Методические рекомендации для студентов по составлению характеристики литературного персонажа
учебно-методическое пособие по литературе (10, 11 класс) на тему
Методические рекомендации помогут студентам последовательно и развернуто охарактеризовать литературного персонажа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для студентов по составлению характеристики литературного персонажа
Одно из наиболее значимых умений по литературе - это умение давать характеристику литературному персонажу. Необходимым условием для этого является знание текста. Обязательно используйте цитаты в качестве аргументов. Не путайте характеристику с пересказом событий, в которых участвует герой произведения.
Примерный план характеристики
1. Внешний вид, возраст.
2. Социальное, материальное положение.
3. Занятия, привычки, образ жизни.
4. Яркие черты характера, поступки, отношения с людьми.
5. Мнения других персонажей об этом герое.
6. Особенности речи.
7. Свое мнение о персонаже.
1. Описывая внешность литературного героя, отметьте главные, яркие черты лица, фигуры; подумайте, с какой целью автор выделяет именно эти особенности внешности (например, глаза – это отражение внутреннего мира, «зеркало души»; внушительная фигура – солидный, значимый человек). Здесь можно увидеть и отношение автора к своему герою. Обратите внимание на одежду: она расскажет нам о социальном, материальном положении персонажа, о его профессии или занятии, некоторых привычках. Возраст можно указать приблизительно, если в тексте нет точных сведений.
2.Определите происхождение героя, из какой он семьи (дворянин, купец, мещанин, выходец из народа и т.д.); какое положение он занимает в обществе; каково его материальное положение (это накладывает отпечаток на его внешний вид, образ жизни, привычки, манеры и речь).
3. Образ жизни героя складывается из его профессии (ремесла), повседневных занятий, привычек; из того, где, как и с кем он проводит время. Социальное и материальное положение также влияют на образ жизни (например, беззаботная жизнь дворян зачастую показана бесцельной, пустой, приводящей к вырождению). Часто в тексте романов и повестей можно встретить подробное описание жизни персонажа или его прошлого; в пьесах герои сами рассказывают о своем прошлом, о каких-либо важных моментах в судьбе. Отметьте главные события в жизни героя, определите, как они отразились на его характере (например, из-за трагедии с близким человеком персонаж рано состарился, потерял вкус к жизни, не общается с людьми).
4. Описывая характер героя, обратите внимание на основные, определяющие черты, но не стоит пренебрегать и мелочами: некоторые детали могут рассказать о герое многое (например, любовь к поэзии свидетельствует о мягкости, чувствительности, романтичности, и это, в свою очередь, определяет такие качества характера, как нерешительность, безответственность, слабость). Некоторые поступки и их мотивы определяют суть литературного образа, позволяют понять замысел автора (например, лживость персонажа или его честность накладывают отпечаток на всю его жизнь, определяют его положение в семье и обществе).
Мечты и планы героя показывают его место в жизни, его отношение к жизни и людям, а также помогают понять его натуру (например, хочет принести пользу обществу – это человек благородный, бескорыстный, не эгоистичный).
Дела и поступки персонажа раскрывают его характер с разных сторон. Таким образом, чем полнее и многостороннее будет характеристика, тем глубже вы раскроете литературный образ и поймете идею автора.
5. Мнения других героев о персонаже помогут лучше охарактеризовать его, определить взаимоотношения действующих лиц, и, как следствие, осознать конфликт произведения (например, негативное мнение, насмешка, неприязнь приводят к ссорам, дуэли). На протяжении произведения мнения могут меняться, и это связано с изменениями самого персонажа. Противоречивые мнения – это отражение отношения разных героев к персонажу (отношения друзей или врагов, близких людей или малознакомых).
6. Чтобы понять особенности речи персонажа, необходимо выбрать из всего текста наиболее характерные высказывания, часто повторяющиеся или подобные слова и выражения. В них раскрываются различные стороны характера героя (например, много междометий, ласковых слов с уменьшительными суффиксами свидетельствуют об эмоциональности, впечатлительности; грубые слова, ругательства – о невысоком уровне образованности, неуважении к людям).
Работая над речевой характеристикой, не забудьте обратить внимание на знаки препинания, интонацию, темп речи; подумайте, какие чувства передаются с помощью восклицательных, вопросительных знаков, многоточия; что значит медленный и плавный темп речи или, наоборот, отрывистый и резкий. Отметьте стилистически окрашенную лексику (книжные слова, поэтические выражения, разговорные или просторечные средства); эмоциональную и оценочную лексику (например, воришка, недотепа, раскрасавица, личико и др.).
Речевая характеристика дополняет образ, по ней можно судить об образовании героя, о его взаимоотношениях с людьми, о его настроениях и чувствах. Как и внешний вид, речь персонажа – это его своеобразная визитная карточка.
7. Завершая составление характеристики, выскажите свое мнение о персонаже, проанализируйте его взгляды, поступки (какие из них, по-вашему, являются определяющими чертами его характера, за что его можно уважать, в чем можно упрекнуть и т.п.). Также отметьте взаимоотношения героя с другими действующими лицами, сделайте вывод о роли этого персонажа в развитии конфликта произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-169018-1356277821.jpg)
Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося
Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/14/picture-219473-1565777946.jpg)
Формы анализа и самоанализа урока: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, М.П. Михеева)
В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.Рекомендации предназначены для студентов, обучающихс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-509270-1416072769.jpg)
Методические рекомендации по проектированию и составлению образовательных программ
Данная методическая продукция адресована педагогам дополнительного образования в помощь при проектировании и составлении образовательной программы, которая необходима педагогу для успешной работы, атт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-833256-1476794516.jpg)
Рекомендации классному руководителю для составления характеристики
Данные рекомендации помогут классному руководителю грамотно составить характеристику на учащегося, состоящего на профилактическом учёте...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-1216140-1581027594.jpg)
Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)
Работа раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1441235-1670227024.jpg)
Конспект урока «Составление характеристики литературного героя с помощью анализа невербальной коммуникации» (на примере поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова»)
Анализ образа Ивана Грозного с помощью невербальной коммуникации...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/12/picture-1500965-1702406663.jpg)
Методическая работа "Обследование детей для составления характеристики на ТПМПК"
Обследование детей для составления характеристики на ТПМПК...