Фреймовое задание по литературе
учебно-методический материал по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бондаренко Татьяна Валерьевна

Фрейм (англ. frame — кадр, рамка, каркас) — понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких, как социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.), означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания, целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире.

Использование «рамочной» формы творческого задания помогают снять у ребенка страх перед чистым листом, показать границы создаваемого им мира, структурировать процесс творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл freymovoe_zadanie_po_literature.docx605.3 КБ
Файл freymovoe_zadanie_po_literature.pptx943.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Фреймовая структура творческого задания по литературе.

Воспоминания И. Пущина о его лицейском друге:

     «…1811 г. Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, закончив занятия несколько раньше обычного, профессор сказал: «Ну-с, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами!» Наши совсем не клеились. А Пушкин мигом. Прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили».

Предположительно, это было стихотворение:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилею

Нам укажи.

В древнегреческом языке, как и в русском, Бога еще называли  Ποιητής (poiētēs), в переводе на русский — Творцом. Интересно, что это практически то же самое слово, что и русское слово «поэт». Иными словами, Бог – это поэт, создавший удивительный мир и человека, но и человек в акте творчества приближен к Создателю, приравнен к Богу, ведь он тоже создает свой мир, создает новую эстетическую реальность. Именно поэтому, на наш взгляд, творчество – это необходимый этап развития человека, основное условие для формирования личности ученика.

И во времена Лицея, и сейчас творческое задание вызывает сложности у учащихся. Возникает ощущение «объять необъятное», а абсолютная свобода творца приводит к растерянности и зачастую к неудаче. Из первого лицейского класса только Пушкин справился с заданием, у остальных не получилось.

Тогда лицеисты видели перед собой розу (Кошанский срезал её в оранжерее и поставил перед ними) и были сосредоточены на одном предмете. Что видят дети сейчас? Современные дети выполняют множество дел одновременно (преимущественно за компьютером): общаются с друзьями в социальных сетях, слушают музыку, просматривают фотографии, делают уроки, при этом уже автоматически отфильтровывают ненужную информацию в виде всплывающих окон, рекламных баннеров и т.д.  «Современный мир, характеризующийся высокой скоростью смены разнообразной, несистематизированной информации, формирует соответствующее ему мышление, позволяющее индивиду успешно жить и развиваться в нем. Такое мышление называют клиповым. Оно характеризуется поверхностностью, образностью, интуитивностью», - утверждает педагог Е.Ю. Ривкин.

Цель мастер-класса – показать организацию творческой работы с учетом клипового мышления современных детей.

Современному ученику, носителю клипового мышления, очень сложно написать связный линейный текст. Задача становится легко выполнимой, когда ребенок понимает, как нужный текст выглядит. Даже если это не текст, а его «рамка», отсутствующие элементы можно вставить, как пазлы. Фрейм (англ. frame — кадр, рамка, каркас) — понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких, как социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.), означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания, целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире.

Мы используем «рамочную» форму творческого задания, чтобы снять у ребенка страх перед чистым листом, показать границы создаваемого им мира, структурировать процесс творчества.

____________________________________________________________________________________

Сегодня 26 декабря 2017 г. Мне хочется рассказать о себе. Внутри меня живут два человека. Один _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А другой ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А ещё я часто _________________________________________________________________________, потому что ____________________________________________________________________________________

На самом деле  я больше всего на свете мечтаю о том, чтобы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я представляю, как _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бывает, что я боюсь, что _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иногда мне бывает одиноко, ведь _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А иногда бывает такой счастливый день, когда ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На прощание я хочу сказать:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фреймовое задание по литературе

Сочините стихотворение

Роза

Роза – это _________

Роза – это _________  

___________________

___________________

А

Б

А

Б


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бондаренко Татьяна Валерьевна , учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №93 с углубленным изучением отдельных предметов» Мастер-класс Фреймовая структура творческого задания

Слайд 2

Бог Человек Акт творчества

Слайд 3

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ Многоканальность восприятия Высокая скорость получения информации Фрагментарность Эмоциональность

Слайд 4

Письмо Здравствуйте,_______________________________________________. Я бы хотел рассказать о себе. Внутри меня живут два человека. Один ___________________________________ ________________________, а другой _______________________________________________________. А ещё я часто _________________________________________________, потому что___________________________________________________. На самом деле я больше всего на свете мечтаю о том, чтобы ______________________________________________________________________________________________________________________________ Я представляю , как ______________ ___________ _____________________________________. Бывает , что я боюсь, что _______________________________________________________________Иногда мне бывает одиноко, ведь ____________________________ ________________________________________________________________________________ А иногда бывает такой счастливый день, когда ____________________ _______________________________________________________________ На прощание я хочу сказать : ____ _____________________________ Фреймовое задание по русскому языку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

домашнее задание по литературе 11 класс

Конспект  "Литература 30-х годов...

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Тестовое задание по литературе для неслышащих учащихся (6 класс). Тест по теме: И. Тургенев "Муму".

Данный тестовый материал предлагается для проверки  усвоения учащимися изученного учебного материала по теме. Дети должны самостоятельно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. П...

Задание по литературе для неслышащих учащихся (6 класс). Тема: Л.Н. Толстой (по страницам биографии).

Материал данного задания разработан для лучшего усвоения  неслышащими учащимися биографии Л.Н. Толстого. Биография писателя изучается  в школе на каждом этапе обучения - при знакомстве с его...