обучающий тест по литературе
тест по литературе (7 класс) на тему

обучающий тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchiy_test_platonov.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий тест, направляющий анализ рассказа А.П.Платонова «Юшка»

Общая характеристика задачи

Задача построена на основе анализа художественного текста. Данный вид работы помогает учащимся глубже понять изучаемое произведение, а также развить необходимые для аналитической работы умения  учащихся 7-х классов:

• поиск точной информации в художественном тексте;

• работа с деталями;

• сопоставление текстов;

• выявление авторской позиции, выраженной в тексте неявно;  реконструкция авторского замысла;

• умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции.

Рекомендации учителю

Работа с задачей может быть проведена на уроках литературы при знакомстве с творчеством А.Платонова  (см. программы по литературе под ред. В.Я.Коровиной,  стандарт образования по литературе для основной школы). Обучающий тест можно использовать для организации самостоятельной работы дома и на уроке.

Текст задачи

Внимательно прочитайте  рассказ  «Юшка»  А.П.Платонова, автора таких известных произведений, как «Неизвестный цветок», «В прекрасном и яростном мире» и других.  Выполните следующие задания..

1.Выпишите наиболее часто употребляемое слово. Как вы полагаете, почему это слово наиболее часто встречается именно в начале рассказа.

      Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

      Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

      Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться — вон и Юшка уж спать пошел.

2.Закончите два утверждения:

    1.Взрослого человека и взрослые, и дети называли по прозвищу «Юшкой», потому что…..2. Все были так жестоки с Юшкой, потому что….

3.«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».
Много места уделяется деталям в описании Юшки: руки, еда, одежда, глаза. Почему автор особо выделяет его глаза? 

4.  Найдите в тексте глаголы, описывающие встречу Юшки с детьми: 1.Дети- что делали? как вели себя?  2.Юшка- что делал? что чувствовал?

5. Внимательно прочитайте эти строки и подумайте над вопросами: Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?.

  «Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

6. Как этот отрывок помогает нам понять образ Юшки?

    В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга – чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

7.Прочитайте отрывок диалога прохожего и Юшки.

– Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...

И здесь Юшка осерчал в ответ – должно быть, первый раз в жизни.

– А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...

-Из-за чего осерчал Юшка?

-Случайно ли здесь слово «осерчал»? Подберите синонимы к данному глаголу 

8. Сопоставьте фрагмент из рассказов А.П. Платонова «Юшка» и А.И. Куприна «Чудесный доктор». Какие идеи объединяют эти произведения?

1. Фрагмент из рассказа А.П. Платонова «Юшка»

Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.

Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:

— Уж не Юшка ли он? Так и есть — попаспорту он писался Дмитричем… — Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.Кузнец помолчал.

— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?

— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом… Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет… — Половина полвека прошло, состарилисьвместе, — сказал кузнец.

— Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.

Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всемтеплом и светом своего сердца…

С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд.

Фрагмент из рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор».

2.Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, все еще не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был вкоридоре, и кинулся вслед за ним.

Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:

— Доктор! Доктор, постойте!.. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!

И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнес:

— Э! Вот еще пустяки выдумали!..Возвращайтесь-ка домой скорей!

Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…

В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного благодетеля. На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: «Порецепту профессора Пирогова».

Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория ЕмельяновичаМерцалова— того самого Гришки, который в описанный мною сочельник, проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. И каждый раз, заканчивая свое повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слез: — С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо.

— С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место,Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо.

9. Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. (Д.И Писарев.)

Но основе высказывания Д.И Писарева сформулируйте основную идею рассказа «Юшка».

10.Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его более, чем скромен: чаю не пил, сахару не получал.
Подручный помощник у главного кузнеца, и работу он выполняет незаметную для посторонних глаз, хотя необходимую.

– Почему «в руках у него мало было силы»?

11. Представьте, что Юшка – ваш знакомый, напишите письмо Юшке, выразив свое отношение к действиям героев; дай советы, рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...

Тест по литературе на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997 в программеАйрен 2002-2009 Сергей Останин вебсайт irenproject.ru

Тест по литературе составлен на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997в программеАйрен 2002-2009 Сергей Ост...

обучающий тест по литературе

Обучающий тест составлен по произведению Ю.Яковлева "Сердце земли"...

Обучающий тест по литературе

Обучающий тест по литературе...

Обучающий тест по литературе (8 класс, рассказ "После бала")

Анализ произведения, пусть и частичный, вполне по силам ученикам даже средних классов. Когда литературоведческий анализ применяется в школе и целью его становится совершенствование читательской деятел...

Методика составления и практика работы по ФГОС с обучающими тестами на уроках литературы в 5 классе.

         В современной образовательной ситуации необходим такой подход к обучению, который бы способствовал мотивации и индивидуальному росту, адаптировал бы учащи...

Обучающие тесты по литературе

Обучающие тесты по литературе. Анализ текста....