Особенности педагогической мысли в произведениях древнерусской литературы
творческая работа учащихся по литературе (6 класс) на тему

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_mysl.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

Особенности педагогической мысли в произведениях древнерусской литературы

                                                                                                                    Выполнила: Гвоздева Яна

ученица 6Г класса

Научный руководитель: Рожкова А.Н.

Учитель русского языка и литературы


Оглавление.

1. Введение…………………………………………………………………………..3

2. Основы воспитательной педагогики…………………………………………….3

3.Новые явления педагогической мысли 10-13 века………………………………4

4.Педагогическая мысль в «Слове некоего калугера о чтении книг»…………….6

5. Поучения Владимира Мономаха…………………………………………………6

6. Заключение…………………………………………………………………………9

7. Литература…………………………………………………………………………10


1. Введение

Исследование, которое вы держите в руках, посвящено особенностям развития педагогической мысли в произведениях древнерусской литературы. В частности, в нём уделено внимание лишь малой части литературы такого рода, а именно: «Слову некоего калугера о чтении книг» и «Поучению Владимира Мономаха».

В него вошли педагогическая публицистика, фрагменты из произведений, суждения автора работы.

Думается, многие читатели с интересом встретят эту работу, так как на протяжении многовековой истории человеческого общества родителей волновали проблемы воспитания. Они их волнуют и сегодня. От того, как воспитаны дети, зависит будущее страны. Чем люди глубже заглядывают в своё прошлое, чем вернее отделяют преходящее от непреходящего и раскрывают свои духовные богатства, тем более близкими и родными другим людям они оказываются.

Следует учитывать, что собственно педагогических произведений тогда не было, педагогика ещё не выделилась в самостоятельную область знания. В то же время эта мысль присутствовала во всей древнерусской культуре. Педагогические идеи и воспитательный опыт многих поколений включались в летопись, поучения, жития…

Именно духовная мудрость требовала упорной учёбы, постоянного и вдумчивого чтения книг, знакомства с мировой историей, осмысления своего собственного и своего народа места в ней, требовала литературного и музыкального развития – но только вдобавок к нравственному. Исследование именно нравственной стороны данных произведений и занимает большую часть работы. Нравственность была краеугольным камнем воспитания. Многие правила воспитания из произведений древнерусской литературы не устарели до нашего времени.

Автор работы ставил перед собой задачу также исследование языка произведений, уже названных выше. Использование выразительных средств нашего языка дало право называться этим произведениям памятниками древнерусской литературы.

2. Основы воспитательной педагогики

Воспитательные традиции, на которые опиралась педагогическая мысль Древней Руси, насчитывают более двух тысяч лет. Во второй половине I тысячелетия н.э. завершилось расселение славян и их разделение на три группы: восточную, западную и южную. Традиции как интегрированное явление включали в свой состав обычаи, обряды, ритуалы, реликвии, церемониалы, нравственные, народно-правовые и другие стереотипизированные формы человеческой деятельности. В них был обобщен социальный опыт прежних поколений, их убеждения, взгляды, нравы, нормы поведения, привычки, поддерживаемые общественным мнением.

С помощью традиций создавались основы трудового, нравственного, физического, эстетического и религиозного воспитания. Выполняя заветы предков, исполняя обычаи и обряды, наследуя традиции, дети включались в трудовую деятельность (сбор плодов, уборка урожая, рыболовство, бортничество и др.), усваивали социальную практику как необходимое. Определенные педагогические функции выполняли и средства воспитания, начиная от колыбельных песен, приговоров и пестушек, кончая сказками, легендами и преданиями, традиции, обряды и обычаи определяли содержание народных педагогических воззрений людей того времени. Педагогический аспект обычаев состоял в выработке у детей привычек в общении с другими людьми.

Традиции и обычаи выступали как две взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Если обычаи передавали детям конкретные образцы конкретных поступков, действий, указывали, что следует, а чего не следует делать, то традиции формировали такие социально значимые качества, как дисциплинированность, исполнительность, честность, а также трудовые навыки и умения.

На основе традиций и обычаев формировались обряды, связанные с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, обставленные языческими символами, ритуалами, церемониями, разнообразными действиями. Цель обрядов, в частности, заключалась в том, чтобы дать детям определенные советы, которыми они могли бы пользоваться в повседневной жизни, труде, закрепляли нормы и правила поведения.

В процессе воспитания особое значение придавалось соблюдению запретов (табу). Ими определялась хозяйственная, социальная жизнь и поведение человека. Рациональные в большинстве случаев по своему значению табу (охрана родовых угодий, мест гнездования птиц, самок зверей, когда они выращивают молодняк, и т.п.) выражали запрет как требования предъявляемые обществом к его членам, включая детей, но трактовка этих требований принимала в явлениях табу иллюзорный характер, окутывалась анимистическими, магическими и другими формами.

Основой нравственных отношений являлась общинная собственность на средства производства. Совместный труд, коллективное пользование орудиями и результатами труда порождали чувства взаимной помощи, выручки. Высшим идеалом добра считались такие качества, как сила, храбрость, выдержка, самообладание.

Вместе с тем было бы неправильно идеализировать мораль и нравственные отношения в родоплеменном обществе. Мораль здесь выступала нередко в грубых формах и несла печать примитивного образа жизни.

3. Новые явления педагогической мысли X – XIII века

В качестве новых явлений в педагогической мысли Руси X-XIII вв. можно отметить: 1) выдвижение в центр воспитания отдельной личности, вышедшей в процессе возникновения экономически самостоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива;           2) выработку таких методов и форм воспитания, которые соответствовали новым общественным отношениям; 3) обогащение средств воспитания за счет трансформации мифов в эпос и сказку, иллюзорных представлений о природе – в загадки, имитации трудовых процессов в детских песнях-хороводах и т.п.

В период становления классового общества правящему классу необходимо было опираться не только на силу, но и на грамотность, школу, следовательно, появилась потребность дать обоснование этим средствам воспитания, определить их задачи, цели, основные средства и методы. Педагогическая мысль XI – XIII вв. прослеживается и в литературных произведениях, и в народных педагогических воззрениях. В народной педагогике в различных формах и при помощи разнообразных средств (пословицы, сказки, былины, наблюдения за приметами погоды, биологическим циклом развития растений, вовлечение подростков в земледельческий труд по кругу аграрного календаря и др.) в достаточной мере проявляется педагогическая мудрость народа.

Сформулированные кодексы поведения предусматривали неравенство прав сословий. Это социальное разграничение подробно разработано в «Русской правде», «Изборнике 1076 года», «Поучении» детям Владимира Мономаха и других произведениях. В тоже время углубление классовых противоречий толкало идеологов господствующего класса на поиски путей мирного разрешения социальных конфликтов.

Сквозь засилье религиозных догм пробивала дорогу идея эстетического воспитания человека средствами природы. Автор «Слово полку Игореве», Владимир Мономах, Кирилл Туровский видели в природе источник, который пробуждал в человеке интерес к жизни, доброту.  Все уродливое в человеческих отношениях противопоставлялось красоте и гармонии окружающей природы. Единство эстетических и этических аспектов являлось одной из закономерностей развития педагогики Древней Руси.

Одной из особенностей творчества древнерусских мыслителей являлось построение педагогических концепций на антитезе: Владимир Мономах противопоставлял труд – лени, Кирилл Туровский добродетель – лихоимству, Даниил Заточник ум – глупости, Климент Смолятич искания истины – слепому восприятию догм. Употребление противоположных понятий при характеристике нравственных качеств и пороков личности придавало произведениям эмоциональность, вызывало яркие представления о предметах и явлениях,  обе   части антитезы освещали одна другую. Древнерусские мыслители как представители официальной педагогики не могли не учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками. От «Слова о законе и благодати» Иллариона до «Моления Даниила Заточника» наблюдается постоянное обращение к мудрости народной педагогической мысли. Эта взаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIII вв.

4. Педагогическая мысль в «Слове некоего калугера о чтении книг»

 «Изборник 1076 года», предназначался для широкого круга читателей и ставил своей целью дать свод нравственных правил, «каким подобает быть человеку». «Слово некоего калугера о чтении книг» возникло на славянской почве, оно подчёркивало то нравственное благо, которое дарует человеку книги. Ведь проявление рукописной книги на Руси Х-начала ХI вв. явилось настоящей культурной революцией. «Слово некоего калугера…» перекликается с той похвальной книгой, которую даёт «Повесть временных лет».

В «Слове некоего калугера о чтении книг», естественно, говорится о полезности этого занятия, о том, что это одно из величайших благ: «Добро есть… чтение книжное, именно чтение позволяет человеку общаться с Богом. Обязательно нужно вникать в смысл того, о чём читаешь: трижды обращайся к одной главе». Все действия человека направляемы именно тем, о чём он читает. Священное Писание (библия) содержит истины, которые непререкаемы. Автор в своём тексте (небольшом по объёму) использует много языковых, выразительных средств. Это отрицательные сравнения. Просто сравнение, в котором используются яркие, запоминающиеся образы: « Красота воину оружие, кораблю паруса, так и праведнику почитания книжное…». То есть одно из условий вести праведную жизнь – это почитание книжное.

5.  Поучения Владимира Мономаха

Сочинение киевского князя Владимира Мономаха, известное под наименованием « Поучения», написаны в конце ХI- начале ХII вв.

 «Поучение» Мономоха по существу является своеобразным собранием его сочинений: здесь собственно «Поучение» , его автобиография и письмо к князю Олегу Святославовичу. Но молитва, приписываемая Мономаху и заключающая его сочинения, ему не принадлежат.

Письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу начинается в покаянном тоне: «О, многострадальный и печальный аз!» Мономах излагает повод, послуживший к началу письма-убийство Олегом сына их обоих, - и высказывает мысль, что жизнь человеческая в руках божьих. Мономах подчеркивает, что он не собирается мстить Олегу: «Дивно ли, она мужь умери в полку (в сражении) ти? Лепше суть измерли и роди наши». Политическая деятельность Владимира Мономаха до сих пор вызывает массу споров среди историков: стремился ли Владимир Мономах восстановить старый политический строй, воскресить прошлое или укрепить новый политический порядок феодальной раздробленности?

Сам Владимир Мономах, конечно, представитель новой идеологии, оправдывавшей новый, провозглашенной на Любеческом  съезде принцип – «кождо да держи отчину свою», признавший факт раздробления Руси.

Владимир Мономах отчетливо сознавал, что новому принципу общего владения Русской землей необходимо было создать моральный авторитет. Это было тем более необходимо, что сразу же вслед за Любеческим съездом вновь начались правовые раздоры князей.

 «Поучения» Мономаха оказывается близким различным наставлениям к детям, тем или иным местам из творений отцов церкви различным поучениям из «Пролога», отдельным произведением византийской, средневековой, латинской и даже англосаксонской литературы.

На «Поучения» лежит налет трагизма, сказавшегося в его несколько скорбным тоне вызванного недостижимости того политического идеала, которому стремился Мономах, даже в его личном поведении: Мономах, вопреки собственным наставлениям был втянут в усобицы князей, нарушал клятвы и обязательства, действуя порой под влиянием реальной необходимости.

В своем политическом идеале Мономах не был одинок: это был поэтический идеал феодалов времени раздробленности Руси, вступившей в резкий противоречия с жизнью, набегами половцев, против которых все труднее и труднее было собирать союзные рати князей.

Владимир Мономах был только одним из тех авторов, которых волновало этическая сторона государственной деятельности.

Система Владимира Мономаха опиралась на лирику другого царя и псалмопевца — Давида, на его самоотречение государственного человека. Она опиралась в известной мере даже на народную лирику. Лирическое начало было в высшей степени свойственно Мономаху — и тогда, когда он вспоминал о своем возрасте, и тогда, когда он вспоминал свой жизненный путь, и тогда, когда он молил своего врага о примирении, и тогда, когда он просил его вернуть ему жену покойного сына.

Следование законам Божьим, проявляется в поступках, в отношении к людям, особенно к тем, которые нуждаются в помощи. Мономах активно призывает своих сыновей подавать щедрую милостыню нуждающимся - ведь это начало к пробуждению добра в сердце. «Страх имейте божий в сердце своём милостыню подавать нескудно, - это ведь начало всякого добра».

Мономах рассуждает о зависимости людей от своих собственных желаний. Особенно страшными считает он те помыслы и поступки, которые направлены на то, чтобы отомстить человеку, сделавшему нам зло. «Если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре». Он взывает обратиться к Богу, который любит и прощает всех. Мономах употребляет Бога человеку, который любит не себя, а других, при помощи эпитетов показывает его щедрость: «милостив и премилостив». Людям же даёт антонимичные эпитеты: «грешны и смертны».

Наши плохие и темные желания названы в тексте врагами и побеждать их нужно тремя делами: покаянием, слезами и милостыней. Самое главное: не забывать их и не лениться. Большой поучительный смысл вкладывает Мономах в строки прославления Господа, его чудес, его мудрости, т.к. само устройство этого мира помогает читателю стать добрее, благороднее, чище. Ощущение красоты сотворённого мира, умение её увидеть, побуждает даже в сердцах грешников раскаяние. Страшная кара ожидает тех, кто не верит в Бога: « И кто не восхвалит тебя, господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя отца и сына и святого духа, да будет проклят!»

Обращаясь к своим читателям, Мономах говорит: "лишаем не мьсти, ненавидим люби, гоним терпи, хулим моли, умертви грех. Избавите обидима, судите сироте (праведно судите обездоленных, крестьян), оправдайте вдовицю" — последние слова этой тирады, призывающие избавить обиженного, дать суд сироте (под "сиротами" обычно разумелись крестьяне) и оправдать вдовицу, могли опять-таки относиться только к князьям,

"увлекающимся властью", чрезмерной эксплуатацией и тем разрушающим ее планомерность. Мономах вовсе не был прекраснодушным "смердолюбцем". Его социальная политика была той же политикой упорядочения нового строя, обуздания отдельных зарывавшихся феодалов, нарушавших во имя личных интересов интересы всего феодального класса в целом.

От авторитета христианской морали Мономах обращается в "Поучении" к тому назидательному примеру, который подает человечеству устройство мироздания, и здесь проводит ту же мысль о необходимости каждому довольствоваться своим уделом: природа разнообразно и чудно устроена: среди человеческих лиц нет и двух одинаковых, птицы небесные, расселяясь весной из рая по всей земле, находят каждая свое место "и не ставятся на единой земли, но и сильныя и худыя идут по всем землям божиимь повеленьемь".

Птицы здесь, конечно, дают моральный образец для поведения князей. Птицы довольствуются своим уделом, каждая из них находит свое место, хотя среди них есть сильные и "худые". Новый политический порядок держания земли многими князьями-вотчинниками мог стеснить свободу передвижения по ней, свободу торговли, и вот Мономах особенно настаивает на том, чтобы не обижать путешествующих: куда вы пойдете и где станете станом — "напойте, накормите" убога и странна (странника) "и боле же чтите гость, откуду же к вам придеть, или прост или добр или сол" (простой человек, знатный или посол), "и человека не минете не привечавше (не поприветствовав его) — добро слово ему дадите".

Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в "Поучении" с удивительным художественным тактом. Весь тон "Поучения" — задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный.
Как моралист Мономах не гневается на ослушников,— он не патетичен, не риторичен, не считает себя безупречным образцом для всех. Он печален, он грустно размышляет, он беседует с читателями и этим удивительно располагает к себе.

Восхищение разнообразием человеческих лиц являлось признанием ценности человеческой личности самой по себе. В устах главы государства это восхищение разнообразием человеческих лиц означало признание права человека на индивидуальность, права быть самим собой — права, столь часто отрицаемого "увлекающимися властью". И не случайно Мономах писал в своем "Поучении" князьям: "не давайте сильным губить человека", "больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны". "Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите". "Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью ни во что ставить всеобщий почет".

Основная политическая мысль "Поучения" — каждый должен довольствоваться своим уделом, не завидовать чужому и не покушаться на достояние соседа. В "Поучении" эта мысль проводится на примере поведения птиц.

Другая мысль "Поучения" — "леность бо всему мати".

Довольно часто звучит мотив милосердия как определяющего качества любого человека. В частности милосердия к нищим и убогим: «по силам кормите и подавайте сироте». Говорит о том, что силы не является правдой и нельзя силой губить человека и способствовать этому. Обыгрывается такая заповедь, как почитание отца и матери, добавляя к этому, возлюби ближнего своего: «старых чти, как отца, а молодых, как братьев».

Множество советов Мономаха касаются хозяйственной части жизни: дом, уход за ним, охрана жилища, собственное здоровье, путешествия по другим землям, принятия дорогих гостей. В основе всего иметь нужно страх божий.

Большое внимание уделено такой повседневной части жизни, как приветствие встречному и гостеприимство: «не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему  молвите». «Более же всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел; если не можете почтить подарком, то пищей или питье: ибо они, проходя, прославят Человека по всем землям». Использует в своей речи поговорки: «Лепость ведь всему мать; что кто умеет, то забудет, от чего не умеет, тому не научится». Пример своего отца призывает учится, который знал 5 языков и вставал до рассвета. Рассказывает Мономах и о труде своем: проводил свое время он в разъездах и на охоте.

     О мотальной ответственности князя за судьбы Русской земли говорит в своём «Поучении» Владимир Мономах. Князь ответствен и за «сёла горящие», и за «нивы потоптанные», и за «слёзы бедной вдовицы». Он обязан хранить защищать рубежи государства от внешних врагов и не допускать междоусобных распрей, быть образцовым семьянином, трудолюбивым, рачительным, гостеприимным хозяином. Мономах особо подчёркивает значение труда в жизни человека, понимая прежде всего под трудом ратный подвиг и занятие охотой. Свои наставления Владимир Мономах подкрепляет примером личной жизни, мастерски соединяя дидактику с автобиографией, описанием своих походов и охоты. Перед читателем «Поучения» предстаёт «внутренняя» красота незаурядной личности конца XI-начала XII столетия.

6. Заключение

Мономах внес сильное этическое начало в свою политическую деятельность: он писал сочинения, открыто обсуждал свои ошибки. Он проповедовал свою политическую и этическую систему на княжеских съездах, стремился действовать уговорами. И ему многое удавалось сделать.

Особенность педагогической мысли в любом из произведений древнерусской литературы в её актуальности и неустаревающем влиянии на литературу современную.

                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Тест для зачета по произведению древнерусской литературы "Слово о полку Игореве"

Предлагаемый материал содержит тестовые задания для проведения зачета по произведению древнерусской литературы "Слово о полку Игореве"...

Древнерусская литература. Тесты по произведению "Слово о полку Игореве".

Проверка усвоения учебного материала по древнерусской литературе....

Контрольная работа по произведениям древнерусской литературы и русской литературы XVIII века. 9 класс

Контрольная работа для обучающихся 9 класса после освоения материала о древнерусской литературе и литературе 18 века, о литературных направлениях классицизм и сентиментализм....

Урок-игра по произведению древнерусской литературы « Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Урок-игра по произведению древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» для учащихся 7 классов....