Урок по творчеству А.П. Чехова
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока русского языка
«Язык персонажей А.П. Чехова как средство
обличения пошлости и мещанства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Астапковичская средняя школа» д. Астапковичи Рославльского района Смоленской области.
Конспект урока русского языка
«Язык персонажей А.П. Чехова как средство
обличения пошлости и мещанства».
Учитель Петухова Нина Петровна
Цель: раскрыть экспрессивные возможности речевых характеристик
персонажей рассказов А. П. Чехова,
показать, как работает диалог (одна из форм коммуникативного общения) в языке художественного произведения
для выражения авторской идеи,
развивать творческие способности учащихся;
учить работать в группах.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: тексты рассказов А.П. Чехова, толковые словари.
Ход урока.
1.Слово учителя о задачах урока.
Сегодня, ребята, мы проводим необычный урок - урок-исследование.
Если до этого мы знакомились с содержанием рассказов Чехова и анализировали их, то сегодня мы обратимся к языку персонажей А.П Чехова. Мы проведём лингвистический эксперимент: поработаем в группах (проведём исследовательскую работу) и в конце урока напишем сочинение - миниатюру на тему: «Функция знаков препинания в рассказе «Хамелеон», сделаем вывод о том, для чего в речи используется диалог. Полученные на уроке знания помогут вам без проблем справиться с заданиями на экзамене в форме ГИА.
2. Новый материал. Язык персонажей А. П. Чехова как средство обличения пошлости и мещанства.
Учитель: Я просила вас дома ещё раз перечитать текст рассказа Чехова «Хамелеон», повторить виды предложений по цели высказывания, тему «Диалог», подготовить сообщение.
Послушаем сообщение, подготовленное Валерией.
В великом наследии русской сатиры особое место принадлежит творчеству А.П.Чехова. В течение всей жизни А. П. Чехов неизменно обращался к сатире, развивал и углублял сатирическое начало в своём творчестве. Чехов создал огромную галерею людей, которые превратились в пошляков и обывателей. А. М. Горький писал: «…никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины». В круг пошлых персонажей Чехова входят представители самых различных положений, чинов, профессий, возрастов. В его рассказах героями являются и военные, и служащие, и кассиры, и телеграфисты, и полицейские, и представители интеллигенции(учителя, врачи, студенты, гимназисты, редакторы, бездарные живописцы, провинциальные актёры и др.)
Учитель: Ребята, скажем спасибо Валерии. Она показала нам сатирическую направленность произведений Чехова и помогла определить круг пошлых персонажей сатирика. А теперь посмотрим, какими стилистическими средствами А. П. Чехов высмеивает пошлость. Первая группа работает с репликами Очумелова, вторая отвечает на вопрос: «Как с помощью языка персонажей Чехов обличает пошлость и мещанство?»
(Учащиеся работают в группах).
Учитель: Итак, давайте ответим на вопрос: «Какое стилистическое средство использует Чехов для обличения хамеленства?»
(Речевая характеристика героев).
Учитель: Верно. А в чём её особенность? Давайте посмотрим и попробуем ответить на мой вопрос.
(Реплики Очумелова разные, хотя в них говорится об одном и том же: о бродячей собаке ).
Учитель: От чего зависит моментальная смена мнений героя ?
(От положения человека в обществе.)
Учитель: Да. Большое значение для хамелеоновских превращений имеет погоня за деньгами. Есть у человека деньги, чины-есть и уважение к нему. Нет денег-нет почёта и уважения. Вместо любезных комплиментов появляется резкий тон, вплоть до грубостей. Обратимся к рассказу «Хамелеон» и проведём исследование языка произведения.
Беседа.
1.Учитель:Я просила вас поискать в Толковом словаре значение слова «хамелеон».
(Хамелеон-порода ящериц, меняющая окраску за счёт окружающей среды).
2.Кто в рассказе напоминает хамелеона?
(Надзиратель Очумелов). Он меняет своё мнение в зависимости от того, кто является хозяином собаки).
3.Какие изобразительно-выразительные средства использует Чехов в рассказе?
(Метафора, антитеза).
4.Какие низкие человеческие качества осуждает Чехов в рассказе «Хамелеон»?
(Угодничество, приспособленчество).
5.Расскажите сюжет произведения.
(Полицейский надзиратель Очумелов расследует «событие», взволновавшее обывателей города: золотых дел мастера Хрюкина укусила собака.)
Учитель: Найдите и зачитайте реплики Очумелова. Пожалуйста, Диана.
(«Я покажу вам, как собак распускать. Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий рабочий скот. Я покажу ему кузькину мать!.. Елдырин,- обращается надзиратель к городовому,-узнай, чья это собака и составь протокол! А собаку истребить надо! Не медля! Она, наверно, бешеная…»
Учитель: Как вы можете охарактеризовать речь Очумелова?
(Речь Очумелова, пока он не знает, чья собака, пестрит грубыми выражениями: «мерзавец», «покажу кузькину мать», собаку «истребить»).
Учитель: Какие события происходят дальше? Пожалуйста, Маша.
(Очумелов слышит, что собака принадлежит генералу Жигалову и тут же обвиняет во всём золотых дел мастера Хрюкина).
Учитель :А теперь посмотрите, к какому отвлекающему маневру прибегает в этот момент Очумелов.
Владислав: Он приказывает снять с себя пальто. Я зачитаю цитату. «Генерала Жигалова? Гм … Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас, как жарко. Должно полагать, перед дождём…Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?» - обращается Очумелов к Хрюкину.-Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вот какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы сорвать…Ты … ведь известный народ! Знаю вас,чертей!» Учитель:Какие по интонации предложения использует Чехов при описании реплик Очумелова?
Ульяна: Вопросительные и восклицательные
.Учитель: Как вы думаете, для чего делает это автор?
Ксения: Наверно, для того, чтобы показать, как Очумелов меняет тон речи в зависимости от перемены ситуации
Учитель: Согласна с вами. Но вы забыли отметить ещё одну деталь: в обеих репликах восклицательными и вопросительными предложениями создаётся эмоционально-экспрессивный тон речи. А служит он для того, чтобы дать противоположную оценку одного и того же явления. Найдите в тексте и зачитайте пару реплик ,содержание которых контрастно друг другу.
Максим: Очумелов, считая собаку бродячей, говорит: - У генерала собаки дорогие, породистые, а это чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида…подлость одна только. И этакую собаку держать? Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или в Москве, то знаете, что было бы? Там посмотрели бы в закон, а моментально- не дыши! Ты,
Хрюкин , пострадал и дела этого так не оставляй…Нужно проучить. Пора…
И тут же, услыхав реплику, что собака всё-таки генеральская, Очумелов медлит ещё мгновение: велит городовому надеть на себя пальто:
-Гм…Надень-ка, брат. Елдырин, на меня -то ветром подуло, знобит…Ты отведёшь её к генералу и пальто…Что спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал…И скажи, чтобы её не выпускали на улицу…Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака-нежная тварь…А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват…
Учитель: Вы заметили, ребята, что признанный мастер маленького рассказа, Чехов стремится к чёткости и ясности, к выразительности в описаниях, к художественной точности и экономии слов. Всего несколько реплик-и перед нами сложившийся образ. Давайте посмотрим, как построены реплики Очумелова и какую функцию они выполняют.
Илья: Я думаю, что автор преднамеренно использует в тексте вопросительные и восклицательные предложения, чтобы показать читателю, как меняется тон речи полицейского надзирателя Очумелова: он не просто эмоциональный, а с оттенком экспрессии. Сразу видно, что очередная пара реплик героя служит оценкам одного и того же явления. Причём, прямо противоположным оценкам.
Учитель: Посмотрим, каким образом построена третья пара реплик Очумелова. Слушаем Владислава-представителя второй группы.
Владислав: После ответа генеральского повара, то собак «этаких у нас отродясь не бывало», надзиратель тут же уверенно решает:-Она бродячая! Нечего тут долго и разговаривать…Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая…Истребить, вот и всё.
Учитель: Оказывается, собака принадлежит не генералу ,а его брату.
И повар не авторитетное лицо для Очумелова. И он снова, ничуть не колеблясь, меняет своё мнение и на этот раз. Читаем третью реплику.
Алина:-Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович?-спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления…-Ишь ты, господи…
Соскучились по братце…А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад…Возьми её. Собачонка ничего себе…Шустрая такая…Цап этого за палец! Ха-ха-ха…Ну, чего дрожишь? Ррр…рр…Сердится, шельма…цуцик этакий…
Учитель: Подведём итоги. Вы увидели, что в первой реплике надзиратель решителен и категоричен. Он краток: бродячую собаку надо истребить. Но посмотрите, как быстро меняется мнение и тон речи Очумелова во второй реплике: напускная строгость заменяется умилённо-радостными восклицаниями. Почтительное отношение надзирателя к обладателям высоких чинов передаётся тем, что он о генерале и брате его говорит во множественном числе, употребляет ласкательный суффикс-ец: «…братец ихний приехали…» «Соскучились по братце?» Несколько секунд назад у него было другое мнение насчёт судьбы собаки. А сейчас он восхищается не только собакой, но и укусом её, называет ласково, употребляя уменьшительно-ласкательный суффикс -к: собачка. Пренебрежительный суффикс-онк-в контексте приобретает оттенок похвалы и ласки. Дополняет умиление Очумелова качественное прилагательное «шустрая».
Итак, мы видим, что для обличения угодничества и подхалимства Чехов использует в качестве основного стилистического средства речевую характеристику персонажа, реплики которого представлены антитезой и относятся к одному и тому же явлению. Чем же объясняется исключительный интерес Чехова к языку персонажей как к важнейшему средству сатирического осмеяния проявлений пошлости и мещанства? По-видимому, интерес этот основывается на основных эстетических принципах писателя: Чехов утверждал, что быть талантливым-значит «уметь освещать фигуры и говорить их языком». Создаётся впечатление, что писатель стоял рядом со своими героями и слушал их диалог.
Учитель: «Как вы думаете, ребята ,для чего Чехов в своём рассказе использует диалогическую форму общения персонажей?
Валерия: Я думаю, чтобы показать уровень культуры человека ,его мышления, интеллекта. Ведь все знают, что важнейший показатель культуры человека-это речь. Чтобы овладеть богатствами языка, человек должен всю свою жизнь совершенствовать речь. У героев Чехова этого стремления не видно. Мне кажется, что Чехов в своём рассказе высмеивает не только угодничество и чинопочитание героев, но и их полное невежество.
Илья :Хочу напомнить, что такое диалог. Это разговор двух или нескольких человек. Чехов любил писать короткие рассказы. Он выбрал форму диалога, потому что эта форма не нуждается в развёрнутых высказываниях. Диалог-это ёмкая форма, с помощью которой можно дать яркую характеристику каждому персонажу. И ещё: диалог можно дополнить мимикой, жестами, интонацией...
Учитель: Молодцы ,ребята! Верно подметили стилистические особенности рассказа. Я очень довольна вами сегодня. А сейчас
послушаем миниатюру одного из представителей второй группы.
Яна: Короткие реплики А. П. Чехова помогают читателю понять и оценить поведение героев. Полицейский надзиратель Очумелов меняет своё мнение по поводу собаки, укусившей золотых дел мастера Хрюкина ,несколько раз. Автор показывает колебания Очумелова, изменение тона его речи с помощью вопросительных и восклицательных предложений. Сомнение звучит в предложениях: И этакую собаку держать? Где же у вас ум? Так это ихняя собачка? Восклицательные предложения также усиливают эмоционально-экспрессивный тон речи героя. Внимательный читатель видит в рассказе Чехова обличение подобострастия, угодничества, пошлости-черт, которые так ненавидел в человеке сатирик и против которых боролся всю свою сознательную жизнь. Комический эффект речевых характеристик персонажей дополняют их фамилии: Хрюкин, Очумелов. Последний «очумел» от неразрешимой задачи.
Учитель: Спасибо, ребята, за урок. Вы правильно поставили перед собой задачу и справились с её решением. Слово на уроке было предоставлено каждому из вас. Приятно отметить, что ваш коммуникативный уровень значительно вырос по сравнению с прошлым годом. Я попрошу вас сегодня оценить свою работу на сегодняшнем уроке самостоятельно и объективно. Числитель дроби-ваша оценка, знаменатель-моя оценка. Я думаю, что вы легко справитесь с этой задачей: в роли учителя на моих уроках вы бывали не раз.
Домашнее задание:1 гр.-режиссёры( продумывают постановку рассказа).
2 гр.-актёры( пробуют себя на роль Очумелова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-671315-1442850554.jpg)
методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.
Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/08/picture-863010-1481186379.jpg)
Конспект открытого урока по творчеству А.П.Чехова
Тема: Юмор в рассказе А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".ЦЕЛИ:Обучающие:1. Расширение знаний о творчестве писателя, знакомство с рассказом А.П. Чехова «Лошадиная фамили...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-693750-1445531619.jpg)
Урок по творчеству А.П. Чехову
Цель: Научить детей работать в ситуации целостной учебной деятельности; Творческое применение полученных знаний, перенос модели усвоенного способа конструированию ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/18/picture-60319.jpg)
Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова
Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/18/picture-60319.jpg)
Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова - 2
Данный сценарий по рассказу А. П. Чехова поможет учителю сделать открытый урок или мероприятие, посвященное творчеству писателя, ярким, веселым, незабываемым....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493581-1412692165.jpg)
Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"
Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....