экологическое воспитание на примерах литературных произведений
учебно-методический материал по литературе на тему

экологическое воспитание на примерах литератуных произведений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание через творчество русских писателей о природе и сохранении окружающей среды.

«Наш общий дом – планета Земля»

    «Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша». А.П. Чехов

    Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема достаточно важная. Особое внимание к содержанию и методам развития экологической культуры школьников определяется необходимостью рассматривать этот процесс как непрерывный и систематический. Также особым значением этого периода детства – его благоприятностью для эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

   Для того, чтобы расширять знания, развивать эрудицию школьников, повышать их общую культуру, нужны дополнительные уроки, внеклассные мероприятия. Данный материал очень важно для создания благополучного интеллектуального фона обучения, для развития познавательных интересов школьников.

   Человек – часть природы, биологическое и социальное существо, которое имеет свои индивидуальные черты и проявления, развивающееся в деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.

   Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Эта проблема актуальна и для взрослых, и для молодёжи. Охрана и защита природы позволяет новому поколению ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

  «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,- утверждал Базаров. Для тургеневского нигилиста подобное утверждение вполне естественно и очевидно. Кто только не провозглашал природу мастерской, в которой можно хозяйничать по своему усмотрению! Причём главный лозунг звучал так: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». Именно «взять», то есть отнять, совершенно не задумываясь о последствиях. С самого начала прошлого столетия началось активное наступление на природу по всему фронту. Человек вторгся святая святых – в саму природу, изменяя её коренные свойства. У нас в стране немало печальных и трагических примеров. А другие писатели и поэты считают природу разумной сферой, стремящейся к совершенству и находящейся в дружественной гармонии с человеком. Продолжая традиции Пушкина и Тютчева, Заболоцкий замечает скромную, неброскую красоту среднерусской природы, её внутреннюю, как бы запрятанную, прелесть. Мысль о том, что природа способствует духовно-нравственному самоопределению, осмыслению важнейших вопросов земного бытия, звучит во многих произведениях современной литературы. «Природа и сама стремится к совершенству», - заверяет поэт В. Фёдоров. Обращаясь к людям, призывает: «Не мучайте её, а помогайте ей». Совершенствование себя и совершенствование окружающей жизни – вот две заповеди, которые не устаёт внушать природа, открывая свои тайны. Стремление к совершенствованию у поэта Н. Рубцова неразрывно связано с желанием сохранить в себе первозданную духовную чистоту. Эта мысль проходит через все его стихи.

    Современные писатели стараются показать гармоничное сочетание человека и природы, ищут и открывают в природе прекрасные стороны души человеческой. «Я замер от собственного, как мне показалось, окружающего меня восторга, - признаётся герой рассказа В. Быкова «Чок-получок», стоя на берегу реки ранним осенним утром. – Сто лет я не видел такого восхода солнца…» «Когда всё в природе обретает долгожданную миротворность, когда слышно лишь младенчески-чистую душу её, - говорит В. Астафьев в повествовании «Царь-рыба». - В такие минуты остаёшься как бы один на один с природой и ощущаешь себя частицей её. И разговариваешь с нею, но не словами, а чувством нашей общности, пониманием, преданностью друг другу, что выразить звуком невозможно». «Зов земли» - это могучий источник духовного мужества, душевной прочности, это спасительный психологический тыл, куда возвращается человек, если становится невыносимо. Герой рассказа В. Шукшина «Алёша Бесконвойный», задумываясь над смыслом жизни, понимает, что только любовь к природе, «зов этой земли» согревает его душу, вливает в него новые силы. Любя детей, особенно маленьких, Алёша не переставал удивляться мудрости природы, порождающей эти беспомощные существа: «Вот уж, правда, что стебелёк малый: давай цепляйся теперь изо всех силёнок, карабкайся. Впереди много всякого будет, держись за землю». Да, земля наша мудра, и надо все силы отдать на её сбережение. Роман Д. Гранина «Картина» так и ставит вопрос: плохо, если у человека отсутствует чувство природы, ибо только оно несёт в себе связь с землёй и солнцем. Один из персонажей романа – философ – размышляет: «Детям образование, специальность дадут. А как научить их видеть красоту? Только через природу и искусство. У нас природы сколько угодно. Вот и нужно её детям показывать».

   Никогда ещё литература не говорила с такой силой о судьбе человека и природы, земли, где живёт человек. Тревога доходит до отчаяния. И действительно, мрачные, поистине, драматические интонации возникают в современной литературе, когда речь заходит об исчезновении сотен и тысяч «малых» родин, с которых когда-то начиналась наша Русь. Часто человек не воспринимает окружающий его мир природы как источник созидания, красоты, жизненной силы. Он должен вглядываться в окружающий мир, осознавать частью природы.

        Чувство прекрасного, понимания красоты в природе неразрывно связано с нравственной сущностью человека. Надо, чтобы мы не только научились понимать прекрасное в природе, наслаждаться ею, но и вобрали в себя всё совершенное, что принадлежит природе.

          Это особенно важно понять сейчас, когда перед человечеством так остро встают вопросы бережного отношения к природе, разумного использования её богатств. Природные богатства небезграничны. Бездумное, потребительское отношение человека к природе, загрязнение природной среды может привести не только к истощению её невосполнимых ресурсов, но и к экологической катастрофе. «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, -Значит, пересесть из него просто некуда». Антуан де Сент-Экзюпери

Список использованных источников:

  1. Виноградова Н.Ф. Методические беседы: Книга для учителя/Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
  2. Астафьев В.П. Царь-рыба: повествование в рассказах/В.П.Астафьев.-Санкт-Петербург: Лениздат, 2014. -511с.
  3. Чехов А.П. Дядя Ваня//Вищнёвый сад: пьесы/А.П.Чехов. – Азбука-Аттикус, 2013. -317с.

           

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры литературных произведений для аргументации

Аргументация собственного мнения при написании сочинения на ЕГЭ. Проблемы и литературные произведения с подобной проблематикой....

«Характер и образ в литературном произведении (на примере романа Фредерика Стендаля «Красное и черное»).

«Столкновение с людьми открывает нам часто глаза на самих себя. Это нравственное зеркало, от которого не следует отворачиваться». (Ф.Стендаль)      Мы продолжаем наше ...

Описание технологии гражданского и патриотического воспитания посредством драматизации литературных произведений

 В работе автор знакомит читателя с историей создания школьного театра,рассматривает вопрос о основах  театральной педагогики, делится опытом о созданиии драматического кружка в школе.  Говоря о причи...

ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Сегодня очень остро стоит проблема нравственной деградации общества. Причин этого явления множество, но можно сколько угодно говорить о них – проблема не исчезнет сама по себе, ее нужно решать. Предме...

Примеры литературных произведений к проблемам текста

материал для подготовки к выполнению задания 25 на ЕГЭ по русскому языку...