Главные вкладки

    Статья по теме:
    Описание технологии гражданского и патриотического воспитания посредством драматизации литературных произведений

     

    В работе автор знакомит читателя с историей создания школьного театра,

    рассматривает вопрос о основах  театральной педагогики, делится опытом о созданиии драматического кружка в школе.  Говоря о причинах, способствующих  возникновению и развитию детской драматургии предлагает свою   систему воспитания и обучения через школьный театр. Автор знакомит с тематикой произведений, которой даёт предпочтение при постановке спектаклей и объясняет свой выбор.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opiya_vystavki.doc140.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    3

    I.Из истории создания школьного театра.

     Школьный театр возник в учебных заведениях Западной Европы в эпоху Средневековья (15-18 вв.),  позднее в России (17-18вв.). Он изначально был наделён совершенно конкретной функцией: его использовали как средство изучения латинского языка и воспитания ребят. Постепенно спектакли стали разыгрываться на национальных языках.

           Существование школьного театра имеет свои теоретические основы и тщательно разработанные правила, к которым «приложили руку» писатели-гуманисты Дж. Понтано (Италия), Ю.Ц.Скалигер (Франция), учёный и поэт Феофан Прокопович (Россия). В 16-17 вв. эта разновидность просветительского досуга  достигла расцвета в Польше, откуда перешла в Украину: много школьных драм было создано в Киево-Могилянском коллегиуме (академии). Основоположник школьного театра на Руси Симеон Полоцкий, разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации при ней театра и даже сочинил для этого театра пьесы « Комедия-притча о блудном сыне», «О Навуходоносоре царе». При Петре I школьный театр носил политический характер, прославлял новые правительственные мероприятия, как, например, пьеса «Владимир» Феофана Прокоповича, поставленная в 1705 году. Представления школьного театра показывались в учебных заведениях и на площадях во время праздников; между актами игрались интермедии - преимущественно комические сцены из народной жизни.

            Почти триста лет назад в городе Богородицке, при дворе графа Бобринского, к которому наша культура до сих пор испытывает глубокую благодарность, случилось  неординарное событие. Что же произошло? Оказывается, управляющий барским имением Андрей Тимофеевич Болотов открыл первый в России детский драматический  театр. Актёрами были дети разных возрастов, которые с удовольствием представили на суд строгой высокопоставленной публики свой первый спектакль по пьесе Хераскова «Безбожник». Успех этой постановки силами детей был столь ошеломляющий, что в 1780 году во дворцовом флигеле  детскому театру отвели специальный уголок для его дальнейшего плодотворного существования.

           Театральная деятельность выдающегося просветителя и энциклопедиста XVIII века А.Т. Болотова легла в основу увлечения детским театром не только в Богородицке, но и в других городах России. И до сих пор, в 21 веке, благодаря упорной деятельности во благо подрастающего поколения творчески активная интеллигенция – учителя, руководители кружковой работы – продолжает организовывать школьные театры и коллективы самодеятельного детского театрального творчества.

             

    4

    II. Основы театральной педагогики.

      Вся история развития самодеятельного театра в России подтверждает закономерность и необходимость его органической связи с основами «большого» искусства. Известный русский педагог Н.И. Пирогов, в нашумевшей в свое время статье «Быть и казаться» (858 г.) прямо связывал отношение к школьному театру со своим толкованием природы актерского творчества, полагая, что оно состоит в способности «обмануть» зрителя искусным подражанием, основанным на предварительном изучении людей, закономерность и необходимость его органической связи с основами их состояний, поведения в различных ситуациях. Исходя из этой посылки, он считал, что занятия драматическим искусством могут оказаться не средством воспитания, а «школой лжи и притворства». Оставляя в стороне трактовку

    Н.И. Пироговым особенностей актерского искусства, надо со всей серьезностью оценить сам пафос его мысли: для того чтобы воспитывать средствами театра, надо хорошо знать специфику данного вида искусства и возможности его воздействия на юных исполнителей.

           К этим же вопросам обращались многие русские педагоги и в начале XX века, например, Н.Н. Бахтин. Свои мысли об «обучающей», «воспитывающей» и «облагораживающей» роли театра Бахтин раскрывает, используя данные педагогики, психологии детской игры и реалистического актерского творчества. Анализируя некоторые характерные психологические особенности детской игры, Бахтин ставит вопрос о том, что сближает ее с природой сценического искусства и тем самым создает естественные предпосылки для занятий с детьми этим видом искусства, и что, в свою очередь, может дать детям школьного возраста, по сравнению с игрой, участие в педагогически направленной творческой деятельности по подготовке спектакля.

           Справедливо считая характерной особенностью реалистической сценической игры способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю, как профессионалу, так и любителю, не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение этого лица, оставаясь в то же время самим собой, проверяя свое поведение в сценических условиях с позиций общей идеи исполняемой пьесы, Бахтин отмечает, что «дети-то и способны чрезвычайно быстро переходить от действительности к воображаемой и разыгрываемой ими роли (в их детских играх)».

             Специфика же сценической деятельности, работа над доступной и полезной детям в воспитательном отношении пьесой, по мысли Бахтина, «представляет дисциплинированно этой способности, подчинение ее воле, определенному плану», и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях именно в целях нравственного и эстетического развития личности.

    5

    Это положение Бахтина перекликается с мыслями К.Д.Ушинского о роли чтения

    художественной литературы, и с более поздними известными высказываниями Н.К. Крупской о значении творческой деятельности детей для приобретения и обогащения нравственного опыта, воспитания эмоциональной отзывчивости на чужую радость или горе и т.д. Бахтин указывал на значение театра для глубокого освоения литературных произведений. Он подчеркивал большой воспитательный смысл участия детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах.

          В своем развитии театр прошел ряд стадий.

          С первых же лет Советской власти широкое распространение в нашей стране получила художественная самодеятельность, в том числе и театральная самодеятельность, как наиболее популярная и любимая людьми всех возрастов и профессий.

          Характерно, что в одном из первых программных документов Наркомпроса, касающемся проблем школьного театра, — «Драматизация в школе первой ступени» — особое внимание обращалось на общевоспитательную роль творческого освоения школьниками языка театра: «...поскольку основной сущностью драматического искусства является действие, искусство воспроизведения того или иного образа или сюжета через материал живой личности человека, постольку драматизация в особой степени может развить у детей способность воспринимать пластический образ событий, пластическое восприятие жизни вообще и себя в этой области, восприятие жизни в действии и через действие...».

           В 20-е гг. ХХ в. в статьях отдельных педагогов намечался подход к сценической работе с учащимися как средству их идейного и нравственного воспитания, формирования личности. В этой связи говорилось об исключительной ответственности руководителя театральных занятий, который, работая с детьми над сценическим воплощением пьесы, роли, всегда в той или иной степени формирует их духовный и физический облик.

         Значительный идейно-художественный рост школьного театра 30-40-х гг. ХХ в. был связан с дальнейшим развитием педагогической теории и практики, с расширением сети внешкольных учреждений и методических центров по вопросам художественного воспитания, а также с творческими достижениями советского искусства в целом, детской литературы и профессионального театра для детей в том числе.

          В послевоенные годы все настойчивее и определеннее утверждается необходимость педагогического руководства театральной самодеятельностью, но такого руководства, которое бы содействовало максимальному развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Руководители школьной театральной самодеятельности в своей работе закономерно обращаются к творческому наследию К.С. Станиславского, где вопросы

    6

    профессионального обучения рассматриваются в неразрывной связи с задачами воспитания качеств творческой личности, необходимых в любой деятельности.

             Занятия детей искусством  не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями; это труд творческий, радостный, но и упорный, направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к сделанному. Приобретение специальных знаний и умений  не самоцель. Театральные занятия должны воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений.

             Эти положения приобретают еще большую определенность в практике 50-60-х гг. ХХ в., когда в программах и в пособиях с особой настойчивостью утверждается важнейший педагогический принцип школьного театра — необходимость подчинения всех сторон его работы общим задачам и целям эстетического воспитания, неразрывно связанного с идейным и нравственным воспитанием. Обретают более конкретный смысл требования доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в выборе драматургического материала и средств его сценического воплощения и др.

              Театральная самодеятельность в настоящее время ищет пути творческого освоения и применения принципов современного реалистического театрального искусства с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся.

    III .Организация кружка в школе. Причины, способствующие возникновению и развитию детской драматургии.

               В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.

                Особое значение театральное творчество приобретает в связи с изучением русской культуры. Оно не только помогает развить с помощью игры наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте, обучить особенностям сценического воображения, но и открывает перед учащимися возможность соприкоснуться с русской культурой, знакомит с творчеством русских и зарубежных драматургов  и писателей.

               Драматический кружок объединяет юных любителей театрального искусства. Занятия в нём помогают выявить способности ребят к актёрскому

    7

    мастерству и подчас определяют их жизненный путь: немало известных мастеров советского театра начинали творческую деятельность в театральной самодеятельности. Участники кружка знакомятся с художественными особенностями творчества того или иного драматурга, писателя. Приобщаются к театральному искусству, начинают разбираться в его тонкостях.

              Школьный театр – это благоприятная среда самовыражения и самореализации ребёнка, позволяющая многим детям « найти себя», поверить в себя, преодолеть собственную робость, застенчивость, комплексы неполноценности. Театр-это ещё и коллектив, с которым идентифицирует себя школьник, коллектив со своими нормами, ценностями, идеалами. Наконец, театр – это хорошо зарекомендовавший себя механизм гуманистического воспитания.

             Каждый учитель - режиссер создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”.

            Я предлагаю  свою систему воспитания и обучения через школьный театр. Театр - это искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

    Цели и задачи кружка:

            создать коллектив, способствовать расширению общего художественного кругозора кружковцев и практическому знакомству их с элементами сценической грамоты, особенностями русской культуры;

            помогать формированию у кружковцев верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров;

           способствовать развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи;

           воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим, стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность, любовь и уважение к русской культуре.

           Театр и школа, театральное творчество и самовыражение и традиционно-обязательная школьная рутина - явления, казалось бы, несовместимые. Но если

    8

    в школе после уроков вдруг начинает действовать театр, то жизнь школы постепенно изменяется. А если учителям удается театральные подходы "принести" с собой и на урок, то такая школа вынуждена задумываться о полной перестройке механизма своей работы. Так театр, спускаясь с театральных подмостков, продолжает не только отражать, но и переустраивать жизнь вокруг себя.

               Режиссер педагогического отдела Российского Академического Молодежного Театра (РАМТ) Вадим Семенович Золотников пишет о школьном театре: « Само по себе желание играть или возможность насытить культурную жизнь учащихся может только приветствоваться, однако по степени трудоемкости, по материальным и временным затратам, театр в школе мало с чем сопоставим».

               Мы, педагоги, умудренные опытом и степенями, думаем, что в школе все определяют учителя, их желания или возможности, то на самом деле, все в школе определяют дети и та действительность, которую формируют они. Их отношения, их проблемы, их запросы и их возможности. Работа с детьми  и строится на понимании их  желаний. Настоящий театр (а школьный театр именно таковым и является) - дело, требующее очень глубокого личностного участия. Через него мир открывается в своей целостности, а человек в неповторимости.

              Драматический кружок работает в МОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа» с тридцатых годов. Даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны кружок не прекращал свою деятельность. В те далёкие сороковые  репетиция пьесы « Зоя Космодемьянская» проводилась у руководителя кружка Саблиной О. А. дома, так как в школе было холодно. Спектакль  с успехом прошёл в полном зале. За билеты выручили четыре тысячи рублей. Все деньги пошли на всеобуч. После войны руководили драматическим кружком, пришедшие с войны учителя  Суворов Александр Харитонович,   Боровиков Валентин Фёдорович. Герои Великой Отечественной войны своим примером воспитывали патриотов Родины, преподавая им азы театрального искусства.

              Много талантливых педагогов  учило в своё время детей театральному искусству. Все они, конечно, остались в памяти своих учеников.

              Руководить драматическим кружком я начала с 2006 года. В начале своей работы, я ставила задачу подготовки с ребятами  спектакля на 20-25 минут  для смотра драматических коллективов района. Встал вопрос: «С  чего начать?» Впереди было много дел, из которых самое трудное, - собрать труппу. Выход на театральные подмостки-опыт для ребят новый, неожиданный. И надо иметь особую смелость,  даже дерзость, чтобы сразу же, без раздумий и сомнений, броситься к режиссёру с криком: «Возьмите меня в кружок!»

    9

     Юному человеку свойственна в какой-то мере переоценка собственных сил. Но особый психологический механизм самозащиты личности всё равно твердит одно: «Страшновато, вдруг не справлюсь,  все будут смеяться!»

              Необходимо было заинтересовать  театральным искусством, первые шаги в котором были нелёгкими. Начала с бесед с классными руководителями, чтобы те подсказали, порекомендовали кого-то из способных ребят. В школе был вывешен плакат с предложением записаться в драматический кружок. В назначенный день собрались все желающие и приглашенные.

              Для большей убедительности мне пришлось выступить в роли актёра, а также рассказать об истории школьного театра. «Если  в годы войны в нашей школе существовал школьный театр и при показе  спектаклей клуб был полон, то чем мы хуже детей военной пары? Давайте и мы поставим свой спектакль»,- откликнулись ребята.  С согласия детей поставить  спектакль начинался  трудный путь  на сцену, к зрителям.

             Юные актёры на репетициях прошли длинный путь от нервного зажима во время первой читки своей первой роли к полной раскованности, которая необходима, если играешь на сцене перед публикой. Разучивали текст  дома, чтобы на репетициях роль, что называется от «зубов отскакивала». Запоминание ролей тренировало память и художественное воображение. На репетициях и обсуждениях ребята учились взаимодействию друг с другом . Проводились и индивидуальные репетиции. Репетиция – это в некотором роде тихая,  театральная рутина, от которой  юному зрителю ещё только предстоит получать удовольствие.

            Репетиции и прогоны спектаклей потребовали от юных актёров большой физической подготовленности. Ведь иногда репетиции длились несколько часов. Но вот, наконец  долгая подготовка закончена. Актёры выставили свою работу на суд жюри и зрителей. Спектакль удалось показать в лучшем случае три раза: в школе, на районном смотре драмколлективов и во время Покровского фестиваля. Закончатся репетиции, пройдёт премьера, и наступает какая – то пустота. Не хватает, как  раз той напряженности в работе, того азарта, с которым готовился спектакль. Необходимо срочно заполнять эту пустоту. И она компенсируется  выступлениями в районном доме культуры на праздниках. Ребята кружка выступают с художественным чтением перед ветеранами, перед матерями на День матери, перед сельхозработниками, на районной олимпиаде перед спортсменами, перед героями чеченской и афганской войн. Тематика выступлений различная. Большое внимание уделяется родному селу, краю, людям, прославившим нашу малую родину.  

            Мы не могли остановиться на достигнутом. Следующая ступень -  выход на краевые смотры, конкурсы, поездки в сёла своего района и в соседние районы.

           На занятиях кружка дети пробовали свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта. Конечно, наш кружок не ставит цель растить

    10

    будущих актеров, художников или писателей. Но я полностью согласна с мнением ученого-психолога Л.С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!". Занятия драматическим искусством, в силу своей специфики, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания, оттачивают речь, прививают любовь к литературе, национальному искусству, повышают общую культуру ребят. Ребята не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. В нашем театральном кружке они получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.

    IV.Тематика произведений, которой отдаёт предпочтение автор технологии. Почему?

          Проблема, с которой встречается каждый руководитель драмкружка – это недостаток пьес для школьных драматических коллективов.  Приходится пересматривать гору сценариев, а если ничего не найдёшь, то создавать сценарии самим на основе подобранных произведений.

          Театр часто сравнивают с общественной кафедрой, с которой миру можно вещать добро. Я полностью согласна с этим мнением. Учить быть добрым нужно уже в раннем детстве на примере русской народной сказки. Народная сказка, по выражению М.А. Рыбниковой, является « вековым педагогическим материалом, который усваивается ребёнком, прежде всего и крепче всего». Идея народных сказок, их смысл - в активной  борьбе человека со злом, уверенности в победе, прославлении труда, защите простого человека. Народная сказка насыщена общественным содержанием, пронизана верой в силы человека, в  его великое предназначение на земле. В ней воплощена извечная мечта народа о торжестве правды.

         Счастливые сказочные эпилоги дают ребёнку реальное ощущение победы высоких идейных и нравственных ценностей, служат тем наглядным выражением разумности и справедливости бытия, в котором ребёнок черпает  необходимую для начала жизненного пути уверенность.

          Творец сказочной фантастики поэтизирует своей выдумкой явления жизни, сознательно преувеличивая хорошее, чтобы оно стало ещё лучше.

    11

          Ведь в народной сказке ребёнок встречается с идеальными образами, олицетворяющими лучшие черты человеческой личности. Гиперболизируя безобразное, сказочник вызывает отвращение ко злу, желание уничтожить его.

          Именно поэтому первыми  нашими постановками были  сказки. С ними ребята выступали в детских садах, в школе, в районном доме культуры. В театральном сезоне 2006 года на конкурс драмколлективов района  была представлена инсценировка по пьесе В. Лившица « Кот Васька и его друзья».

    В помощь нашему коллективу пришёл вокально - хореографический коллектив « Ассоль», который украсил спектакль танцем «лучиков солнца». В спектакле принимали участие ребята 5- 7 классов.

         Следующей была пьеса  М.М. Рощина « Валентин и Валентина». М.М.Рощин – современный прозаик и драматург. Его пьесы прочно  удерживаются в театральном репертуаре таких театров как МХАТ им. А.П. Чехова, «Современник». Многие произведения Рощина экранизированы.

          Пьеса « Валентин и Валентина» написана в 1971 году. « Мне хотелось создать пьесу-диалог, пьесу-диспут о любви, нравственном долге, о поисках своего места в жизни,- пояснял автор свой творческий замысел.- Я ратую за самостоятельность юношей и девушек, но призываю их к зрелости чувств, душевной стойкости, умению бороться за высокие нравственные идеалы…» Развитие бытовой ситуации в пьесе ( родители не верят в серьёзность чувств детей-студентов, в их подготовленность к жизненным испытаниям и препятствуют браку) обрамляется спорами  «стаи»- ровесников и школьных друзей Валентина и Валентины. В этих спорах сталкиваются разные позиции, разное отношение к самому великому и загадочному из всех человеческих чувств:  от  категоричного его отрицания до гимна во имя любви. Автор настаивает на мысли: чтобы  восторжествовать над обыденностью и материальным расчётом, любовь должна быть не только нежной и пылкой, но и сильной и мужественной.

         Из статьи Н. Симоновой «Любите ли вы театр?», напечатанной в районной газете « Ударник труда»: «…Признаюсь честно, у меня был скептический настрой, когда настала очередь Быстрого Истока показывать свою работу. Уж очень сложную и в психологическом, и в постановочном плане пьесу М. Рощина «Валентин и Валентина» принял в постановке коллектив.  «Да невозможно подросткам сыграть героев этой пьесы», думала я. И ошиблась!!! Первые же мгновения игры актёров развеяли мой скептицизм. Художественный руководитель драматического коллектива БСШ Лилия Геннадьевна Рябова поставила спектакль в лучших традициях русской театральной школы. До мелочей проработанные мизансцены, продуманная сценография, культура сценического поведения и чистота сценической речи – всё свидетельствует о мастерстве режиссёра, её кропотливой работе с артистами.

    12

    Артисты на сцене не просто «барабанили» заученный текст, а проживали жизнь своих героев. В их глазах, жестах, мимике прочитывался внутренний монолог, а интонации выражали подтекст…». Такая оценка зрителя - вот то, ради чего стоило работать. Она  окрыляет и хочется достигнуть ещё больших высот.

               Театральный сезон 2008 года был отмечен постановкой пьесы

    Т. Макарской « День Рождения». В пьесе раскрывается образ матери – труженицы. После войны жена и муж взяли на воспитание из детского дома шестерых детей. Муж умер, и на  плечи женщины легли все заботы о детях. Люди не бросили  большую семью в беде,  помогали кто чем мог. Дети выросли  честными, трудолюбивыми. Они не боялись трудностей и отправлялись работать на самые ответственные и трудные участки : поднимать отсталый колхоз, в тайгу, на стройку в Сибирь, на службу в милицию. Цель их жизни: «что-то очень хорошее для людей сделать». Им это необходимо. Так их воспитали. Пьеса учит любить свою Родину, жить  и работать на благо людей,  почитать своих родителей. Пьеса была показана на Покровском фестивале. Одним из зрителей был наш земляк -  Народный артист России Валерий Сергеевич Золотухин. Посмотрев постановку «День рождения», он сказал:

    « Очень непростое сочинение выбрали вы для сцены, и у вас всё получилось». Нам очень дорога была эта оценка. Значит, не зря работали, значит, есть ещё потенциал.

          Театральный  сезон  2009 год. Для участия в конкурсе была взята пьеса М. Рощина « Спешите делать добро». В её основу  положена необычная ситуация. Инженер Мякишев спасает девочку-подростка, решившуюся на самоубийство от чувства одиночества, ненужности в своей неблагополучной, но все-таки родной семье. Мякишев забирает Олю к себе домой, где та из замкнутого, запуганного зверька превращается в веселую щебетунью, обнаружив на редкость добрый нрав. Так в размеренный быт столичной семьи вторгается недетская драма Оли Соленцевой, которая становится для окружающих нравственным испытанием. Вот только поступок благодетеля вызывает неоднозначную реакцию среди его соседей и сослуживцев, особое недоумение испытывает жена Мякишева. Сложный эмоциональный фон в новой семье не остается незамеченным  Олей, и она принимает важное решение: сделать доброе дело - уйти из приёмной семьи, пожертвовав своим счастьем ради их спокойной жизни. Драматург показывает, как порой важно не только сделать, но и отстоять добро.

            В 2010 , посвященном Году учителя, мы остановились на киноповести Георгия Полонского  « Доживём до понедельника».

    Это одно из лучших произведений о школе, о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов, о том, как важно встретить в жизни настоящего Учителя.

          Произведения о школе всегда были любимы зрителями и почти всегда вызывали острые дискуссии, жесткие полемические выпады, суровую критику. Все ждали поучительного рассказа, правильных акцентов, показательного

    13

    урока. Пьеса «Доживем до понедельника» при всей серьезности обсуждаемых проблем отвечала этим требованиям. Прежде всего, в ней был положительный герой -  учитель-историк, классный руководитель 9 «В», человек, знающий свой предмет и любящий своих учеников. Он не ортодокс и готов учить и учиться сам, понимая главное: в школе нужно не только увлечь своим предметом, но и воспитывать подопечных, сделать их не только знатоками, но и людьми.

          В школе, как и в любом человеческом сообществе, происходит много неординарных событий. Только здесь они приобретают особую напряженность, становятся источниками драм, способных сломать человеческую судьбу. Все началось с анекдота: ученик принес в класс ворону, а учительница Наталья Сергеевна выбросила ее в окно. Месть учащихся не заставила себя ждать — ребята не явились на занятия. Следующий акт драмы — сочинение на тему «Мое представление о счастье». Искренне рассказанные «представления» шокируют преподавательницу литературы. В отместку ей Генка Шестопал сжигает сочинения, пробравшись в учительскую. Теперь предстоит разбирательство инцидента, которое грозит школьнику страшной  карой, ведь в педсовете будут участвовать очень разные учителя. И обиженные судьбой, и те, кого тешит абсолютная власть над другими, и обуянные административным восторгом, и умные, тонкие преподаватели, для которых учительство — призвание. Да и сам Мельников попал в трудную ситуацию. Он полюбил молодую учительницу, свою бывшую ученицу, с которой теперь должен вместе работать и с которой вынужден вступить в конфликт.  

          Напряженность школьного сюжета, присутствие лирической линии, открытый финал  обеспечивали зрительский  интерес. Школьный спектакль получился именно таким, каким его и хотели видеть — драматичным, напряженным и добрым.

          Произведения, которым мы отдаём  предпочтение при постановке спектаклей, учат жить по нравственным законам, воспитывают в детях умение бороться против зла и подлости в любых ее проявлениях. Ведь именно отечественная литература, предоставляет богатейший материал для формирования патриотических чувств,  духовно-нравственных качеств.

           Особое место в работе драматического кружка отводится патриотическому воспитанию. Кружковцы принимали участие в праздновании 65- летия Победы в Великой Отечественной войне. Силами кружка  был подготовлен концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Приняли участие в митинге 9 мая.

          Большое значение в воспитании патриотических чувств играет творчество русских писателей и поэтов.  Выступая на районных праздниках талантов, на

    окружных и краевых конкурсах  ребята читают  стихи и прозу  М. Исаковского, Ев. Долматовского, В. Шукшина, К. Симонова, Р. Казаковой и многих других авторов.

         

    14

     На творчестве наших поэтов воспитываются поколения русских людей, да и не только русских, но и народов СНГ и народов мира. Любовь к Отечеству, гордость за свою страну, сквозившие в произведениях, оказывают влияние на воспитание чувства патриотизма у молодёжи, гордости за дела своих предшественников.

           Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то почему-то всегда подразумеваем  военно-патриотическое воспитание. Я считаю, что, конечно, надо готовиться к тому, чтобы защищать Родину, но никогда не надо готовиться  к войне. По-моему, все-таки мы мирные люди, хотя "наш бронепоезд, конечно, стоит на запасном пути". Но давайте думать еще и о мире. А когда мы начинаем думать о мире, то мы, прежде всего думаем о нашей родной культуре, об искусстве.

    V.Воспитание любви к малой Родине на примере жизни и деятельности выпускника нашей школы В.С. Золотухина и алтайского писателя

    В. М. Шукшина.

           Как воспитать любовь к малой родине? Как найти её истоки? Сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Скорее всего, любить Родину мы учимся в раннем детстве. Эта любовь начинается с малого – с любви к матери, семье, близким. Затем – к школе, родному краю, его природе. Как огромная река рождается из малого, слабого ручейка, затерянного где-то в таёжных дебрях, так и любовь к малому и близкому превращается в высокое чувство-патриотизм. И как без подпитки из ручейка не родится полноводная река, так и малая любовь не превратится в любовь к Родине. Поэтому главной задачей педагога в формировании чувства патриотизма является умение найти подход к ребёнку, чтобы научить его сочетать личное с общественным, научить его регулировать своё поведение в соответствии  с выработанными нравственными нормами, направленными на созидание и добро.

           В наше время, в век электроники, технического прогресса, когда машины выполняют сотни операций и заменяют людей, встает первоочередная проблема – проблема душевной теплоты. К сожалению, сейчас назрела серьезная необходимость всем нам напоминать друг другу такие простые и нужные слова: “нравственность”, “добро”, “гуманизм”. Именно сейчас всем нам, и взрослым, и детям, надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь, мимо тех, кто нуждается в нас. Черствость души – самая страшная болезнь на свете. В свое время Чехов говорил: “Спешите делать добро!”

    В.М.Шукшин говорил: “Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко

    добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…”

    15

     Много талантливых людей выросло на Алтайской земле, но особое место среди них занимает Василий Макарович Шукшин, разносторонне одаренный человек: в памяти россиян он остался как талантливый писатель, актер, режиссер.

         Шукшин не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Они не могут не волновать как взрослых, так и детей.

        Особое место в его произведениях занимает любовь к малой родине.

        Он любил её и писал: “Родина… Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”.

    Ребята из драматического кружка часто выбирают для своих выступлений отрывки из  произведений В.М. Шукшина. Высоко оценены выступления ребят на  краевых конкурсах, где были прочитаны «Признание любви к родине»,

     « Ванька Тепляшин».

         Из рецензии выступления Кристины Рябовой на конкурсе «Благослови тебя, моя родина...», которую  написала председатель жюри, заведующая кафедрой «Театральной режиссуры и актёрского мастерства» Алтайской Государственной академии культуры и искусств, кандидат искусствоведения, профессор Е.Ф. Шангина: «Представленное чтение, посвященное творчеству В.М. Шукшина, производит достаточно сильное эмоциональное впечатление. Её страстная позиция как чтеца, заставляет не только внимательно слушать, но благодаря акцентам вникать в подтекст, скрытый смысл, лежащий за словами…»

    « Родина…Я живу с чувством что когда - нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, чтобы постоянно ощущать в себе житейский « запас прочности», всегда есть куда вернуться, когда станет невмоготу…Я думаю, что  русского человека во многом выручает сознание этого вот - есть ещё куда отступать. Есть где отдышаться, собраться с духом».

                                                                                               В. М. Шукшин.

    Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради тёплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваясь из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.

    Много лет Народный артист России Валерий Золотухин не мог себя заставить вернуться в родные края. Но однажды приехав, теперь часто сюда возвращается.

             Человеку на всё хватает сил, если он не теряет связи со своей малой родиной.

             В.С. Золотухину хватило сил не только вернуться на родину, но и сделать

    много полезного для своих земляков. В Быстром Истоке  теперь красивая церковь с устремленной в небо маковкой и чистым колокольным перезвоном.

              Впрочем, строительством храма на малой родине популярный актер не ограничился. Он стал художественным руководителем Молодежного театра Алтая в Барнауле и сразу решил проблему  строительства нового театрального здания.

    16

             Каждый год в нашем селе проходит Покровский фестиваль не только как православный, но и театральный праздник. За восемь лет его проведения  у нас не раз бывали артисты московского театра, ежегодно со своими спектаклями приезжает Алтайский молодёжный театр. Мы имели возможность ближе познакомиться с  известными актёрами кино Александром Панкратовым - Чёрным, Никитой Высоцким, Михаилом Евдокимовым и многими другими.  

            Каждый год на фестивале проводятся мастер классы по театральному искусству. Выступают лучшие  театральные коллективы Бысроистокского района. Частые гости фестиваля -  артисты из Кемеровской области.

            Наш театральный коллектив «Искорка»- победитель районных смотров –конкурсов драмколлективов  ежегодно приглашается для выступления на Покровский фестиваль. Выступления на фестивале дают  возможность ребятам не только показать свою работу, но и увидеть игру настоящих профессионалов. Кружковцы знакомятся с творческими людьми, набираются  опыта.

           Ребята гордятся, что выросли в селе, куда приезжают знаменитости, которых можно увидеть не только на экране, но рядом, на одной сцене,  получить от них совет. Кружковцы благодарны В. С. Золотухину за его отзывы о наших спектаклях, за те советы, которые он им дал.

          В этом году юбилей у Валерия Сергеевича. Силами кружка готовится к постановке спектакль по повести В.С. Золотухина « На Исток – речушку». Отдельные сцены из спектакля были уже показаны на юбилее Быстроистокской школы и одобрены зрителям.

         Гордость за своё село, гордость за своих знаменитых земляков воспитывает в детях патриотизм. Просматривается тесная связь патриотического воспитания с нравственным, с воспитанием в человеке уважения к тому, кто рядом, к самому себе.  Доставить удовольствие  своим землякам, поставив хороший спектакль,- это одна из  главных задач  драмколлектива.

    VI. Результативность участия в районных смотрах, краевых конкурсах.

    2006 год

          Грамота за участие в районном смотре драмколлективов.

    2007 год

          Диплом победителя районного смотра драмколлективов.

          Дипломами за лучшее исполнительское мастерство награждены Панарина Юлия, Татевосян Мариам, Гилёв Максим.

    2008 год

          Диплом II степени в  районном смотре - конкурсе драматических коллективов.

          За лучшее исполнительское мастерство награждены дипломами Гановская Валентина, Панарина Юлия, Замолотских Марина.

    17

          Грамота комитета по культуре района за активное участие в 6-м районном Покровском фестивале.

          Грамоты комитета по культуре района за активное участие в 6-м районном Покровском фестивале получили Гановская Валентина, Панарина Юлия, Замолотских Марина, Рябова Кристина, Кузнецова Ирина.

          Приняли участие в XIII Открытом городском фестивале детского художественного творчества, посвящённом году семьи « Волшебная свирель». Дипломами II  степени награждены Кузнецова Ирина и Рябова Кристина.

    Грамотами за высокое исполнительское мастерство в районном смотре талантов « Весенняя капель» награждены Рябова Кристина и Кузнецова Ирина.

         Грамотой отдела по культуре награждены Кристина Рябова, Клишина Марина за участие в XI региональном фестивале композиторов под открытым небом « Песни Иткульского лета», пропаганду народного творчества в Быстроистокском районе и высокое исполнительское мастерство.

    2009 год

           Диплом I степени в районном смотре театральных коллективов, посвященном 80-летию В. М. Шукшина.

           Дипломы за  лучшее исполнительское мастерство получили Клишина Марина, Матин Станислав.

           Почётной грамотой награждена руководитель театрального коллектива Рябова Лилия Геннадьевна за подготовку учащихся к районному смотру театральных коллективов, посвящённому 80-летию В.М. Шукшина.

          Дипломом  Лауреата II краевого видео конкурса  «Благослови тебя, моя родина…», за артистизм и выразительное чтение публицистики

    В.М. Шукшина награждена Кристина Рябова .

          Дипломом  III степени  за участие во II фестивале народного творчества

    « Калина красная», посвященном 80-летию со дня рождения В. М. Шукшина  награждена Кристина Рябова.

          Приняли участие в XIV Открытом городском фестивале детского художественного творчества, посвящённом 300-летию города Бийска. Дипломами I степени награждены Ирина Кузнецова  и Рябова Кристина.

    2010 год

          Диплом I степени в районном смотре- конкурсе драматических коллективов « Волшебная Рампа».

         Отмечены лучшие актёры  Матин Станислав, Клишина Марина, Юсупова Алёна, Рябова Кристина, Медведев Александр, Бойкова Татьяна, Пенкина Наталья.

          Диплом Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся « Портфолио» за исследовательскую работу « Любите ли вы театр?» получила Рябова Кристина.

          Дипломом Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ

    « Портфолио» за руководство учениками, предоставившими на конкурс исследовательские работы, награждена руководитель драматического кружка Рябова Лилия Геннадьевна.

    18

         Дипломом I степени награждена Рябова Кристина и Дипломом  III степени награждена Кузнецова Ирина участники XV Краевого фестиваля художественного  творчества « Волшебная свирель».

        Приняли участие в XII межрегиональном фестивале композиторов под открытым небом. Грамотой фестиваля награждена композитор Кристина Рябова.

     Дипломом  окружного этапа краевого конкурса патриотической песни « Пою        моё Отечество» награждена Рябова Кристина.

     Грамотой отдела Администрации Быстроистокского района по образованию за создание песни « За Победу» и активное  участие в работе по патриотическому воспитанию населения в Быстроистокском районе награждена Кристина Рябова.

           Грамотой за многолетний труд по патриотическому воспитанию учащихся и молодёжи в селе в год 65-летия Великой Победы награждена руководитель драматического кружка « Искорка» Рябова Лилия Геннадьевна.

          Грамотой отдела культуры Администрации Быстроистокского района Алтайского края за плодотворную работу в деле патриотического воспитания подрастающего поколения награждена руководитель драматического кружка

     « Искорка» Рябова Лилия Геннадьевна.

    Литература

       1.А. Я Михайлова. Театр в эстетическом воспитании младших школьников.М. « Просвещение» 1975год.                                                            

    2. И. А Агапова, М.А. Давыдов. Школьный театр., М.  «  ВАКО»2006 год.      

     3. Энциклопедический словарь юного зрителя. М. « Педагогика» 1989 год. 4.http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/15/15 Статья « Создаём школьный театр».                                                                                                                          

     5.Сабатаева Алла Анатольевна. Вечер памяти В.М. Шукшина "Калина красная" http://festival.1september.ru

    Приложение

    Диск 1

    1 Фрагмент спектакля по пьесе М. Рощина « Валентин и Валентина».

    2.Спектакль по драме М.Рощина « Спешите делать добро».

    3.Спектакль по киноповести Г. Полонского « Доживём до понедельника».

    Диск 2

    1. Инсценировка по повести В. Золотухина « На Исток - речушку».

    В.Шукшин « Признание в любви к родине»( читает Кристина Рябова).

    3.В. Шукшин « Ванька Тепляшин»( читает Кристина Рябова).

    4.Песня « За Победу!»- исполняет автор.

    5. «Молитва матери».

    6. Сценка « Зоотехник»

    7.Стихотворение « Ещё одна война»( читает Кристина Рябова).

    8.Монолог « Меня мама учила»(читает Ирина Кузнецова)

    Диск 3

    1. Портфолио драматического кружка « Искорка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования

    Гражданское  и патриотическое воспитаниев условиях модернизации образования.          Проблема гражданского воспитания и становления личности, к...

    Гражданское и патриотическое воспитание школьников

    Гражданское и патриотическое воспитание школьников...

    Гражданское и патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочное время.

    Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного ч...

    Музей образовательного учреждения как средство гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. (из опыта работы)

    В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражд...

    Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.

    Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий)  в гражданском и патриотическом воспитании....

    Методика использования компьютерных технологий при организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся

    Описание авторского опыта использования компьютерных технологий при организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся адресовано преподавателям информационных технологий и орган...