Урок-исследование по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Шулепова Наталия Валентиновна

Этот урок является третьим из четырёх в изучении сказки-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца" ( 6 класс, по программе В.Я.Коровиной). Урок помогает изучить материал на высоком уровне, когда материал не просто воспринимается учащимися, а становится для них самостоятельно добытым знанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-исследование: «А посмотрим на это с другой стороны»

Цели: Предметные

-  Развитие у учащихся УУД (универсальных учебных действий), необходимых для построения самостоятельных рассуждений и умозаключений, освоение навыка наблюдения, как основы исследовательской деятельности.

-Формирование нравственных ценностей.

Метапредметные

- Сформировать представления о роли болот в жизни человека, свойствах торфа, развивать у учащихся понятия, что в природе все взаимосвязано, что  действия человека  влияют на природу.

-Развивать умение добывать информацию в различных источниках.

- Формировать экологическую грамотность.

-Воспитывать уважительное отношение к природе,  культуру поведения.

Оборудование: кружки настроения, карта-схема «Ориентиры»,  раздаточный материал ,  рисунок Блудова болота, буклет «Это интересно», камень с надписью, кочки и ягоды для игры, презентация.

Этапы урока

Учитель

Дети

Орг.момент

-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, и  мне хочется узнать, с каким настроением вы  пришли на занятие.

На ваших столах лежат разноцветные кружки. Покажите  цвет, соответствующий вашему настроению.

-Почему настроение у всех разное? И на мир вы смотрите по-разному.

Я надеюсь, что сегодняшний  урок принесет вам радость новых открытий и   ваше настроение станет еще лучше.

(Дети с помощью цветовой гаммы показывают своё настроение).

Все разные, у каждого свое настроение.

Фронтальный опрос. Кроссворд.

Итак, сегодня у нас обобщающий урок  по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Давайте разгадаем кроссворд и узнаем ключевое слово, которое подскажет, чем мы займёмся на сегодняшнем уроке.

1. Между собой учителя в школе называли его «мужичок в мешочке».

2. «Курочка на золотых ножках».

3. О какой необходимой вещи говорил отец Митраше: «Стрелка эта тебе верней друга»

4. Где растёт ягода клюква?

5. Специалист по разведыванию земной коры и поиском в ней полезных ископаемых.

6. Прямое зн.: помещение для хранения продуктов питания, а также для товаров, сырья, различных материалов. Перен. - сосредоточение каких-либо скрытых богатств, ценностей.

7. Горючее вещество, находящееся в болоте, запасы  которого разведывали геологи.

8. Ягода, за которой отправились дети.

9. Имя лесника.

10. «Мать»  для каждой травинки, цветочка,  кустика, ягодки     (по словам Пришвина).

11.Как называют в народе, какое-нибудь приятное местечко в лесу?

12. Топкое место в болоте (всё равно, что прорубь во льду).

Ключевое слово: исследование.

Как вы думаете, что будем исследовать на уроке? 

Ассоциации к слову «Болото». Как цветовая гамма вашего настроения разная, так и отношение к болоту разное (Пусть будет только плохое, ничего страшного).Попробуем разобраться : болото-беда или кладовая добра?

Вы по интересам разделены на три группы: геологи, экологи и мастера слова. Почему вас пришлось разделить? Потому что на болото  мы пойдем по трём тропинкам  и посмотрим на некоторые вещи  с разных сторон. По ходу исследования ответственные будут вести дневник наблюдений,  в котором запишут  основные выводы.

Встретимся на палестинке, где Пришвин что-то для нас оставил.  

Заполняйте дневник исследователя и отправляемся в путь (песня куплет).

Я ваш проводник.

Мы у развилки трёх дорог. Камень с надписью: налево пойдёшь - богатство найдёшь, направо пойдёшь – в беду попадёшь, прямо пойдёшь - житейскую мудрость обретёшь.

Налево - геологи, направо – экологи, прямо - литераторы.

Геологам : «А вам, как сказочным богатырям, самая трудная дорога. Но не отчаивайтесь! Берите с собой длинную палку, чтобы определять путь, ходите только по кочкам,  поддерживайте друг друга!»

Помните: на болоте живёт Серый помещик, как только он услышит шум, то даст о себе знать и прибежит на вашу тропинку! ( Дети шумят - вой волка)

Каждая группа получает задание и учебники по экологии  и … в путь.

Митраша

Настя

Компас

Болото

Геолог

Кладовая

Торф

Клюква

Антипыч

Солнце

Палестинка

Елань

Болото, взаимоотношения между людьми, отношение Пришвина к природе.

Страх, можно утонуть, полезные ягоды, комары, необычная природа.

Работа в группах (звучит музыка)

После исследовательской работы физминутка.

Провокационный вопрос

Провокационный вопрос

1гр. «Геологи» по парам.

1 пара – карта Блудова болота. Подписать объекты, через которые Настя и Митраша пошли за клюквой,  и стрелкой показать путь.

Какие богатства геологи  нашли на болоте?

2 пара – работа с текстом. Как Пришвин объясняет, откуда берётся торф? ( Гл.VIII, абзац 2,  со слов «…горячее солнце было матерью каждой травинки…»). Почему писатель знает об образовании торфа?  Пришвин-географ.  

3 пара -  где используют торф (кластер).

Закончи предложение: В болоте находятся полезные ископаемые, их надо… А для этого его нужно...

Слова для справок: осушить,  добыть.

Какое богатство нашли в болоте?

Значит, в болотах находятся залежи торфа и их надо осушать?

Теперь посмотрим на это  с другой стороны. Что нам ответят экологи, которые пошли в противоположную сторону.

2 группа «Экологи».

Справились с заданием? Поддерживали друг друга?

1 пара - птицы  болот  и растения (по описанию из книги соотносят картинку и название птицы).

2пара - работа с текстом. Найдите и зачитайте описание тетерева (гл. IV, 3 абзац со слов «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца…». Какие средства языка использует автор, чтобы показать красоту птицы? Что такое эпитет? Метафора?

3 пара- значение болот в природе.

 Вывод. Закончи предложение: Болото-это важная часть экосистемы планеты, его надо…

Как вы думаете, описывая птиц  и растительный мир болот, в роли кого выступил Пришвин?

Пришвин - ботаник, орнитолог, эколог.

Учитель: Что же произойдёт, если осушить болото, как предлагают геологи?

Значит, болото - не мёртвое царство, а единый организм.

Охранять-то надо, но в болоте можно и  утонуть.

Значит, болото- опасность и туда лучше не ходить?

Сухой торф – горючий материал – замена для дров, а также удобен для подстилки в сарае, для удобрения почвы, в промышленности, в медицине и много еще для чего. 

Конечно.

Эпитеты: радужный хвост, огненный цветок; метафора: лирой (о хвосте), (чистейшее бельё подхвостья).

Значение болот: питают реки водой, забирают избыток влаги после таяния снега;

поддерживают стабильный уровень грунтовых вод на соседних с ними землях даже в засуху;

смягчают колебания климата;

дают убежище и корм многим видам растений и животных.

В роли ботаника, эколога, орнитолог.  Красоту надо беречь, охранять.

Если уничтожить болота, погибнут не только растения и животные болот, но и многие из тех животных, которые обитают поблизости, так как зачастую болота являются местом укрытия — в них прячутся птицы и звери от своих преследователей.

Надо быть осторожным, знать правила поведения на болоте, уметь ориентироваться, передвигаться по кочка.

Физминутка

А уж ясно солнышко

 Припекло, припекло

 И повсюду золото

 Разлило, разлило.

 Ручейки  нам весело

 Всё журчат, журчат.

 Журавли курлыкают

 И летят, летят.

Мы к лесной  борине  вышли,

Поднимая ноги выше,

Прошли через кусты  и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Работа в группах продолжение…

Игра «Собери клюкву»

Какие люди жили возле Блудова болота?

1 пара. Рассказ о взаимоотношениях детей и взрослых по плану.

А) Время действия  в произведении. Почему дети остались одни?

Б) Благодаря кому дети  смогли выжить в это тяжёлое время? Чему научили своих детей родители?

В) Какие взаимоотношения были между Настей и Митрашей?

Е) Как относились к детям односельчане?

2 пара. Найти в эпизоде описание борьбы сосны и ели за жизнь (гл.IV. «Лет двести тому назад» до слов «как живые существа»).  Какие тропы встретились? Почему?

3 пара. Проблемный вопрос:  похожи ли ель и сосна на Настю и Митрашу? Почему когда ветер их качал, они выли?

Игра. На болоте, как рассказывает Пришвин, очень много ягод. Среди этого разнообразия вы должны найти клюкву. Но это ягода не простая, она готовит вам сюрприз. Он  с обратной стороны.

Дети прыгают через кочки, срывают ягоду(только одну), перепрыгивают обратно, читают и выполняют задание по карточке. (Из 3 групп по кочкам- 4 человека: ёлочки-старушки)

Почему вам легко и интересно было выполнять это задание? Какой троп использовал?

С.Я.Маршак был не только писателем, но и критиком. У него есть такие слова о Пришвине: «Язык в книгах Пришвина так же причудлив, богат, одухотворён, как и открытая им природа».

Пришвин - мастер слова.

Нет. Настя и Митраша  жили дружно  и не причиняли физической боли.

Им было больно, раны  кровоточили вновь.

Деревья похожи на людей, Пришвин интересно их описал в произведении. Сравнение.

Взаимодействие

Мы сошлись вместе на замечательной палестинке, чудесном месте.

Заполнили дневники наблюдений, многое узнали о болоте.

Только ли на болото мы смотрели с разных сторон?

Зачем Пришвин написал это произведение? (Только ли для того, чтобы рассказать о красоте природы и торфяных залежах?)

Кем для нас  стал Пришвин?  Мудрый наставник.

А вот и сюрприз, о котором я говорила (зачитать письмо).

Открыли для себя и М.М.Пришвина не только, как писателя, но и как геолога, эколога, орнитолога, ботаника.

Пришвин, прежде всего,  рассказал о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь многих поколений – кладовая житейской мудрости, душевного тепла, любви.

Рефлексия

Дерево жизни.  А чтобы вы больше знали о полезных свойствах болотных ягод,  ребята из посёлка Верхнезейск  сделали для вас  буклеты.

Спасибо за урок. Мне было очень интересно с вами работать. Молодцы!

Правила поведения на болоте, как ориентироваться по деревьям, учиться замечать красоту природы, прислушиваться к мнению старших, помогать другим, быть самостоятельными, учиться хорошему у родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок  литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема  соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения;  проводитс...

Анализ сказки-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок-презентация, завершающий изучение произведения и подготавливающий ребят к написанию сочинения по произведению....

"Проблема выбора Насти и Митраши по сказке -были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Отличие данного урока от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочн...

Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)       Цель урока: раскрыть замысел писателя,  показать единство ч...

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;

Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...

Заключительный урок - проект по сказке – были Пришвина М.М. «Кладовая солнца» «Все прекрасное на Земле - от солнца»

Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения  М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека...