Контрольная работа по литературе за первое полугодие. 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Бакума Юлия Алексеевна

Данный материал может быть использован при проведении контрольной работы по литературе за первое полугодие. Автор программы - Г.С.Меркин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе за первое полугодие.

Вариант 1

1. Перед вами отрывок из биографии известного вам писателя или поэта XIX века. О ком идет речь? Назовите его имя, отчество и фамилию.

а) Бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался крепким здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода. О чувствах и интересах отца она не заботилась. Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Мальчика окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений детства, свойственных возрасту, у него не было.

 

б) Родился 9 ноября 1818 г. в Орле. Он воспитывался в старинной дворянской семье и был вторым сыном у родителей. Его отец служил в армии и вышел в отставку в чине полковника кирасирского полка. Мать, Варвара Петровна, происходила из состоятельной дворянской семьи. Стоит заметить, что этот брак не был счастливым, поскольку отец женился по расчету, а не по любви. Когда … исполнилось 12 лет, отец решил уйти из семьи, бросив жену и троих детей. К тому времени от эпилепсии умер младший сын Сережа.

В результате, воспитание обоих мальчиков легло на плечи матери. По своей натуре она была чрезмерно строгой женщиной со скверным характером. Несмотря на то, что она строго относилась к сыновьям, ей удалось привить им хорошие качества и манеры.

в) Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей. Обучение проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

г) Писатель родился в московской дворянской семье. У него были брат Лев и сестра Ольга. Летом мальчик гостил у бабушки в с. Захарово под Москвой. Здесь его воспитанием занималась Арина Родионовна Яковлева. В 1811 г. поступил в знаменитый Царскосельский Лицей для мальчиков, где его вовсе не считали талантом. В 1817 г., после лицея, в чине коллежского секретаря 12 кл. юноша поступил служить в Коллегию иностранных дел.

    2.  Перед вами отрывок из стихотворения. Назовите его автора. Определите стихотворный размер.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

3. Что такое инверсия? Найдите 2 примера инверсии в предложенном  отрывке.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

4. Перед вами отрывок из рассказа. Как он называется? Укажите автора произведения. Как называется сборник, в который вошел этот рассказ?

Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился: «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонёк. Лесник довёл лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» — раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрипел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.

5. Найдите не менее пяти различных  художественно-изобразительных средств в указанном отрывке. Из какого произведения взят отрывок? Назовите автора.

     Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зеленозолотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает, откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву

Контрольная работа по литературе за первое полугодие.

Вариант 2

1. Перед вами отрывок из биографии известного вам писателя или поэта XIX века. О ком идет речь? Назовите его имя, отчество и фамилию.

а)Родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. В семье  было еще двое детей – сын Лев и дочь Ольга. С 1805 по 1810 год мальчик проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка наняла Арину Родионовну Яковлеву, няню, которую он так полюбил.


б) В 1828 году в его жизни случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

Произведение «Басаврюк» было опубликовано первым. Позднее повесть переработана в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она подарила писателю известность.

в) Появился на свет 28 октября (9 ноября) 1818 года. Событие это произошло в семье Сергея Николаевича, потомка древнего рода тульских дворян, и Варвары Петровны Лутовиновой, наследницы богатого дворянского рода. Будущий писатель был вторым из троих детей. В детстве ребенок  подвергался жестоким побоям и истязаниям матери, хотя и считался её любимым сыном. Варвара Петровна была очень противоречивой личность. Начитанность и образованность странным образом сочетались в ней с тиранством и деспотичностью к родным. Именно она явилась прототипом жестокой барыни в известном рассказе «Муму»

г) В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе.  Популярность к нему приходит вместе с выходом стихотворения 
«Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения.


2. Перед вами отрывок из стихотворения. Как оно называется? Назовите его автора. Определите размер произведения.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

 Вспомнишь и лица, давно позабытые.

3.Что такое антитеза? Найдите этот прием в стихотворении. Какова ее роль в указанном произведении.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

4. Перед вами отрывок из повести. Вспомните ее название. Назовите автора произведения.

         А между тем верный товарищ стоял пред ним, бранясь и рассыпая без счету жестокие уморительные слова и упреки. Наконец схватил он его за ноги и руки, спеленал, как ребенка, поправил все перевязки, увернул его в воловью кожу, увязал в лубки и, прикрепивши веревками к седлу, помчался вновь с ним в дорогу.

- Хоть неживого, да довезу тебя! Не попущу, чтобы ляхи поглумились над твоей козацкою породою, на куски рвали бы твое тело да бросали его в воду. Пусть же хоть и будет орел высмыкать из твоего лоба очи, да пусть же степовой наш орел, а не ляшский, не тот, что прилетает из польской земли. Хоть неживого, а довезу тебя до Украйны!

5. Перед вами отрывок из романа. Укажите название произведения и его автора. Найдите не менее пяти различных  художественно-изобразительных средств в указанном отрывке.

        Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостью стараясь заглушать душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытыми грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки: в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представлявшего ему верное подобие жизни - подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе за первое полугодие в 8 классе

Контрольная работа по литературе за первое полугодие в 8 классе...

Контрольная работа по литературе за первое полугодие в 8 классе

Контрольная работа по литературе за первое полугодие в 8 классе...

Контрольная работа по литературе за первое полугодие (10 класс)

Контрольная работа по литературе 10 класс(3 варианта)  за первое полугодие составлена на основе учебника литературы под редакцией Ю.Лебедева....

Контрольная работа по литературе за первое полугодие ( 11 класс)

Контрольная работа по литературе  за первое полугодие предназначена для  учащихся 11 кл., обучающихся по учебнику под ред. В.П.Журавлёва...

Контрольная работа по литературе за первое полугодие. 5 класс

Материал может быть использован для проведения контрольной работы по литературе за первое полугодие в 5 классе. Автор программы - Г.С.Меркин....

Контрольная работа по литературе за первое полугодие. 11 класс

Материал может быть использован при проведении контрольной работы по литературе в 11 классе....

Контрольная работа по литературе за первое полугодие. 8 класс

Материал может быть использован при проведении контрольной работы по литературе за первое полугодие в 8 классе. Автор программы - Г.С.Меркин....