Методические рекомендации для студентов по составлению характеристики литературного персонажа
учебно-методическое пособие по литературе (10, 11 класс) на тему

Методические рекомендации помогут студентам последовательно и развернуто охарактеризовать литературного персонажа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для студентов                                             по составлению характеристики литературного персонажа

Одно из наиболее значимых умений по литературе - это умение давать характеристику литературному персонажу. Необходимым условием для этого является знание текста. Обязательно используйте цитаты в качестве аргументов. Не путайте характеристику с пересказом событий, в которых участвует герой произведения.

Примерный план характеристики

1. Внешний вид, возраст.

2. Социальное, материальное положение.

3. Занятия, привычки, образ жизни.

4. Яркие черты характера, поступки, отношения с людьми.

5. Мнения других персонажей об этом герое.

6. Особенности речи.

7. Свое мнение о персонаже.

1. Описывая внешность литературного героя, отметьте главные, яркие черты лица, фигуры; подумайте, с какой целью автор выделяет именно эти особенности внешности (например, глаза – это отражение внутреннего мира, «зеркало души»; внушительная фигура – солидный,  значимый человек). Здесь можно увидеть и отношение автора к своему герою. Обратите внимание на одежду: она расскажет нам о социальном, материальном положении персонажа, о его профессии или занятии, некоторых привычках. Возраст можно указать приблизительно, если в тексте нет точных сведений.

2.Определите происхождение героя, из какой он семьи (дворянин, купец, мещанин, выходец из народа и т.д.); какое положение он занимает в обществе; каково его материальное положение (это накладывает отпечаток на его внешний вид, образ жизни, привычки, манеры и речь).

3. Образ жизни героя складывается из его профессии (ремесла), повседневных занятий, привычек; из того, где, как и с кем он проводит время. Социальное и материальное положение также влияют на образ жизни (например, беззаботная жизнь дворян зачастую показана бесцельной, пустой, приводящей к вырождению). Часто в тексте романов и повестей можно встретить подробное описание жизни персонажа или его прошлого; в пьесах герои сами рассказывают о своем прошлом, о каких-либо важных моментах в судьбе. Отметьте главные события в жизни героя, определите, как они отразились на его характере (например, из-за трагедии с близким человеком персонаж рано состарился, потерял вкус к жизни, не общается с людьми).

4. Описывая характер героя, обратите внимание на основные, определяющие черты, но не стоит пренебрегать и мелочами: некоторые детали могут рассказать о герое многое (например, любовь к поэзии свидетельствует о мягкости, чувствительности, романтичности, и это, в свою очередь, определяет такие качества характера, как нерешительность, безответственность, слабость). Некоторые поступки и их мотивы определяют суть литературного образа, позволяют понять замысел автора (например, лживость персонажа или его честность накладывают отпечаток на всю его жизнь, определяют его положение в семье и обществе).

Мечты и планы героя показывают его место в жизни, его отношение к жизни и людям, а также помогают понять его натуру (например, хочет принести пользу обществу – это человек благородный, бескорыстный, не эгоистичный).

Дела и поступки персонажа раскрывают его характер с разных сторон. Таким образом, чем полнее и многостороннее будет характеристика, тем глубже вы раскроете литературный образ и поймете идею автора.

5. Мнения других героев о персонаже помогут лучше охарактеризовать его, определить взаимоотношения действующих лиц, и, как следствие, осознать конфликт произведения (например, негативное мнение, насмешка, неприязнь приводят к ссорам, дуэли). На протяжении произведения мнения могут меняться, и это связано с изменениями самого персонажа. Противоречивые мнения – это отражение отношения разных героев к персонажу (отношения друзей или врагов, близких людей или малознакомых).

6. Чтобы понять особенности речи персонажа, необходимо выбрать из всего текста наиболее характерные высказывания, часто повторяющиеся или подобные слова и выражения. В них раскрываются различные стороны характера героя (например, много междометий, ласковых слов с уменьшительными суффиксами свидетельствуют об эмоциональности, впечатлительности; грубые слова, ругательства – о невысоком уровне образованности, неуважении к людям).

Работая над речевой характеристикой, не забудьте обратить внимание на знаки препинания, интонацию, темп речи; подумайте, какие чувства передаются с помощью восклицательных, вопросительных знаков, многоточия; что значит медленный и плавный темп речи или, наоборот, отрывистый и резкий. Отметьте стилистически окрашенную лексику (книжные слова, поэтические выражения, разговорные или просторечные средства); эмоциональную и оценочную лексику (например, воришка, недотепа, раскрасавица, личико и др.).

Речевая характеристика дополняет образ, по ней можно судить об образовании героя, о его взаимоотношениях с людьми, о его настроениях и чувствах. Как и внешний вид, речь персонажа – это его своеобразная визитная карточка.

7. Завершая составление характеристики, выскажите свое мнение о персонаже, проанализируйте его взгляды, поступки (какие из них, по-вашему, являются определяющими чертами его характера, за что его можно уважать, в чем можно упрекнуть и т.п.). Также отметьте взаимоотношения героя с другими действующими лицами, сделайте вывод о роли этого персонажа в развитии конфликта произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося

Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...

Формы анализа и самоанализа урока: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, М.П. Михеева)

В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.Рекомендации предназначены для студентов, обучающихс...

Обучение первоклассников решению текстовых задач: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек)

    Методические рекомендации «Обучение первоклассников решению  текстовых задач» состоят из двух частей: теоретической и практической.      Первая...

Организация педагогической практики пробных уроков - 1 этап: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, С.Г. Питкевич)

          В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (I этап). Студенты педколледжа, обучающиеся...

Методические рекомендации по проектированию и составлению образовательных программ

Данная методическая продукция адресована педагогам дополнительного образования в помощь при проектировании и составлении образовательной программы, которая необходима педагогу для успешной работы, атт...

Рекомендации классному руководителю для составления характеристики

Данные рекомендации помогут классному руководителю грамотно составить характеристику на учащегося, состоящего на профилактическом учёте...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...