Урок по творчеству А.П. Чехова
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Петухова Нина Петровна

 

                 Конспект урока русского языка 

 

«Язык персонажей А.П. Чехова как средство 

 

 обличения пошлости и мещанства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chehovu.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Астапковичская средняя школа» д. Астапковичи Рославльского района Смоленской области.

                 Конспект урока русского языка

«Язык персонажей А.П. Чехова как средство

 

 обличения пошлости и мещанства». 

Учитель  Петухова Нина Петровна  

 

                                 

                                           

Цель: раскрыть экспрессивные возможности речевых характеристик

персонажей рассказов А. П. Чехова,

показать, как работает диалог (одна из форм коммуникативного общения) в языке художественного произведения

для выражения авторской идеи,

развивать творческие способности учащихся;

учить работать в группах.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: тексты рассказов А.П. Чехова, толковые словари.

 

                                                   

Ход урока.

1.Слово учителя о задачах урока.

Сегодня, ребята, мы проводим необычный урок - урок-исследование.

Если до этого мы знакомились с содержанием рассказов Чехова и анализировали их, то сегодня мы обратимся к языку персонажей А.П Чехова. Мы проведём лингвистический эксперимент: поработаем в группах  (проведём исследовательскую работу) и в конце урока напишем сочинение - миниатюру на тему: «Функция знаков препинания в рассказе «Хамелеон»,  сделаем вывод о том, для чего в речи используется диалог. Полученные на уроке знания помогут вам без проблем справиться с заданиями на экзамене в форме ГИА.

2. Новый материал. Язык персонажей А. П. Чехова как средство обличения пошлости и мещанства.

Учитель: Я просила вас дома ещё раз перечитать текст рассказа Чехова «Хамелеон», повторить виды предложений по цели высказывания, тему «Диалог», подготовить сообщение.

Послушаем сообщение, подготовленное Валерией.

В великом наследии русской сатиры особое место принадлежит творчеству А.П.Чехова. В течение всей жизни А. П. Чехов неизменно обращался к сатире, развивал и углублял сатирическое начало в своём творчестве. Чехов создал огромную галерею людей, которые превратились в пошляков и обывателей. А. М. Горький писал: «…никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины». В круг пошлых персонажей Чехова входят представители самых различных положений, чинов, профессий, возрастов. В его рассказах героями являются и военные, и служащие, и кассиры, и телеграфисты, и полицейские, и представители интеллигенции(учителя, врачи, студенты, гимназисты, редакторы, бездарные живописцы, провинциальные актёры и др.)

 Учитель: Ребята, скажем спасибо Валерии. Она показала нам сатирическую направленность произведений Чехова и помогла определить круг пошлых персонажей сатирика. А теперь посмотрим, какими стилистическими средствами А. П. Чехов высмеивает пошлость. Первая группа работает с репликами Очумелова, вторая отвечает на вопрос: «Как с помощью языка персонажей Чехов обличает пошлость и мещанство?»

(Учащиеся работают в группах).

Учитель: Итак, давайте ответим на вопрос: «Какое стилистическое средство использует Чехов для обличения хамеленства?»

(Речевая характеристика героев).

Учитель: Верно. А в чём её особенность? Давайте посмотрим и попробуем ответить на мой вопрос.

(Реплики Очумелова разные, хотя в них говорится об одном и том же: о бродячей собаке ).

Учитель: От чего зависит моментальная смена мнений героя ?

(От положения человека в обществе.)

Учитель: Да. Большое значение для хамелеоновских превращений имеет погоня за деньгами. Есть у человека деньги, чины-есть и уважение к нему. Нет денег-нет почёта и уважения. Вместо любезных комплиментов появляется резкий  тон, вплоть до грубостей. Обратимся к рассказу «Хамелеон» и проведём  исследование языка произведения.

                                                   Беседа.

1.Учитель:Я просила вас поискать в Толковом словаре значение слова «хамелеон».

(Хамелеон-порода ящериц, меняющая окраску за счёт окружающей среды).

2.Кто в рассказе напоминает хамелеона?

(Надзиратель Очумелов). Он меняет своё мнение в зависимости от того, кто является хозяином собаки).

3.Какие изобразительно-выразительные средства использует Чехов в рассказе?

(Метафора, антитеза).

4.Какие низкие человеческие качества осуждает Чехов в рассказе «Хамелеон»?

(Угодничество, приспособленчество).

5.Расскажите сюжет произведения.

(Полицейский надзиратель Очумелов расследует «событие», взволновавшее обывателей города: золотых дел мастера Хрюкина укусила собака.)

Учитель: Найдите и зачитайте реплики Очумелова. Пожалуйста, Диана.

(«Я покажу вам, как собак распускать. Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий рабочий скот. Я покажу ему кузькину мать!.. Елдырин,- обращается надзиратель к городовому,-узнай, чья это собака и составь протокол! А собаку истребить надо! Не медля! Она, наверно, бешеная…»

Учитель: Как вы можете охарактеризовать речь Очумелова?

(Речь Очумелова, пока он не знает, чья собака, пестрит грубыми выражениями: «мерзавец», «покажу кузькину мать», собаку «истребить»).

Учитель: Какие события происходят дальше? Пожалуйста, Маша.

(Очумелов слышит, что собака принадлежит генералу Жигалову и тут же обвиняет во всём золотых дел мастера Хрюкина).

Учитель :А теперь посмотрите, к какому отвлекающему маневру прибегает в этот момент Очумелов.

Владислав: Он приказывает снять с себя пальто. Я зачитаю цитату. «Генерала Жигалова? Гм … Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас, как жарко. Должно полагать, перед дождём…Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?» - обращается Очумелов к Хрюкину.-Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вот какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы сорвать…Ты … ведь известный народ! Знаю вас,чертей!» Учитель:Какие по интонации предложения использует Чехов при описании реплик Очумелова?

Ульяна: Вопросительные и восклицательные

.Учитель: Как вы думаете, для чего делает это автор?

Ксения: Наверно, для того, чтобы показать, как Очумелов меняет тон речи в зависимости от перемены ситуации

Учитель: Согласна с вами. Но вы забыли отметить ещё одну деталь: в обеих репликах восклицательными и вопросительными предложениями создаётся эмоционально-экспрессивный тон речи. А служит он для того, чтобы дать противоположную оценку одного и того же явления. Найдите в тексте и зачитайте пару реплик ,содержание которых контрастно друг другу.

Максим: Очумелов, считая собаку бродячей, говорит: - У генерала собаки дорогие, породистые, а это чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида…подлость одна только. И этакую собаку держать? Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или в Москве, то знаете, что было бы? Там посмотрели бы в закон, а моментально- не дыши! Ты,

Хрюкин , пострадал и дела этого так не оставляй…Нужно проучить. Пора…

И тут же, услыхав реплику, что собака всё-таки генеральская, Очумелов медлит ещё мгновение: велит городовому надеть на себя пальто:

-Гм…Надень-ка, брат. Елдырин, на меня -то ветром подуло, знобит…Ты отведёшь её к генералу и пальто…Что спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал…И скажи, чтобы её не выпускали на улицу…Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака-нежная тварь…А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват…

Учитель: Вы заметили, ребята, что признанный мастер маленького рассказа, Чехов стремится к чёткости и ясности, к выразительности в описаниях, к художественной точности и экономии слов. Всего несколько реплик-и перед нами сложившийся образ. Давайте посмотрим, как построены реплики Очумелова и какую функцию они выполняют.

Илья: Я  думаю, что автор преднамеренно использует в тексте вопросительные и восклицательные предложения, чтобы показать читателю, как меняется тон речи полицейского надзирателя Очумелова: он не просто эмоциональный, а с оттенком экспрессии. Сразу видно, что  очередная пара реплик героя служит оценкам одного и того же явления. Причём, прямо противоположным оценкам.

Учитель: Посмотрим, каким образом построена третья пара реплик Очумелова. Слушаем Владислава-представителя второй группы.

Владислав: После ответа генеральского повара, то собак «этаких у нас отродясь не бывало», надзиратель тут же уверенно решает:-Она бродячая! Нечего тут долго и разговаривать…Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая…Истребить, вот и всё.

Учитель: Оказывается, собака принадлежит не генералу ,а его брату.

И повар не авторитетное лицо для Очумелова. И он снова, ничуть не колеблясь, меняет своё мнение и  на этот раз. Читаем третью реплику.

Алина:-Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович?-спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления…-Ишь ты, господи…

Соскучились по братце…А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад…Возьми её. Собачонка ничего себе…Шустрая такая…Цап этого за палец! Ха-ха-ха…Ну, чего дрожишь? Ррр…рр…Сердится, шельма…цуцик этакий…

Учитель: Подведём итоги. Вы увидели, что в первой реплике надзиратель решителен и категоричен. Он краток: бродячую собаку надо истребить. Но посмотрите, как быстро меняется мнение и тон речи Очумелова во второй реплике: напускная строгость заменяется умилённо-радостными восклицаниями. Почтительное отношение надзирателя к обладателям высоких чинов передаётся тем, что он о генерале и брате его говорит во множественном числе, употребляет ласкательный суффикс-ец: «…братец ихний приехали…» «Соскучились по братце?» Несколько секунд назад у него было другое мнение насчёт судьбы собаки. А сейчас он восхищается не только собакой, но и укусом её, называет ласково, употребляя уменьшительно-ласкательный суффикс -к: собачка. Пренебрежительный суффикс-онк-в контексте приобретает оттенок похвалы и ласки. Дополняет умиление Очумелова качественное прилагательное  «шустрая».

Итак, мы видим, что для обличения угодничества и подхалимства Чехов использует в качестве основного стилистического средства речевую характеристику персонажа, реплики которого представлены антитезой и относятся к одному и тому же явлению. Чем же объясняется исключительный интерес Чехова к языку персонажей как к важнейшему средству сатирического осмеяния проявлений пошлости и мещанства? По-видимому, интерес этот основывается на основных эстетических принципах писателя: Чехов утверждал, что быть талантливым-значит «уметь освещать фигуры и говорить их языком». Создаётся впечатление, что писатель стоял рядом со своими героями и слушал их диалог.

Учитель: «Как вы думаете, ребята ,для чего Чехов в своём рассказе использует диалогическую форму общения персонажей?

Валерия: Я думаю, чтобы показать уровень культуры человека ,его мышления, интеллекта. Ведь все знают, что важнейший показатель культуры человека-это речь. Чтобы овладеть богатствами языка, человек должен всю свою жизнь совершенствовать речь. У героев Чехова этого стремления не видно. Мне кажется, что Чехов в своём рассказе  высмеивает не только угодничество и чинопочитание героев, но и их полное невежество.

Илья :Хочу напомнить, что такое диалог. Это разговор двух или нескольких человек. Чехов любил писать короткие рассказы. Он выбрал форму диалога, потому что эта форма не нуждается в развёрнутых высказываниях. Диалог-это ёмкая форма, с помощью которой можно дать яркую характеристику каждому персонажу. И ещё: диалог можно дополнить мимикой, жестами, интонацией...

Учитель: Молодцы ,ребята! Верно подметили стилистические особенности рассказа. Я очень довольна вами сегодня. А сейчас
послушаем миниатюру одного из представителей второй группы.

Яна: Короткие реплики А. П. Чехова помогают читателю понять и оценить поведение героев. Полицейский надзиратель Очумелов меняет своё мнение по поводу собаки, укусившей золотых дел мастера Хрюкина ,несколько раз.  Автор показывает колебания Очумелова, изменение тона его речи с помощью вопросительных и восклицательных предложений. Сомнение звучит в предложениях: И этакую собаку держать? Где же у вас ум? Так это ихняя собачка? Восклицательные предложения также усиливают эмоционально-экспрессивный тон речи героя. Внимательный читатель видит в рассказе Чехова обличение подобострастия, угодничества, пошлости-черт, которые так ненавидел в человеке сатирик и против которых боролся всю свою сознательную жизнь. Комический эффект речевых характеристик персонажей дополняют их фамилии: Хрюкин, Очумелов. Последний «очумел» от неразрешимой задачи.

Учитель: Спасибо, ребята, за урок. Вы правильно поставили перед собой задачу и справились с её решением. Слово на уроке было предоставлено каждому из вас. Приятно отметить, что ваш коммуникативный уровень значительно вырос по сравнению с прошлым  годом. Я попрошу вас сегодня оценить свою работу на сегодняшнем уроке самостоятельно и объективно. Числитель дроби-ваша оценка, знаменатель-моя оценка. Я думаю, что вы легко справитесь  с этой задачей: в роли учителя на моих уроках вы бывали не раз.

Домашнее задание:1 гр.-режиссёры( продумывают постановку рассказа).

2 гр.-актёры( пробуют себя на  роль Очумелова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству А.П.Чехова 6 кл

Урок по творчеству А.П.Чехова 6 класс...

методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.

Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...

Конспект открытого урока по творчеству А.П.Чехова

Тема: Юмор в рассказе А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".ЦЕЛИ:Обучающие:1.     Расширение знаний о творчестве писателя, знакомство с рассказом А.П. Чехова  «Лошадиная фамили...

Урок по творчеству А.П. Чехову

Цель:     Научить детей работать в ситуации целостной учебной деятельности;    Творческое применение полученных знаний, перенос модели усвоенного способа конструированию ...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова - 2

Данный сценарий по рассказу А. П. Чехова поможет учителю сделать открытый урок или мероприятие, посвященное творчеству писателя, ярким, веселым, незабываемым....

Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"

Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....