Контрольные работы по литературе 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кузиева Людмила Сергеевна

В этом разделе собраны контрольные работы по литературе для 6 класса (по учебнику Коровиной)

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 классhttp://pngimg.com/uploads/smiley/smiley_PNG173.png

Контрольная работа по литературе

за I четверть

Часть 1

1. Что такое фольклор?

а) древнейший вид народного творчества, связанный с народным сельскохозяйственным календарем,

б) песни, которые исполнялись во время разных обрядов,

в) устное словесное и музыкальное народное творчество.

2. О чем идет речь?

Один из основных жанров древнерусской литературы; сообщения, описания событий; повествование велось по годам.

а) легенда,

б) летопись,

в) сказание.

3.  Что такое риторика?

а) наука о красноречии,

б) совокупность правил строения стиха,

в) наука, изучающая художественную литературу.

4. Выберите из перечисленных ниже признаков те, которые характерны для древнерусской литературы.

а) жизнеутверждение, светлость, ясность,

б) отсутствие отчаяния, уныния,

в) подавленность, отчаяние,

г) прославление своей Родины, гордость,

д) отрицательное отношение к другим народам, их верованиям, обычаям,

е) описание частных событий, не играющих исторической роли.

5. Как удалось спасти город и его жителей в «Сказании о белгородском киселе»?

а) благодаря милости печенежских князей,

б) благодаря хорошей военной подготовке, большим запасам продовольствия в осажденном городе,

в) благодаря смекалке и находчивости одного старика.

6. Как называется собрание горожан для решения общественных дел?

а) парламент,

б) вече,

в) совещание.

7. Выберите из перечисленных ниже признаков те, которые характерны для басни.

а) принадлежит к так называемому животному эпосу,

б) общее воплощается в частном случае,

в) жизнь животных переводится на картины из жизни людей.

8. В какой басне И.А. Крылов осуждает спесь и бахвальство?

а) «Ларчик»,

б) «Листы и корни»,

в) «Волк на псарне».

9. В каком образовательном учреждении обучался А.С. Пушкин?

а) в Петербургской полковой школе,

б) получил домашнее образование,

в) в Императорском Царскосельском лицее.

10. Какое стихотворение пронизано чувством благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском?

а) «И.И. Пущину»,

б) «Узник»,

в) «Зимнее утро».

11. В каком стихотворении особенно прослеживается мотив дороги?

а) «Зимнее утро»,

б) «Зимняя дорога»,

в) «Узник».

12. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в следующих строках?

Под голубыми небесами

Великолепными коврами…

а) эпитет,

б) сравнение,

в) олицетворение.

13. Что давало К.П. Троекурову из романа «Дубровский» «большой вес в губерниях»?

а) высокий судейский чин,

б) богатство, знатный род и связи,

в) армейские заслуги.

14. В чем состояли всегдашние «занятия» Троекурова?

а) в разъездах, пирах и ежедневных проказах,

б) в непрерывной работе со счетными документами,

в) в обжорстве и пирах.

15. Почему Владимир Дубровский «позволял себе роскошные прихоти»?

а) знал, что отец все равно пришлет ему средства,

б) предвидел рано или поздно богатую невесту,

в) надеялся на большое наследство.

        16. Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?

а) он очень обрадовался и язвительно усмехнулся,

б) желание мести раззадорило его,

в) победа не радовала его сердце.

        17. О ком идет речь: «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием»?

а) о кузнеце Архипе,

б) о Владимире Дубровском,

в) о французе Дефорже.

        18. Что лежит в основе повести «Барышня-крестьянка» из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»?

а) тайны и переодевания,

б) разногласия родителей и детей,

в) безответная любовь.

Часть 2. Приведите в соответствие.

1. Приведите в соответствие.

Календарно-обрядовые песни

Особенности

Пример

1) Колядки

2) Масленичные песни

3) Весенние песни

4) Летние песни

5) Осенние песни

а) их пели, взобравшись на пригорки и крыши; обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из текста (жаворонки, кулики),

б) эти песни сопровождали гадания на березовых ветках и хороводы в честь праздника Троицы,

в) эти песни сопровождали праздничные обходы домов, славили хозяев дома и содержали пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.,

г) эти песни связаны с празднованием на последней неделе перед Великим постом, основная их тема – встреча и проводы Масленицы,

д) эти песни связаны со сбором урожая, их пели, когда с последним снопом торжественно шли домой.

е) Жали мы, жали,

Жали-пожинали, -

Жнеи молодые,

Серпы золотые…

ж) Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепешку

В заднее окошко!…

з) Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью…

и) Как на Масленой недели

Со стола блины летел,

и сыр и творог –

Все летело под порог!

к) Во поле березонька стояла,

В поле кудрявая стояла,

Ах, люли, люли, стояла…

2. Приведите в соответствие.

Понятие

Определение

Пример

1) Пословица

2) Поговорка

а) меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения,

б) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

в) Век живи, век учись.

Не мил и свет, когда друга нет.

г) Ни к селу, ни к городу.

Хоть шаром покати.

        3. Определите смысл поговорки.

а) Рвет и мечет - …

б) Делить шкуру неубитого медведя - …

в) При царе Горохе - …

г) Кота в мешке покупать - …

        

4. Озаглавьте каждую группу пословиц.

а) Без наук как без рук. Корень учения горек, да плод его сладок.

б) Пуганая ворона куста боится. Волков бояться, так и в лес не ходить.

в) Без труда не выловишь  рыбку из пруда. Делу – время, потехе – час.

г) Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха. На чужой стороне и весна красна.

5. Приведите в соответствие.

Слово

Значение

1) печенеги

2) поведали

3) повелели

4) корчага

5) восвояси

а) к себе, обратно

б) рассказали

в) варяги

г) приказали

д) сосуд

6. Приведите в соответствие.

Автор

Название басни

Особенности

Мораль

1) И.И. Дмитриев

2) И.А. Крылов

а) «Осел и Соловей»

б) «Муха»

в) Об искусстве часто берутся судить невежды, и тогда истинным и даровитым художникам становится туго.

г) «Мы пахали!» - так стаи говорить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды.

д) Избави Бог и нас от этаких судей.

е) Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»

Часть 3. Дайте развернутый ответ на вопрос.

Почему  повесть А.С. Пушкина «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?



Предварительный просмотр:

6 класс. Контрольная работа № 2

по теме «Басни»

ЧАСТЬ 1

1. Басня – это:

А) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;

Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме);

В) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле;

Г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

2. Мораль басни – это:

А) краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения;

Б) краткий поучительный вывод;

В) художественный прием, основанный на иносказательном изображении предметов или явлений;

Г) та часть басни, в которой описываются основные события.

3. И.И. Дмитриев написал басню:

А) «Муха»                              В) «Осел и соловей»

Б) «Свинья под дубом»         Г) «Листы и корни»

4. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:

А) пустое мудрствование     Г) невежество

Б) жадность                           Д) самолюбование

5. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?

А) «Листы и Корни»              Г) «Осел и соловей»

Б) «Ларчик»                           Д) «Ворона и Лисица»

6. В чем иносказательный смысл басни «Листы и корни»?

А) без корней дерево погибнет.

Б) Листы справедливо считают, что они «краса долины всей».

В) Корни не умеют ценить красоту.

Г) процветание государства зависит от всех социальных слоев общества.

7. Что обязательно должно присутствовать в басне?

А) Постоянные эпитеты;

Б) Аллегория и мораль;

В) Зачин и повторы.

8.Значение слова «странник» в выражении «И странника в тени прохладной укрываем»:

А) Странный человек

Б) Странствующий человек

В) Житель другой страны

9. В предложении «Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался…» слово «прекрасным» представляет собой:

А) Сравнение

Б)  Эпитет

В) Олицетворение

         

ЧАСТЬ 2

1. Отгадайте, о каком герое басни Крылова идет речь:

А) «Лето красное пропела»

Б) «От радости в зобу дыханье сперло»

В) «Слушает да ест»

Г) «Лишь были б желуди. Ведь я от них жирею»

Д) «Не правда ли, что мы краса долины всей?»

Е) «Я отыщу секрет и Ларчик вам открою»

2. Помогите герою басни найти свою пару:

1) Свинья

2) Слон

3) Ворона

4) Корни

5) Волк

6) Осел

7) Стрекоза

а) Листы

б) Ягненок

в) Моська

г) Лисица

д) Соловей

е) Муравей

ж) Дуб

3. Назовите басню по крылатым выражениям:

А) «А ларчик просто открывался»

Б) «Ты все пела? Это дело; так поди же попляши!»

В) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»

Г) Спой, светик, не стыдись!»

Д) «Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона»

ЧАСТЬ 3

Дайте развернутый ответ на вопрос.

В чём заключается мораль басни «Листы и Корни»? Почему басня И.А. Крылова сопровождается именно такой иллюстрацией (гравюра по рисунку художника К. Трутовского. 1864 г.)?

http://900igr.net/up/datai/71187/0007-004-.jpg



Предварительный просмотр:

6 класс

Контрольная работа №3

по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»   3) «Проза Пушкина»

2) «Повести Пушкина»                                                   4) ни в какой цикл не вошло

2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».

1) Иван Петрович Берестов                                           3) Владимир Берестов
2) Григорий Иванович Муромский                              4) Трофим

3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».

1) Иван Петрович Берестов                                           3) Алексей Берестов
2) Григорий Иванович Муромский                              4) Трофим

4. Приверженцем обычаев какой страны был Григорий Иванович Муромский?

1) Франции                           3) Англии

2) Германии                          4) Дании

5. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?

1) Лиза                                   3) Настя
2) Акулина                            4) Маша

6. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

1) Елизавета                         3) Бетси
2) Лизонька                          4) Лиза

7. Сколько лет было дочери Муромского?

1) 16                 3) 18
2) 17                 4) 19

8. О ком идёт речь?

«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».

1) Лиза               3) мисс Жаксон
2) Настя             4) Акулина

9. Как называлось имение Муромских?

1) Прилучино    3) Отрадное
2) Тугилово       4) Лысые Горы

10. Как называлось имение Берестовых?

1) Прилучино   3) Отрадное
2) Тугилово      4) Лысые Горы

11. Как звали служанку Лизы?

1) Акулина      3) Настя

2) Наталья       4) Палаша

12. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:

«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».

1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами
3) прятки
4) прыжки через горящий костёр

13. Укажите, о ком идёт речь в предложении:

«Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»

1) Иван Петрович Берестов                   3) Алексей Берестов
2) Григорий Иванович Муромский      4) кузнец Василий

14. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

1) красная роза                  3) мёртвая голова
2) жёлтый тюльпан           4) щит и меч

15. Кто сшил Лизе лапти?

1) Трофим                       3) кузнец Василий
2) Алексей Берестов      4) Настя

16. Какого цвета был сарафан у Лизы?

1) синий                          3) красный
2) коричневый               4) жёлтый

17. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?

1) в доме Берестова          3) в поле
2) в доме Муромского     4) в роще

18. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?

1) камердинером              3) барином
2) кучером                        4) пастухом

19. Как звали собаку Берестова?

1) Сбогар                  3) Рэкс
2) Барон                    4) Чопер

20. Укажите, о ком идёт речь:

«…набелена была по уши, ... фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, ... талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».

1) мисс Жаксон          3) Настя
2) Лиза                        4) Акулина

21. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?

1) в дупле старого дуба         3) под большим камнем у дороги
2) в старой кузнице                4) под упавшим деревом в роще

22. Чему принялся обучать Акулину Алексей?

1) пению              3) стрельбе из ружья

2) грамоте            4) французскому языку

23. Какое произведение читала по слогам Акулина уже на третьем уроке?

1) «Наталья, боярская дочь»     3) «Слово о полку Игореве»

2) «Бедная Лиза»                       4) «Недоросль»

24. Что примирило Муромского и Берестова?

1) падение с лошади Берестова        3) ранение Муромского на охоте

2) ранение Берестова на охоте         4) падение с лошади Муромского

25. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?

1) Дал согласие на брак с нелюбимой.
2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.
3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.
4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

26. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

Как эпиграф к повести соотносится с её содержанием?


ОТВЕТЫ

1-1

2-1

3-2

4-1

5-3

6-2

7-3

8-1

9-2

10-2

11-3

12-3

13-1

14-1

15-4

16-1

17-1

18-2

19-1

20-2Конец формы



Предварительный просмотр:

6 класс. Литература

Контрольная работа № 4

По повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Часть 1.

1. Крепостное право - …

а) право на владение земельным участком и недвижимостью,

б) право на владение недвижимостью,

в) форма феодальной зависимости крестьян.

        2. Владимир Дубровский служил:

а) тайным советником,

б) гвардейским офицером,

в) коллежским советником.

        3. Владимира Дубровского заставило срочно поехать домой:

а) сообщение от отца,

б) письмо от няни,

в) выход в отставку.

4. У Андрея Гавриловича Дубровского отобрали имение:

а) за незаконное владение,

б) за неуплату долгов,

в) по ложному доносу.

        5. Как звали отца Маши Троекуровой?

а) Кирила Петрович

б) Андрей Гаврилович

в) Владимир Андреевич

6. Родовое поместье Троекурова называлось:

а) Покровское,

б) Арбатово,

в) Кистенёвка.

7. Какой чин имел К. П. Троекуров?

а) поручик,

б) рядовой,

в) генерал-аншеф.

8. Как звали отца Владимира Дубровского?

а) Кирила Петрович,

б) Андрей Гаврилович,

в) Андрей Сергеевич.

9. Родовое поместье Дубровского называлось:

а) Покровское,

б) Кусково,

в) Кистенёвка.

10. Какой чин имел А. Г. Дубровский?

а) поручик гвардии,

б) лейтенант,

в) генерал-аншеф.

        11. Владимир Дубровский поджег дом в своем имении, чтобы:

а) распустить крепостных крестьян,

б) расправиться с подьячими, исправником и Шабашкиным,

в) дом не достался врагу.

12. Владимир Дубровский стал французом-учителем, чтобы…

а) быть рядом с Марьей Кириловной,

б) заработать денег,

в) отомстить Троекурову.

13. Дефорж убил медведя:

а) на охоте,

б) в доме Троекурова,

в) на дворе барской усадьбы.

14. Троекуров полюбил Дефоржа:

а) за хорошее преподавание французского языка,

б) за любовь к охоте,

в) за смелость.

15. Дубровский-разбойник наказал приказчика Глобовой, потому что тот:

а) утаил деньги,

б) свалил на Дубровского пропажу денег,

в) отправил деньги по назначению.

16. В случае трудностей Маше необходимо было:

а) бросить кольцо в дупло заветного дуба,

б) прислать нарочного к Дубровскому,

в) написать письмо и передать его через верных людей Дубровского.

17. Марья Кириловна вышла замуж:

а) из-за денег,

б) по любви,

в) по принуждению.

18. Марья Кириловна отказалась от помощи Дубровского, потому что:

а) разлюбила его,

б) обиделась на него за опоздание,

в) обвенчалась в церкви с Верейским и должна хранить ему верность.

19. Что заставило Владимира Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровым,

б) любовь к Марье Кириловне,

в) он получил от Троекурова обратно своё поместье.

        Часть 2

1. Прочитайте текст, найдите и выпишите устаревшие слова, замените их подходящими по смыслу современными словами.

Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже двадцатый раз.

2.  По описанию определите, о ком идет речь.

а) «… молчал. Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такой силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя…»

б) «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала…»

в) «… он не плакал и не молился, но лицо его было страшно…»

г) «… не смутился, не побежал и ждал нападения…вынул из кармана маленький пистолет…»

д) «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя…»

        Часть 3. Из приведённых ниже понятий назовите три самые, на ваш взгляд, значительные. Объясните свой выбор.

Честь, достоинство, месть, ненависть, любовь, благородство, приключение, страдание, деньги, красота, искусство, обжорство, смерть.



Предварительный просмотр:

6 класс

Контрольная работа № 5

по стихотворениям М.Ю. Лермонтова

Задания группы №1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» и выполните задания 1-6.

                          Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

1) Поэт наделяет тучи человеческими свойствами: они «вечные странники». Назовите используемый автором художественный прием и приведите еще пример из текста.

2) Вторая строфа содержит вопросы, которые остаются без ответа (или уже содержат ответ). Как называются такие вопросы?

3) В данном стихотворении поэт использует стилистический прием под названием анафора (единоначатие), который представляет собой повторение сходных звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда (строки). Впишите пример(ы) анафоры.

4) Как называется нарушение привычного порядка слов, к которому прибегает автор: «степью лазурною»? Приведите еще пример из текста.

5) Из второй строфы выпишите эпитеты.

6) Дайте полный ответ на вопрос: «В чем сходство и в чем различие поэта и туч?»

Задания группы №2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес» и выполните задания 1-6.

                    Утес

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

1) К какому приему прибегает поэт, очеловечивая образы природы: «тучка…умчалась… весело играя». Назовите используемый автором художественный прием и приведите еще пример из текста.

2) Как называется прием постановки слова в необычную позицию, что придает ему дополнительный смысл» «тучка золотая»? Назовите используемый автором художественный прием и приведите еще пример из текста.

3) Назовите термин, обозначающий созвучие концов строк: «в морщине – в пустыне».

4) Какой вид звукописи использовал поэт в строке: «И тихонько плачет он в пустыне»? Приведите еще пример из текста.

5) Определите размер, которым написано стихотворение. Запишите его схему.

6) Дайте полный ответ на вопрос: «Что символизируют образы – золотая тучка и утес-великан?»

Задания группы № 3. Прочитайте приведенный ниже отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок» и выполните задания 1-5.

                                   Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".

1) Какое средство художественной изобразительности использует автор, описывая листок: «бедный листочек». Назовите используемый автором художественный прием и приведите еще пример из текста.

2) В стихотворении поэт показывает, что листок одинок, сдавлен враждебными силами, а молодая чинара окружена ласковым ветром и райскими птицами. Как называется основной композиционный прием противопоставления, используемый автором в стихотворении?

3) К какому приему прибегает поэт, очеловечивая образы природы: «шепчется ветер… ветви лаская». Назовите используемый автором художественный прием и приведите еще пример из текста.

4) Какой вид рифмы использовал поэт в этом стихотворении?

5) Дайте полный ответ на вопрос: «Как вы думаете, есть ли будущее у листка?»

Задания группы №4. Прочитайте приведенный ниже отрывок из баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» и выполните задания 1-4.

                       Три пальмы

                Восточное сказание

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

…Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем…

1) Укажите как минимум три признака баллады.

2) Какие слова и выражения передают восточный колорит сказания? Запишите несколько примеров из приведенного отрывка.

3) В балладе автор использует слова, противоположные по значению в данном контексте: «водою холодной – знойных лучей». Назовите лексическую категорию таких слов и найдите еще пример во второй строфе?

4) Дайте полный ответ на вопрос: «Как вы думаете, почему погибли палимы?»



Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по литературе

6 класс

Часть 1. Выберите один вариант ответа.

1. К какому виду относятся  сказки, в которых главными персонажами и участниками событий являются животные?

а) к волшебным сказкам,

б) к сказкам о животных,

в) к бытовым сказкам.

2. Что такое портрет?

а) картины природы в художественном произведении,

б) внутренняя обстановка помещения; бытовая обстановка, среда обитания людей,

в) изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в художественном произведении.

3. К какому жанру относится произведение А.П. Чехова «Хирургия»?

а) новелла,

б) рассказ,

в) повесть.

4. В какой из басен И.А. Крылова содержится приведенная ниже мораль?

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) «Волк на псарне»,

б) «Свинья под дубом»,

в) «Ворона и Лисица».

5. Произведение кого из писателей XIX века посвящено историческому событию – 25-летию Бородинского сражения?

а) басня И.А. Крылова «Волк на псарне»,

б) стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»,

в) Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

6. Как называется сказка, в которой герой получает конопляное семечко и просит: «чтобы, не учившись, я всегда знал свой урок, какой бы мне не задали»?

а) сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»,

б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина,

в) сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

7. Кому из литературных героев «отвели над кухней каморку», которую «он устроил… себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; …под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства…»?

а) Герасиму (И.С. Тургенев «Муму»),

б) Жилину и Костылину (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»),

в) Валеку и Марусе (В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

8. Кому из литературных героев принадлежат слова: «Не могу же я писать и думать в одно и то же время»?

а) о королеве (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»),

б) Никите (А.П. Платонов  «Никита»),

в) Васютке (В. П. Астафьев «Васюткино озеро»).

9. О ком из героев русской литературы XX века идет речь в отрывке: «Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».

а) о Соне (В.Г. Короленко «В дурном обществе»),

б) о Медной горы Хозяйке (П.П. «Медной горы Хозяйка»),

в) о королеве (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»).

10. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует А. Погорельский в предложении из сказки  «Черная курица, или Подземные жители»: «В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай с красным хвостом»?

а) эпитет,

б) сравнение,

в) метафору.

11. Как называется синтаксический прием, использованный Н.А. Некрасовым в приведенных ниже строках их стихотворения «Крестьянские дети»?

Испугались шпионы мои

И кинулись прочь: человека заслыша…

а) многосоюзие,

б) риторическое восклицание,

в) инверсия.

12. Как называется рифма, использованная А.Н. Плещеевым в приведенной ниже строфе из стихотворения «Весна»?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

а) перекрестная,

б) парная (смежная),

в) опоясывающая (кольцевая).

13. Какое изобразительно-выразительное средство использует И.С. Никитин в приведенном ниже примере из стихотворения «Утро»?

Белый пар по лугам расстилается.

а) эпитет,

б) метафору,

в) сравнение.

14. В каком предложении, взятом из произведений русских писателей, нет грамматической ошибки?

а) «Джигит по-ихнему значит молодец» (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»),

б) «Не для того дан нам ум, чтобы вы во зло его употребляли» (А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»),

в) Раскрашивали ее, должно быть, детские ручки: кулаки у человеков были синие, лица – зеленые, а курточки и волосы телесного цвета… (Саша Черный «Кавказский пленник»).

Часть 2. Дайте ответ на вопрос.

1. Что такое пейзаж?

2. Из какой басни И.А. Крылова приведенная ниже мораль?

Невежда также в ослепление

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

3. Что обозначает устойчивое выражение «держать (свое) слово», взятое из литературной сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?

Часть 3. Дайте развернутый ответ на вопрос.

Какое из произведений русских или зарубежных писателей, изученных в прошлом году, вам запомнилось больше всего и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 19 века» 5 класс

Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс ...

Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века».

 Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века»....

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)...

Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина

Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....

Контрольная работа по литературе. УНТ и древнерусская литература. 5 класс

Контрольная работа направлена на проверку знаний по устному народному творчеству и древнерусской литературе. Содержит задания с вариантами ответов и задания, требующие развернутого ответа....

Контрольная работа по литературе по теме "Русская литература ХIХ века" (8 класс)

Контрольная работа по литературе по теме "Русская литература ХIХ века"  для обучающихся 8 класса состоит из двух заданий на установление соответствий (автор - название произведения, наз...