Обучающий тест по литературе (8 класс, рассказ "После бала")
методическая разработка по литературе (8 класс)

Лугавцова Оксана Витальевна

Анализ произведения, пусть и частичный, вполне по силам ученикам даже средних классов. Когда литературоведческий анализ применяется в школе и целью его становится совершенствование читательской деятельности учащихся, он приобретает свои особенности: обращается к изучению читательского восприятия, опирается на результаты этого изучения, направляет впечатления и развивает воображение читателей-школьников, готовит их к разнообразной творческой работе с текстом. На конкретный ход школьного анализа влияют многие факторы: уровень читательской культуры и учебной деятельности класса, стиль работы учителя, рекомендации программы, наличие интересного опыта, уже освещенного в печати. Но определяющим является влиянием произведение.

Дело в том, что само произведение «учит себя читать». Задача учителя – уловить «сигналы», которые произведение посылает читателю- своим названием, обозначением родовидовой природы, особенностями стиля. Писатель не только рассчитывает на отзывчивого читателя, но и воспитывает его, ведет незаметно и ненавязчиво, «подсказывая», на что надо пристально посмотреть, над чем задуматься, что с чем сопоставить, к какому впечатлению вернуться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchiy_test_po_rasskazu_l.docx307.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Обучающий тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»,

8 класс, 3 четверть, учитель: Лугавцова Оксана Витальевна

Общая характеристика задачи

  • продолжить освоение способа понимания идейного содержания                       литературного произведения малого жанра;
  • углубить понятие антитезы как художественного приема в литературе;
  • показать, как данный прием помогает раскрыть идею рассказа;
  • развивать познавательный интерес к художественной литературе;
  • развивать ассоциативное воображение и логическое мышление, языковое чутье, чувство красоты языка;
  • воспитывать нравственные качества личности: гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью, доброту;
  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Задача построена на основе эпизодов художественного текста, ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

• поиск точной информации в художественном тексте;

• работа с деталями;

• сопоставление текстов;

• выявление авторской позиции, выраженной в тексте неявно; реконструкция авторского замысла;

• умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта и знаний из других предметных областей.

Рекомендации учителю

Программа: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П. Программа по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2015.Учебник: Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Анализ произведения, пусть и частичный, вполне по силам ученикам даже средних классов. Когда литературоведческий анализ применяется в школе и целью его становится совершенствование читательской деятельности учащихся, он приобретает свои особенности: обращается к изучению читательского восприятия, опирается на результаты этого изучения, направляет впечатления и развивает воображение читателей-школьников, готовит их к разнообразной творческой работе с текстом. На конкретный ход школьного анализа влияют многие факторы: уровень читательской культуры и учебной деятельности класса, стиль работы учителя, рекомендации программы, наличие интересного опыта, уже освещенного в печати. Но определяющим является влиянием произведение.

Дело в том, что само произведение «учит себя читать». Задача учителя – уловить «сигналы», которые произведение посылает читателю- своим названием, обозначением родовидовой природы, особенностями стиля. Писатель не только рассчитывает на отзывчивого читателя, но и воспитывает его, ведет незаметно и ненавязчиво, «подсказывая», на что надо пристально посмотреть, над чем задуматься, что с чем сопоставить, к какому впечатлению вернуться.

Текст задачи №1

При выполнении заданий вначале прочитайте внимательно отрывок из художественного произведения, затем запишите ответ в виде слова или сочетания слов.

        …Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду – танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, с Варенькой. Она было в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов – я до сих пор не могу простить это ему – пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.

Л.Н. Толстой «После бала»

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

Ответ: ____________________________________________________________

2.  Какой художественный прием, основанный на противопоставлении предметов и явлений, положен в основу композиции этого произведения?

Ответ: ____________________________________________________________

3. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героиню и выразить свое отношение к ней («сияющее лицо», «милые глаза»).

Ответ: ____________________________________________________________

4. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов «Она была в белом…»).

Ответ: ____________________________________________________________

Текст задачи №2

«Я был сильно влюблен… это была моя самая сильная любовь…»,

«Был студентом… не было никаких кружков в университете… учились и веселились. Был бойкий малый, да еще и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами… главное удовольствие – вечера и балы…»

5. О каком герое идёт речь?

Ответ___________________________________________

 

Задача №3 Просмотр фрагмента фильма «После бала»

6. Вы окунулись в атмосферу бала XIX века, подберите слова для описания увиденного?    (вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, дамы, кавалеры и т.д.)

Задача№4. Звучит музыка. Б.Чайковский сюита «После бала»

Сравнительная характеристика (портрет)

На балу

После бала

Полковник

«Красивый, статный, высокий и свежий старик…Лицо очень румяное, с белыми бакенбардами, и та же ласковая, радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах».  «Он был воинский начальник типа старого служаки…»

«Высокий военный… шел твердой походкой»

«Это был её отец, с своим румяным лицом и белымиусами и бакенбардами».

7.Изменилось ли что-нибудь в портрете полковника?

Ответ______________________________________

Сравнительная характеристика (чувства героев)

Иван Васильевич

 «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое – то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью»

«…бесконечно счастлив, счастье мое росло и росло»

«А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска… Казалось, что вырвет тем ужасом…»

8.Изменились ли чувства Ивана Васильевича в сцене на балу и после бала?

Ответ_____________________________________

9.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение;  

 б) возмущение;  

 в) восторг;    

 г) пренебрежение.

10. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? 

а) последовательность излагаемых событий;

б) цикличность излагаемых событий;

в) антитеза; 

г) ретроспектива.

Текст задачи №5.

11. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала».http://cf.ppt-online.org/files/slide/8/8rg1hy0uF4k6mOjKncXsEziLDWBVI2vwPUQH5o/slide-22.jpg

Картине В. Гильберта «Бал» соответствует такой эпизод: «Когда же он быстро расставив ноги, опять соединил их, и хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали».
На картине Г. Лансере «Сквозь строй» изображён следующий момент: «Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад— и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали ею вперёд, то падая наперёд — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И, не отставая от него, шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами»
Эти картины в достаточной степени передают настроение и пафос рассказа, являются как бы полюсами разворачиваемого в нём действия.


https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/03/s_5a75968cf2aa7/img21.jpg 

 Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?

Ответ:_____________________________________

Текст задачи№6.

12.Сравните одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа и ответьте на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Ответ:_____________________________________

Текст задачи №7

«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, – думал я про полковника. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник, и заснул только к вечеру, и то после того, как пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян. Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть».

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

 «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга (я так называл это), как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

13. Назовите основной приём психологической характеристики героя, который использует Л.Н.Толстой  в данных отрывках.

 Ответ:_внутренний монолог____________________________________

Текст задачи №7

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что во всех своих произведениях Л. Н. Толстой поднимает общечеловеческие проблемы. Всё мастерство писателя направлено на то, чтобы воспитать в читателе гуманиста.

14.Дайте определение слову гуманист

Итоговое творческое задание.

Критика о рассказе "После бала" Толстого: отзывы, анализ.

 Отзыв в "Литературной энциклопедии" 1939 г.: "Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала» (1903). Толстой рисует привлекательную картинку бала, аналогичную описаниям балов в «Двух гусарах», «Войне и мире». Старый полковник танцует со своей красивой, милой дочерью. А после бала полковник гоняет сквозь строй солдата за побег, и Толстой рисует страшную картину избиения, царской «зеленой улицы». Так Толстой срывает маску внешней привлекательности, изящества, благовоспитанности." (Попов П., Юнович М. Толстой Л. Н. // Литературная энциклопедия. — М.: Худож. лит., 1939 г.)
15. Напишите рассуждение на тему «Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?» (6-8 предложений). В ходе рассуждения можете взять за основу высказывание критиков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе 9 класс. Зачет по "Слову о полку Игореве" и литературе 18 века.

Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века....

обучающий тест по литературе

Обучающий тест составлен по произведению Ю.Яковлева "Сердце земли"...

Обучающий тест по литературе

Обучающий тест по литературе...

Тест по литературе 9 класс "Литература XVIII века

Тест предназначен для учащихся 9 класса с целью  выявления знаний в разделе "Литература XVIII века" по учебнику Меркина Г.С....

Обучающие тесты по литературе

Обучающие тесты по литературе. Анализ текста....