Урок поэзия серебряного века
материал по литературе

Рабданова Татьяна Цыденжаповна

Урок поэзия серебряного века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokpoeziya_serebryanogo_veka_1.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема урока:  Поэзия серебряного века (обзор).

Цель урока:

Образовательная: дать учащимся представление о поэзии серебряного века, модернизме, познакомить с основными направлениями модернизма (символизм, акмеизм, футуризм), рассказать о творчестве М.Цветаевой, Н.Брюсова, Н.Гумилева, В.Хлебникова.

Развивающая: развивать навыки работы с текстом лирического произведения, умение видеть художественные детали произведения, развивать устную речь.

Воспитательная: воспитание любви к поэзии, интереса к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину.

Тип урока: усвоение нового материала.

Форма урока: урок встреча.

Оборудование:

1.Компьютер, проектор, музыкальный центр, запись на доске.

2. Слайд-презентация, портреты М.Цветаевой, Н.Гумилева, В.Брюсова.

3. Музыкальное оформление: романсы на стихи М.Цветаевой.

Предварительное домашнее задание:

1.Подготовка сообщения о жизни и личности М.Цветаевой, В.Брюсова, Н.Гумилева, В.Хлебникова.

2. Выразительное чтение стихов наизусть.  

Ход урока.

1.Организационная часть.

2. Вступительное слово. Сообщение темы и цели урока, запись темы в тетради.

    Сегодняшний урок, посвящен ярчайшим представителям «серебряного» века. А это время на рубеже веков, конец 19 века и начало 20 века, которая дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна.

   Серебряный век – это особое явление русской духовной жизни, которое проявилось в искусстве, философии, литературе.

  Перед серебряным веком традиционно был,  какой век? Да, «золотой». Это век пушкинский. Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. 19 столетие он назвал отечественным золотым.

  «Серебряным веком» принято считать конец 19 века и начало 20 века и он был связан с новыми, модернистскими течениями.

   

      Выступление ученика. 

     Модернизм (от франц. – новейший, современный) подразумевал новые явления в литературе и искусстве, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира через искусство. Модернисты были ослеплены «мечтой быть только художниками». Это были молодые, талантливые  люди, посвятившие себя искусству.

Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, и наиболее значительными были –  (Слайд) - символизм, акмеизм, футуризм. (Слайды - Образцы модернизма в разных сферах художественного и прикладного искусства).

      Для этого времени характерны активная литературная жизнь, огромный интерес к поэзии.

 Учитель. Поражает стремительность, с которой появляются новые направления, течения, школы. Появились самоназвания – символизм, акмеизм, адамизм, кларизм, футуризм, кубофутуризм, эгофутуризм, имажинизм, лучизм и т.д. некоторые из них утвердились в качестве терминов, многие - канули в Лету. Целый ряд поэтов, писателей, живописцев в начале своего пути выступившие под знаменем того или иного направления переросли эти направления и создали свои художественный системы. Многие творили и вне групп и направлений: И.Бунин, В.Волошин, А.Толстой, М.Цветаев и др.

  И сегодня на уроке мы рассмотрим три основные направления модернизма: символизм, акмеизм и футуризм.

     

 Запись в тетради: Символизм от слова символ – многозначное иносказание, или же аллегория.

   1группа.  (Выступление учеников) Символисты – В.Брюсов, Д.Мережковский, К.Бальмонт, И.Анненский, А.Белов, А.Блок.

  Символизм – литературно-художественное направление, ключевым средством которого является символ – многозначное иносказание.

Например: голубь – символ мира, дерево, свет, дорога.

 

Символизм – поэзия намеков, иносказания. К этому направлению относятся В.Брюсов, Д.Мережковский, К.Бальмонт, И.Анненский, А.Белов, А.Блок.

  Именно символисты приучили глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, обогатив его форму стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи. Для символистов первым из искусств, выражающие подлинные чувства человека, была музыка.

Примеры:     Не мерещится ль вам иногда,

                        Когда сумерки ходят по дому,

        Тут же, возле иная среда,

        Где живем мы совсем по-другому?

        С тенью тень там так мягко слилась,

        Там бывает такая минута,

        Что лучами незримыми глаз

        Мы уходим друг в друга как будто.         И.Анненский.

Какие образы-символы вы увидели?

Или же:  

 Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно бесшумно шуршат камыши

какие звуки передают шуршание камыша?

2 группа. Акмеизм (от греческого «акме» - цвет цветущая сила, высшая степень чего-либо) возник на отрицании мистического, полного намеков искусства символистов. Они провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии.   Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, поиском ярких эпитетов. Акмеисты воспевали зодчих, строителей, архитекторов  и их творения,  как наивысшие достижения человеческого духа.

   Поэты-акмеисты: Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам.

 Я душу обрету иную,

 Все, что дразнило, уловя

Благословлю я золотую.

Дорогу к солнцу от червя.            (Н.Гумилев).

  В царском селе.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилает низкие пни...

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.  (А.Ахматова).

Кому посвящены эти строки?

Какие детали свидетельствуют о любви к Пушкину?

(А.Ахматова провела детство и юность в царском селе)

А теперь сравним чем отличаются символизм от акмеизма?

Теперь отдохнем и послушаем стихотворение Гумилева.

    Учитель читает стихи.

Это стихотворение написал В.Хлебников. Он открывает нам еще одно направление серебряного века – футуризм. Уже само название говорит о стремлении к будущему.

3 группа. Футуризм (от лат. будущее) авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: звукоподражание, плакаты, лозунги, новые ритмы, паузы и т.д.

   Футуристы поставили человека в центр мира, воспевали «пользу», а не «тайну», отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. Они противопоставили всему обществу свои взгляды. Футуристы считали высшим достижением искусства живопись, почти все они были художниками.

   Наиболее яркие представители футуристов: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин и др.

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будняя,

 Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

 Могли бы

На флейте водосточных труб?

1913

Кто автор этих стихов?

Как вы определили?

(стихотворение вызов, новые образы метафоры)

Стихотворение В.Хлебникова «Там, где жили свиристели».    

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели улетели

Стая легких времирей.

В беспорядке диких теней,

Где как морок старых дней,

Закружились, зазвененли

Стая легких времерей

Стая легких времерей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времерей!

      Отметим неологизмы (новые чслова): времери (время и снегири?), поюны (поющие и юные?), поюнна (от поющая), вабна по словарю В.Даля, «лакомая, заманчивая»).

4 Вне группы творили и многие замечательные поэты: Иван Бунин, В.Волошин, А.Толстой, М.Цветаева и др.

   Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех,  кого любила и уважала; но все, о чем бы она не писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Именно поэтому поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души»!

  Она была небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто каштановые волосы, бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда.

Она обладала высоким и звонким голосом. Любила слушать и читать стихи. Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой: «Стихи читала темпераментно… никогда не опуская концы строк. Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе».

  Марина Цветаева была человеком слова, долга, действия. При всей своей скромности цену себе знала. Она писала на русском, немецком и на французском языках.

   «Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой», - такою была и осталась навсегда М.Цветаева.

                     

Подведение итогов урока.

  1. Какой период литературы назван «Серебряным»?

(Примерный ответ. Конец 19 и начало 20 века. Некоторые считают, что конец серебряного века можно отнести к 1917 году с началом гражданской войны, хотя в 20-е годы были живы те, кто создал это направление).

  1. Назовите основные направления модернизма.
  2. Назовите особенности футуризма.

Задание 1

Укажите стрелкой кто, к какому направлению относится.

  Анна Ахматова

Александр Белов        Символизм

Николай Гумилев

Валерий Брюсов

Виктор Хлебников        Акмеизм

Дмитрий Мережковский

Осиф Мандельштам

Игорь Северянин                                                      Футуризм

Константин Бальмонт

Иннокентий Анненский

                        Задание 2.

Символизм

будущее

        

                                                                       Многозначное иносказание

Акмеизм

                                                                      Отрицание мистического.

Футуризм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Презентация у уроку "Поэзия серебряного века" (обзор)

Что такое Серебряный век? Каковы его хронологические рамки? Модернизм и особенности модернистских течений начала 20 века. Самые яркие представители акмеизма, футуризма и символизма. Литературные объед...

Урок Поэзия серебряного века

Урок Поэзия серебряного века...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...