чтение наизусть и анализ одного из писем (Татьяна – Онегину, Онегин – Татьяне)

1

23.11.

Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”: гений и злодейство - две вещи несовместные.

Чтение «маленькой трагедии» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», составление вопросов по содержанию

1

27.11

Творческая работа «Мой Пушкин».

1

28.11.

Реализм как литературное направление.

Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова.

Чтение статьи о М.Ю.Лермонтове  (с. 195-208), сообщения о жизни и творчестве поэта

1

30.11

Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Лермонтова (с.197-208), вопросы и задания

1

04.12.

Тема свободы и одиночества.

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Лермонтова, относящихся к любовной лирике

1

0512.

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Выразительное чтение и анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы», вопросы и задания (с.205)

1

07.12.

Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Чтение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

11.12.

Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Выборочный пересказ эпизодов, характеристика героев повестей «Бэла», «Максим Максимыч»

1

12.12.

Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени».

Пересказ эпизодов, характеристика Грушницкого и Вернера, женских образов повести «Княжна Мери»

1

14.12.

Роль Гоголя в судьбе русской литературы.

Чтение статьи о Н.В.Гоголе (с. 224-227), сообщения о жизни и творчестве писателя, чтение поэмы «Мертвые души»

1

18.12

Замысел и композиция поэмы «Мертвые души».

Выборочный пересказ, характеристика помещиков, вопросы и задания

1

19.12

Чичиков и чиновники в поэме.

Характеристика чиновников и дам города N, общая характеристика города N.

1

21.12

Чичиков и помещики в поэме.

Характеристика образа Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?»

1

25.12

Чичиков и помещики в поэме.

Вопросы и задания

1

26.12

Образ Чичикова в поэме «Мертвые души».

Вопросы и задания

1

28.12

Образ Чичикова в поэме «Мертвые души».

Подготовка к сочинению по поэме

1

3 четверть

11.01.

«Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Лирические отступления в поэме.

1

15.01.

Творческая работа по поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Сочинение, чтение статьи о Ф.И.Тютчеве (с.261), выразительное чтение стихотворений

1

16.01

Основные мотивы лирики Ф.И.Тютчева.

1

18.01

Основные мотивы лирики Ф.И.Тютчева.

1

22.01.

Философская лирика и раздумья поэта о смысле человеческого бытия.

1

23.01.

А.А.Фет – основатель лирической миниатюры.

Чтение статьи о Н.А.Некрасове, выразительное чтение и анализ одного из стихотворений

1

25.01

Тема народного страдания в лирике Н. А. Некрасова.

1

29.01.

Роль поэта в обществе.

Чтение статьи об И.С.Тургеневе (с.11-13), вопросы и задания, чтение повести «Первая любовь»

1

30.01.

Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Идейный замысел повести «Первая любовь».

1

01.02.

Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои.

1

05.02.

Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева.

 Чтение стати о Л.Н.Толстом (с.36-41), чтение повести «Юность», вопросы и задания

1

06.02.

Творческий путь Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия писателя.

1

08.02.

Формирование характера и взглядов Николеньки Иртеньева. «Диалектика души» героев повести.

1

12.02.

Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии».

Чтение статьи о Чехове (с.54-56), чтение рассказа «Человек в футляре»

1

13.02.

Сюжет и герои «Человека в футляре». Юмор и сатира в повести «Человек в футляре».

1

15.02

Донские критики о А.П.Чехове: В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова».

Подготовка к сочинению по творчеству писателей и поэтов XIX века

1

19.02

Литература XX века

25

Мотивы лирики И.А.Бунина. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.

Чтение статьи о Бунине (с.73-76), фрагментов романа «Жизнь Арсеньева»

1

20.02

Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Главный герой повести в изображении писателя.

Чтение статьи о Горьком (с.92-94), глав повести «Мои университеты»

1

22.02

М.Горький. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты»

1

26.02

Элементы публицистики в повести.

1

27.02.

Личность и творчество А.Блока. Женские образы в лирике поэта.

Чтение статьи о Блоке (с.114-116), выразительное чтение наизусть и анализ одного из стихотворений

1

01.03

Тема Родины в творчестве А.Блока.

1

05.03.

Поэзия Ахматовой — лирический дневник.

Чтение статьи об Ахматовой (с.122-124), выразительное чтение и анализ одного из стихотворений

1

06.03

С. Есенин и его судьба. Образ Родины в лирике поэта.

Чтение статьи о Есенине (с.128-130), выразительное чтение наизусть и анализ одного из стихотворений

1

08.03

Тема любви в лирике Есенина.

1

12.03.

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского. Ранняя лирика.

Чтение статьи о Маяковском (с.136-141), выразительное чтение анализ одного из стихотворений, вопросы и задания

1

13.03.

Сатира В.В. Маяковского.

1

15.03.

Анализ стихотворений поэтов Серебряного века.

1

19.03.

«История одного эксперимента» (по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце")

Чтение статьи о Булгакове (с.143-145), комедии «Мертвые души», вопросы и задания

1

20.03

Гуманизм произведений  М.А. Шолохова.

Чтение статьи о Шолохове (с.163-164), рассказа «Судьба человека»

1

22.03

Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции.

Проблема нравственного выбора.

Чтение статьи о Твардовском (с.188-190), вопросы и задания

1

02.04.

03.04

Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Тёркин». Собирательный образ главного героя.

1

09.04.

10.04

Творческая работа «Главный герой поэмы «Василий Тёркин».

1

12.04.

Судьба талантливого учёного в тоталитарном государстве в рассказе  А.И. Солженицына «Как жаль».

Чтение статьи о Солженицыне (с.206-208), рассказа «Как жаль»

1

16.04.

17.04

Творчество писателей и поэтов  русского зарубежья Н.В. Набоков, Г.В. Иванов

1

19.04

Русская литература 60-90-х ХХ века. Герой-чудик в рассказе В.М. Шукшина

«Ванька Тепляшин»

Чтение статьи о Шукшине (с.214-215), рассказа «Ванька Тепляшин», вопросы и задания

1

23.04

24.04

Нравственные проблемы повествования в рассказах В.П.Астафьева «Царь-рыба».

Чтение статьи об Астафьеве, фрагментов повествования в рассказах «Царь-рыба», вопросы и задания

1

26.04

30.04.

Нравственные проблемы в повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии».

Чтение статьи о Распутине (с.236-237), фрагментов повести «Деньги для Марии», вопросы и задания

1

07.05.

08.05

Смысл открытого финала произведения.

Чтение пьесы Вампилова «Старший сын», выразительное чтение фрагмента в лицах, вопросы и задания

1

14.05.

Смысл названия пьесы А.В.Вампилова «Старший сын»

Подготовка к сочинению по произведениям XX века

1

15.05.

17.05

Поэзия времен «оттепели». Стихи  Б.Окуджава. Е. Евтушенко, А. Вознесенского.

Сообщения о творчестве Окуджавы, Евтушенко, Вознесенского, выразительное чтение стихотворений поэтов, вопросы и задания (с.266-278)

1

21.05.

Литература народов России

1

Разнообразие мотивов лирики поэтов, представляющих литературу народов России

Вопросы и задания

1

22.05

Зарубежная литература

1

95- 97

Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст»

1

24.05

                Итоги года

3

98-100

Повторение изученного по курсу «Литература 9 класс».

1

28.05

T

101

Контрольная работа по курсу «Литература 9 класс»

1

29.05.

102

Итоги года и задание на лето.

1

31.05

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет_________литература

Класс________________5

Учитель____________Кушнарева Т.К.

2018-2019 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

Сочинение «Русская земля и родная природа в «Слове о полку Игореве»

ПЛАН

1. Вступление. Идея похода. Природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага.

Возможные варианты:

а) классический: "В апреле 1185 г. черниговский князь Игорь Святославович предпринял поход против половцев. События Игорева похода и последовавших за ним бед легли в основу памятника древнерусской литературы XII в. -"Слова о полку Игореве".

б) от цитаты: "Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: тень от него полвойска покрыла :" - так начинается повествование о бесславном походе Игоря а половцев в апреле 1185 г.

в) проблемный: XII в. Каким зловещим должно было казаться русским воинам, воспитанным в эпоху,когда сильны были языческие представления,солнечное затмение! Почему же не остановило оно дружину Игоря, выступившего против половцев? И почему тогда столь торжественно-тревожно звучит голос автора?

2. Главная часть.

- Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами.

- Как природа переживает поражение Игорева войска?

- Обращение к силам природы в "Плаче Ярославны".

- Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?

- Роль рефрена "О Русская земля! Ты уже за холмом :".

3. Заключение. Как через глубокое и проникновенное изображение русской природы,прекрасной и страдающей Родины, автор "Слова :"проводит идею единства, сочувствия и любви к родной земле?

Тест по теме «Литература 18 века»

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?
а) романтизм; б) классицизм; в) сентиментализм

2.Какие из указанных признаков характерны для классицизма?
а) иерархия жанров; б) опора на античные традиции; в) интерес к внутреннему миру героя; г) культ чувства; д) принцип трех единств

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами?
а) М.В.Ломоносов; б) А.С.Пушкин; в) Г.Р.Державин; г) А.А.Фет

4. Жанр, воспевающий кого-/ что-нибудь, значимое в историческом, политическом смысле?
а) басня;б) ода; в) былина; г) поэма

5.Основным жанром какого поэта была ода?
а) Ломоносов М.В.; б) Державин Г.Р.; в) Карамзин М.М.; г) Фонвизин Д.А.

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях”. О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании?
а) М.В. Ломоносов; б) Г. Р. Державин; в) А.Д. Кантемир

7. Выберите признаки сентиментализма:
а) способность героя чувствовать и сопереживать; б) соответствие теории “Трех штилей”; в) в центре произведения – героическая личность; г) герои – простые люди; д) изображение красоты природы; е) соблюдение правил “Трех единств”

8. Кто из них приблизил литературный язык к живой, естественной разговорной речи?
а) Д.А.Фонвизин; б) Г.Р.Державин; в) М.М.Карамзин

9.В повести «Бедная Лиза» Карамзин утверждает:
а) образование должно быть хорошим; б) Отечеству надо служить верой и правдой; в) И крестьяне любить умеют.

10.Жанровая форма «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
а) дневник; б) путевые заметки; в) сатирические очерки

11.Найдите соответствия:
а) гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-эстетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, в основу положен принцип “подражание природе”, конфликт между чувством и долгом.


б) изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно “средней” личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, “религия сердца”, искания идеального образа “жизни вне цивилизации” (Руссо). Стремление к естественности в поведении человека, таинственному и ужасному, идеализация средневековья.


в) культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражение творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность, герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в “мир небесных идеалов”.

А) РОМАНТИЗМ; Б) КЛАССИЦИЗМ; В) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ.


Творческая работа «Мой Пушкин» (образец)

Творчество А.С. Пушкина является достоянием всего человечества. Читая его произведения, люди погружаются в “мир Пушкина”, с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В детстве мы зачитываемся сказками, взрослея, открываем для себя романтические поэмы и “Повести Белкина”. Венцом творчества Александра Сергеевича, на мой взгляд, является, роман в стихах “Евгений Онегин”. Его я прочел совсем недавно, после того как родители подарили мне двухтомник произведений А.С. Пушкина, подготовленный и изданный в нашем городе к юбилею писателя.

Многое поражает в романе: и широта изображения действительности 19 века, и великолепные картины природы, и взаимоотношения между героями романа. Самое сильное впечатление произвело на меня изображение поэтом главного героя – Евгения Онегина, человека со сложным противоречивым характером.

Автор изображает своего героя, как обыкновенного человека с его достоинствами и недостатками. Являясь центральным героем произведения, Онегин концентрирует вокруг себя основные проблемы романа, заставляет читателя задуматься, положительный ли это герой, лишний ли он человек своего времени. Раздумья автора и читателя можно выразить вопросом Татьяны: “Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель: мои сомненья разреши”.

В начале романа Онегин предстает как человек, типичный для светской петербургской молодежи. В его облике раскрываются характерные черты столичной дворянской среды. Это – “молодой повеса”, франт, “как денди лондонский одет”, жизнь которого проходит лишь в светских развлечениях и лишена глубокого человеческого содержания. Отчасти это объяснялось воспитанием, оторванным от народной почвы, его окружали иностранные гувернеры и гувернантки, научившие в совершенстве владеть французским, танцевать, непринужденно держаться в обществе. Для света этого было достаточно: “Свет решил, что он умен и очень мил”.

Автор подчеркивает в Онегине его “резкий, охлажденный ум”, показывая скептика, “философа в осьмнадцать лет”: он увлекается экономическими учениями, в спорах он ироничен, язвителен. Это делает похожим его на Чацкого. С самого начала характеристики Онегина намечается возможность духовной эволюции. Тот образ жизни, который он ведет, несмотря на внешнюю наполненность (бесконечные посещения театров, балов, пирушек), не приносит Онегину удовлетворения, герой не видит цели и смысла жизни. Им владеет “русская хандра”: он разочарован в действительности и, “несмотря на молодость”, пресыщен чувствами.

И все-таки в Онегине, “герое своего времени”, много пушкинского, автобиографического. В самом характере Онегина, в его “хандре” было много такого, что пережил и сам Пушкин. Автор пишет о своем герое и о себе:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой фортуны и людей

На самом утре наших дней

(V, 26).

Итак, оба разочарованы в светской суете, оба изведали игру страстей, оба недовольны, озлоблены, холодны. Автор показывает, что “русская хандра” - не мода, а национальная особенность, порожденная русской жизнью, ударами судьбы, которые испытывали лучшие люди.

Постепенно все сильнее ощущается разрыв между Онегиным и петербургским светом; и Онегин уезжает в деревню, где пытается заняться какой-нибудь полезной общественной деятельностью. Он облегчает участь крестьян, заменив тяжкую барщину легким оброком:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил,

И раб судьбу благословил.

Этим он вызывает лишь недоброжелательство местных помещиков-крепостников, всех этих Гвоздиных, Пустяковых, которые решили, что Онегин “опаснейший чудак”, фармазон, сумасброд. С этими людьми никакого общего языка главный герой не находит. Но, оторванный от светской, дворянской жизни, Онегин оказывается далеким и от народной жизни. Именно этим и объясняется сложность, противоречивость онегинского характера.

Первая встреча Онегина с Татьяной помогает понять, насколько велика его отчужденность от народной жизни. Он слишком привык к “науке страсти нежной”, к игре в любовь светских красавиц, чтобы по-настоящему откликнуться на серьезное чувство провинциальной барышни, проникнуть в ее душевный мир. Правда, он поступил с ней по-своему честно и благородно, сказав ей прямо, что думал, не пытаясь вероломно воспользоваться ее доверчивостью. Но внутренний, душевный мир Татьяны остался для него чуждым, равно как и поэзия национальных традиций, “привычек милой старины”, деревенской жизни. Узнав, что Ленский бывает у Лариных, Онегин искренне недоумевает: ведь это – “простая русская семья”.

В характере Онегина наряду с благородством обнаруживаются черты индивидуализма, горделивого презрения к людям. Когда в душе Татьяны пробудилось чистое чувство любви к Онегину, Пушкин восклицает:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь, милая …

Но Онегин - страдающий эгоист, он проходит тяжелый путь жизненных и душевных испытаний. Убийство Ленского производит на него сильнейшее впечатление, еще больше усиливая недовольство Онегина самим собой, обостряет тоску и заставляет главного героя отправиться в путешествие по “святой Руси”. Герой романа побывал в Новгороде, где он размышляет о древнерусской вольности, на Волге он слышит песни про Степана Разина, побывал он в Астрахани, Одессе. Теперь его мысли занимают героические страницы прошлого России. Именно в этот период намечается тема нравственного обновления Онегина.

После всего виденного и пережитого Онегин вновь встречается с Татьяной. Теперь это уже не легкомысленный светский франт: годы и переживания наложили свою печать, помогли сбросить поверхностное, наносное, пробудили таившиеся в нем большие человеческие чувства. Впервые в своей жизни Онегин испытал настоящую любовь. После глубоких, тяжелых впечатлений он сумел увидеть и оценить душевную прелесть Татьяны, которую не заметил раньше. Доказательством глубины охватившего Онегина чувства является его письмо к Татьяне, о котором Белинский заметил, что оно горит страстью, что в нем нет уже светской маски. Читая его письмо, Татьяна “тихо слезы льет рекой”.

Но именно теперь, в конце романа, когда обнаружилось, что герои любят друг друга, пути их к личному счастью отрезаны. Татьяна , страдающая от одиночества в светском обществе и несчастливая в браке, отвергает Онегина, оставаясь верной своему долгу.

Объяснением Онегина с Татьяной заканчивается пушкинский роман. Автор оставляет героя на распутье, в “минуту злую для него”. Кажущаяся незавершенность романа приобрела глубокий смысл, подчеркивая трагический характер судьбы героя. Пушкин приводит нас к мысли, что в действительности бывают ситуации, когда счастье недостижимо. Не мог быть по-настоящему счастлив в крепостническом обществе такой мыслящий и чувствующий человек, как Онегин. Отсюда та глубокая грусть, которая пронизывает роман: “А счастье было так возможно, так близко…”.

Я считаю, что образ Онегина современен. Более того, это герой вне времени, так как всегда прогрессивной силой общества являются люди мыслящие, независимые, ищущие смыла жизни. Люди должны стремиться к духовному совершенствованию, обновлению. Этот путь бывает не всегда легким, он труден и тернист. Онегин, пройдя этот путь, показал нам, что можно стать новым человеком, способным любить жизнь, людей, свою Родину.

Прочитав роман, я еще раз убедился, в величии таланта Пушкина, который дарит нам радость встречи со своими произведениями и их героями. Творчество Александра Сергеевича Пушкина – это духовное богатство русского народа.


Творческая работа по поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Задание 1. Узнайте героя

1. “Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”;

2. “...герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера”;

3. “...малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом”;

4. “...маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух”;

5. из людей, “известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...”

(Ключ: Ноздрёв, Чичиков, Петрушка, Плюшкин, Манилов)

Задание 2. Узнайте героя

1. “Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...”;

2. “...человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине”;

3. “...был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории”;

4. “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...”;

5. “...умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек”.

(Ключ: Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв, Манилов, Чичиков)

Задание 3. Определите, на чьём дворе вы оказались

1. “Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было тёмно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер”;

2. “На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые брёвна, определённые на вековое стояние... Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли”;

3. “Вошедши на двор, увидели там всяких собак... Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай...”;

4. “...были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций, пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»”;

5. “...изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым, ворота нигде не покосились, а в обращённых к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две”.

(Ключ: у Плюшкина, у Собакевича, у Ноздрёва, у Манилова, у Коробочки)

Задание 4. Узнайте героя

1. “Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу”;

2. “Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом”;

3. такой человек “как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, всё отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены”;

4. “В приёмах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко”;

5. “...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...”

(Ключ: Ноздрёв, Манилов, Коробочка, Чичиков, Плюшкин)

Задание 5. Узнайте героя

1. “Должно сказать, что подобное явление редко встречается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съёжиться, и тем поразительнее бывает оно, что тут же в соседстве подвернётся помещик, кутящий во всю ширину русской удали и барства”;

2. “Кроме страсти к чтению, он имел ещё два обыкновения, составлявшие две другие его характеристические черты: спать не раздеваясь, так, как есть, в том же сюртуке, и носить всегда с собою какой-то свой особенный воздух, своего собственного запаха, отзывавшийся несколько жилым покоем, так что достаточно было ему только пристроить где-нибудь свою кровать, хоть даже в необитаемой дотоле комнате, да перетащить туда шинель и пожитки, и уже казалось, что в этой комнате лет десять жили люди”;

3. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”;

4. “Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут ещё в детстве и в школе за хороших товарищей и при всём том бывают весьма больно поколачиваемы”;

5. “...чиновники... рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо _____ , если он поворотится и станет боком, очень сдаёт на портрет Наполеона”.

(Ключ: Плюшкин, Петрушка, Манилов, Ноздрёв, Чичиков)

Задание 6. Узнайте хозяина

1. “Слова были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить”;

2. “...больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”;

3. “...повёл их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья — одно в триста, а другое в восемьсот рублей... Вслед за тем показалась гостям шарманка”;

4. “Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежащий на столе”;

5. “Стол, кресла, стулья — всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже _________!» или «И я тоже очень похож на _________!»”

(Ключ: Коробочка, Манилов, Ноздрёв, Плюшкин, Собакевич)

Задание 7. Вставьте пропущенные слова

1. “...Та же копчёная люстра со множеством висящих стёклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истёртым клеёнкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чашек, как ___________”;

2. “Бесчисленны, как ___________, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его”;

3. “Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как _________”;

4. “Чёрные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся ___________”;

5. “Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в _________________, дороги везде бархатные...”;

6. “Помещик Манилов, ещё вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как ___________”;

7. “...автор любит чрезвычайно быть обстоятельным во всём, и с этой стороны, несмотря на то, что сам человек русский, хочет быть аккуратен, как ___________ “;

8. “Это чтение совершалось более в лежачем положении в передней, на кровати и на тюфяке, сделавшемся от такого обстоятельства убитым и тоненьким, как ___________ ”.

(Ключ:

1) птиц на морском берегу;

2) морские пески;

3) труба;

4) носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета;

5) в рай;

6) сахар;

7) немец;

8) лепёшка).

Задание 8

1. Кого “насмерть” не любил учитель Павлуши “за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей»”?

а) Пушкин; б) Крылов; в) Державин; г) Гоголь.

2. С какими успехами закончил Чичиков училище?

а) удовлетворительно; б) хорошо; в) отлично; г) не закончил.

3. Когда преподавателя, “любителя тишины и поведения”, выгнали из училища, какую помощь оказал ему Павлуша?

а) никакой; б) взял на себя его содержание; в) дал пятак серебра; г) дал тысячу рублей.

4. Кем были родители Чичикова?

а) дворяне; б) крестьяне; в) это неизвестно.

5. Отец советовал Павлуше: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а _________ не выдаст, в какой бы беде ты ни был”.

а) подруга; б) мать; в) копейка; г) Родина.

6. Что помогало Чичикову добиваться повышения по службе?

а) ум; б) поведение; в) деньги; г) связи.

7. Кто был “грозой и отчаянием всего польского жидовства”?

а) Ноздрёв; б) Чичиков; в) Шамшарёв; г) Гоголь.

8. “Именно, пронесли слухи, что Чичиков не более, не менее, как ...”

а) миллиардер; б) миллионщик; в) мультимиллионер; г) нищий.

9. Каким словом предлагает назвать Чичикова автор?

а) подлец; б) герой; в) вор; г) приобретатель.

Шкала оценивания

Каждый ответ равен 1 баллу.

9 баллов — “отлично”;

8 баллов — “хорошо”;

7–6 баллов — “удовлетворительно”;

менее 6 баллов — “неудовлетворительно”.


Творческая работа «Главный герой поэмы «Василий Тёркин»

  1. На сколько частей условно можно разделить главу «Переправа»:

а) 1                б) 2         в) 3        г) 4

      2. Какое лексическое средство широко использует автор в  главе «Переправа»

          ( «фриц»; «избушка»; «жив-здоров»):

            а) фразеологизмы;  ;  б) диалектизмы; в) архаизмы;   г)  разговорная лексика

      3. «Что тут смех, а что печаль?» (По главе «О награде»).

      4. Каким размером  написана поэма?

            а) хорей         б) ямб          в) дактиль     г) анапест

      5. Какая строчка объясняет, почему сорвалась переправа? ( По  главе   «Переправа»)

           а) «Вот уже на середине              б) «Темень, холод»    

                Их относит и кружит»             в) «Под огнём неразбериха»    

                                       г) «Оба здорово продрогли»

      6. Почему первоначально танкисты неохотно дают Тёркину гармонь?

      7. Какой поступок танкистов становится символичным и говорит

        о преемственности  воинского подвига?

      8. Какая особенность Тёркина не раскрывается в главе «Два солдата»?

          а) смелость     б) трудолюбие      в) смекалка     г) мастерство

      9. Какая сказка близка к главе «Два солдата»?

          а) «Огниво»    б) «Каша из топора»   в) «Про Федота-стрельца»  г) «Морозко»

     10. Какой приём использует Твардовский в главе «Кто стрелял»?

          а) антитеза       б) ирония          в) инверсия

     11. Что победило Смерть? (Глава «Смерть  и воин»)

           а) лечение    б) дружба      в) страх     г)  имя

     12. Какое качество Тёркина показано в главе «Смерть и воин»?

           а) смелость    б в) трудолюбие   в) находчивость    г ) сила воли  

     13. Выпишите из главы «От автора» строки, демонстрирующие, что образ

         Тёркина –  обобщающий образ русского солдата.

Открытый тест по поэме «Василий Тёркин»

1На сколько частей условно можно разделить главу «Переправа»:

а) 1                б) 2         в) 3        г) 4

      2. Какое лексическое средство широко использует автор в  главе «Переправа»

          ( «фриц»; «избушка»; «жив-здоров»):

            а) фразеологизмы;  ;  б) диалектизмы; в) архаизмы;   г)  разговорная лексика

      3. «Что тут смех, а что печаль?» (По главе «О награде»).

      4. Каким размером  написана поэма?

            а) хорей         б) ямб          в) дактиль     г) анапест

      5. Какая строчка объясняет, почему сорвалась переправа? ( По  главе «Переправа»)

           а) «Вот уже на середине              б) «Темень, холод»    

                Их относит и кружит»             в) «Под огнём неразбериха»    

                                       г) «Оба здорово продрогли»

      6. Почему первоначально танкисты неохотно дают Тёркину гармонь?

      7. Какой поступок танкистов становится символичным и говорит

        о преемственности  воинского подвига?

      8. Какая особенность Тёркина не раскрывается в главе «Два солдата»?

          а) смелость     б) трудолюбие      в) смекалка     г) мастерство

      9. Какая сказка близка к главе «Два солдата»?

          а) «Огниво»    б) «Каша из топора»   в) «Про Федота-стрельца»  г) «Морозко»

     10. Какой приём использует Твардовский в главе «Кто стрелял»?

          а) антитеза       б) ирония          в) инверсия

     11. Что победило Смерть? (Глава «Смерть  и воин»)

           а) лечение    б) дружба      в) страх     г)  имя

     12. Какое качество Тёркина показано в главе «Смерть и воин»?

           а) смелость    б в) трудолюбие   в) находчивость    г ) сила воли  

     13. Выпишите из главы «От автора» строки, демонстрирующие, что образ

         Тёркина –  обобщающий образ русского солдата.


Контрольная работа по курсу «Литература 9 класс»

  1. Назовите имена и отчества персонажей: Чацкий, Печорин, Чичиков.

  1. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?

  1. Сгруппируйте цитаты в зависимости от того, к какому персонажу «Горя от ума» они относятся:
  1. Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!                    А.  Молчалин
  2. Хрипун, удавленник, фагот,                                                   Б.  Скалозуб

Созвездие маневров и мазурки!                                             В.  Чацкий

  1. Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума…

  1. Он славно

       Пересмеять умеет всех;

       Болтает, шутит…

  1. Вот он, на цыпочках и не богат словами.

  1. Назовите автора критической статьи «Мильон терзаний».

  1. Композиция – это:
  1. Эпизод литературного произведения.
  2. Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.
  3. Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.
  4. Столкновение, противоборство персонажей.

  1. Соотнесите данные ниже характеристики с действующими лицами романа «Евгений Онегин»:
  1. …но я привык                                                             А.  Ольга

К его язвительному спору,                                        Б.  Онегин

И к шутке с желчью пополам,                                  В.   Татьяна

И злости мрачных эпиграмм.                                    Г.   Ленский

  1. Кругла, красна лицом она,                                        Д.   Ларин

Как эта глупая луна                                                   Е.   Ларина

На этом глупом небосклоне.

  1. Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

  1. Красавец, в полном цвете лет,                                    

Поклонник Канта и поэт.

  1. Он был простой и добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый.

  1. Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он?

  1. Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы.

  1. Где родился Евгений Онегин?

  1. Раздайте персонажам романа А.С.Пушкина – Татьяне и Евгению Онегину - книги  их любимых авторов: Мартын Задека, Байрон, Ричардсон, Адам Смит, Вергилий. 

  1. Кто был секундантом Онегина в его дуэли с Ленским?

  1. Сколько завершенных глав в романе «Евгений Онегин»?

  1. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени»:

      1) «Бэла»   2) «Максим Максимыч»  3) «Тамань»  4) «Княжна Мери»   5) «Фаталист»

  1. Кого из представленных в романе женщин на самом деле любил Печорин?

  1. По деталям портрета определите, о каком персонаже идет речь:
  1. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные.
  2. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой.
  3. Глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу.
  4. Она была обладательницей бархатных глаз.
  5. Преждевременно поседевшие усы его не соответствовали твердой походке и бодрому виду.
  6. На правой щеке ее легко было заметить родинку.
  7. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в мысли собеседника
  8. Печальная и холодная улыбка вечно блуждала на губах его.

                                  А. Вулич                                                Д. Грушницкий

                                  Б. Мери                                                  Е.  Бэла

                                  В. Максим Максимыч                          Ж. Вера

                                  Г. Печорин                                             З. Вернер

  1. Сколько томов Н.В.Гоголь задумывал написать, работая над поэмой «Мертвые души»?

  1. Кому из гоголевских героев принадлежат характерные для них «слова и словечки»:
  1. «Разинь, душенька, ротик», «майский день, именины сердца», магнетизм души»;
  2. «Черта лысого получишь», «субтильный суперфлю», «скандальозно», «во рту словно эскадрон ночевал»;
  3. «Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет»

А. Чичиков   Б. Ноздрев   В. Манилов   Г. Собакевич   Д. Плюшкин

  1. Определите помещика - хозяина усадьбы по представленным ниже зарисовкам из поэмы «Мертвые души»:
  1. дом открыт всем ветрам, сад с кустами сирени и акации, беседка с надписью «Храм уединенного размышления»;
  2. ассиметричный дом вроде тех, что строят для военных поселений, забор из крепкого дуба;
  3. рядом с домом конюшня, псарня, в кабинете – только сабли и два ружья;
  4. дом, утонувший в землю, комната с полосатыми обоями и зеркалами в темных рамах;
  5. дом казался дряхлым инвалидом, в сенях дует холодом, как из погреба, зеленая плесень на ограде и воротах.

Вариант II

  1. Определите жанры произведений: «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Мертвые души» Н.В.Гоголя.

  1. Сколько времени длится действие комедии «Горе от ума»?

  1. Сгруппируйте цитаты в зависимости от того, к какому персонажу «Горя от ума» они относятся:
  1. Он слова умного не выговорил сроду.                              А.  Молчалин
  2. Он вольность хочет проповедать!                                      Б.  Скалозуб
  3. Кто другой так мирно все уладит!                                     В.  Чацкий

Там моську вовремя погладит!

Там в пору карточку вотрет!

  1. И золотой мешок, и метит в генералы.
  2. Был острый человек, имел душ сотни три.

  1. Укажите, к какому направлению литературы относится творчество А.С.Грибоедова.

  1. Лирическое отступление – это:
  1. Выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем.
  2. Условный образ, в котором автор стремится передать свое отношение к изображаемому.
  3. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в произведение литературы.

  1. Соотнесите данные ниже характеристики с действующими лицами романа «Евгений Онегин»:
  1. Он застрелиться, слава богу,                                    А.  Ольга

Попробовать не захотел,                                           Б.   Онегин

Но к жизни вовсе охладел.                                        В.   Татьяна

  1. Как поцелуй любви мила,                                          Г.   Ленский

Глаза как небо голубые;                                            Д.   Ларина

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан…

  1. Никто б не мог ее прекрасной

Назвать...

  1. Он верил, что друзья готовы,

За честь его принять оковы

И что не дрогнет их рука                                    

Разбить сосуд клеветника.

  1. Рвалась и плакала сначала,

С супругом чуть на развелась;

Потом хозяйством занялась,

Привыкла и довольна стала.

  1. …Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?

Уж не пародия ли он?

  1. Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

  1. На основе «истории воспитания» Онегина, изложенной в первой главе, восстановите круг учебных дисциплин, преподававшихся молодому дворянину.

  1. Соседи прозвали Ленского «полурусским». В какой европейской стране он получил образование?

  1. Сколько писем Онегин написал Татьяне?

  1. Кульминацией романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» является:
  1. Дуэль Онегина и Ленского.
  2. Объяснение Татьяны в любви Онегину.
  3. Бал в доме Лариных.
  4. Объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя.

  1. Сколько повестей составляют роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

  1. Соотнесите приведенные ниже характеристики с персонажами романа «Герой нашего времени»:
  1. Непосредственный, честный, добрый великодушный, «чудесная душа и золотое сердце», скромный до самоунижения, верный долгу.
  2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, хвастливый, самолюбивый, завистливый.
  3. Материалист по убеждению, скептик и пессимист, честный, прямой, человечный, человек большой культуры, высокая благородная душа.
  4. Богато одаренная натура, умны, волевой, умеющий разбираться в людях, смелый, настойчивый в достижении цели, жаждущий деятельности, но растрачивающий богатейшие силы по пустякам.
  5. Цельный, гордый, настойчивый и упрямый, не знающий компромиссов, равнодушный к деньгам, ценящий свободу, удальство, жестокий, мстительный.
  6. Бесшабашный удалец, легко усваивающий мораль своих отцов.

А.   Казбич  Б. Грушницкий  В. Доктор Вернер  Г. Максим Максимыч  Д. Печорин  Е. Азамат

  1. Что спасло Печорина на дуэли с Грушницким?

  1. Н.В.Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме «Мертвые души».

  1. «Раздайте» предметы, приведенные в списке, их владельцам – персонажам поэмы Гоголя:
  1. книга с закладкой на четырнадцатой странице;                                                       А. Плюшкин
  2. портрет Багратиона;                                                                                                     Б. Коробочка
  3. шарманка красного дерева, игравшая «не без приятности»;                                   В. Манилов
  4. «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах»»;                                      Г. Собакевич
  5. «ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы»;         Д. Ноздрев
  6. часы, бой которых напоминал змеиное шипение;                                                    Е. Чичиков
  7. чемодан из белой кожи;
  8. «турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков»;
  9. «рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами»;
  10. письмо, старая колода карт, чулок;
  11. «графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке»;
  12. «чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный».

  1. Определите персонаж поэмы «Мертвые души» по портретным деталям:
  1. «ни слишком толст, ни слишком тонок», «не так, чтобы слишком молод»;
  2. «глаза сладкие, как сахар», «еще вовсе человек не пожилой»;
  3. кровь с молоком казалось «так и прыскали с лица его», и в 18 и в 35 лет выглядел одинаково;
  4. «ступнями он ступал и вкривь и вкось», детали костюма весьма длинны;
  5. платье, «похожее на женский капот, на голове колпак», а глазки бегают мышами.

Ключи

 

Вариант I

  1. Александр Андреевич Чацкий, Григорий Александрович Печорин, Павел Иванович Чичиков.
  2. Чацкий отсутствовал в Москве 3 года.
  3. А – 3, 5;  Б – 2;  В – 1, 4
  4. И.А.Гончаров
  5. 2
  6. А – 2;   Б – 1, 6;  В – 3; Г – 4; Д – 5; Е – 7
  7. в Петербурге, «на брегах Невы»
  8. Татьяна зачитывалась Ричардсоном, трактовала сны по соннику Мартына Задеки.

Онегин был почитателем Байрона, уважал Адама Смита, знал два стиха из «Энеиды» Вергилия.

  1. Слуга-француз Гильо
  2. 8 глав
  3. 3 – 4 – 5 – 1 – 2 : «Тамань» - «Княжна Мери» - «Фаталист» - «Бэла» - «Максим Максимыч»
  4. Печорин любил Веру
  5. А8, Б4, В5, Г1, Д2, Е3, Ж6, З7
  6. три тома
  7. 1В,  2Б,  3Г
  8. 1 – Манилов, 2 – Собакевич, 3 – Ноздрев, 4 – Коробочка, 5 – Плюшкин.

Вариант II

  1.  «Горе от ума» А.С.Грибоедова - комедия, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – роман в стихах, «Мертвые души» Н.В.Гоголя - поэма.
  2. Действие комедии «Горе от ума» длится одни сутки.
  3. А – 3;  Б – 1, 4;  В - 2, 5
  4. Реализм
  5. 3
  6. А – 2; Б – 1, 6; В – 3, 7; Г – 4; Д – 5
  7. Курс наук для молодого дворянина был ориентирован на овладение нормами светского поведения:
  1. безупречное владение французским языком («Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал»);
  2. умение вести светскую беседу («эрудиция» Онегина позволяла ему вспомнить при случае какой-нибудь исторический анекдот, или вставить пару слов об экономике или о политике, или ответить на реплику собеседника остроумным замечанием – «нежданной эпиграммой»);
  3. умение танцевать («легко мазурку танцевал»);
  4. знание латыни («просвещенный» Онегин мог даже вспомнить «из Энеиды два стиха»).
  1. Германия, Геттингенский университет
  2. три письма
  3. 4
  4. 5 повестей
  5.  А5, Б2, В3, Г1, Д4, Е6
  6. Печорин был ранен, но не упал в пропасть, так как шагнул вперед.
  7. Манилов – Коробочка – Ноздрев – Собакевич – Плюшкин
  8. А – 9, 11;  Б – 6, 10;  В – 1;  Г – 2, 4;  Д – 3, 8;  Е – 5, 7
  9. 1 - Чичиков, 2 – Манилов, 3 – Ноздрев, 4 – Собакевич; 5 – Плюшкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе по программе Курдюмовой 5-9 классы

Данная рабочая программа содержит в себе  пояснительную записку, Обязательный минимум содержания основных  образовательных программ,содержание программы 5-6 класс, содержание программы 7-8 к...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на основе программы Курдюмовой в соответствии с требованиями ФГОС

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федераль...

Рабочая программа по литературе в 11 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой

Программа по литературе для 11  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литер...

рабочая программа по литературе 8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа по литературе по программе Т.Ф.Курдюмовой 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочие программы по литературе. Курдюмова Т.Ф. ФГОС

Рабочие программы по литературе. Курдюмова Т.Ф. ФГОС...

Рабочая программа по литературе. Курдюмова Т.Ф. ФГОС (электронная версия)

Рабочая программа по литературе. Курдюмова Т.Ф. ФГОС (электронная версия)...