обучающий тест по литературе
тест по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обучающий тест, направляющий анализ рассказа А.П.Платонова «Юшка»
Общая характеристика задачи
Задача построена на основе анализа художественного текста. Данный вид работы помогает учащимся глубже понять изучаемое произведение, а также развить необходимые для аналитической работы умения учащихся 7-х классов:
• поиск точной информации в художественном тексте;
• работа с деталями;
• сопоставление текстов;
• выявление авторской позиции, выраженной в тексте неявно; реконструкция авторского замысла;
• умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции.
Рекомендации учителю
Работа с задачей может быть проведена на уроках литературы при знакомстве с творчеством А.Платонова (см. программы по литературе под ред. В.Я.Коровиной, стандарт образования по литературе для основной школы). Обучающий тест можно использовать для организации самостоятельной работы дома и на уроке.
Текст задачи
Внимательно прочитайте рассказ «Юшка» А.П.Платонова, автора таких известных произведений, как «Неизвестный цветок», «В прекрасном и яростном мире» и других. Выполните следующие задания..
1.Выпишите наиболее часто употребляемое слово. Как вы полагаете, почему это слово наиболее часто встречается именно в начале рассказа.
Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.
Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.
Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться — вон и Юшка уж спать пошел.
2.Закончите два утверждения:
1.Взрослого человека и взрослые, и дети называли по прозвищу «Юшкой», потому что…..2. Все были так жестоки с Юшкой, потому что….
3.«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».
Много места уделяется деталям в описании Юшки: руки, еда, одежда, глаза. Почему автор особо выделяет его глаза?
4. Найдите в тексте глаголы, описывающие встречу Юшки с детьми: 1.Дети- что делали? как вели себя? 2.Юшка- что делал? что чувствовал?
5. Внимательно прочитайте эти строки и подумайте над вопросами: Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?.
«Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».
6. Как этот отрывок помогает нам понять образ Юшки?
В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга – чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
7.Прочитайте отрывок диалога прохожего и Юшки.
– Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ – должно быть, первый раз в жизни.
– А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
-Из-за чего осерчал Юшка?
-Случайно ли здесь слово «осерчал»? Подберите синонимы к данному глаголу
8. Сопоставьте фрагмент из рассказов А.П. Платонова «Юшка» и А.И. Куприна «Чудесный доктор». Какие идеи объединяют эти произведения?
1. Фрагмент из рассказа А.П. Платонова «Юшка»
Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?
— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.
Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:
— Уж не Юшка ли он? Так и есть — попаспорту он писался Дмитричем… — Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.Кузнец помолчал.
— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?
— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом… Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет… — Половина полвека прошло, состарилисьвместе, — сказал кузнец.
— Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.
Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всемтеплом и светом своего сердца…
С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд.
Фрагмент из рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор».
2.Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, все еще не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был вкоридоре, и кинулся вслед за ним.
Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:
— Доктор! Доктор, постойте!.. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!
И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнес:
— Э! Вот еще пустяки выдумали!..Возвращайтесь-ка домой скорей!
Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…
В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного благодетеля. На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: «Порецепту профессора Пирогова».
Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория ЕмельяновичаМерцалова— того самого Гришки, который в описанный мною сочельник, проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. И каждый раз, заканчивая свое повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слез: — С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо.
— С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место,Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо.
9. Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. (Д.И Писарев.)
Но основе высказывания Д.И Писарева сформулируйте основную идею рассказа «Юшка».
10.Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его более, чем скромен: чаю не пил, сахару не получал.
Подручный помощник у главного кузнеца, и работу он выполняет незаметную для посторонних глаз, хотя необходимую.
– Почему «в руках у него мало было силы»?
11. Представьте, что Юшка – ваш знакомый, напишите письмо Юшке, выразив свое отношение к действиям героев; дай советы, рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835749-1477208406.jpg)
Тест по литературе на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997 в программеАйрен 2002-2009 Сергей Останин вебсайт irenproject.ru
Тест по литературе составлен на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997в программеАйрен 2002-2009 Сергей Ост...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/09/picture-214209-1544360747.jpg)
обучающий тест по литературе
Обучающий тест составлен по произведению Ю.Яковлева "Сердце земли"...
Обучающий тест по литературе
Обучающий тест по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/07/picture-1152089-1562487191.jpg)
Обучающий тест по литературе (8 класс, рассказ "После бала")
Анализ произведения, пусть и частичный, вполне по силам ученикам даже средних классов. Когда литературоведческий анализ применяется в школе и целью его становится совершенствование читательской деятел...
Методика составления и практика работы по ФГОС с обучающими тестами на уроках литературы в 5 классе.
В современной образовательной ситуации необходим такой подход к обучению, который бы способствовал мотивации и индивидуальному росту, адаптировал бы учащи...
Обучающие тесты по литературе
Обучающие тесты по литературе. Анализ текста....