Урок Поэзия серебряного века
презентация к уроку по литературе на тему

Рабданова Татьяна Цыденжаповна

Урок Поэзия серебряного века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokpoeziya_serebryanogo_veka.docx21.97 КБ
Файл serebryanyy_vek_russkoy_poezii.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

     Тема урока:  Поэзия серебряного века (обзор).

Цель урока:

Образовательная: дать учащимся представление о поэзии серебряного века, модернизме, познакомить с основными направлениями модернизма (символизм, акмеизм, футуризм), рассказать о творчестве М.Цветаевой, Н.Брюсова, Н.Гумилева, В.Хлебникова.

Развивающая: развивать навыки работы с текстом лирического произведения, умение видеть художественные детали произведения, развивать устную речь.

Воспитательная: воспитание любви к поэзии, интереса к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину.

Тип урока: усвоение нового материала.

Форма урока: урок встреча.

Оборудование:

1.Компьютер, проектор, музыкальный центр, запись на доске.

2. Слайд-презентация, портреты М.Цветаевой, Н.Гумилева, В.Брюсова.

3. Музыкальное оформление: романсы на стихи М.Цветаевой.

Предварительное домашнее задание:

1.Подготовка сообщения о жизни и личности М.Цветаевой, В.Брюсова, Н.Гумилева, В.Хлебникова.

2. Выразительное чтение стихов наизусть.  

Ход урока.

1.Организационная часть.

2. Вступительное слово. Сообщение темы и цели урока, запись темы в тетради.

    Сегодняшний урок, посвящен ярчайшим представителям «серебряного» века. А это время на рубеже веков, конец 19 века и начало 20 века, которая дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна.

   Серебряный век – это особое явление русской духовной жизни, которое проявилось в искусстве, философии, литературе.

  Перед серебряным веком традиционно был,  какой век? Да, «золотой». Это век пушкинский. Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. 19 столетие он назвал отечественным золотым.

  «Серебряным веком» принято считать конец 19 века и начало 20 века и он был связан с новыми, модернистскими течениями.

   

      Выступление ученика. 

     Модернизм (от франц. – новейший, современный) подразумевал новые явления в литературе и искусстве, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира через искусство. Модернисты были ослеплены «мечтой быть только художниками». Это были молодые, талантливые  люди, посвятившие себя искусству.

Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, и наиболее значительными были –  (Слайд) - символизм, акмеизм, футуризм. (Слайды - Образцы модернизма в разных сферах художественного и прикладного искусства).

      Для этого времени характерны активная литературная жизнь, огромный интерес к поэзии.

 Учитель. Поражает стремительность, с которой появляются новые направления, течения, школы. Появились самоназвания – символизм, акмеизм, адамизм, кларизм, футуризм, кубофутуризм, эгофутуризм, имажинизм, лучизм и т.д. некоторые из них утвердились в качестве терминов, многие - канули в Лету. Целый ряд поэтов, писателей, живописцев в начале своего пути выступившие под знаменем того или иного направления переросли эти направления и создали свои художественный системы. Многие творили и вне групп и направлений: И.Бунин, В.Волошин, А.Толстой, М.Цветаев и др.

  И сегодня на уроке мы рассмотрим три основные направления модернизма: символизм, акмеизм и футуризм.

     

 Запись в тетради: Символизм от слова символ – многозначное иносказание, или же аллегория.

   1группа.  (Выступление учеников) Символисты – В.Брюсов, Д.Мережковский, К.Бальмонт, И.Анненский, А.Белов, А.Блок.

  Символизм – литературно-художественное направление, ключевым средством которого является символ – многозначное иносказание.

Например: голубь – символ мира, дерево, свет, дорога.

 

Символизм – поэзия намеков, иносказания. К этому направлению относятся В.Брюсов, Д.Мережковский, К.Бальмонт, И.Анненский, А.Белов, А.Блок.

  Именно символисты приучили глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, обогатив его форму стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи. Для символистов первым из искусств, выражающие подлинные чувства человека, была музыка.

Примеры:     Не мерещится ль вам иногда,

                        Когда сумерки ходят по дому,

        Тут же, возле иная среда,

        Где живем мы совсем по-другому?

        С тенью тень там так мягко слилась,

        Там бывает такая минута,

        Что лучами незримыми глаз

        Мы уходим друг в друга как будто.         И.Анненский.

Какие образы-символы вы увидели?

Или же:  

 Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно бесшумно шуршат камыши

какие звуки передают шуршание камыша?

2 группа. Акмеизм (от греческого «акме» - цвет цветущая сила, высшая степень чего-либо) возник на отрицании мистического, полного намеков искусства символистов. Они провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии.   Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, поиском ярких эпитетов. Акмеисты воспевали зодчих, строителей, архитекторов  и их творения,  как наивысшие достижения человеческого духа.

   Поэты-акмеисты: Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам.

 Я душу обрету иную,

 Все, что дразнило, уловя

Благословлю я золотую.

Дорогу к солнцу от червя.            (Н.Гумилев).

  В царском селе.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилает низкие пни...

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.  (А.Ахматова).

Кому посвящены эти строки?

Какие детали свидетельствуют о любви к Пушкину?

(А.Ахматова провела детство и юность в царском селе)

А теперь сравним чем отличаются символизм от акмеизма?

Теперь отдохнем и послушаем стихотворение Гумилева.

    Учитель читает стихи.

Это стихотворение написал В.Хлебников. Он открывает нам еще одно направление серебряного века – футуризм. Уже само название говорит о стремлении к будущему.

3 группа. Футуризм (от лат. будущее) авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: звукоподражание, плакаты, лозунги, новые ритмы, паузы и т.д.

   Футуристы поставили человека в центр мира, воспевали «пользу», а не «тайну», отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. Они противопоставили всему обществу свои взгляды. Футуристы считали высшим достижением искусства живопись, почти все они были художниками.

   Наиболее яркие представители футуристов: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин и др.

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будняя,

 Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

 Могли бы

На флейте водосточных труб?

1913

Кто автор этих стихов?

Как вы определили?

(стихотворение вызов, новые образы метафоры)

Стихотворение В.Хлебникова «Там, где жили свиристели».    

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели улетели

Стая легких времирей.

В беспорядке диких теней,

Где как морок старых дней,

Закружились, зазвененли

Стая легких времерей

Стая легких времерей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времерей!

      Отметим неологизмы (новые чслова): времери (время и снегири?), поюны (поющие и юные?), поюнна (от поющая), вабна по словарю В.Даля, «лакомая, заманчивая»).

4 Вне группы творили и многие замечательные поэты: Иван Бунин, В.Волошин, А.Толстой, М.Цветаева и др.

   Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех,  кого любила и уважала; но все, о чем бы она не писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Именно поэтому поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души»!

  Она была небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто каштановые волосы, бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда.

Она обладала высоким и звонким голосом. Любила слушать и читать стихи. Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой: «Стихи читала темпераментно… никогда не опуская концы строк. Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе».

  Марина Цветаева была человеком слова, долга, действия. При всей своей скромности цену себе знала. Она писала на русском, немецком и на французском языках.

   «Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой», - такою была и осталась навсегда М.Цветаева.

                     

Подведение итогов урока.

  1. Какой период литературы назван «Серебряным»?

(Примерный ответ. Конец 19 и начало 20 века. Некоторые считают, что конец серебряного века можно отнести к 1917 году с началом гражданской войны, хотя в 20-е годы были живы те, кто создал это направление).

  1. Назовите основные направления модернизма.
  2. Назовите особенности футуризма.

Задание 1

Укажите стрелкой кто, к какому направлению относится.

  Анна Ахматова

Александр Белов        Символизм

Николай Гумилев

Валерий Брюсов

Виктор Хлебников        Акмеизм

Дмитрий Мережковский

Осиф Мандельштам

Игорь Северянин                                                      Футуризм

Константин Бальмонт

Иннокентий Анненский

                        Задание 2.

Символизм

будущее

        

                                                                       Многозначное иносказание

Акмеизм

                                                                      Отрицание мистического.

Футуризм.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Серебряный век русской поэзии».

Слайд 2

Цель урока: Образовательная: дать учащимся представление о поэзии серебряного века, о модернизме; познакомить с основными направлениями модернизма, познакомить с творчеством М.Цветаевой, Н.Гумилева, Н.Брюсова, В Хлебникова. Развивающая: развивать умения и навыки анализа поэтической речи, умение видеть художественные детали поэзии, развивать устную речь. Воспитательная: воспитание любви к поэзии, интереса к культуре своей страны, вдумчивого читателя, умеющего переживать поэтическое слово, понимать смысл прочитанного.

Слайд 3

Эпиграф: И серебряный месяц ярко Над серебряным веком плыл . А.А.Ахматова.

Слайд 4

Серебряный век – это конец Х I Х и начало ХХ века. Модернизм (от французского – новейший, современный) Цель: создание поэтической культуры, содействующее духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.

Слайд 5

Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Слайд 6

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева.

Слайд 7

Особняки в стиле модерн. Особняк Е. И. Шаронова, Таганрог, 1912, архитектор — Ф.О.Шехтель Дом С. М. Грибушина , Пермь, 1905 г., архитектор — А. Б. Турчевич

Слайд 8

Мир искусства - Россия Маска на здании (Москва). В. Серов. Похищение Европы. 1910

Слайд 9

Мир искусства - Россия Фернан Кнопф . Искусство, или нежность сфинкса. 1896. Лев Бакст . Ужин. 1902.

Слайд 10

Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм

Слайд 11

Символисты Д.С.Мережковский В.Я.Брюсов (1866-1941) А.А. Блок (1873 – 1924) (1866 – 1921) З.Н.Гиппиус (1869 – 1945) К.Д.Бальмонт (1867 – 1942) А.Н.Белый (1880 – 1934) В.И.Иванов (1866-1949)

Слайд 12

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ (условное изображение чего-либо) – многозначное иносказание /

Слайд 13

Валерий Яковлевич Брюсов 900igr.net

Слайд 14

Валерий Яковлевич Брюсов ( 1 (13) декабря 1873 ), Москва — 9 октября 1924 , Москва ) — русский поэт , прозаик , драматург , переводчик , литературовед , литературный критик и историк . Один из основоположников русского символизма .

Слайд 15

Биография и творческий путь Детство Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина. Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года . Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров- народников ; он публиковал стихотворения в журналах.

Слайд 16

В.Я. Брюсов в детстве

Слайд 18

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета . Основной круг его интересов в студенческие годы — история, философия, литература, искусство, языки. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre»(«Шедевры»). В следующем сборнике — «Me eum esse» («Это я», 1897 ). В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма. Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе.

Слайд 19

Образование Он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890 — 1893 годах — в гимназии Л. И. Поливанова ; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой . Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем — на историческом (окончил с дипломом 1 степени).

Слайд 20

Брюсов и революция В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького , раскритикованного Временным правительством . После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, , работал в различных советских учреждениях. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати. С 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом. с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. В 1919 году - членом РКП(б) . в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт . Являлся членом Моссовета . Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии . 1923 получил грамоту от Советского правительства за многочисленные заслуги.

Слайд 22

Переводы Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта- урбаниста Эмиля Верхарна , был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена . Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Виктора Гюго и т.д. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте , «Энеиду» Вергилия . В 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении , перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 году звания народного поэта Армении , его имя носит Ереванский лингвистический университет. Брюсов был теоретиком перевода.

Слайд 23

Брюсов в разных жанрах проза переводы критика литературоведение

Слайд 25

Акмеисты О.Э.Мандельштам Н.С.Гумилёв (1891-1938) А.А.Ахматова (1889-1966) (1886-1921) С.М.Городецкий (1884-1967)

Слайд 26

Акмеизм (от греч. « акме » - цветение, вершина чего-либо) – литературное направление, связанное с символизмом. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь. Они воспевали прекрасную ясность , любовь и красоту.

Слайд 29

Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира.

Слайд 30

Анна Ахматова Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.

Слайд 31

Футуристы В.В.Хлебников (1885-1922) Д.Д.Бурлюк И.В.Северянин В.В.Маяковский (1882-1967) (1887-1941) (1893-1930)

Слайд 32

Футуризм – передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.

Слайд 34

Отец, Владимир Алексеевич, орнитолог и лесовод, пробудил в душе сына интерес к естественным наукам и любовь к природе. Мать, Екатерина Николаевна, урожденная Вербицкая, историк по образованию, происходила из богатой петербургской семьи, ведущей свой род от запорожских казаков. Закончила Смольный институт и всем своим пятерым детям — Борису, Екатерине, Виктору, Александру и Вере — дала хорошее домашнее образование, привила любовь к искусству, истории и литературе. Велимир (настоящее имя — Виктор) Хлебников родился 28 октября (девятого ноября) 1885г., в урочище Ханская Ставка в Калмыкии.

Слайд 35

Круг интересов Хлебникова был чрезвычайно широк: он занимался математикой, кристаллографией, биологией, физической химией, изучал японский язык, увлекался философией Платона и Спинозы, пробовал себя в музыке, живописи и литературе. Автопортрет В.Хлебникова Рисунки В. Хлебникова

Слайд 36

Первым произведеним Хлебникова, появившимся в печати, стало «Искушение грешника», опубликованное в 1908 г. в журнале «Весна» благодаря В. Каменскому, через которого Велимир познакомился с братьями Бурлюками, художником и музыкантом М. Матюшиным и его супругой, художницей и поэтессой Еленой Гуро. В 1910 г. вышел их совместный сборник «Садок судей», ставший точкой отсчета в истории футуризма. Хлебников, старавшийся по крайней мере возможности обращаться в словотворчестве не к западным, а к русским и славянским корням, называл футуристов будетлянами, то есть провозвестниками будущего. В следующем году вышел в свет наделавший много шума сборник «Пощечина общественному вкусу», в который вошел футуристический манифест с призывом «сбросить Пушкина с корабля современности». Портрет работы В. Маяковского, 1916

Слайд 37

Весной 1922 г. Хлебников вместе со своим другом — мужем Веры, художником П. Митуричем, — уехал в Новгородскую губернию, надеясь отдохнуть и набраться сил перед поездкой в Астрахань. Там, в деревне Санталово, он и скончался 28 июня 1922 г. Поэта похоронили на деревенском погосте, надпись на гробе гласила: «Председатель земного шара». Наследие Хлебникова огромно: это и поэтические тексты, и математические вычисления, и прозаические произведения. Служба в армии, постоянные лишения и напряженная работа подорвали здоровье поэта. В декабре 1921 г. он вернулся в Москву, будучи тяжело больным, зная, что дни его сочтены. Семью ему создать так и не удалось. Стихотворение В.Хлебникова на стене дома в Нидерландах Портрет работы В. Бурлюка,1913 г.

Слайд 39

39 Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, в уютном особняке.

Слайд 40

40 Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась.

Слайд 41

41 Марина Цветаева со своим отцом.

Слайд 42

42 Мать Марины Цветаевой - Мария Александровна Мейн.

Слайд 43

43 «Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

Слайд 44

44 Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

Слайд 45

45 Марина Цветаева и Сергей Эфрон.

Слайд 46

46 Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Слайд 47

47 1913-1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, любимый человек, дочь Ариадна.

Слайд 48

48 Марина Цветаева в Чехии в 1924 – 1925 гг.

Слайд 49

49 В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную землю…

Слайд 50

50 Высылка в Елабугу . Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии…

Слайд 51

51 она покончила с собой 31 августа 1941 года.

Слайд 52

52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Презентация у уроку "Поэзия серебряного века" (обзор)

Что такое Серебряный век? Каковы его хронологические рамки? Модернизм и особенности модернистских течений начала 20 века. Самые яркие представители акмеизма, футуризма и символизма. Литературные объед...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...

Урок поэзия серебряного века

Урок поэзия серебряного века...