Статья "Петербуржец Ф.М. Достоевский"
статья по литературе (10, 11 класс) на тему

Карпова Ольга Николаевна

В статье изложены факты жизни Ф.М. Достоевского, связанные с проживанием писателя в Санкт-Петербурге. Материал предназначен  для уроков литературы по соответствующей тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текстовый файл22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Петербуржец Ф.М. Достоевский

Достоевский отразил жизнь современной ему России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания. 
    Особое место в романе занимает образ Петербурга. Этот образ важен как для понимания самого романа, так и всего творчества писателя. 

Во всех романах Федора Михайловича Достоевского, действие которых происходит в Петербурге, ощущается присутствие города. Дома и подворотни, лестницы и переулки изображены с такой поразительной убедительностью, что кажутся срисованными с натуры. Мелькают названия улиц и проспектов, иногда, правда, в сокращенном, зашифрованном виде. Петербург - не просто фон, на котором разворачивается сюжет, а сверхгерой, который словно вмешивается в судьбы персонажей.

 Федор Михайлович хорошо знал Петербург. Он многие годы прожил в нем, сменив двадцать квартир в период с 1842 по 1881 год. Отсутствовал писатель в Петербурге с конца 1849 по весну 1860 года. Он находился в ссылке после ареста по делу Петрашевского.

Если проследить за теми домами, где после окончания Инженерного училища в августе 1841 года жил писатель, можно обнаружить удивительное пристрастие его к угловым домам. Вот несколько адресов сохранившихся угловых домов, в которых он жил: Владимирский проспект, 11 (1842-1846 гг.), Вознесенский проспект, 8 (1847-1849 гг.). Казначейская ул., 1 (1861-1863 гг.). Казначейская ул., 9 (1864 г.), Казначейская ул., 7 (1864-1867 гг.). Греческий проспект, 6 (1875-1878 гг.), Кузнечный пер., 5 (1846 г., 1878-1881 гг.). В доме № 5 по Кузнечному переулку, где писатель жил молодым и спустя много лет уже знаменитым писателем, сегодня музей-квартира Достоевского. Еще в годы учебы Федор Михайлович подолгу засиживался с книгой у окна угловой спальни, выходившей на Фонтанку. Из окна были видны и набережная Фонтанки, и церковь Святого Пантелеймона. Близость к церкви была очень важна для Достоевского.

Он верил в Бога и часто посещал церковь. Если взглянуть на планы старого Петербурга, можно заметить, что дома, где жил писатель, обычно соседствуют с церквями. Из окон углового дома он мог видеть крест на куполе, а это имело значение для православного человека. Скрещение улиц, словно скрещение судеб, и крест, высоко плывущий в небе, - все это было наполнено высоким смыслом для него, испытавшего каторгу, ссылку, смерть близких, постоянную нужду, неустроенность быта. И еще один крест лежал на всей жизни писателя: это его страшная болезнь - эпилепсия. Угловые дома Достоевский выбирал и для своих героев. Они жили совсем неподалеку от их создателя. Напомним, что романы "Бедные люди" и "Двойник" были написаны в доме № 11 по Владимирскому проспекту, "Белые ночи" - в доме № 8 по Вознесенскому проспекту, а роман "Преступление и наказание" был закончен в доме № 7 по Казначейской улице.

В повестях мы встречаем характерное для последующего творчества Достоевского нагромождение необычного среди будничного и серого существования, контрасты, анализ тяжелых душевных состояний, раскрытие редких моментов откровенного созерцания человеком собственных высоких и самых низменных побуждений. Достоевский выработал свою, мощную, гибкую и глубокую форму повествования, создав новую форму русского и европейского романа. Кроме многообразных влияний на Достоевского (ему было 26 лет) социального окружения, литературных течений того времени, он сам отличался способностью глубоко переживать, неотступно стремился понять человеческую психику во всех ее проявлениях. Музыкальность речи и экспрессивность композиции способствуют большей интенсивности воздействия. И тема, и персонажи оказываются не случайными. Они находят отклик в дальнейшем творчестве и настроенности автора. Несомненно, что Достоевский вносит здесь свою долю участия в общем романтическом движении, которое захватило всех крупных художников первой половины девятнадцатого века.

          Надо сказать, что с именем Достоевского в нашем городе связано немало мест. И хотя он никогда не любил этот город, а поначалу, как сам признавался, и вовсе боялся, он прожил здесь 28 лет. У него никогда не было своей квартиры, он всегда их снимал. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых, даже подвалы и чердаки сдавались. За время жизни в городе он сменил 20 адресов. Обычно его жильё находилось на пересечении улиц.

«Идиот»

Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвета грязно-зеленого. <...> В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: "Дом потомственного почетного гражданина Рогожина"". Князь Мышкин проходил по Гороховой. В романе сказано, что он шел пешком после того, как побывал у Лебедева в одной из Рождественских улиц. Следовательно, князь приближался к Садовой со стороны Загородного проспекта. Не доходя до Садовой, он еще издалека почувствовал дом Рогожина. По правую руку от князя на четной стороне Гороховой (третий дом от угла) находился дом .№ 38. Всмотримся и мы в его "физиономию". Он в три этажа, невзрачный с виду. Ровные и однообразные три ряда окон на фасаде, лишенном каких бы то ни было архитектурных украшений. В средней части дома - подворотня. Не этот ли дом имел в виду Достоевский? Во всяком случае соседние дома - пятиэтажные, а дома № 45 и 47 напротив украшены колоннами и декоративной лепкой и мало походят на "дом потомственного почетного гражданина Рогожина".

«Униженные и оскорбленные»

Достоевский приступил к работе над романом "Униженные и оскорбленные" весной 1860г. Закончить роман Достоевскому удалось только в июле 1861 года. В первом номере журнала "Время" за 1861 год начал печататься новый увлекательный и динамический роман Ф. Достоевского "Униженные и оскорбленные", в котором перед читателями совершались трогательные, сентиментальные и трагические события.

Время действия романа - середина 50-х годов XIX века. Это рассказ писателя о людях его эпохи. В центре изображения находится образ циника, авантюриста, крайнего эгоиста, князя Валковского. Достоевский в этом романе возвращается к любимой теме "бедных людей", к защите обездоленных, униженных и оскорбленных. Он направляет свой протест против хищников, приобретателей, обидчиков, против торжествующей власти "сильных мира сего". Роман "Униженные и оскорбленные" - острая социальная трагедия, разыгравшаяся в большом столичном городе.

«Преступление и наказание»

Петербург не просто место действия, он - соучастник преступления Раскольникова. 
    Петербург - это темные, узкие улицы, заселенные ремесленниками и нищими чиновниками, это город грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Из крохотной клетушки, жилища бывшего студента, по Садовой, Гороховой и другим улицам Петербурга идет Раскольников к старухе-процентщице, чтобы совершить свое преступление, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Часто проходит через Сенную площадь. В двух шагах от Сенной находится Столярный переулок, состоящий из шестнадцати домов, в которых находятся восемнадцать питейных заведений. По ночам Раскольников не может заснуть от пьяных криков. Достоевский в романе "Преступление и наказание" дает страшные сцены из жизни городской бедноты. Описание кабаков "желтого" Петербурга сменяются описанием городских улиц, рассказом об убогом существовании семьи Раскольникова.
    В произведении широко воссоздана жизнь большого буржуазного города. Его население составляют портные, слесари, кухарки, немцы, маленькие чиновники, квартирные хозяйки, уличные девицы, посетители питейных домов. Город Достоевского населен “бывшими” людьми. В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления бедных и богатых. Жизнь города - это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег. Деньги в “Преступлении и наказании” все время соседствуют с голодом и страшной нуждой. Нищета рождает преступность. Преступна Соня, нарушившая нравственные законы, преступна “благородная” мать, у которой на плечах муж-инвалид и двое малолетних детей и которая отправляет свою падчерицу на панель. 
    От такой жизни люди отупели и смотрят друг на друга враждебно и недоверчиво. Между ними не может быть человеческих отношений, кроме безразличного звериного любопытства, злорадной насмешки. Роман Достоевского начинается с описания невыносимой жары, духоты и городской вони, царящих в Петербурге: “В начале июня, в чрезвычайно жаркое время... на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Это не только атмосфера июньского города, но и атмосфера убийства. 
    Жизнь города трагична. Бродя по улицам, Раскольников видит безграничное горе людей. Это пятнадцатилетняя девочка, которую напоили и обманули. Это и мещанка Афросиньюшка, бросившаяся с моста в воду. 
    Но Петербург Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события, это как бы душа этих событий, символ ненормальности жизни. Городской пейзаж органически связан с душевным состоянием автора, внутренним миром его героев. Петербург Достоевского болен, больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его романа. 
    Особый акцент в своем произведении Достоевский делает на описании жилища своих героев. Они также напоминают о ненормальности жизни, которую ведут люди, в них живущие. Возникает раздражающий, навязчивый желтый цвет, проходящий через все произведение. 
    Таким образом, Достоевский в романе “Преступление и наказание” показал нам мрачный, желтый Петербург. Здесь жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон - реальностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы. Тема урока - Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского» Базовый учебник. • Цель и задачи урока : Цель: создание условий для формировани...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из ...