Конспект урока литературы в 5 классе по теме: “Я сочиняю волшебную сказку”. (Анализ и редактирование текстов сочиненных сказок)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Бирина Юлия Андреевна

Данные конспект урока представляет собой пример диагностико-коррекционной работы над сочинением в жанре волшебной сказки на уроке литературы в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Основными задачами урока стали: развить умения учащихся  увидеть, понять и исправить ошибки в своих сказках, совершенствовать навыки планирования, анализирования своих работ и работ товарищей, а также умени вырабатывать критерии оценки сочинения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: “Я сочиняю волшебную сказку”. (Анализ и редактирование текстов сочиненных сказок)

Цель: диагностико - коррекционная работа над причинами ошибок.

Задачи:

–   увидеть, понять, осознать ошибки, наметить план работы по их устранению;

– работать над умениями: планировать, сравнивать, анализировать, вырабатывать критерии оценки, контролировать себя, рефлексировать свои действия;

– воспитывать чувства уважения к родному языку, любви к русской сказке.

Предварительно сочинение написано на черновике.

Ход урока

I. Целеполагание

На прошлом уроке литературы вы были авторами, так как пробовали сочинять на тему «Волшебная  сказка».  А сегодня вы будете критиками. Значит, попытаетесь оценить свой труд и работы своих товарищей.

– Что вы ждете от этого урока?

(Результаты)

– А что важнее: результат или причины результата?

(Причины результата, то есть наши ошибки)

– А почему вы думаете, что мы можем учиться только на ошибках?

– Можно перенимать положительный опыт своих товарищей?

Исходя из всего сказанного, давайте сформулируем задачи урока.

Дети формулируют задачи, они фиксируются на доске.

Задачи:

– увидеть результат; понять свои ошибки, ошибки товарищей; перенять положительный опыт друг друга; подготовить себя к написанию второго варианта сочинения.

П. Планирование

Давайте спланируем свою работу.

(В процессе совместного обсуждения появляется план деятельности).

План:

1.        Выработать критерии оценки сочинения.

2.        Оценить свое творчество по критериям.

3.        Остановиться на тех критериях, которые вызывали трудности.

4.        Создать чистовой вариант.

– Можем ли мы план выполнить за урок? (Наверное, нет)

– Тогда работу продолжите дома.

III. Реализация плана

Выработка критериев оценки сочинения:

– С чего начинается работа над сочинением? (С темы)

– Поэтому первый критерий – это соответствие теме. Запишем его вместе.

– А теперь я предлагаю вам поразмышлять более конкретно. Что значит соответствие теме?

Послушайте несколько работ.

1) В одном царстве жили Принц, Принцесса и у них были дети Ники, Рики, Дики и Дон. Однажды Принц созвал гостей со всех стран с детьми на пикник.

– Раскрыл ли автор тему? Соответствует ли это законам жанра русской волшебной сказки?

(Нет, так как в русской сказке не может быть иностранных имен, должен быть не пикник, а пир, не принц и принцесса, а царевич и царевна)

  1. Жил да был добрый молодец. И звали его Иван. Однажды узнал он о пропавшей принцессе, которую украл злой волшебник.

– Есть ли здесь соответствие места действия, времени и героев русской волшебной сказки?

(Здесь есть имя героя, характерное для русских сказок – Иван, но не хватает устойчивых формул «в некотором царстве» и должна быть не принцесса и волшебник, а царевна и злодей (Кощей Бессмертный, Баба Яга, змей Горыныч).

3) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь, прекрасная царевна Василиса. Однажды царь заболел, и никто не мог его вылечить. Для излечения его болезни нужна была живая вода. Тогда царь издал указ: кто принесет ему воду, тот женится на царевне. А в одной деревне жил Иван - крестьянский сын. Услышав  указ, Иван решил достать и принести живую воду. Он сразу отправился на поиски.

– Удалось ли автору соблюсти жанровые законы сказки?

(Да, есть сказочное пространство и время, имена героев, есть волшебный предмет – живая вода.)

Вывод: Соответствие теме – это критерий, который включает в себя 3 составляющие: сказочное пространство и время, герои и их имена, волшебство и чудесные превращения.

– А как делятся герои сказки? Какие события должны происходить в сказке? Вспомните «карты Проппа» и цепочку событий в русской сказке.

(Добрые, злые, волшебные помощники. Запрет – нарушение запрета – отъезд героя – задача – волшебные помощники и волшебные предметы, подарки – встреча и борьба с противником – победа – прибытие домой – свадьба, пир).

Запишем второй критерий: сказочная сюжетная схема. Попробуем более внимательно поразмышлять над этим критерием.

Послушайте две работы своих товарищей.

  1. Пошел Иван в темный лес. Видит медведя. Достал Иван меч и начал драться с медведем. Победил его и пошел дальше. Видит-дедушка стоит на тропинке.

- Здравствуй, добрый молодец!

-Здравствуй, дедушка.

- Я смотрю, ты заблудился? – спрашивает дедушка.

-Да.

-Вот тебе клубочек, он приведет тебя куда надо.

2) Идет Иван по лесу и видит – стоит избушка на курьих ножках, там Баба Яга сидит, прикованная цепями. Он спросил у нее, где найти живую воду. А Баба Яга и говорит:

- Я помогу тебе, но и ты мне помоги. Достань меч-кладенец, что находится в лесу под большим камнем. И освободи меня от цепей. А я скажу тебе, как найти живую воду.

– Какая работа больше соответствует сказочному сюжету? Почему?

(Вторая, так как в ней есть путь героя, встреча с Бабой Ягой, она ему помогает, даст волшебный подарок. В первом отрывке тоже есть волшебный помощник – старичок, и волшебный предмет – клубок, но в русской сказке обычно медведь помогает. С ним не борются.)

Вывод: сюжеты ваших сказок должны соответствовать жанру русской народной сказки.

–Вспомните, что делает русскую сказку особенной? Какие средства выразительности используются?

(Постоянные эпитеты, сравнения, устаревшие слова, сказочные формулы, троекратный повтор. Числа 3,9,12)

– Верно, значит можно ввести третий критерий – языковые особенности сказки.

Послушайте работу вашей одноклассницы. Чем она интересна?

«Долго ли, коротко ли шел Иван по темному лесу дремучему. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вот прошло три дня и три ночи, пробирался Иван по топким болотам и увидел – стоит посреди болота дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в землю ушли, солнца красного из-за ветвей не видно. А под дубом Водяной сидит и спрашивает Ивана:

- Что ты, добрый молодец, здесь делаешь? Дело пытаешь или от дела лытаешь?»

Чем интересен этот отрывок из сочинения?

(Много художественных средств, язык похож на сказочный, красивое и яркое описание дуба)

– А как создать эти художественные  средства?

(Больше читать сказки, наблюдать)

Посмотрите на тексты перед вами. Дополните подходящими сравнениями, постоянными эпитетами.

Я хочу сказать, что многие из вас пытались придумать что-нибудь оригинальное.

- А можно ли считать оригинальными художественные средства, которые я выписала из ваших работ?

1) Баба Яга была такая злая, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

2) Иван был смелый и обидчивый.

3) Василиса дотронулась до ветки, и она зацвела. Все гости были в шоке.

4)   Грустно загрустила бабушка.

(Нет, так как здесь много речевых ошибок)

Вывод: нам необходим еще один критерий: отсутствие речевых ошибок.

Ребята исправляют ошибки в данных примерах и пытаются разобраться в видах ошибок.

IV. Рефлексия

– Удалось ли нам решить поставленные задачи?

(Не до конца) – Какие умения нам помогли?

(Планировать работу, анализировать, сравнивать, слушать, вести диалог и т.д.)

– Кого бы вы отметили, чью работу похвалили?

V. Домашнее задание

– оценка своей работы по критериям; исправление черновых вариантов; чистовой вариант работы.