Живопись М.Ю.Лермонтова как отражение судьбы поэта
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Куадже Ася Шумафовна

Урок-путешествие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_-lermontov_-_kopiya.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»

Культурное наследие России

Урок – путешествие, посвященное 200 – летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Разработку урока по теме «Живопись М.Ю.Лермонтова как отражение судьбы поэта» подготовила Куадже А.Ш., учитель русского языка и литературы

Живопись М. Ю. Лермонтова как отражение судьбы поэта

Цель: открыть новые факты биографии М. Ю. Лермонтова; показать многогранность натуры поэта плеяды «золотого века» русской литературы; познакомить с малоизвестной стороной творчества Лермонтова – его живописью, развитие речи учащихся, их эстетического вкуса.

Оборудование:

Акварели и рисунки, репродукции картин М. Ю. Лермонтова - презентация. Жизненные тропы М.Ю.Лермонтова – презентация.  Карточки с первым стихотворением «Весна», раздаточный материал с рисунками Лермонтова.

Ход урока

1. Слово учителя. Актуализация знаний, рефлексия. Викторина по уже ранее известным фактам биографии М. Ю. Лермонтова.

1) Вспомните название имения, где прошло детство поэта.

2) Какие трагические события произошли в судьбе Лермонтова?

3) Где прошли, по выражению самого поэта, «два страшных года» его жизни?

4) Какое стихотворение в один день сделало Лермонтова знаменитым и, одновременно, послужило причиной ареста поэта?

5) В чем схожи судьбы двух великих русских поэтов «золотого века» русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова?

2. Родословная поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве, в доме генерал-майора Толя у Красных ворот. По материнской линии Лермонтов происходил из старого русского степного дворянства. Добрую половину Пензенской губернии занимали поместья его ближайших родственников – Арсеньевых, Столыпиных, Верещагиных… Из прославленного рода Столыпиных происходила бабушка и поэта.

Что же касается корней родословной по линии отца, то Лермонтов точно не знал, где искать их.  

Иногда же поэт возводил свой род к испанскому герцогу Франсиско Лерме и фантазировал на испанские темы. Теперь точно установлено, что родоначальник рода Лермонтовых Георг Лермонт был шотландец, а в 1613 г. он воевал в рядах польской армии против русских, затем этот наемный рыцарь был взят в плен и остался в России. Он поступил на службу, ему были пожалованы земли в Костромской губернии. Во время второй польской войны, через 20 лет, он был убит.

С одним из предков этого Лермонта, жившим в 13-ом веке, связана замечательная легенда. Он был скальд (поэт) по прозванию Томас-Рифмач. Его будто бы похитили феи и унесли в волшебный замок. Затем он вернулся к людям, рассказал, что с ним случилось, и вновь исчез – уже навсегда. Лермонтов не знал этой легенды – иначе он ее непременно бы использовал. Но удивительно, что один из самых важных его поэтических мотивов – русалка, зовущая человека в свой мир. Остатки замка Томаса Лермонта сохранились до сих пор.

У Лермонтова есть несколько вариантов изображения герцога Лермы, как его себе представлял поэт. (Обращение к репродукциям картин Лермонтова «Герцог», «Герцог Лерма). Не удивляйтесь, но, судя по всему, рисовать Лермонтов начал еще раньше, чем писать стихи. У кого еще из русских поэтов пол в детской был покрыт сукном специально для того, чтобы мальчик рисовал на нем цветными мелками? В работах, которые можно условно объединить темой «Испанские портреты», Лермонтов проявил себя удивительно тонким портретистом.

3. Кавказ в судьбе поэта.

Затем в жизнь, а позже и в творчество будущего поэта величаво входит Кавказ. Кавказ, куда бабушка возила слабого здоровьем внука к целебным источникам и где юношей поэт познал первую любовь; Кавказ, куда Лермонтов был переведен на службу высочайшим указом за стихотворение «Смерть Поэта» в 1837 году и отправлен вновь за дуэль с сыном французского посла в 1940-ом. Кавказ, где 26-летнему Лермонтову суждено было погибнуть. Кавказ-судьба…

По мере знакомства со временем, проведенным поэтом на Кавказе, вводятся пейзажи «Крестовая гора», «Вид Пятигорска» и др. (Слайды)

Первая вынужденная поездка Лермонтова на Кавказ за стихотворение «Смерть Поэта» в итоге обернулась для него чуть ли не захватывающим приключением – после болезни поэт провел несколько месяцев лечения на водах в Пятигорске, затем отправился в Тифлис, пребывание в котором так описал в письме одному из друзей:«С тех пор, как выехал я из России, поверишь ли, я находился в беспрерывном странствии, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже… Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал… Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке…»

Словарная работа:

Линия (линия обороны, негласная граница).

«Я снял» (нарисовал).

Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова-художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, живописец, который умеет мастерски передать тонкости воздушной перспективы. До Лермонтова в живописи не было романтического Кавказа, он был только в поэзии, созданной Жуковским и Пушкиным. Стоит отметить, что многие кавказские картины и рисунки Лермонтова напоминают кавказские пейзажи в его сочинениях, но это, конечно, не иллюстрации: это разные произведения об одном и том же. Сравним:

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Бежал поток. Походим ближе.

Пустили несколько гранат,
Еще подвинулись; молчат;
Но вот под бревнами завала ружье как будто заблистало;
Потом мелькнуло шапки две;
И вновь все спряталось в траве.
То было грозное молчанье,
Недолго длилося оно…

Там видел я пару торжественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.

  • Какие автобиографические факты из жизни поэта упоминаются в стихотворении?
  • Какое впечатление оставил Кавказ в душе лирического героя? С чем это связано?
  • Выделите глаголы, которых не так уж и много в произведении.
  • Какую смысловую нагрузку они несут?

(Отторгнут, потерял, помнить, мнилось, повторял. Мимолетность, призрачность бытия; яркие вспышки отдельных, самых значимых событий, из которых, по сути, и состоит жизнь. Нереальность счастья. В кавказских пейзажах Лермонтова подобного трагизма бытия не ощущается, в них, скорее, восхищение первозданностью и вечностью могучей природы.)

После дуэли с сыном французского посла, причиной которой стала княгиня Щербатова, поэт был определен в действующую армию на левый фланг Кавказской линии и первоначально расположился в военном лагере над крепостью Грозной. Здесь, в Чечне, Лермонтов участвовал в боевых действиях. Он проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером. В рапорте о сражении при реке Валерик сообщалось, что поручение, данное Лермонтову, «было сопряжено с величайшей для него опасностью от неприятеля», но что офицер этот, несмотря ни на какие опасности, «исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».

Валерик. Отрывок

Чу! В арьергард орудья просят;
Вот ружья из кустов выносят;
Вот тащат за ноги людей
И громко кличут лекарей;
А вот и слева, из опушки,
Вдруг с гиком кинулись на пушки;
И градом пуль с вершин дерев
Отряд осыпан. Впереди же
Все тихо – там между кустов…

После участия в сражениях отряд, в котором находился Лермонтов, возвратился в крепость Грозную, а затем часть отряда была переведена в Северный Дагестан и уже с другой стороны снова выступила по направлению к той самой крепости. Лермонтов был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» и в январе 1841 года выехал в Москву, а затем и в Петербург.

Введение картин и акварелей военной тематики, автопортрета Лермонтова 1837-38 гг. («Перестрелка в Дагестане», «Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г.», «Автопортрет» и др.) (Слайды)

Военной теме посвящено большинство рисунков и акварелей Лермонтова, где Лермонтов-баталист уверенно владеет линией, великолепно передает движение, умело строит композицию. В этот же цикл картин входит и акварельный автопортрет поэта в форме военного офицера Нижегородского драгунского полка. Лермонтов изобразил себя в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших портретов Лермонтова. (Впечатление, которое производит автопортрет Лермонтова.)

Интересна история создания «Эпизода сражения…». Лермонтов выполнил рисунок композиции, а акварелью его дописал Г. Г. Гагарин, товарищ поэта. Война на акварели изображена во всем ее драматизме, без прикрас. (Анализ представленных произведений живописи; обращение внимания на точность деталей в воспроизведении обмундирования русских офицеров, одежды горцев, как элемента национальной культуры, оружия.)

4. Лермонтов и Лопухина.

«Она не гордой красотою…»

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых,
И стан е не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает,
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как воспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

Варвара Александровна Лопухина, которой посвящено это стихотворение, – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М. Ю. Лермонтова. Поэт встретился с ней в 1831 году, она была младшей сестрой друга Лермонтова Алексея Лопухина.

Весной 1832 года компания молодежи с Поварской, Большой и Малой Молчановки собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной – молиться, слушать певчих, гулять. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на ярмарку невест. Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза, улыбка. Варенька была  восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность умерялась природной живостью, веселостью и общительностью. Свою склонность помечтать она не выказывала, а, наоборот, стыдилась как слабости. Была блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство и мелькнувшая мысль отражались на ее подвижном лице. А.П. Шан-Гирей пишет: «Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать, мы же были дети и сильно дразнили ее, у ней на лбу чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: «У Вареньки родинка, Варенька уродинка».

Она была одних лет с поэтом, и это было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова, потому что Варенька по годам своим была членом общества, когда ровесник ее, Мишель, все еще считался ребенком. Характер ее, мягкий и любящий, увлекал его. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки.

Переезд Лермонтова в 1832 г. в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 г. выйти замуж за Н. Ф. Бахметева, человека немолодого. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию Варвары Александровны по мужу он не признавал. Посылая ей в 1840 или 1841 гг. новую переделку поэмы «Демон», он в посвящении к поэме из поставленных переписчиком букв В. А. Б. несколько раз перечеркивает Б. и ставит Л.

Последний раз они видятся мимолетно в 1838 г., когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Гениальность и многогранность натуры Лермонтова поистине поразительна. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 г. дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Исследователи полагают, что не только в литературе, но и в живописи Лермонтов стоял на пороге замечательных открытий.

Д/з: Сочинение-миниатюра или устное высказывание «Живопись М. Ю. Лермонтова как отражение судьбы поэта».

Приложения:

  • Первые уроки рисования (3)
  • Рисунки, картинки Лермонтова М.Ю. (7)
  • Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) –художник (1)

  • Лермонтов – художник (Кавказский цикл) (7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афанасий Фет. Тайна и трагедия судьбы поэта. Презентация.

В презентации представлен материал о жизни и творчестве Фета. За короткой, как вздох, фамилией поэта скрывается тайна его рождения и происхождения, любви и загадочной гибели его возлюбленной, секрет н...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: "Александр Сергеевич Грибоедов. Личность и судьба поэта"

Презентация составлена к учебнику литературы В.Я. Коровиной "Литература 9 класс".Тема презентации:"А.С.Грибоедов. Личность и судьба поэта"....

Судьба поэта в тоталитарном государстве (Проект)

Урок-защита проектов. Проблемный вопрос:Что в творчестве  разных поэтов не соответствовало идеологии Советского государства?Группа учащихся (4-5 человек) представляет свои проекты, подготовка кот...

Учебная проектная работа по теме: "Живопись словом" С.А. Есенина: сопоставление лирики поэта и картин русских художников".

Есенинскую лирику часто называют «словесной живописью». Поэт рисует яркие образы, передающие всю красоту родной природы, все богатство ее красок. А мы обратимся к такому виду искусства, как живо...

конспект литературной гостиной "Судьба поэта в судьбе народа. Н.М.Рубцов"

Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству русского поэта второй половины XX века Н.М. Рубцову. Цель мероприятия познакомить ребят с жизнью и творчеством поэта, сформировать интерес и любовь к...