Читательская конференция на тему «История в произведениях А.С.Пушкина»
проект по литературе (7, 8, 9 класс) по теме

Рабданова Татьяна Цыденжаповна

Привитие читательского интереса к историческим произведениям А.С.Пушкина; учить вдумчивому чтению; воспитывать на особенностях русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины, воспитывать на поступках героев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chit._konfer_a.s.pushkin.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

      Читательская конференция на тему «История в произведениях А.С.Пушкина»

Цель: привитие читательского интереса к историческим произведениям А.С.Пушкина; учить вдумчивому чтению; воспитывать на особенностях русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины, воспитывать на поступках героев.

Оборудование: стенд «История в творчестве А.С.Пушкина», иллюстрации к произведениям, сборники произведений; портреты разных лет.

                                       Ход мероприятия.

1.Вступительное слово.

2. Сообщения учащихся.

1 группа. «Песнь о вещем Олеге» Отрывок из летописного свода о смерти князя Олега от коня своего лег в основу «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, который изложил его красивыми торжественными стихами. Отрывок из летописи и баллада разные по композиции. В летописи главная сцена – размышления над могилой коня, основанные на недоверие кудесникам, о предсказании вспоминает Олег. Пушкин избирает хронологическую форму построения (предсказание – разлука с конем – возвращение на родину – воспоминание о коне и сожаление об утрате верного друга- появление змеи – гибель Олега) Поэт создает более обширные монологи и диалоги, рисующие героев с разных сторон. Чтобы образ коня Олега был более ярким и полным, Пушкин допускает смещение во времени: по легенде Олега стали называть вещим после того, как он прикрепил «щит на вратах Царьграда», а это произошло после разлуки с конем.

Задание. 1. Приметы времени. Мы выяснили, что в балладе показана Древняя Русь. Какие приметы времени позволяют нам утверждать это?

    Хазары – народ, живший в 8 – 11 веках в низовьях Волги и на Северном Кавказе.

Перун – бог молнии и грома у древних славян.

Кудесник, волхвы – приметы до христианской Руси.

Щит на вратах Цареграда – в честь князя Олега, вошедшего победителем в столицу Византии.

Отрок – в данном контексте – младший княжеский дружинник на Руси 10-12 веках.

2. Найти и охарактеризовать средства выразительности, использованные для создания образа князя Олега. / Олег у Пушкина – вещий, могучий, защищен «грозной броней», у него прекрасно «светлое  чело». Олег – прежде всего воин, полководец; он любит своего коня, привязан к нему, ценит его./

2 группа. Поэма «Полтава»   Пою премудрого Российского героя,

                                                       Что грады новые, полки и флоты строя,

                                                        От самых нежных лет со злобой вел войну.

 Среди реальных исторических лиц, описанных в русской художественной литературе, одно из центральных мест занимает Петр 1, и это объяснимо. Еще М.Ломоносов, наш великий ученый и поэт, считал, что Россия богом хранимая страна, и бог Воскрешает Россию после тяжких бед, пресекая умыслы врагов и посылая ей мудрых правителей. Среди них, по мысли Ломоносова, никто не сравнится с Великим Петром и никто – с его деяниями: Создатель послал в Россию Человека,

                      Каков не слыхан был от века.

                       Скозь все препятства он вознес

                        Главу, победами венчанну,

                         Россию, грубостью попранну,

                        С собой возвысил до небес.

         Петр победил злобу, он извлек Россию из мрака невежества, при нем «божественны науки в Россию простирали руки».

Начало правления Петра1 – смутное время, потому что русскому царю пришлось менять структуру власти, вводить новые законы. Вести борьбу с внешними врагами и внутренним сопротивлением реформам, основывать флот и создавать регулярную армию. Шведский король – сильный военачальник,  задумавший закрепить за собой часть исконно русских земель и преуспевший в этом. Полтавский бой – сражение, которое должно показать, что Русь окрепла и может дать отпор.

3 группа.  Драма  «Борис Годунов»    

Драма «Борис Годунов». Была написана в 1825 году в Михайловской ссылке. Это дебют Пушкина – драматурга и одновременно первое его произведение на историческую тему. Начиная с «Бориса Годунова», Пушкин обращается к переломным моментам русской истории, прошлого России, чтобы обнаружить скрытые пружины истории, познать закономерность ее движения. Пушкин изобразил эпоху Смуты конца 16 – начала 17 века, время правления Бориса Годунова, который, как подозревают историки, на пути к власти убил законного наследника престола царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. Так события были описаны в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, на основе которой Пушкин и создает трагедию. Конфликт трагедии – это конфликт между Борисом Годуновым и Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за убиенного царевича Димитрия. Царь Борис встречает противодействие народа, который не принимает его, считая, что на нем кровь убиенного царевича.

4 группа. Повесть «Капитанская дочка»  

  Интерес Пушкина к 18  веку был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке выковывалось русское дворянство, а вместе с ним и русское общество. Замысел «Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин стал работать над «историей Пугачева». Пушкин открывал события шестидесятилетий, как Колумб открывал  Америку.

      В 1833 году Пушкин отправляется на Волгу и в Оренбургские степи собирать материалы для задуманного им исторического труда – «История Пугачева».   Сначала Пушкин хотел сделать главным героем офицера, перешедшего на сторону Пугачева. Но, то , что узнал, прочитал в архивах и услышал от очевидце, укрепило его  в мысли, что такой поступок для дворянина был совершенно не типичен. Пушкин писал Николаю1:»Весь черный народ на стороне Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало… Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства»

3.Конкурс на самого внимательного читателя.

Задание. 1. Приметы времени. Мы выяснили, что в балладе показана Древняя Русь. Какие приметы времени позволяют нам утверждать это?

    Хазары – народ, живший в 8 – 11 веках в низовьях Волги и на Северном Кавказе.

Перун – бог молнии и грома у древних славян.

Кудесник, волхвы – приметы до христианской Руси.

Щит на вратах Цареграда – в честь князя Олега, вошедшего победителем в столицу Византии.

Отрок – в данном контексте – младший княжеский дружинник на Руси 10-12 веках.

2. Найти и охарактеризовать средства выразительности, использованные для создания образа князя Олега. / Олег у Пушкина – вещий, могучий, защищен «грозной броней», у него прекрасно «светлое  чело». Олег – прежде всего воин, полководец; он любит своего коня, привязан к нему, ценит его./

Задание 3   Что хотел сказать этими строками автор?

                     И он промчался пред полками,

                      Могущ  и радостен, как бой.

                       Он поле пожирал очами.

Какие еще произведения были созданы Пушкиным о Петре1?

(Арап Петра Великого», «Полтава» и «Медный всадник»)

Задание. На основе какого произведения создана драма «Борис Годунов»

(«История государства Российского» М.Карамзина)

4. Чтение любимых фраз, эпизодов произведения.

5. Мини-сочинение.

6. Конкурс самый мудрый читатель.

7. История и А.С.Пушкин. Выступление библиотекаря Сангадиевой А.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "История в произведениях Пушкина и Лермонтова"

Тест предназначен для осуществления контроля знаний учащихся по теме "История в произведениях Пушкина и Лермонтова". После вариантов теста помещен ключ к тесту и критерии оценки....

Проект по теме: "Портреты в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Это учебный проект по литературе на тему: "Портреты в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Использовать этот проект можно на заключительных уроках по творчеству А.С. Пушкина. Также этот прое...

Презентация урока"История в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова"

Урок межпредметный ( история и литература). Предусматривается работа в группах.; 7 класс...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в ...

Конспект урока литературы по теме «Песнь о вещем Олеге "- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»

Цель урока: сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для  "  Песни о вещем Олеге ", проследить, как решается тема судьбы в балладе.Задачи урока...

Конспект читательской конференции на тему "Добрая книга"

В конспекте представлены историческая справка о возникновении книги, содержание текста произведений М.Шолохова "Судьба человека", А.Платонова "Юшка", вопросы к произведениям....