Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании
статья по теме

Иванова Вера Игоревна

Аннотация


Предлагаемая вниманию читателей статья является итогом совместной деятельности педагогического коллектива ГОУ Школа № 268 Невского района Санкт-Петербурга по поиску современных технологий воспитательной работы гражданского и патриотического направления средствами школьного музея, что значительно усиливает воспитательную функцию образования.  В статье рассматривается суть создания в школе созидательного сообщества детей и взрослых на примере сообщества школьного музея, которое постоянно развивается как сообщество-коллектив и развивает каждого своего участника. Далее мы проанализировали, как работает в нашей Школе сообщество школьного музея на первых этапах своего развития и,  к каким итогам мы пришли за один год работы сообщества.
Статья предназначена в первую очередь руководителям  образовательных учреждений, руководителям школьных музеев, учителям и другим педагогическим работникам, которых интересует эта тема.  
В статье использованы материалы книги «Образовательная программа – маршрут ученика: Ч.2» из серии «Школа на пороге нового века» под общей редакцией д.п.н., профессора, члена-корреспондента РАН А.П. Тряпицыной, д.п.н., профессора Е.И. Казаковой. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pioner.doc989.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании»

                                  Личность не может развиваться в рамках потребления,

                                   её развитие   необходимо предполагает смещение

                              потребностей на созидание, которое одно не знает границ.

А.Н. Леонтьев

       

       Многие отечественные ученые и практики разрабатывают новые подходы к методологии и технологии воспитания на современном этапе, опираясь при этом на лучшие традиции российской педагогики. Существует много определений понятия технология. Хочу  обратить ваше внимание на одном из них. «Технология» (гр. «tehne» - искусство, ремесло и «logos» - понятие, учение) - совокупность знаний о способах и средствах выполнения той или иной деятельности. В моей работе пойдёт речь о воспитательной деятельности гражданского и патриотического направления. Средством решения этой задачи является усиление воспитательной функции школьного музея.

        Школьные музеи, в первую очередь музеи боевой славы, посвященные тем или иным событиям из героического прошлого нашего Отечества, вносят большой вклад в воспитание молодежи на героических традициях нашего народа. Школьные музеи являются неиссякаемым источником гражданского и патриотического воспитания.

        В нашей школе работает музей «Боевой путь 12-й Приморской и 9-й Ленинградской партизанских бригад», который посвящен подвигу бойцов незримого фронта в дни блокады Ленинграда: подвигу партизан, сражавшихся в тылу 18-й фашистской армии на самом трудном участке фронта - на ближних подступах к Ленинграду в Волосовском, Сланцевском, Лужском и Кингисеппском районах. Музей нашей школы носит имя этих легендарных бригад.

       Многие годы музеем руководила Бигун Кертту Михайловна. Она с учениками нашей школы проделала огромную поисковую работу. Экспонаты и документы музея, которые были собраны за многие годы (с 1978г.), раскрывают историю героической борьбы нашего народа в годы ВОВ, этапы битвы за Ленинград, за освобождение его от блокады и роль героев-партизан и подпольщиков в этом сражении. То, что музей сохранён и работает большая заслуга Кертту Михайловны.

       Мы с Цыбулько Татьяной Александровной и учащимися 5 - 11классов подхватили эстафету и стараемся продолжить, дело, начатое  Кертту Михайловной. Возник вопрос: как можно решать задачи гражданского и патриотического воспитания в начале третьего тысячелетия? Мы обратились к современным инновационным технологиям. Одной из современных технологий в воспитательной работе является создание различных созидательных сообществ детей и взрослых.

       В основе лежит идея Созидания – развитие творческой индивидуальности каждого ребёнка и педагога в разных видах созидательных сообществ детей и взрослых. Идея созидания усиливает воспитательный потенциал.

       Сегодня ребёнку предоставлено широкое право выбора в образовании. Право выбора может и должно реализовываться через выбор ребенком сообщества детей и взрослых как наиболее значимой (референтной) для школьника среды развития. В процессе образования дети смогут проживать ценности общемирового дома в зависимости от возраста, возможностей, собственного выбора в сообществах разных типов как моделей гражданского общества (Р.У.Богданова, к.п.н.). Сообщество детей и взрослых – это добровольное объединение школьников, педагогов, представителей различных общественных организаций и т.д. В сообщество дети и взрослые объединяются на основе их общей ценностно-смысловой личностной направленности. В нашем случае – это идея гражданско-патриотического воспитания, она привела к сотрудничеству детского актива школьного музея, под руководством заведующего музеем, с различными общественными и ветеранскими организациями, учителями школы. Это объединение мы назвали Сообществом школьного музея.

 

Музеи (школьные и государственные)

Сообщество

школьного музея

Общественные организации

Ветеранские организации

Взрослые

зав.шк-м музеем, педагог-органи-затор, учителя, ветераны

Дети (учащиеся 5-11 классов)

         В основе организации деятельности Сообщества школьного музея лежит коллективное планирование проектов, акций, творческих дел; реализация намеченного; анализ и оценка прошедшего, т.е. последействие. Работой детского актива школьного музея руководит Совет Музея, председателем которого является Черкасов Павел, его заместитель – Вохминцева Татьяна.

        На примере жизнедеятельности  Сообщества школьного музея мы постараемся проследить, как развивается сообщество и развивает каждого своего участника.  

        В прошлом учебном году в рамках городской комплексной краеведческой программы патриотической направленности «Наследники Великого города» мы прошли переаттестацию школьного музея, смотр-конкурс  работы советов школьных музеев. По итогам районного и городского этапов переаттестации школьных музеев нашему музею был выдан паспорт с подтверждением звания «Музей образовательного учреждения» и сертификат комитета по образованию о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения».

        В рамках районной программы гражданского и патриотического воспитания «Юные патриоты Невской заставы» принимали участие:

       - в смотре-конкурсе презентаций школьных музеев ОУ Невского района «Школьный музей в образовательном пространстве района» (получен сертификат);  

       -в смотре- конкурсе детских активов школьных музеев Невского района «Живой журнал: музеи Невского района»;

       -Черняева Наташа, Бойкова Лида и Семенова Люда принимали участие в районной акции «Напишем историю вместе», которая посвящалась 100-летию детского движения России. Учащимися  была выполнена фоторабота и интервью по теме: «Пионерское прошлое наших учителей». Эти работы были представлены на экспозиции «Нужна ли нам новая пионерская организация?» в январе 2009 года в Правобережном доме детского творчества.

      -Активисты музея принимали участие в Открытом собрании «Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании», где творческий коллектив нашего музея был награжден грамотой в рамках районной программы гражданского и патриотического воспитания «Юные патриоты Невской заставы»;

       - в рамках этой же программы команда «Гласис» получила диплом 2 степени по итогам районной краеведческой игры «Маршруты «Underground- Петербургское метро» (среди учащихся 5-7кл.), руководитель Тарасова Татьяна Владимировна.

        Работа школьного музея строится на основе самоуправления. Создан Совет Музея из числа инициативных учащихся. С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для музея учащиеся нашей школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности.

       Активисты музея сотрудничают с Советом содействия музею из числа ветеранов-партизан и учителей школы. Мы работаем в тесном контакте с различными общественными и ветеранскими организациями, ГОУ района и города: ГОУ«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»,  ГОУ дополнительного образования детей Правобережный дом детского творчества Невского района, Советы ветеранов и блокадников Невского района, Советы ветеранов 12-й Приморской и 9-й Ленинградской партизанских бригад, Муниципальный округ №56 Муниципальное образование «Оккервиль», Ленинградский объединенный совет ветеранов партизанского движения, Совет ветеранов микрорайона школы № 268, музеи ГОУ Невского района.

        Одним из условий успешной организации и деятельности школьного музея – преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в состав актива включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий.

       В экспозиции музея представлены 16 разделов, 2733 экспоната; из них: 1834 основного фонда и 899 вспомогательного. За последние 3 года количество поступлений – 73 экспоната, из них основных 25.

        Постоянно действуют группы экскурсоводов: старшего возраста (10-11кл.)- 10 человек и младшего возраста (5-6кл.) -15 человек.

 Младшая группа (команда 5-а класса) активно и с большим интересом включилась в районную музееведческую программу «Истории хранители живые».

       На базе музея проводится активная экскурсионно-массовая работа с учащимися нашей и других школ района, тесную связь с ветеранами ВОВ и блокадниками. За прошлый год было проведено 58 экскурсий и 715 экскурсантов посетили музей школы. В том числе в марте 2009 года наш музей принимал гостей из 9 школ района на подведении итогов районной музееведческой программы «Истории хранители живые».

       Экскурсоводы нашего музея каждый год принимают участие в районных конкурсах школьных экскурсоводов. Экскурсоводы школы неоднократно награждались дипломами различной степени; так за последние 3 года были получены: диплом 2 степени – Гопко Татьяна, диплом 3 степени – Гуков Никита и Лауэр Лена, уже в этом учебном году на 13 Районном конкурсе школьных экскурсоводов ученица 11-а класса Вохминцева Татьяна получила диплом победителя 3 степени и сертификат участника городского этапа. Хорошо выступила на этом конкурсе и Таранец Соня, она получила сертификат участника.

        Ежегодно к традиционным праздникам: Дню начала блокады Ленинграда, дню прорыва блокады Ленинграда, Дню освобождения Ленинграда от блокады, дню Победы, дню защитника Отечества мы проводим конкурсы на лучшие стихотворения, сочинения, рисунки. В 2008 году учащиеся 7-9 классов познакомились с творчеством народного художника Андрея Ушина – автора гравюр о блокадном Ленинграде, несколько гравюр были подарены музею вдовой художника.

        О наших встречах с ветеранами были напечатаны статьи в газете «На девяти мостах», №1(48) февраль 2008г., № 5 (52) апрель 2008г.: «Встреча школьников с искусством блокады» и «Уроки мужества и доброты». Учащиеся старших классов пишут сочинения и рассказы по тематике: «Судьба семьи в судьбе страны».

        В школе проводятся слеты партизан и ветеранов ВОВ, уроки мужества, встречи с интересными людьми, бывшими партизанами и участниками боев за Ленинград. Организуются фотовыставки - передвижки, временные тематические выставки: «Боевой путь ветерана ВОВ А.М. Михайловой»- ноябрь 2008; « 65-лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады»- январь 2009; «Путь к Победе» (фотоматериалы о ВОВ – май 2009).

       В 2008 году на базе нашей школы состоялся Президиум ленинградского объединенного совета ветеранов. Большую помощь оказывает Совет Музея в организации и проведении праздничных концертов. По итогам президиума  школа получила благодарственное письмо.

       В этом учебном году деятельность Сообщества школьного музея посвящается 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Мы совместно с членами детского актива школьных музеев принимаем участие в специальном проекте «Голоса Победы. Живая история поколений» к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, который проходит в рамках районного проекта «Благодарные потомки».

        Вывод: Сообщество постоянно развивается и развивает каждого своего участника. Мы находимся в самом начале становления Сообщества школьного музея. Для сообщества характерно взаимное приятие, взаимопонимание, внутренняя расположенность каждого друг другу. Жизнедеятельность сообщества аккумулирует в себе деятельность, общение. Это предполагает широкий жизненный контекст ситуаций, обстоятельств, встреч, событий, что позволяет сообществу выступить источником освоения и обогащения опыта созидательной жизни детей и взрослых - развития их творческой индивидуальности. Через творческое участие в деятельности музея формируется миропонимание, ценностно-нравственной направленности, гражданско-патриотического поведения, эмоционально- волевых проявлений – создание опыта созидательной жизни.

При подготовке статьи использовались идеи и другие материалы книги «Образовательная программа – маршрут ученика: Ч.2» из серии «Школа на пороге нового века» под общей редакцией д.п.н., профессора, члена-корреспондента РАО А.П. Тряпицыной, д.п.н., профессора Е.И. Казаковой (параграф2.2.«Воспитательный потенциал образовательной программы» написан Р.У. Богдановой, к.п.н.).

Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей статья является итогом совместной деятельности педагогического коллектива ГОУ Школа № 268 Невского района Санкт-Петербурга по поиску современных технологий воспитательной работы гражданского и патриотического направления средствами школьного музея, что значительно усиливает воспитательную функцию образования.  В статье рассматривается суть создания в школе созидательного сообщества детей и взрослых на примере сообщества школьного музея, которое постоянно развивается как сообщество-коллектив и развивает каждого своего участника. Далее мы проанализировали, как работает в нашей Школе сообщество школьного музея на первых этапах своего развития и,  к каким итогам мы пришли за один год работы сообщества.

Статья предназначена в первую очередь руководителям  образовательных учреждений, руководителям школьных музеев, учителям и другим педагогическим работникам, которых интересует эта тема.  

В статье использованы материалы книги «Образовательная программа – маршрут ученика: Ч.2» из серии «Школа на пороге нового века» под общей редакцией д.п.н., профессора, члена-корреспондента РАН А.П. Тряпицыной, д.п.н., профессора Е.И. Казаковой.  

Ключевые слова  интернет версии журнала:

Сообщества детей и взрослых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Роль школьного музея в деле гражданско-патриотического воспитания учащихся

Доклад представлен на  педагогические чтения в 2013 году. Занял 1 место в районе...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Одним из методов рабо...

Роль школьного музея в духовном и патриотическом воспитании

В статье представлен  опыт МБОУ Барандатской СОШ Тисульского района по созданию  системы  работы школьного музея, разнообразные  формы  и методы  духовного и патриотическ...

Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

Обобщение опыта на районных педагогических чтениях  «Мы – твои наследники, Победа!». Роль музейной педагогики в гражданско-патриотическом воспитании учащихся...

О роли краеведческой экскурсии в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учебная краеведческая экскурсия является одной из действенных форм получения как научных знаний, так и развития кругозора, мышления, творческих нача...